Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №12 (89) → Новый год и Рождество Христово: как отмечают их православные?

Новый год и Рождество Христово: как отмечают их православные?

№12 (89) / 8 •декабря• ‘09

Ирина Пономарева Духовное слово

Новый год выпадает на конец Рождественского поста, самое ответственное время, когда нужно собраться с духовными силами, а родные и друзья ожидают веселья, делятся астрологическими прогнозами на год и дарят крыс и тигров. Что же делать, как не нарушить заповедь о посте и несотворении кумира и при этом не впасть в другой грех — не обидеть своих близких? На эти вопросы мы сегодня ищем ответ вместе с о. Александром Сандыревым, клириком храма Вознесения Господня.

— Отмечать ли православным Новый год?

— А как не отмечать, если Владыка благословил? Новый год надо начинать со службы. Вот уже четыре года, как в храмах в ночь на первое января совершается особое богослужение, где испрашивается Божие благословение и помощь на наступающий год. Или можно просто посидеть в кругу семьи, сказать друг другу хорошие слова, почитать Священное Писание.

— Часто в семье бывает так: кто-то хочет пойти в храм, а кто-то — устроить бурное веселье.

— Если семья православная — можно просто лечь спать и все, так как Новый год разрезает пост, не дает благочестиво его завершить, приготовиться к Рождеству Христову. Если у человека есть в семье невоцерковленные родственники, то нельзя просто лечь спать или взять и резко уйти в храм, бросив близких, в этом нет правды. Наоборот, нужно их просветить, пообщаться с ними. Новый год — это время, когда у людей романтическое настроение, они наиболее открыты для слова Божьего, у них есть какая-то надежда.

А когда у человека есть надежда, то можно ему что-то такое сказать, чего обычно не скажешь, — только творчески, ненавязчиво. Можно превратить Новый год в миссионерскую акцию. Когда вы просто придете в гости и начнете что-то возвышенное говорить, связанное с верой, с любовью, то такие слова скорее всего не будут услышаны. А в Новый год в них можно вложить христианское содержание, пожелать дорогим людям Веры, Надежды, Любви. И тогда ваши близкие, маловерующие или совсем неверующие, не смогут не задуматься: эти слова должны затронуть их сердце, попасть глубоко в подсознание. Очень вероятно, что эти слова начнут действовать, и в следующем году они придут и скажут: «Да, мы хотим воцерковляться».

— Значит, главное действовать не по букве, а по любви, да?

— Конечно, это самое главное для христианина. «Прежде ищите Царствия Небесного, а все остальное приложится вам», — заповедал Господь. Но эта заповедь только тогда может исполняться, когда человек свидетельствует о Царствии Небесном, об Иисусе Христе. Когда это происходит, тогда он исполняет эту заповедь.

До 1917 года, пока не был установлен новый стиль, Новый год выпадал на конец рождественской седмицы, поэтому он просто вливался в празднование, особо не выделяясь. Главным же было Рождество Христово. Не случайно оно отмечается зимой, хотя Господь родился весной, когда пастухи пасли своих овец. Это связано с тем, что необходимо было отвлечь людей от языческого праздника, связанного с тем, что солнце начинает набирать силу.

Рождество Христово — это время проповеди, миссии. Не случайно издавна в этот день многие принимали крещение. Вообще же Рождество Христово и Новый год — вещи неразрывные, ведь именно с приходом в мир Христа связана новая эпоха в жизни человечества. Новый год немыслим вне Рождества Христова. Нынешнее противоречие этих праздников неправильно и связано с расхождением светского и церковного календарей.

— А что такое Новолетие?

— Новолетие отмечается 1 сентября и знаменует начало нового года по церковному календарю. Однако в сознании людей эта дата никак не отмечена. Все равно настоящим праздником остается Новый год, празднуемый 1 января, — это заложено в нас с советского детства. И нет необходимости отказываться от счастливых детских впечатлений.

— А Вы сами в семье отмечаете Новый год? Дарите подарки?

— Настоящий праздник в нашей семье — Рождество Христово, но и Новый год мы тоже отмечаем, делаем друг другу небольшие подарки. В современной жизни все перемешано, и здесь главное — это все-таки радость и любовь, а их уместно и в Новый год дарить.

— То есть нужно сделать из Нового года не просто веселье, а радость?

— Конечно! Это и есть главная задача. Веселье — в развлечениях, а радость — в отношениях. Когда два человека стали друг другу ближе, стали друг к другу теплее относиться, с большей любовью, то это дает им радость. И тогда они могут отказаться от чего угодно: от любимого сериала, от лишней кружки пива — лишь бы побыть еще друг с другом, побыть вот в этой теплоте, в семейном уюте, в радости друг о друге. Нужно личностями друг к другу прикасаться. В принципе это можно делать всегда, а в Новый год это можно сделать особо, проникновенно, и я не вижу в этом ничего плохого.

— А как быть с дедом Морозом?

— Дед Мороз — персонаж, конечно, языческий, но для нас он уже стал просто сказочным. Поэтому для детей его можно приглашать, но очень важно, чтобы они понимали, что Рождество Христово важнее Нового года. Здесь вот в чем проблема: если мы не будем детям давать радость Нового года, будем говорить «нельзя», то мы заставим их страдать, ведь большинство их сверстников в садике, в школе отмечают Новый год с дедом Морозом.

— Во многих школах принято на Новый год устраивать дискотеку. Отпускать ли ребенка на такое мероприятие?

— В каждом случае нужно поступать посвоему. Иногда можно сказать: «Вот, сейчас пост, давай лучше помолимся». А в каких-то ситуациях это может вызвать негативную реакцию: «Ну и все, тогда я вообще никогда не буду христианином, и отойдите от меня со своими постами, вы мне надоели». Так может отреагировать подросток, даже если он воспитывался в православной вере. Нужно быть деликатным в отношении воспитания своего ребенка. Если мы передавим его где-то, пережмем, может быть еще хуже.

Это серьезная общецерковная проблема: как нам воспитывать детей, не противопоставляя их миру, чтобы при этом они становились христианами. Если мы начнем плохо отзываться о его друзьях, это может привести к его психологическому уходу из семьи и от веры. Христианство потому и победило, что первые христиане жили в мире, но были как бы не от мира сего. Как сказано у одного апологета: «Мы одеваемся в такие же одежды, едим ту же самую пищу, точно также ходим по земле, но мы другие, потому что мы верим во Христа. И мы не противопоставляем себя другим людям, но везде привносим новый смысл. Все „осоляем“ и освящаем».

— Как отмечают Рождество Христово в России и на Западе?

— На западе праздник Рождества Христова претерпел особую эволюцию. В средние века с развитием карнавальной культуры Рождество превратилось в безудержное буйство. Большинство проповедников стали говорить, что Рождество Христово нужно запретить, и какоето время оно даже не праздновалось. Вернулся этот праздник благодаря Чарльзу Диккенсу, только уже в другом качестве: не как большой общинный, а как скромный, семейный. В Советском Союзе такой праздник сделали из Нового года, в качестве замены Рождества Христова.

Сейчас, несмотря на все более широкое празднование Рождества, Новый год остается важной семейной традицией, которую не стоит агрессивно уничтожать. Нужно постепенно вырабатывать у молодого поколения правильные приоритеты. Например, в Новый год мы с молодежным клубом остаемся после службы пообщаться, вместе радуемся, несколько раз ездили в это время в паломничество.

— А что православным людям лучше дарить друг другу на Новый год?

— Точно нельзя — символы животных, связанных с восточным календарем, — всяких крыс, свиней, быков, тигров и т. д. Во-первых, это язычество, и поклоняясь этим стихиям, мы совершаем грех идолопоклонства. А, во-вторых, у них Новый год начинается в феврале, поэтому поздравлять в январе — глупо. Понятно, что эта языческая символика активно используется в коммерческих целях.

Подарки необязательно должны быть церковные, наоборот, это даже нежелательно. Можно подбирать что-то из светской мировой культуры, живописи, музыки, кинематографа — смыслосодержащее и нравственное, радостное. Например, я очень люблю фильм «Эта замечательная жизнь». Я его, кстати, открыл на Рождество. Замечательный фильм! Чернобелый, американский, но он меня в свое время очень сильно обрадовал. То есть если мы будем находить такие культурные, положительные вещи, на них акцентировать внимание и говорить: «Вот это у вас хорошо, вот это правильно», тогда мы не оттолкнем людей. Но к этой правильности нужно что-то добавить, как-то ее «осолить», показать, раскрыть что-то христианское в этом. И через это постепенно люди будут приходить к Богу.

— А что же с праздничным столом?

— Новый год — еще день нестрого поста, разрешается вкушение рыбы, может быть, вина чуть-чуть — кто как решит для себя по своему благочестию. Здесь нужно всегда подходить трезво и рассудительно (позволить себе некоторое утешение можно за рождественской трапезой). Ведь если мы будем себя только держать в жесткости, мы сломаемся. Человек не может быть все время напряженным. Антоний Великий прекрасно сказал об этом.

Однажды он со своими учениками шутил, и вот, увидел его один охотник и расстроился, говоря: «Я думал, ты святой старец, а ты, оказывается, шутки любишь шутить». Антоний Великий позвал его, говорит: «Вот, у тебя лук. Натяни его». Охотник натянул. «Еще тяни». Натянул. «Ну-ка, давай еще». — «Не могу, лопнет». — «Вот и мы можем лопнуть», — сказал Антоний. Нужно, чтобы все было рассудительно и разумно. Если это будет так, то и мы будем спасаться, и ближние наши будут постепенно воцерковляться.

— Что Вы пожелаете нашим читателям?

— Хотелось бы, чтобы мы не замыкались в себе, а были включены в современный культурный контекст и могли принять в наши сердца как можно больше людей. Нам надо научиться нести православие радостно, тогда не встанет вопрос, отмечать или не отмечать Новый год.

 

•В других номерах:•

№9 (86) / 11 •сентября• ‘09

Духовное слово

Зрение греха своего

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Придет то страшное время, настанет тот страшный час, в который все грехи мои предстанут обнаженными пред Богом — Судиею, пред Ангелами Его, пред всем человечеством. Предощущая состояние души моей в этот грозный час, исполняюсь ужаса. 

№7 (84) / 17 •июля• ‘09

Духовное слово

Странники и пришельцы. Духовное бдение

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Благополучно ли вы совершаете ваше земное странствование? 

№6 (83) / 12 •июня• ‘09

Духовное слово

Совесть

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.

 
Литературная страница

О Божией ткани

Иван Ильин

Вчера зашел ко мне мой сосед — душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.

 
Новости епархии

Первый день нового губернатора нашей области начался с молебна

23 ноября 2009 года наша область обрела нового губернатора. Александр Сергеевич Мишарин сменил на этом высоком посту Эдуарда Эргартовича Росселя, возглавлявшего область с 1991 года.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс