•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
В защиту игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, заключенного в Греции под стражу, по всей России было собрано более 100 тысяч подписей (к 19 января их число составило 103 155). Порядка 15 тысяч из них собрали в Екатеринбургской митрополии. И все это очень печально…
Пояс Пресвятой Богородицы впервые покинул пределы Греции, чтобы побывать именно в нашей стране. Архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, где хранится святыня, получил не одну просьбу о принесении ее в разные страны – но выбрал Россию. В октябре 2011 года Пояс Пресвятой Богородицы начал свое путешествие, которое продлилось больше месяца. Икону Божией Матери и ковчег с Поясом повсюду сопровождали афонские монахи. В Санкт-Петербург, Екатеринбург и Москву со святыней приезжал сам отец Ефрем.
Но впервые мы имели счастье увидеть этого афонского старца в Екатеринбурге еще раньше. Летом 2011 года архимандрит Ефрем побывал в столице Урала и, в частности, посетил телеканал «Союз». После часовой беседы в прямом эфире он пообщался с сотрудниками телеканала и подарил нам привезенный с Афона список с иконы Божией Матери «Всецарица». И общение, и подарок оказались… вряд ли удастся подобрать точный эпитет, отражающий всю их духовную ценность. Оцените, например, слова архимандрита Ефрема, обращенные к православным журналистам: «Вы должны знать: против того, что вы делаете, воюет диавол. У каждого из вас должна быть хорошо налажена духовная жизнь. Тогда и дело ваше будет получаться так, как надо. А иначе вы рискуете оказаться в положении работников Ноя, которые хорошо построили ковчег, но сами в него не попали». Каково это услышать и можно ли забыть этот пронзительный образ? Подаренная же старцем икона «Всецарица» – это тема отдельного разговора, осторожного и деликатного. Потому что на этом свете есть уже как минимум два человека, которым Матерь Божия помогла совершенно явственно после молитвы перед этой иконой – а речь шла буквально о жизни и смерти.
Архимандрит Ефрем, в миру Василий Кутсу, родился на Кипре в городе Фамагуста в 1956 году. Окончил Богословский факультет Афинского Университета. В 1982 году был пострижен в монашество в братстве старца Иосифа Исихаста в Новом Скиту (св.Гора Афон). В 1990 году братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению в обители Ватопед монашеской жизни, пришедшей к тому времени в упадок. Игуменом Ватопеда был избран ученик старца Иосифа Ватопедского (Спилеота, Пещерника) иеромонах Ефрем. За несколько лет Ватопед превратился в один из самых многочисленных по количеству иноков афонских монастырей. На сегодняшний день он находится на втором месте после Великой Лавры в иерархии афонских обителей.
По информации сайтов vipstd.ru, drevo-info.ru
Вторая встреча с отцом Ефремом состоялась в октябре. Все четыре дня пребывания старца в нашем городе были расписаны: богослужения, встреча с монахами, встреча со священниками, встреча с мирянами, встреча с журналистами. Во время этих встреч нам открылся человек, живущий в совершенно другом измерении, но все прекрасно понимающий про нашу жизнь и смотрящий на нас с любовью о Христе.
Мир афонитов – это в первую очередь мир, которым управляет Сама Божия Матерь. Она может явиться монаху, подвергающемуся искушению, и сказать, что недовольна помыслами, которые он принимает; или прийти и исцелить брата, мужественно решившего не нарушать ночной покой монастырского врача и терпеть острую зубную боль до утра. Это мир, где святой сам приходит к монаху, желающему вспомнить его имя, и называет себя (так мученик Лукиллиан явился старцу Паисию Святогорцу). И все это – почти в порядке вещей. Но жизнь в этом дивном мире не означает отстраненности от бед, проблем и житейских нужд нашего мира – об этом свидетельствовали ответы старца на многочисленные вопросы.
«Зачем вы занимаетесь только антихристом и не занимаетесь Христом? Действительно, времена трудные, и эти знамения времени заметны, и мы о них знаем. Но несмотря на все это, мы в Христа будем верить и к Нему будем обращать свой взор, оттуда будем ожидать спасения. И думаю, что тогда мы в безопасности».
«Что мы говорим каждый день? Сами себе, и друг друга, и живот наш Христу Богу предадим. Великое дело, когда христианин всецело предается Богу. Сегодня у всех есть чувство опасности, все беспокойные, все постоянно ждут, что что-то плохое случится. Но не только зло существует, есть же и добро. Одна госпожа мне говорила: «Каждый раз, когда звонит телефон, я жду плохих вестей». Я спрашиваю, разве новости только плохими бывают? Это искушение, то есть бес делает так, чтобы нас смущать».
«Будьте снисходительны к детям. Давление и чрезмерная строгость никогда пользу не приносят, а помогает, прежде всего, молитва. Не говорите детям много о Боге, а говорите с Богом много о детях».
«Детей в храм берите на службы, но не на все, потому что столько часов дети не могут держаться. Если на пять часов поведете ребенка, он из храма убежит, берите его на час. Здесь нужно рассуждение, а давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому и говорят, что самая высокая добродетель вообще – это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если оно делается недобрым образом».
«Бог промышляет и поможет тому человеку, у которого талант есть, даже и без финансовой возможности. Я иногда тоже, по своей глупости, думаю, размышляю о следующем. Один чистит улицы – и доволен, другой плотник – доволен, третий сантехник, четвертый бизнесмен, пятый предприниматель, шестой президент, кто-то губернатор. Думаю, великая тайна, как Бог распределяет всех людей на разные места и всем им дает покой».
«К нам однажды приехал генеральный секретарь Европейского Союза. И все монастыри, которых двадцать на Святой Горе, и у каждого монастыря самоуправление, как у отдельного государства, проехал. И сказал: «Я удивляюсь, как вы десять веков подряд умудряетесь так дружно жить, а мы в Евросоюзе постоянно ссоримся». Я ему ответил: «Вы сотрудничаете ради «хриса», по-гречески значит – золота, а мы – ради Христа».
«Нет отдельной духовности для монахов и мирян. То, что говорится монахам, касается всех. Говорится так: даже если прилепится земля к небесам, монах остается мирным, спокойным. Не безразличным и бесчувственным, а мирным. Почему мирным? Потому что верит и надеется на Промысл Божий».
Эти слова, сказанные когда-то старцем на уральской земле, сейчас, как никогда, относятся к нему самому. 24 декабря 2011 года, вскоре после возвращения из России, отец Ефрем был заключен под стражу – сначала под домашний арест, а три дня спустя для пожилого монаха началось тюремное заключение.
По греческим законам предварительное следствие может длиться до полутора лет. Но можно ли напугать афонита кельей, пусть и с решетками на окнах? Пустой вопрос, пустые и угрозы. Но только как это вообще возможно – подвергнуть аресту монаха-молитвенника, словно он – опасный преступник?
Этот вопрос в разных вариантах и на самых разных уровнях звучал уже неоднократно, и ответы на него очевидны. Но, наверное, более актуальным для нас является сегодня другое: как могло получиться, что так далеко отстоят друг от друга число тех, кто пришел к Поясу Пресвятой Богородицы, и тех, кто поставил свои подписи под обращением в защиту отца Ефрема? Почему объявленный сбор подписей не нашел столь же массового отклика?
Екатеринбург, октябрь 2011 года. К Поясу Пресвятой Богородицы
Не возьму на себя смелость говорить про всю Россию. Но вот приблизительная пропорция по родному Екатеринбургу: около 150 тысяч паломников – около 15 тысяч подписантов. Евангельская пропорция: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12).
Наверное, у многих из тех, кто знал о сборе подписей, но не стал в нем участвовать, были веские причины: недоверие к такому способу защиты старца, опасения, что собранные данные будут использованы не по назначению, сильная занятость, жизненное кредо «моя хата с краю», закравшиеся сомнения: а вдруг отец Ефрем и вправду виноват? Наверное, и у евангельских прокаженных были веские причины для того, чтобы не возвращаться и не благодарить…
…Не хочу ни осудить, ни укорить. Просто искренне не понимаю, как же это так могло получиться. Вот опыт Екатеринбургской митрополии. Сбор подписей шел и в храмах, и на православной выставке-ярмарке, и секретарь телеканала «Союз», наша замечательная Наташа, принимала звонки в поддержку отца Ефрема и вносила данные в списки. 15 тысяч подписей. Вообще-то, это немало. Но это всего лишь одна десятая от общего числа! А ведь травят и гонят старца-молитвенника, афонского монаха, совершившего для нас благодеяние. Что с нами? Проказа неблагодарности? Стыдно перед отцом Ефремом. Ведь эти подписи адресованы не только греческим властям – это наш с вами поклон гонимому старцу, возможность посетить его в темнице.
Встреча с уральскими журналистами
Только Господь знает, долго ли архимандрит Ефрем будет оставаться подследственным и заключенным. Но, пока он является таковым, можем ли мы быть равнодушными к данному факту? Молитва и активный отклик на призывы о помощи – вот то, что мы можем. И надо это в первую очередь не старцу, а нам самим.
P.S.: Недавно удалось записать незапланированное и очень порадовавшее интервью. Алевтина Алексеевна Овчинникова пришла в епархиальное управление, чтобы свидетельствовать о чуде. Она, курившая на протяжении 45-ти лет (сейчас ей 60, курить начала в 15 лет), безуспешно пыталась избавиться от мучившей ее страсти. 7 лет назад, после смерти мамы, Алевтина Алексеевна стала воцерковляться: сперва ходила в храм, чтобы заказать поминовение усопшей, затем стала приходить на богослужения, исповедоваться, причащаться.
Осознание того, что курение – грех, боролось с укоренившейся привычкой и не могло ее победить. Выстоять Божественную Литургию было проблемой – курить тянуло часто и сильно, даже два часа без сигареты были мучительны. Попытки бросить заканчивались ломкой и срывами. Когда в Екатеринбург привезли Пояс Пресвятой Богородицы, Алевтина Алексеевна 10 часов отстояла в очереди к святыне и, прикладываясь к ней, просила Матерь Божию освободить ее от зависимости. Что, собственно, и произошло: сперва пропало удовольствие от курения, а затем, когда закончились сигареты в последнем имевшемся блоке, Алевтина Алексеевна перестала курить. Совсем. Две недели спустя она пришла во всеуслышание прославить милость и помощь Пресвятой Богородицы, чтобы хоть как-то отблагодарить свою Избавительницу.
Интернет-адреса сбора подписей в защиту архимандрита Ефрема: aphos@fondmg.ru, contact@freegerontaefraim.com
Как часто за последнее время приходилось вам сталкиваться на работе или в общественном транспорте, на Интернет-форумах или в СМИ с обсуждением высказываний тех или иных духовных лиц по различным поводам? Каково при этом соотношение здравых оценок и злобно-истерических…
Дорогие наши читатели! Хочется всех нас поздравить с началом Великого Поста – удивительного, живого периода в жизни Православной Церкви в целом и каждого христианина в частности. Это время отцы Церкви называют весной души.
Монахиня Онуфрия (24.06.1891-27.03.1969) Для нас святостью являются выхолощенные жития святых, таких далеких от нас
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.