Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Что в отчестве тебе моем?

Что в отчестве тебе моем?

На Руси отчество всегда считалось привилегией знатных людей. Князья получали его по праву рождения, а купцы и прочий люд - за особые заслуги перед Отечеством. Потом отчество стало привычным уважительным обращением к человеку. Но прошли века, и сегодня отчество становится «не модным», «лишним» и даже «нежелательным» элементом. Скоро его совсем редко будут указывать на визитках и бейджиках. Отчего люди морщатся, когда у них спрашивают отчество? На эту тему мы беседуем с протоиереем Андреем Каневым, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская» на Семи Ключах в Екатеринбурге.

Отец Андрей, Вы очень щепетильно относитесь к тому, чтобы человека называть не просто по имени, а по имени-отчеству. В чем причина?

Я начал замечать, что из нашего лексикона отчество стало постепенно исчезать. Так было не всегда. Мое детство прошло в деревне (чему я очень рад), и там к взрослому человеку все обязательно обращались по имени-отчеству и «на вы». Потому мне и режет слух, когда взрослый человек, представляясь, называет только свое имя, но не называет отчества.

В американских фильмах мы можем наблюдать сцены, когда какой-нибудь малец подходит к взрослому дядьке и называет его просто Джон: «Эй, Джон, иди сюда». С американцев спрос не велик – их культура не имеет глубоких корней, давних традиций. Америка – страна эмигрантов, которые разрывали со своим прошлым, чтобы начать новую жизнь на новом континенте под флагом новой «американской мечты». Понятно, что именно поэтому они безболезненно утеряли свои отчества.

У русских культура совсем иная. Давайте припомним прописную истину: что такое имя, фамилия и отчество?

Имя – это выражение индивидуальности. Вспомните, Адам в раю получает задание дать имена животным. Господь дает ему возможность быть со-творцом Бога: если Бог создал животное, то Адам должен был выявить суть каждого животного и зафиксировать ее в имени.

Имя во всех культурах имело какое-то особое значение. Иногда имя связывалось с жизнью души, и отсюда традиция давать два имени: одно – сакральное, истинное, а другое – публичное. Иногда появлялась традиция смены имени в тех случаях, когда человек кардинально менялся – это и смена имени после обряда инициации (взросления), и смена имени человеку, которого завоевали и сделали рабом, например. Иногда имя «зарабатывалось», добывалось через подвиг – и совершённый подвиг в имени фиксировался. Вот и в православной культуре наречение имени в честь святого – событие особое. Люди подразумевали, что после крещения между ребенком и его небесным покровителем появляется особая связь. Имя выбиралось со смыслом и со смыслом произносилось: родители или следовали семейной традиции наречения имен, или называли в честь особо почитаемого святого, или просто доверялись святцам, доверялись Богу в выборе имени.

Знаете, иногда в поминальных записках подряд записаны тезки: ты поминаешь людей о здравии и читаешь подряд: «Даниила, Даниила, Анну, Анну, Анну…» И, вроде бы, имена повторяются, но перед Богом это разные люди. Имя одно, а личности разные.

Фамилия фиксирует принадлежность человека к определенному роду. Она дает ему и всем остальным понять, откуда его корни, откуда он вышел.

А отчество – это не просто выражение связи с родом в целом, а выражение связи с конкретными людьми рода, в частности, с отцом. Поэтому, когда мы теряем отчество, мы теряем связь с отцом или даже предаем отца, если уходим от отчества осознанно.

На самом деле отчество не есть лишняя добавка к имени и фамилии, но огромное приобретение тех культур, где отчество есть. И в русских народных сказках некоторые животные персонажи имели имя-отчество: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапович, даже Змей - и тот Горыныч. Это означало, что у них тоже есть какой-то род с характерными признаками, есть история, и, следовательно, есть будущее.

Наша семья родом с севера, а там имя составлялось так, что в нем отражался не только отец, но и дед, и прадед, и пра-прадед, и пра-пра-прадед. То есть, на какой-то торжественной встрече семей нашего рода я должен сказать, что я внук Даниила, Иоанна, Георгия и Ермолая.

Смысл здесь такой: человек не является каким-то выродком, он не только имеет отца (у каждого есть биологический отец), но и знает своих предков до четвертого колена.

Когда современный человек начинает быть похожим на американца, представляется просто Иваном, а на вопрос об отчестве начинает мямлить: «Да просто Иван, да это неважно», – это же ненормальность какая-то. Как это «неважно»? Ведь жизнь без отчества – это жизнь без связей, без нормальных отношений со своим прошлым, со своим родом и своей землей-отечеством.

Сегодня распространена и социальная причина потери отчества. Ребенок, который воспитывался без отца, может знать своих предков до четвертого колена, может ассоциировать себя с родом, с жизнью конкретной семьи. Но эта связь будет выстраиваться по линии матери, а не отца, который по каким-то причинам из жизни ребенка пропал (или не появлялся в ней вообще). Мы же не можем сказать, что в таком случае человек американизировался или «дебилизировался». И когда человека, выросшего без отца, настойчиво именуют по отчеству, то это бывает неприятно или даже болезненно.

