•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
В 300 километрах к северу от Екатеринбурга расположена древняя столица Среднего Урала, старейший в регионе город, позднее ставший духовным центром Урала и Западной Сибири — Верхотурье.
В XVI веке город Верхотурье строился как стратегический объект. Город-крепость на скале — защита от вражеских набегов. Здесь же существовала таможня для сбора «ясака» (податей звериными шкурами) с вогул. Поэтому город назывался еще таможенным. Наверное, он так и вошел бы в историю Государства Российского, если бы сюда в середине XVII-го века не пришел праведный Симеон, освятивший эти места своей богоугодной жизнью и навсегда изменивший судьбу этого края.
Святой праведный Симеон Верхотурский
Многим знакома икона святого Симеона Верхотурского. Среди густых, высоких лесов, на пологом берегу тихо струящейся реки, в лаптях и простой крестьянской одежде стоит человек. Кротко прижимает он правую руку к сердцу, а в левой держит свиток с духовным посланием. У ног преподобного видна удочка и небольшое ведро для пойманной рыбы. Рядом на земле — камень, с которого удобно удить рыбу, и большая раскидистая ель, укрывающая рыбака от солнца. Позади деревянный храм, к которому ведет узенькая извилистая тропинка.
Святой Симеон очень любил Бога и Его Церковь. Выйдя рано утром из села Меркушино, он добирался до Спасо-Преображенского храма Тагильской слободы. Путь почти в 40 километров он проходил через густой лес и болота, но праведник знал тропинку, которая всегда выводила его к храму.
Симеон питался тем, что можно собрать в лесу — ягоды, грибы, да еще рыба, пойманная в тихих водах реки Туры. В акафисте говорится, что «рыбарем быв, соделался он ловцом человеков». Зимой ходил он по домам и шил хозяевам шубы. Пока шла работа, много рассказывал о Боге, развеивая суеверные представления о Нем простыми, доходчивыми словами. Когда швейные работы близились к концу, и оставались сущие пустяки — необметанные петли у полушубка или непришитый воротник — святой Симеон тайно уходил. Хозяева сперва гневались, а после понимали, что получили добротный, теплый наряд, расплатившись за него с мастером лишь незатейливой крестьянской едой да ночлегом. А путь мастера лежал дальше, к другим людям, у которых он будет жить, о которых будет молиться, и которым, ни взяв с них ни копейки, сошьет шубы и полушубки.
Дни памяти святого праведного Симеона Верхотурского и Всея Сибири чудотворца:
Свято-Николаевский мужской монастырь
Основан в 1604 году, но широко известен стал лишь с 1704 года — после того, как в эту обитель из села Меркушино перенесли мощи праведного Симеона Верхотурского. Слава о святом год от года росла, привлекая в Верхотурье все большее количество паломников. К началу XX века число пришедших поклониться праведному Симеону и приложиться к святым мощам достигало 60 тысяч человек в год.
В 1929 г. святыня была изъята богоборческой властью из монастыря и помещена сперва в Нижнетагильский краеведческий музей, затем — в музей атеизма, располагавшийся в Ипатьевском доме в
г. Свердловске, позже перенесена в запасники Свердловского краеведческого музея. Монастырь также не обошли стороной гонения и притеснения: размещение там колонии для несовершеннолетних преступников изуродовало храмы обители до неузнаваемости.
Святые мощи были возвращены церкви в 1989 году и торжественно помещены в екатеринбургском храме в честь Всемилостивого Спаса. Через три года удалось отреставрировать Крестовоздвиженский собор Верхотурского Свято-Николаевского монастыря после эпохи поругания, и святыню торжественно, крестным ходом, перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье. Это было 24 сентября 1992 г.
Верхотурье летом подобно цветущему саду. А огромный Крестовоздвиженский храм сравним лишь со знаменитым Исаакиевским собором. Паломники со всех концов России притекают сюда, чтобы поклониться мощам святого Симеона, испросить помощи и поблагодарить сибирского чудотворца за заступничество. Но немало и таких, которые едут к любимому святому просто для того, чтобы еще раз увидеться с ним, помолиться, побыть в благоговейной тишине под громадными сводами величественного Крестовоздвиженского собора. Возле мощей праведника паломники обычно стоят подолгу — уходить никому не хочется...
Скит на Актае
Недалеко от въезда в Верхотурье, на берегу озера Актай, находится скит Свято-Николаевского монастыря. Монастырская заимка была создана в конце 19 века, когда монастырю был отведен в собственность сенокосный участок. Туда для охраны монастырских угодий были назначены караульные, для которых построили жилье.
Многие богомольцы, направлявшиеся в Верхотурье, останавливались на заимке для ночлега. Кроме домов для приюта богомольцев здесь была построена церковь, освященная в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Рядом с храмом - родник, также освященный в честь этого Богородичного образа. Колодец заключен в аккуратный деревянный сруб, который, в свою очередь, находится в деревянном домике - крытой купальне, увенчанной куполом и крестом. Обустроен «Живоносный Источник» трудами насельников Свято-Николаевской обители.
Свято-Троицкий собор
Уже четвертый век высится на утесе, будто плывет над речным простором, дивный белый храм — Свято-Троицкий собор Верхотурского Кремля. Он был заложен в 1703 году по указу царя Петра І и построен соликамскими мастерами к 1709 году. Этот каменный храм, старейший в области, специалисты считают лучшим произведением «московского барокко» на Урале. ЮНЕСКО собор включен в число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира.
Покровский женский монастырь
Тихой обителью, умиротворением души, святым уголком называют паломники эту обитель. Старейший монастырь в Верхотурье, основанный в 1621-ом году, стал первым женским монастырем во всей Сибири.
В начале XX века в обители были выстроены Ново-Покровская церковь, сестринские корпуса, просфорня, детский приют. В 1926 году монастырь закрыли, но сестры во главе с игуменьей Таисией образовали артель «Надежда», и под этой вывеской обитель держалась еще несколько лет. В 1930 году часть сестер обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали в Казахстан. Оставшиеся на свободе монахини скрывались по домам г. Верхотурья. В 50-х годах в храме устроили городскую баню, а в корпусах была расположена детская колония.
В 1991 году монастырь официально возвратили Церкви, однако на деле Покровский храм пришлось буквально брать штурмом. По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван», и началась его реставрация
Главной святыней Покровского монастыря является чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудом же сохраненная в годы безверия. Словно Сама Богородица водила рукой монахини по холсту, выписывая Свой образ. Как еще можно объяснить этот таинственный взгляд из-под опущенных ресниц, который ощущают приходящие к Ней с горячей молитвой?
Еще одной величайшей святыней Покровского монастыря являются мощи святого Космы Верхотурского. В истории перенесения мощей праведного Симеона в Верхотурье в 1704 году есть свидетельство о том, как блаженный Косма весь крестный ход полз за гробом на коленях, лишь изредка обращаясь к праведнику, как к живому: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И, пока блаженный Косма набирался сил, святыню невозможно было сдвинуть с места.
Верхотурское духовное училище
В 1718 г. по приказу сибирского губернатора, князя Матвея Петровича Гагарина, при Свято-Николаевском мужском монастыре была открыта первая в Верхотурском уезде школа. Традиции просвещения и духовного образования были прерваны в XX веке и возродились в веке XXI-м.
В 2001 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода при монастыре было открыто Верхотурское Православное Духовное училище.
Училище двухгодичное, с очной формой обучения. Учебный корпус и общежитие воспитанников располагаются на территории Свято-Николаевской обители. Обучение, проживание и четырехразовое питание — бесплатное.
Помимо регулярного участия в богослужениях и посещения духовных бесед воспитанники проходят социальную практику — помогают немощным и больным людям по хозяйству. Находится в их жизни и место паломническим поездкам, праздничным спектаклям и концертам, и турпоходам.
10 выпусков — 86 выпускников. Некоторые из них остались послушниками в Свято-Николаевском мужском монастыре. Часть продолжает духовное образование в семинариях Москвы, Екатеринбурга, Тобольска. Многие приняли священный сан, другие несут различные послушания на приходах, третьи избрали путь светского образования, не оставляя при этом христианского образа жизни.
Духовно-просветительский центр «Патриаршее подворье» открылся в апреле 2010 года. С тех пор там побывало уже около семидесяти тысяч человек, включая гостей из самых разных стран. Для многих это посещение стало моментом истины, раскрывающим правду о Царской Семье и об истории…
Судьбы храмов нередко, как и судьбы людей, напоминают захватывающее повествование: столько в них загадок, необычных историй, удивительных фактов… Такова и «биография» одного из старейших храмов Екатеринбурга — собора в честь святого Александра Невского в Ново-Тихвинском…
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.