Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (109) → 400-летию призвания на царство Дома Романовых посвящается

400-летию призвания на царство Дома Романовых посвящается

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

Юлия КомлеваЦарские дни

2013 год объявлен годом празднования 400-летия окончания Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на престол Дома Романовых. В этом году планируется провести ряд торжественных мероприятий, в первую очередь, благодарственные и заупокойные богослужения, а также праздничные мероприятия, носящие светский характер, но нерасторжимо связанные с возрождением и укреплением духовности, культуры и традиций благотворительности.

Так, в рамках социально-просветительской и культурной деятельности предусмотрено создание благотворительных организаций и учреждений, носящих имена героев Смутного времени, святых подвижников и выдающихся иерархов, государей и членов Дома Романовых; создание научно-исследовательских и научно-просветительских центров, изучающих подвиг народа в годы Смуты и историю участия Романовых в жизни каждого региона; будут проведены просветительские встречи, круглые столы и конференции, организованы литературные, музыкальные и художественные конкурсы и выставки, посвященные историческому юбилею и роли Русской Православной Церкви. Также запланирована реставрация памятников истории и культуры, издание книг и подготовка на радио и телевидении циклов передач о Смутном времени и царствовании Романовых в 1613-1917 гг.

В связи с этим редакция «Православного вестника» приняла решение о публикации цикла статей, посвященных отдельным представителям династии Романовых на русском престоле и их роли в деле возрождения и укрепления российской государственности. Поскольку воцарение новой династии было связано с восшествием Михаила Федоровича Романова на московский престол 11 июля 1613 года по решению Земского собора, именно этому царю посвящена первая статья цикла.

Царь Михаил Федорович Романов
(1613 – 1645)

Во времена великой Смуты

Конец XVI – начало XVII в. – Смутное время – является одним из самых тяжелых периодов в истории России, начало которого было связано с тем, что прервалась династия московского князя Ивана Калиты, и русский престол стал ареной борьбы за власть многочисленных законных и незаконных претендентов. Для русского государства пресечение царской династии играло особую роль: царь был не только главой государственной власти, но и носителем традиционного идеала правды, отцом народа, царем-батюшкой. Именно это обусловливало его особую роль в жизни церкви, закрепляло принесенную из Византии традицию председательствования царя на церковных соборах и право его инициативы в церковной жизни. Русское Православие знало не только небесный идеал христианства, но и земной идеал Святой Руси, главную роль в образе которой играла фигура православного царя.

Пресечение царского рода, отсутствие законного царя означало крах всей системы ценностей, что вызывало социальную неста-бильность, выступления народа против власти. При этом, в отличие от центральной и западной Европы, где во главе таких движений, как правило, стояли религиозные «пророки», в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец, «настоящий» царь, готовый восстановить социальную справедливость.

Разразившаяся политическая, социальная, а затем и гражданская война обескровили страну. Казалось, что единая Русь перестает сущес-твовать: центральной власти не было, общество разделилось на несколько враждующих груп-пировок, исконно русская территория оказалась захваченной соседними государствами.

Возникла реальная угроза потери неза-висимости. В этой ситуации гибель страны могло предотвратить всеобщее согласие и единение вокруг центра, олицетворением которого в то время была царская власть. Таким центром стал Михаил Федорович Романов, вступивший на престол в возрасте шестнадцати лет.

Романовы

Михаил Федорович родился 12 июля 1596 г. в семье богатого и знатного боярина Федора Никитича Романова и Ксении Ивановны Шестовой, дочери небогатого дворянина. Романовы происходили из старинной, очень влиятельной и родовитой московской боярской фамилии Кошкиных-Кобылиных. В XVI веке они породнились с царствующей династией Рюриковичей благодаря женитьбе Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, оставившей после себя благодарную память в народе своей кротостью и добротой.

Не менее любим был народом и родной брат царицы Никита Романович, о котором в казачьей среде сохранились былины и песни. Среди его сыновей, приходившихся двоюродными братьями последнему из Рюриковичей, царю Федору Ивановичу, особенно выделялся старший – умный, ласковый и обходительный боярин Федор Никитич. Как говорили, в Москве тогда не было человека мужского пола красивее его, так что его внешность вошла в пословицу.

После смерти бездетного царя Федор Никитич был одним из претендентов на престол, однако, новым государем стал Борис Годунов, не являвшийся в глазах современников законным наследником престола, поскольку по крови не был Рюриковичем и не принадлежал к «племени Калиты». При Годунове братья Романовы, рассматриваемые как соперники в притязаниях на московский престол, подверглись опале. В 1600 году началось следствие по доносу о том, что Романовы хранят у себя волшебные коренья, намереваясь «испортить», то есть умертвить колдовством царскую семью.

Федор Никитич Романов как наиболее вероятный претендент на трон и его жена Ксения были насильно пострижены в монашество под именами Филарет и Марфа, что должно было лишить их прав на престол, а братья Романовы и другие их родственники сосланы в Сибирь, где большинство из них погибли [см. ПВ № 106, «Ныробский узник»]. Дети Федора Никитича четырехлетний Михаил и его сестра Татьяна были разлучены с матерью и отцом и отправлены на Белоозеро – традиционное для того времени место ссылки опальных знатных лиц.

Преодоление

Вскоре в Польше объявился самозванец, назвавшийся сыном Ивана Грозного царевичем Дмитрием, который на самом деле погиб в детском возрасте при неясных обстоятельствах. После внезапной смерти в апреле 1605 г. царя Бориса Годунова самозванец летом того же года был торжественно коронован в Москве. Лжедмитрий I вернул из ссылки «своих» родственников Романовых, и девятилетний Михаил смог встретиться в Москве с родителями. Вскоре его отец, теперь уже монах Филарет, стал Ростовским митрополитом и отбыл в свою епархию.

Между тем самозванец смог продержаться у власти чуть меньше года и был убит в результате заговора среди знати. На престол взошел «самоизбранный царь» Василий Шуйский, свергнутый всего через несколько лет, летом 1610 года. В конце того же года был убит его соперник Лжедмитрий II, и российский престол снова оказался пустым. На Москву с целью захвата царского трона направил свои войска польский король Сигизмунд III.

В это крайне тяжелое для страны время ее патриотические силы сумели объединиться и дать отпор притязаниям захватчиков. Войска Первого ополчения отбросили армию польского короля и осадили Кремль, где помимо боярского правительства и их польских союзников находились и Михаил Романов с матерью. Это было еще одно испытание, выпавшее на его долю: ввиду длительности осады запасы пищи в Кремле иссякли, и многие стали умирать от голода. Дело дошло до того, что ели засоленные в бочках трупы людей. Очевидец событий Авраамий Палицын, автор т. н. «Сказания» – одного из важнейших исторических источников о Смутном времени, пишет, что в освобожденном войсками Второго ополчения Кремле обнаружили «множество трупу человеча разсечены от человекоядец онех в сосудех лежащих».

Только осенью 1612 года Михаил с матерью получили возможность выехать в свою вотчину – село Домнино под Костромой, а вскоре из-за угрозы нападения польских отрядов переехали в Ипатьевский монастырь.

«Все возопиша: Михаил Федорович да будет царь…»

Освобождение столицы от поляков было лишь первым этапом борьбы за возрождение русского государства. Необходима была сильная центральная власть – для спасения государства требовался не временщик, а постоянный защитник «сирых и обездоленных», покровитель и справедливый судья для своих «чад». В самом начале 1613 года был созван Земский собор для избрания нового царя. Разгорелись страсти сторонников разных претендентов, для удержания которых было решено объявить по всей стране трехдневный пост: «И по всей же России вси православнии христиане моляхуся Богу о сем». В результате чаша весов склонилась в пользу шестнадцатилетнего Михаила Романова, единогласно избранного «единомышленным и невозвратным советом» его будущих подданных.