Не может нормальный человек в 80 лет быть «просто Наташей»! Если взрослый человек так себя позиционирует, он показывает свою глупость и развращает окружающих.

Тема неполных семей, тема безотцовщины – очень болезненная. Дети из неполных семей, особенно мальчики, переживая свою брошенность, впоследствии могут затаить на своих отцов сильную злобу. Иногда такой выросший мальчик впадает в некий подвид греха Хама, отказываясь не только от отчества, но и меняя свою фамилию («если родители меня предали, то я от них отказываюсь, я их также предаю»).

Как переживать эту трагедию брошенному когда-то ребенку? Во-первых, нужно все равно простить отца, как бы трудно это ни было. Заповедь о почитании отца и матери не гласит: «Почитай только хорошего, доброго, заботливого или успешного отца». Нет. Почитай отца любого – а это значит: принимай и прощай.

Иногда обида на отца спрятана так глубоко, что человек неосознанно избегает отчества. Нужно поразбираться в себе, и если найдется такая неприязнь (явная или скрытая), то прощение – единственный правильный выход из этой обиды. Ведь если мужчина через отречение от отчества или фамилии борется с отцом-предателем, то на самом деле он сам совершает предательство. Взрослому христианину нужно смириться с жизненными обстоятельствами, которые он прожил в детстве, принять отчество и тем самым простить отца за предательство. Хочешь или не хочешь, ты – носитель каких-то личностных особенностей твоего отца, которого ты в глаза не видел. Принимая отца, ты принимаешь и себя, избегая глубинных личностных трагедий.

Во-вторых, если уж произошла трагедия и прервался какой-то род, то нужно начать новый род, свой собственный. Когда мужчина не отрекается от своего отца, приняв отчество и фамилию, тогда его собственные дети относятся к нему уважительно и не предают его. Традиция предательства будет прервана, и начнется новый род. А если ты не простил, то и тебя не простят – таков нравственный закон.

Социальные причины потери отчества мне также понятны, как и причина, которую мы назвали выше «американизацией». Но есть еще одна, совершенно не ясная мне по своему происхождению, причина отказа от отчества.

Назовем ее «дебилизацией». Например, подходит ко мне женщина (ровесница моей матери) и представляется по имени. А на мой вопрос об отчестве, «смиренно» потупив глазки, говорит: «Да что вы, батюшка, не надо! Просто Наталья». Здесь никакого смирения нет и в помине, так как у человека ни корней нет, ни правильного понятия об уважении к своим предкам и к собеседнику. Не может нормальный человек в 80 лет быть «просто Наташей»! Если взрослый человек так себя позиционирует, он показывает свою глупость и развращает окружающих. Это потом наши пожилые люди начинают жаловаться на то, что молодежь их не уважает, место в трамвае им не уступает и так далее.

Помню, бабушка, выросшая в деревне, рассказывала мне, что до отчества человек должен был дорасти. Ребенка называли уменьшительно-ласкательным именем (Анюта, Нюшка). Девушку на выданье и замужнюю именовали полным именем (Анна). А вот когда женщина проживет какое-то время в браке, когда появятся дети, когда она раскроется как личность, тогда могло появиться отчество (Анна Ивановна). В данном случае это было как бы признанием успешности жены и матери и признанием отца, вырастившего хорошую дочь. Иногда к старости имя уходило, и человека именовали только по отчеству. А вздорные, гневливые, гулящие и так далее отчества так и не получали: их именовали либо по имени, либо «приклеивали» им прозвища, отражающие характер (Трындычиха, например).

Это еще один пример, подтверждающий тот факт, что в России всегда отсутствие отчества – признак неблагополучия личности, признак синдрома недоросля. Я абсолютно согласен, что не нужно именовать по имени-отчеству ребенка. Но когда человек уже начал работать, когда он создает семью, в его жизни обязательно должно появиться отчество.

Если отчество настолько важно в жизни нормального взрослого человека, то почему священников мы называем только по имени, без добавления отчества?

Вспомните, что в Таинстве Крещения человек духовно рождается к новой жизни, поэтому того, кто его рождает, – священника, – он зовет отцом. Обращение к священнику «отец такой-то» – это признак узнавания, уважения, признания. Если чужого по крови человека я называю отцом, значит, я признаю его участие в моей жизни, благодарен за это участие, уважаю его и так далее.

Кроме того, «отец такой-то» – это определенная кодировка, которая позволяет отделить своих от чужих. Когда я начал преподавать в университете, мне было очень трудно представляться своим светским именем. Но потом я привык, хотя некоторые сотрудники кафедры и некоторые студенты обращались ко мне «отец Андрей». Для рабочей ситуации обращение к священнику по имени-отчеству нормально. Но если в храме к священнику кто-то обращается по имени-отчеству, то это сигнал: «Этот человек чужой, он не член Церкви».

Чем больше у нас будет хороших родовых, освященных традиций, тем сложнее культуре постмодерна будет нас пошатнуть, надломить.

Монахи начинают свой путь с отречения от мира. В постриге им дается новое имя, то есть они совсем уходят из рода, поэтому у них нет отчества и фамилия их пишется в скобках. Очень коробит слух, когда кто-нибудь называет святителя Игнатия просто по фамилии («Я прочитал Брянчанинова…»). Фамилия святого всегда пишется в скобках, так как он уже вышел из этого рода и стал Христовым, обретя небесное отечество.

В России отчество действительно было связано с Отечеством, так как люди жили на конкретной земле, вкладывали в нее всю свою жизнь, все творческие силы. Сегодня среднестатистический горожанин связан не столько с землей, сколько с местом (работы, жительства, отдыха), которое очень легко поменять. Можно ли реанимировать в общественном сознании живое переживание Отечества?

Живое переживание за свое Отечество возможно только для тех, кто сохранил в своей душе связь с родителями. Выродки Отечество создать или сохранить не могут. Они будут высмеивать традиции, отменять их, жить сегодняшним днем, и никакого живого переживания у них быть не может. Такое общество ценит мобильность и приспособляемость. «Я никому ничего не должен. Я просто работаю винтиком в определенной системе, на определенном предприятии. Таким винтиком я могу быть и в России, и во Франции… где угодно. Поэтому я совершенно не обязан уважать своего начальника и вообще любых «вышестоящих»». А раз у такого человека нет Отечества, то и отчество у него легче отменяется, вычищается из его лексикона и надписи на бейджике.

Интересно, что люди с отчеством совсем уж редко представлены в социальных сетях. В одной из соцсетей в принципе невозможно вставить отчество: даже графа такая не предусмотрена на личных страничках пользователей. В Интернете имя максимально сокращается, превращается в ник, в приятное звукосочетание...

...которое легко заменяется на номер.

А после отмены отчества можно будет отменить и пол, например, как это уже принято во Франции: не мама и папа, а «родитель №1» и «родитель №2». Если раньше фразы типа «герой Отечества», «битва за Отечество» ассоциировались с чем-то глобальным (глобальной битвой и подвигом), то сегодня эти битвы разворачиваются на очень частном уровне, на уровне семьи.

Да, только на первый взгляд может показаться, что отчество, Отечество и семья мало взаимосвязаны. А на самом деле связаны они глубинно. Все великие битвы состоят из маленьких битв и подвигов. Поэтому те, кого волнует будущее своих детей и свое собственное, должны позаботиться об обретении отчества, Отечества и традиций. Некоторые заявляют: «Что ж тут поделаешь, если мы воспитывались вне традиций?» Тут ничего нет сложного: традиции можно восстановить, позаимствовать, придумать, в конце концов. Традицией может быть совместный «поход» к Причастию или звон в колокола на Светлой Седмице. Посмотрите в церковный календарь – сколько там праздников. В календаре задана настоящая матрица года, на основе которой можно придумать семейные традиции. Только не нужно лениться. Чем больше у нас будет хороших родовых, освященных традиций, тем сложнее культуре постмодерна будет нас пошатнуть, надломить.

В нашем храме создан кадетский корпус. Так вот, мы обязательно будем проводить с ребятами занятия, на которых каждый смог бы составить свою родословную. Обязательно продолжим выезды на так называемую «вахту памяти», когда мы ищем непогребенных солдат Великой Отечественной войны, пытаемся восстановить их имена и найти родных.

Живое переживание за свое Отечество возможно только для тех, кто сохранил в своей душе связь с родителями.

Кстати, когда мы выезжаем на такие раскопки, то наталкиваемся на факты, совершенно не укладывающиеся в голове. Например, стоит деревня, за деревней дорога, за дорогой лес. И в этом лесу, и на обочине дороги лежат непогребенные солдаты. Их сегодня просто нельзя не заметить, не говоря уже о временах послевоенных. А люди десятилетиями ходят в лес по грибы, ездят по дороге и не хотят замечать. Так никогда не было у русских людей. Поэтому я беру своих пацанов и еду на раскопки.

В этом плане совершенно замечательной получилась городская акция «Бессмертный полк», посвященная Дню Победы, которая впервые прошла в этом году. На протяжении нескольких месяцев люди заказывали портреты своих предков – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, вспоминали историю страны и своего рода. А затем дети и взрослые колонной прошлись по главному проспекту города, неся портреты тех, кто в годы войны защищал нас с вами.

На самом деле у нас есть множество возможностей поблагодарить и наших дедов, и родителей, и Господа за то, что мы сегодня имеем. И одна из таких возможностей – уважительное ношение отчества. И если мы уладим все неурядицы с нашими родителями, то и к Господу сможем нелицемерно обращаться «Отче наш» – чего я и желаю всем нашим читателям.

 

•11 •декабря• 2014•

2013

2014

2015

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс