•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Детский фольклорный ансамбль «Сылышки»
Коллектив «Сылышки» существует уже 18 лет, с 1993 года. Его руководители Жанна Дмитриевна Боброва и Марина Юрьевна Водянова тогда окончили Уральскую государственную консерваторию и были очень увлечены уральской народной, в особенности песенной, культурой. Учась в консерватории, ездили в фольклорные экспедиции по уральским деревням, собирали старинные песни. Песенного материала собрано очень много, всего не перепеть. Особенно обязан коллектив своим репертуаром Наталье Федоровне Пироговой – уникальной «песельнице» из села Сипава Каменского района. «Сылышки» много лет дружили с ней, часто к ней ездили.
Сейчас в такие экспедиции ансамбль не ездит, потому что ушли все носители традиции. Но теперь возникает обратная связь: «Сылышки» приезжают в деревни и знакомят местных жителей с песнями, записанными когда-то от их односельчан.
Многие любители, ценители, хранители русской традиционной культуры выражают уверенность в том, что вся она пронизана идеалами Христа, изучая ее, погружаясь в нее, невозможно рано или поздно не ощутить ее православного содержания. В этом уверена Жанна Дмитриевна Боброва, это пережито на собственном опыте коллективом «Сылышки»:
– Уральская народная культура – большая ценность, которую нельзя терять. Хотелось, чтобы все это не умирало, чтобы пелось. Коллектив был создан с целью сохранения традиционной культуры. Но, поскольку коллектив был детский, мы стали думать не просто о сохранении традиций, не просто о приобщении к этой культуре, но и о том, что детей нужно в ней воспитывать. В традиционной культуре есть все для воспитания детей, ничего лишнего и ненужного в ней нет. Постепенно пришло и понимание того, что народная культура, что бы нам ни говорили, православная. А развернули нас к этому пониманию наши дети. Когда мы с ними изучали праздники, праздничные песни, игры, везде было написано, что в праздник сначала нужно идти в храм Божий, а уж потом на лугах гулять. Вот дети и спросили: «А почему мы не ходим? Давайте пойдем!» И однажды мы наломали вербочек и пошли на Вербное воскресенье в храм.
Действительно, сначала «Сылышки» были просто фольклорным ансамблем. А когда начали воцерковляться, стали не только прихожанами храма, но еще и клиросным коллективом. С 2003 года «Сылышки» служат на клиросе: два раза в месяц на ранней Литургии в Храме-на-Крови, и каждые субботу, воскресенье и праздники – в храме во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого, расположенном на биатлонном стрельбище «Динамо», на Московском тракте.
– В школе святого Царевича Алексия мы вместе работали с нашим большим другом отцом Евгением Пестеревым. К сожалению, его нет с нами уже 5 лет, Царствие ему Небесное. Отец Евгений был очень грамотным и знающим фольклористом. Когда он стал священником, ему понадобился хор, и он захотел детей приобщить к пению на клиросе. В школе был домовый храм, там мы начинали петь на богослужениях.
Кроме того, мы с ребятами очень часто ездили в паломнические поездки, продолжаем ездить и теперь. Где бы мы ни оказывались, когда в храмах узнавали, что мы поем на клиросе, всегда приглашали нас петь. Так мы набирались опыта в разных епархиях, в разных храмах, у разных батюшек, пели даже в монастырях, не только женских, но и мужских.
Однажды нас услышал отец Максим, старший священник Храма-на-Крови, и пригласил петь ранние Литургии. Потом мы познакомились с отцом Геннадием Коробейниковым, который служит в храме во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого, на Биатлоне. Там когда-то был лагерь, куда ссылали для расстрела репрессированных. Получается, что мы служим в двух Храмах-на-Крови. Один – на месте убийства Царской Семьи, другой – на месте массовых расстрелов репрессированных.
В нашем коллективе пение на клиросе – это не желание, это послушание. То есть, если вы приходите в «Сылышки», пение на клиросе становится само собой разумеющимся. Родители понимают, что им тоже придется трудиться: вставать и привозить ребенка на раннюю Литургию в Храм-на-Крови или добираться на Биатлон – хоть и не рано, но далеко. Особенно трудно это зимой в мороз. Ну, слава Богу, живем, служим, работаем. Родители тоже молятся на этих Литургиях.
О том, как приходят дети в коллектив, Жанна Дмитриевна говорит с уверенностью: «Господь приводит». Кто-то приходит, побывав на концерте «Сылышков», кто-то просто услышал о них от знакомых. Многие приходят (хотя, точнее было бы сказать, что их приносят) вслед за старшими. Самой маленькой участнице ансамбля Лене Милевской три года, но можно сказать, что в «Сылышках» она с полутора лет – здесь занимаются ее старшие сестра и брат.
Чтобы попасть в ансамбль, детям не нужно сдавать никаких вступительных экзаменов: берут всех, «кто выдерживает». Родители, которые приводят детей в ансамбль, должны понимать, что здесь сознательно ставится задача православного воспитания детей, это значит, что занятия потребуют от родителей и детей, в том числе, и духовных усилий. Некоторым становится тяжело, и они уходят, когда нападают какие-то искушения, когда начинаются духовные проблемы. Но это бывает редко.
В любом случае «выдерживать» детям приходится не какие-то жесткие условия самих занятий: они проходят всего два раза в неделю, и их трудно назвать уроками или репетициями в буквальном смысле.
– По большому счету, мы собираемся вместе, чтобы пообщаться, нам радостно побыть вместе. Мы себя недаром называем одной большой семьей. Когда семья собирается – и песни, и разговоры, и чтение, и обсуждение каких-то вопросов.
Как в семье, как в жизни передается и весь репертуар – песни, игры, кадрили. С маленькими не приходится специально их разучивать, они слушают старших и подключаются. Некоторые специалисты говорят, что с маленькими детьми не надо учить песни, которые не подходят им по возрасту. Конечно, не надо. Но слушать-то они их могут. Со старшими ребятами мы поем молодежные песни. Конечно, маленьким петь это рано, но они слушают. Так всегда было и в жизни, так всегда было в больших семьях. Наталья Федоровна Пирогова рассказывала, что у нее было много старших братьев и сестер. Они брали ее с собой на вечерки с условием не мешать, а иногда с условием «быть балалайкой». Приходилось изображать музыкальное сопровождение для танцев – петь: «Тына, тына, тына, тына», – или стучать по чему-нибудь.
В общем, наши занятия – это не уроки, а живое общение. Некоторые родители, особенно новенькие, поначалу смущаются: «Вы просто сидите, разговариваете, бывает, что на репетиции даже не поете, а потом на каком-нибудь концерте дети выходят и начинают стройно петь». Господь все дает.
Так же естественно подходят в коллективе к клиросному послушанию. Литургические песнопения редко разучиваются в классе, разве что к праздникам, или в том случае, если захотелось спеть, например, новую Херувимскую. Благодаря такому подходу, по мнению Жанны Дмитриевны, пение на клиросе не мешает молитве.
– Дети у нас воспитаны в фольклорной традиции. Фольклорная традиция предполагает, что песнопение непосредственно перенимается с голоса, а не разучивается по нотам. Так было в жизни: дочь поет то, что слышит от матери, внучка – от бабушки. Здесь то же самое: дети постоянно бывают на богослужениях, и все песнопения становятся знакомыми, запоминаются. В самом начале нашего воцерковления мы с детьми ходили в Ново Тихвинский монастырь, слушали пение сестер – сначала обиходным распевом, потом знаменным. И когда о. Евгений нас пригласил на клирос, мы, по большому счету, Литургию уже знали. Новенькие дети вливаются, подстраиваются к основному составу. Первую службу слушают, вторую уже частично подпевают, потом – больше.
Вообще, даже разучивая что-то новое, мы не работаем, как хор. В хоре все раскладывается по партиям, выстраиваются все вертикали и горизонтали. У нас по-другому: взрослые знакомятся с нотным материалом, а дети к нам припеваются.
Нас спрашивают, занимаемся ли мы с детьми вокалом. Нет, не занимаемся. Какой им дал Господь голос, таким и поют. Поэтому они не задумываются, куда звук послать, как его сформировать и т. д. Поют так, как поют, молитва в этом случае не страдает. Господь помогает, и служба получается благолепная и стройная.
В Храме-на-Крови «Сылышки» поют Литургию знаменным распевом. Изучать и перенимать его специально ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Слушали пение хора семинаристов, просили ноты. В репертуаре коллектива есть и авторские песнопения, хотя их не очень много. Интересно, что некоторые из них уже стали почти обиходными, привычными и знакомыми.
– Раньше в экспедициях мы встречались с бабушками, которые отошли от Церкви в богоборческие времена, но очень хорошо помнили различные песнопения с детства. Когда мы просили их вспомнить, что пели на Рождество, на Пасху, они целиком пели тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», пели наизусть стихиры Пасхи. Но оказывается, что эти песнопения, по их воспоминаниям, пели не в храме, а когда колядовали или поздравляли с Христовым Воскресением.
Также бабушки нам пели, например, «Покаяния отверзи ми двери» Бортнянского, но они понятия не имели, что это Бортнянский. Они воспринимали это как обиходный, народный распев.
Выступление в Патриаршем подворье
Участие в Литургии для детей – радость. Конечно, бывает, что дети устают, отвлекаются, на прихожан засматриваются. Но в коллективе нет проблем с дисциплиной. Возможно, это объясняется самой главной установкой руководителей – все делать с любовью. Если любить детей, то все правильно будет получаться, не будет никаких «перекосов» в воспитании. А еще у руководителей есть уверенность, что с детьми поют ангелы, дают им и силы, и усердие, и понимание, и умение. Прихожане храмов, которые слышат пение «Сылышков» на богослужении, часто говорят: «Сегодня ангелы поют».Есть и другое объяснение отсутствия проблем с послушанием.
– Поскольку мы изучали именно уральскую культуру, то искали для ансамбля название тоже уральское. Впервые слово «Сылышки» мы услышали в деревне Глинской Режевского района. Спросили, что это такое, и оказалось, что это блюдо, которое пекли из яиц на костре в праздник Троицы. Нам это название понравилось, потому что яйцо – это символ жизни и в народной культуре, и в православной.
Когда мы стали коллективом православным, добавилось и другое понимание: если первую букву «ы» взять в скобки, получится «слышки» – от слова «слышать», «слушать», «слушаться», «послушники», «послушные». Вроде бы, несерьезно говорят: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет», – но для нас это справедливо: как вы коллектив назовете, таким он и будет. У нас, слава Богу, с послушанием проблем нет.
«Сылышки» всегда поют Литургию в народных костюмах. Служение в храме призывает к порядку даже в одежде, обязывает иметь форму: клирос должен служить примером для прихожан.
– Это не костюмы, это наше облачение. Священник же не служит в пиджаке и брюках, у него есть облачение. У клироса оно тоже должно быть. Почитайте нашу литературную классику – у клироса всегда была форма, мужчины, например, были в кафтанах. Кроме того, на мысль о такой форме нас натолкнуло общение с единоверцами. Единоверцы – это старообрядцы, которые вошли в лоно Православной Церкви. На богослужениях они поют старинным знаменным распевом.
Мы познакомились с о. Леонтием, священником единоверческой церкви во имя свт. Николая в г. Нижнем Тагиле, как раз когда изучали знаменный распев. В повседневной жизни единоверцы одеваются так, как мы с вами. Но для богослужения женщины надевают сарафаны и русские платки, мужчины – кафтаны.
Это только в современном обществе принято одеваться в храм так же, как на работу. Но раньше, когда человек шел в храм, он всегда одевался особенно.
Кроме клиросного послушания «Сылышки» много выступают с концертами. Их приглашают в дома престарелых, госпитали, детские дома, приюты. В концертном зале Храма-на-Крови, на Патриаршем подворье, а также в разных городах Екатеринбургской епархии «Сылышки» регулярно проводят тематические концерты. А еще коллектив хотя бы раз в год обязательно совершает большую паломническую поездку.
– Ездим к православным святыням по нашей стране, за границу. Зачем люди ездят в паломничество? Чтобы получить благодать, чтобы напитаться самим и поделиться этим с другими. Два года назад ездили в Крым. Были в Абхазии, в Каманах – месте ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста.
В прошлом году съездили Египет. Это неправославная страна, но у нее очень богатое христианское прошлое. Если открыть православный календарь, можно почти каждый день встретить память какого-нибудь египетского преподобного. В Египте находится гора Синай, монастырь святой Екатерины, много мест, связанных с ветхозаветной историей. Например, нам показывали место, где Моисей проходил «Чермное море яко посуху». Наконец, рядом с Египтом Святая Земля. Оказывается, из Египта на Святую Землю гораздо проще попасть, чем от нас. Мы с ребятами этим воспользовались.
Только что мы вернулись из поездки на остров Кипр. Это уже третья наша поездка туда. На Кипре живет очень много русских, есть Русский православный центр и Русское общество. Это замечательные люди, с которыми мы поддерживаем связь через интернет. Эта поездка получилась очень насыщенной, потому что мы ездили через Москву, и по дороге туда съездили в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию. А на обратном пути посетили еще и Оптину пустынь.
В этих паломничествах появляются силы и желание трудиться дальше. Иногда устаешь, возникает ощущение, что сил больше нет. А после поездок – словно крылья вырастают, хочется снова работать, петь, служить.
В заключение нашего разговора хотелось бы сказать читателям «Православного вестника»: любите и уважайте традиционную народную культуру наших предков, вслушивайтесь в слова и напевы родных уральских песен. Как сказала директор Русского православного центра на Кипре Наталья Владимировна Зыкова, современная поп или рок-культура – это бижутерия, которой есть место в нашей жизни. Но народная песня – это бесценный алмаз.
С творчеством «Сылышков» знакомилась Наталия Евстюгина
•02 •июля• 2011•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.