Алексей Крившенко. 1613 год. Появление Дома Романовых

Причины его единодушного избрания на российский престол всеми участниками Земского собора 1613 года неоднократно разбирались как авторитетными дореволю-ционными и советскими историками, так и ведущими исследователями современного периода. Прежде всего, именно Михаил Романов являлся ближайшим родственником последнего законного царя Федора Ивановича (став царем, Михаил Федорович в ряде документов даже называл Ивана Грозного своим дедом, поскольку такое родство подчеркивало законность его прав на престол).

Во-вторых, импонировали сама личность и характер престолонаследника, о котором современники писали: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всея Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив». Вот еще один отзыв современника: «Не точию убо в телесных добротах сияше, но и душу мужествену являя и благодатми светящуюся отвсюду, бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием и благовеинством присно украшая себе, лести же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть... и не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем бысть всегда тих и кроток».

В-третьих, немалую роль при избрании Михаила на царство сыграла его чистая репутация – он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени. В кровавый период взаимной ненависти, вражды и измен избрание только такого человека могло примирить всех и вся, привести к согласию всех общественных сил и дать им возможность солидарной в дальнейшем деятельности.

Святейший Патриарх Филарет благословляет сына царя Михаила на брак с Евдокией Стрешневой. 1626 год.

Решение собора, по словам Авраамия Палицына, было одобрено народом, собравшимся на Красной площади: «Все возопиша: Михаил Федорович да будет царь и государь Московскому государству и всея Руския держава». После этого в Ипатьевский монастырь, где находились Михаил с матерью, направилось посольство из представителей разных чинов, в составе которого находился и Авраамий Палицын. На вручение «государыне и государю писания от освященного собора» об избрании Михаила царем последние отреагировали «с великим гневом и плачем». Ксения, ныне инокиня Марфа, пояснила, что «у сына ее и в мыслях нет на таких великих преславных государствах быть государем, он не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди во грехах измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служили».

Прекрасно зная о тяжелом положении в стране, инокиня Марфа понимала, что на престоле ее сына ждут огромные трудности, а возможно, и бесславная гибель, поэтому долго не соглашалась благословить Михаила на царство. Согласно донесениям посольства, более шести часов продолжались мольбы государю принять царство со всем возможным красноречием и даже угрозами небесной карой. Только к вечеру, когда возглавлявший посольство архиепископ Феодорит, взяв Феодоровскую икону Божией Матери, стал грозить инокине, что Бог с нее взыщет конечное разорение государства, Марфа уступила и благословила сына. С этого момента икона стала одной из святынь Дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

«Учинились мы царем по вашему прошению…»

Как только согласие Михаила Федоровича было получено, послы стали торопить его ехать в Москву. Царь отправился, но смог прибыть в столицу только через месяц ввиду разоренных дорог и больших неустройств в Москве. Торжественный въезд в столицу нового царя состоялся 2 мая 1613 года. На всем пути его встречали «во мнозе радости и в веселии со кресты и с честными иконами». Торжественное венчание на царство Михаила Федоровича состоялось 11 июля, в канун именин молодого царя. Три дня длились торжества по случаю коронации царя. Полководцы-освободители получили награды: Дмитрий Пожарский – боярство, Кузьма Минин – звание думного дворянина, Дмитрий Трубецкой – вотчину Вага; семье Ивана Сусанина была пожалована половина дворцовой деревни Деревнищи с освобождением от всяких податей.

Такими милостями началось новое царствование третьего по счету выборного царя в истории России. Михаил Федорович был еще очень молод, ему досталась совершенно разоренная страна, окруженная врагами и раздираемая внутренними распрями, но, тем не менее, именно ему удалось возродить российское государство и основать новую династию, правившую более трехсот лет.

По мнению некоторых авторов, Михаил сам не занимался государственными делами, а отдал власть сначала матери и боярам, а потом вернувшемуся из польского плена отцу. Само его избрание на престол приписывается делу рук бояр. «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», – якобы писал боярин Ф. Шереметев Голицыну, выдавая аристократические мечтания знати о слабом государе. Другие исследователи, в частности, известный русский историк С. Ф. Платонов, приходят к выводу, что Михаил прекрасно осознавал свои права и обязанности, сумел создать верный себе круг правительственных лиц, твердо поставить себя в отношениях с собором и боярами, что хорошо прослеживается по его переписке.

Анализ даже самых первых грамот царя показывает, что он отнюдь не был человеком слабым, малодушным и безвольным. Так, Михаил в достаточно резкой форме пишет, что, если воровство, грабежи и разбои не прекратятся, то он и вовсе не поедет в Москву. Он выговаривает собору за беспорядки в стране, напоминает твердо о том, что не напрашивался на престол: «учинились мы царем по вашему прошению, а не своим хотеньем, крест нам целовали вы своею волею».

Главной заботой правительства Михаила стала ликвидация военной опасности. В 1617 году был подписан Столбовский мирный договор со Швецией, в следующем году было заключено перемирие с Польшей. Среди русских пленных, возвращавшихся домой, был отец царя Филарет (Романов). Его торжественно встречали летом 1619 года в Москве. При встрече отец с сыном, по свидетельствам очевидцев, от радости упали на землю и «от очию, яко реки, радостные слезы проливаху». В память об этом Михаил велел заложить церковь св. Елисея, простил всех опальных и выпустил на свободу заключенных. Еще до возвращения Филарета Михаил часто ходил по монастырям, где молился о скорейшем освобождении пленного отца, а после его прибытия на родину предпринял грандиозное паломничество по отдаленным монастырям.

Вскоре же состоялось торжественное посвящение Филарета в патриарший сан в Успенском соборе от русских церковных иерархов и Иерусалимского Патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве. Отец юного царя, обладая государственным умом, обширным политическим опытом, большим авторитетом и влиятельностью, также получил титул «великого государя всея Руси» и разделил с сыном бремя управления страной. В период 1619 - 1633 гг. государственные грамоты писались от имени царя Михаила Федоровича и Патриарха Московского и всея Руси Филарета. Внеся несомненный вклад в укрепление государственной власти и устроение государственного порядка, Патриарх Филарет также стремился поддерживать чистоту Православия в церковных делах. При нем было усилено книгопечатание, он много заботился об исправлении богослужебных книг, открывал школы, назначил первого архиепископа в Сибирь.

В быту, по свидетельствам современников, Патриарх отличался удивительной скромностью и неприхотливостью: был прост в издержках, менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом. Ел Патриарх из оловянной и деревянной посуды, к столу ему на рынке всегда покупали «хлеб да калачик на четыре или на три деньги и на две деньги клюквы».

«…к царской радости непрочна»

Для предотвращения повторения смут молодому царю Михаилу Федоровичу, разумеется, было необходимо жениться и явить миру законного наследника. В допетровские времена русские цари выбирали себе жен из своих подданных. На смотрины царских невест, проходившие по особым традициям, съезжались девушки как из знатных боярских родов, так и из не слишком родовитых дворянских семей. Понятие о красоте русских девушек того времени было почти синонимично физическому здоровью; бледная и худая девушка считалась болезненной либо развратной, дурного поведения.

Главным условием при выборе царской невесты являлась способность родить здорового наследника. Еще в 1616 году, когда Михаилу Федоровичу исполнилось двадцать лет, его мать, инокиня Марфа, в согласии с боярами решила устроить смотрины невест, заранее выбрав сыну девушку из знатного боярского рода, близкого к семье ее родственников Салтыковых. Однако, молодой царь, обходя ряды красавиц, остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту с родственниками поселили в Кремлевском дворце и нарекли новым именем Анастасия – в память о первой жене Ивана Грозного. Ей велено было оказывать почести как царице, целовать ей крест и поминать ее имя на ектеньях во всем Московском государстве.

Такое положение Марии Хлоповой и ее родственников возбудило зависть Салтыковых, которые настроили против невесты мать царя. Когда невеста заболела расстройством желудка, приведшим к частой рвоте в течение нескольких дней, ее ославили как неплодную, и боярская дума объявила, что «Мария Хлопова к царской радости непрочна». Вместе с бабкой, теткой и двумя дядьями Марию, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск.

Тем не менее, Михаил Федорович долгое время сохранял к девушке нежное чувство и, отказываясь жениться на другой, продолжал осведомляться о здоровье бывшей невесты. После того, как его отец, Патриарх Филарет, прибыл ко двору, по поводу болезни Хлоповой было проведено новое дознание. Доктора, которым была устроена очная ставка, показали, что они предоставили Салтыковым совсем не ту информацию, которую те передали царю, и девушка была вполне здорова. Спустя семь лет после трагического события к сосланной царской невесте прибыли дознаватели во главе с боярином Ф. И. Шереметевым и нашли ее вполне здоровой. После дознания заговор Салтыковых был раскрыт, а заговорщики высланы из Москвы. Однако, на Хлоповой царь все же не женился, не решаясь пойти против воли матери.

Вскоре инокиня Марфа нашла Михаилу Федоровичу новую невесту – родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую. В сентябре 1624 года 28-летний царь, наконец, заключил брак, проходив холостяком до достаточно зрелого для его эпохи возраста. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Некоторые из современников полагали, что она также стала жертвой недругов. Летопись называет ее смерть Божьей карой за оскорбление ни в чем не повинной Хлоповой.

Начало династии

Сидение царя Михаила Феодоровича с боярами в Государевой комнате

В 1626 году были устроены очередные царские смотрины невест, на которые привезли шестьдесят красавиц из знатных семей. Но приглянулась Михаилу Федоровичу одна из прислужниц – дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Несмотря на все возражения со стороны матери, царь оставался непреклонен в своем выборе, и вскоре состоялась скромная свадьба, вплоть до которой Евдокию держали вдали от Кремля под надзором отца и братьев, боясь, как бы и она не стала жертвой придворных интриг. Молодых обвенчал сам Патриарх Филарет. Одним из свадебных подарков была Риза Господня, присланная персидским шахом – величайшая христианская святыня. Несмотря на всю ее ценность, царь и Патриарх распорядились носить ее «по болящим» для исцеления, и лишь часть хитона во избежание потери положили в золотой ларец в Благовещенском соборе.

Семейная жизнь Михаила Федоровича была счастливой. Через год у царской четы родился первенец – дочь Ирина, затем Пелагея, в марте 1629 года – долгожданный наследник, будущий царь Алексей Михайлович. Всего у Михаила Федоровича и царицы Евдокии родилось десять детей, но не все они дожили даже до отрочества. Особенно тяжело родители переживали смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Дела государевы

За годы правления первого царя из Дома Романовых Россия возродилась из руин, обрела силу и мощь, преодолела последствия Смуты. Правительство Михаила Федоровича смогло не только вывести страну из кризиса, но и укрепить ее, создав условия для дальнейшего развития. После ликвидации внешней и внутренней военной угрозы правительство царя Михаила приступает к налаживанию системы управления государством. Происходит рост числа приказов и упорядочение их функций. Одним из новых является аптекарский приказ: по инициативе царя уже тогда начинают отправлять молодых людей за рубеж для изучения медицины. Об укреплении царской власти свидетельствует появление новой государственной печати: в ней к титулу царя добавляется слово «самодержец», а над двуглавым орлом появляются короны.

Важным мероприятием было упорядочение взимания податей – Михаил Федорович, которого современники называли милостивым, старался не обременять людей чрезмерными поборами, предоставлял льготы в уплате податей разоренным городам и едва встающему на ноги купечеству. Особой заботой царя было развитие внешней торговли и расширение дипломатических контактов России, именивавшейся в правление Михаила посольствами с Голландией, Данией, Персией, Римско-Германской и Османской империями.

Издавались указы, способствовавшие налаживанию внутренней жизни страны. Любопытно, что в 1634 г. был издан указ, запрещающий употребление табака. Были также приняты законы, смягчающие наказания за уголовные преступления: так, например, беременных женщин, приговоренных к смертной казни, теперь казнили только после родов, ребенка же отдавали родственникам; фальшивомонетчиков, которым прежде заливали горло расплавленным железом, по новому закону заковывали «в железа» и ставили на щеке клеймо «вор».

При Михаиле Федоровиче продолжалось освоение Урала и Сибири. В 1618 году был основан город Красноярск, в 1622 году в Тобольске была учреждено архиепископство, в Пермь и Сибирь направлялись выписанные из-за границы специалисты по рудному делу. В местах, где залегали руды, началось строительство медеплавильных, кирпичных и железорудных заводов, владельцы которых получали от правительства льготы, что способствовало развитию промышленности.

В 1626 году, когда страшный пожар опустошил Москву, царь немедленно издал указы по ликвидации последствий пожара. В результате восстановительных работ столица стала еще краше. В Кремле были восстановлены все прежние царские дворцы, вновь расписаны все кремлевские соборы, построены палаты для царевича Алексея, новая колокольня для большого колокола, красивый верх с часами для Фроловских ворот, которые стали называться Спасскими. Также были возведены новые храмы: во имя Спаса Нерукотворного в Кремле, во имя Алексия, человека Божия, в Новодевичьем монастыре, в честь Казанской иконы Божией Матери на Кулишках и другие.

Личным увлечением Михаила Федоровича было разведение садов и виноградарство. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько виноградных лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. Царь часто приобретал новые сорта растений за границей. Например, гамбургский купец П. Марселиус, долгие годы снабжавший двор товарами, привез для царя махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы, виноград и даже грецкие орехи.

По свидетельствам современников, Михаил Федорович отличался большим благочестием, не оставляя забот, прежде всего, о духовных делах. Так, узнав о чудесах от Казанской иконы Богородицы, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля в день явления иконы и второе 22 октября – «како очистися Московское государство» от польско-литовских интервентов. В молодости, когда Михаил был вполне здоров, он часто пешком ходил на богомолье в отдаленные монастыри. В зрелом же возрасте он страдал от болезни ног так, что едва мог сам сесть в карету.

В апреле 1645 года царь заболел желудочной болезнью, лечение которой не дало результата. 12 июля 1645 года, в царские именины, на всенощной по случаю дня св. Михаила Малеина, с государем случился припадок. Во дворце, куда его отнесли, Михаил Федорович приказал позвать жену и сына Алексея, простился с ними, благословив сына на царство, поговорил с боярами и Патриархом и скончался, по выражению летописца, «яко неким сладким сном усне».

Итогом его царствования стало решение труднейших задач: примирение враждующих социальных слоев, отражение атак интервентов, возвращение ряда исконно русских земель, заключение мирных договоров с соседями, восстановление экономики страны и, не в последнюю очередь, легитимация новой царствующей династии на российском престоле. По выражению одного из авторитетнейших русских историков С. М. Соловьева, «мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление».

 

•В других номерах:•

№6 (118) / 3 •июля• ‘15

Царские дни

Равноапостольная Ольга: страдающая мать

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Царские дни

Императрица Елизавета Алексеевна: «Благотворитель, скромный не делами, а поведением»

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Царские дни

Блаженны милостивые. Блаженны миротворцы

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

 
Угодники Божии

Неугасимая свеча

Алексей и Галина Коршун

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5: 14-15) …

 
Люди и время

Протоиерей Алексий Кульберг: «Помолиться Богу и увидеть друг друга»

Беседовала Светлана Ладина

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие? – Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс