•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Интервью со старшим священником Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, протоиереем Максимом Миняйло
«Эта история у всех одна», – ответил на традиционный вопрос нашего корреспондента о приходе к вере о. Максим. И процитировал слова Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44):
– Внешние обстоятельства, которые этому способствуют, второстепенны. Суть обращения – это особое откровение Божие, данное человеку. Когда человек получает это откровение, тогда ему не нужно ничего объяснять. У него внутри появляется это понимание, знание, что есть Бог, есть вечность и все, связанное с этим. Вот и меня в определенный момент эта благодать коснулась, пришло это понимание и желание встать на церковный путь.
– Получается, от самого человека ничего не зависит?
– Напротив. Каждый человек может приблизить этот момент. Как? Для этого необходимо задуматься о некоторых вещах: кто я, что такое моя личность, моя душа? Что я делаю в этом мире? Какой смысл в этом мире? Очевидно, что этот смысл есть, это многие понимают. Нужно искать его, нужно об этом задумываться.
Я задумывался в той или иной мере, хотя, может быть, не всегда правильно это делал. Но старался найти для себя ответы на эти вопросы. А потом Господь помог, показал, что Истина находится не где-то в человеческой премудрости, а именно в Православии.
Многие переживают о том, как привести к вере родственников. Благодать приводит. И поэтому, если в нас будет благодать, то и они будут рядом с ней находиться. Может быть, и их она коснется. Если мы будем носителями благодати, то люди вокруг нас тоже будут меняться. По-моему, в этом заключается практическое применение этого Евангельского отрывка.
– В Вашей до-священнической жизни были серьезные занятия спортом. Вы были призером чемпионата Европы, чемпионом России, Великобритании, Испании по карате (стиль «Кёкусинкай»). Помогает ли спортивный опыт Вашему священническому служению?
– Моя спортивная молодость научила меня некоторым полезным навыкам. Во первых, терпению. Спорт – это определенная система, в которой есть нагрузки, и тяжело, и не хочется. Ты встаешь перед фактом какого-то очень серьезного испытания, например, участия в соревновании или турнире.
Ты понимаешь, что должен к нему готовиться. И соревнование это не завтра-послезавтра, а, например, через два месяца. И нужно себя дисциплинировать на весь этот период. Не один раз собраться и что-то сделать, а выстроить целую систему подготовки, которая включает в себя и правильное питание, и режим дня. Приходится в чем-то себе отказывать длительное время. Поэтому большие, великие спортсмены, к которым я себя, конечно, не отношу – в определенном плане сильные аскеты. Греческое слово «аскео» значит «упражняюсь». А навык к упражнению, самоограничению – он, конечно полезен.
И ответственность в спорте большая. Когда выступаешь за команду, за городской клуб, за сборную России, то чувство ответственности заставляет сосредоточиться, постараться не подвести ни людей, ни команду, ни страну, как бы громко это ни звучало. Так что все это нужно человеку. И слава Богу, что и сегодня есть такие секции для детей, которые помогают их воспитанию.
– Можно рекомендовать православным родителям записывать своих детей в секции единоборств?
– Конечно! Александр Невский был единоборцем – с мечом управлялся неплохо. Дмитрий Донской – тоже. У каждого свой удел. Дело монаха – только молитва. В его жизни совсем мало должно быть от этого мира, он должен быть земным ангелом. Священнику также не пристало заниматься светскими, мирскими увлечениями. В клятве священника при рукоположении есть обязательство вести жизнь, удаленную от мирских обычаев и нравов. Но мирянину, особенно человеку молодому, занятия спортом помогут сформировать физические и нравственные качества. В 18 лет парень пойдет в армию – надо для этого иметь здоровье, иметь некоторые навыки.
Важно и то, что занятия спортом дают необходимую физическую активность. Определенному возрасту она свойственна, но сегодняшние дети, мягко говоря, от чрезмерных физических нагрузок не страдают. Обездвиживание приводит к тому, что они просто сгнивают у компьютеров. И мышцы, и глаза – все приходит в негодность. Бывает, что молодому человеку всего 20 лет, а он уже весь больной.
Другое дело, если мы видим, что человек чрезмерно увлекается спортом, особенно когда он уже в зрелом возрасте и у него уже есть другие обязанности – есть семья, есть Церковь. В воскресный день, в праздник он идет в спортзал, а не в церковь – это уже, конечно, перебор. Поэтому надо знать меру.
– Отец Максим, Вы – старший священник Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Здесь всегда много народа – как прихожан, так и паломников, и туристов. Какие сложности связаны со служением в таком храме? Какие радости?
– Храм построен на святом месте, это чувствуется. А то, что бывает у нас много гостей – это палка о двух концах. С одной стороны, радостно, что, слава Богу, очень много приезжает и светских, и церковных людей. А с другой стороны – некоторые трудности с этим сопряжены. Из-за наплыва экскурсий мы сейчас начинаем службу пораньше, чтобы исключить поток туристов во время Литургии.
Если говорить про службу, мы стараемся соблюдать ее по уставу, без сокращений, служить неспешно, вычитывать положенные кафизмы, каноны. Для того, чтобы служба была более уставной, более молитвенной. Сердце храма – это молитва, это богослужение. Когда много экскурсий, богослужения совершать бывает непросто. Приходится людям что-то подсказывать. Кто-то приходит в храм в не очень подобающем виде.
– Но ведь при входе в храм лежат платки и юбки.
– Вот это все и добавляет определенных забот и хлопот. Если уж так говорить, эти юбки, сколько их ни сшей, все уносят. Не все люди воспринимают церковные требования к внешнему виду приходящих в храм. Попросишь надеть юбку или косынку – начинаются вопросы и претензии. И надо человека, говорящего «Какое вы право имеете?», убедить: «Просим вас. Такие порядки в церкви. Вы же человек православный». Иногда говорят: «Я не люблю поношенные платки». Ну, я тогда покупаю в лавке платок и дарю его. И человек немного утихомиривается.
– Батюшка, но Вы же не можете лично каждого встретить, каждому подсказать?
– Для решения этих вопросов в храме действует служба порядка. Разные в ней были люди. Сейчас подобрался очень церковный коллектив. И неусыпаемую Псалтирь в нашем храме днем читают прихожане, а по ночам – охранники. Читают возле места убиения Царской Семьи.
– Это рядом с «расстрельной комнатой»?
– Да. Но мы не называем эту комнату «расстрельной». Видите ли, существуют серьезные исследования, которые показывают, что, возможно, Царственные Страстотерпцы не были расстреляны, они были убиты по-другому. Есть книга Петра Валентиновича Мультатули, историка, правнука И. М. Харитонова, убитого в Ипатьевском доме вместе с членами Царской Семьи. Там достаточно убедительно доказывается, что это убийство было ритуальным, жестоким и мучительным, с применением холодного оружия. Что там было на самом деле – большая тайна. Один из убийц сказал: «Никто никогда не узнает, что мы там с ними сделали». Поэтому мы называем это место «Алтарь на месте убиения Царской Семьи».
– Известны ли чудеса, происходящие по молитвам ко святым Царственным Страстотерпцам?
– У нас в храме готовится к изданию книга со свидетельствами об этом. Есть человек, который занимается сбором таких свидетельств. Он их записывает, затем отдает священникам для редакции. И мы смотрим, насколько рассказ реален: или в нем больше эмоций, или здраво изложена фактическая часть события. Молитвенное обращение – чудесная помощь. Бывает что-то и лишнее, что сам человек напридумывал под воздействием переживаний.
– То есть, вам приходится отделять правду от вымысла. Я так понимаю, на это же направлена и вся просветительская деятельность Храма-на-Крови. Ведь советские штампы, касающиеся Государя Николая Второго и его семьи, до сих пор живы.
– Вот поэтому особое внимание у нас уделяется просветительской работе. Это и экскурсии по храму, посвященные Царской Семье, и деятельность музеев, которые существуют и в самом храме, и в Патриаршем подворье (Патриаршее подворье – культурно-просветительский центр, входящий в храмовый комплекс – прим.ред.). Специальная группа священников занимается сбором исторических материалов. У нас есть настоящие святыни, которые принадлежали Царской Семье.
Все это доступно каждому, кто к нам приходит, и способствует тому, что память о Царской Семье возвращается к людям. И не только память, а и многие знания, которые были забыты или утеряны когда-то.
Действует у нас и библиотека. Помещение, которое она занимает, не очень большое, поэтому мы решили собирать не такую библиотеку, которая бы говорила обо всем понемногу. Наша библиотека посвящена избранным темам, но мы стремимся к тому, чтобы она содержала исчерпывающую информацию о них. Библиотека собирает литературу о Царской Семье, о династии Романовых, об истории монархии на Руси, о мученическом подвиге Царственных Страстотерпцев. Любой посетитель может в нее записаться, взять книгу почитать или тут же в читальном зале ее просмотреть.
Можно побывать в музее Царской Семьи с экскурсоводом – все это во славу Божию, бесплатно. Так благословил Владыка. Кружка для пожертвований у нас установлена, но это никого ни к чему не обязывает. С момента открытия Патриаршего подворья (в апреле прошлого года) на наших экскурсиях побывало около 15 000 человек. Каждая экскурсия длится около часа. Многие факты для посетителей оказываются абсолютной новостью. Часто до прихода к нам люди просто не представляли, какой уникальной и величественной фигурой в нашей истории является Царь-Страстотерпец Николай.
Алтарь на месте убиения Царской Семьи
– Если Храм-на-Крови уже привычен и хорошо знаком, то о Патриаршем подворье люди знают довольно мало. Расскажите о нем, пожалуйста, подробнее.
– В здании Патриаршего подворья, помимо уже упомянутого музея, есть еще небольшой камерный концертный зал. Там проходят концерты фортепианной музыки, исполняются произведения русских и мировых классиков, а также проводятся сольные концерты.
Это в основном тематические встречи, связанные, например, с какой-то царской датой. Для раскрытия этой темы подбираются определенные композиции. Ведущий концерта обязательно говорит о связи события с посвященным ему произведением. Есть конференц-зал. Там проходят различные семинары, конференции. Там же у нас идут занятия библейских курсов, там же занимается детский хор «Октоих». На первом этаже расположен храм в честь святителя Николая Чудотворца.
Многие не верили, что Церкви удастся построить такой комплекс. Подворье строилось исключительно на средства, которые привлекала сама Церковь. И этим строительством еще раз доказано, что Церковь способна строить настоящие памятники – памятники архитектуры, художественные памятники.
Подворье прекрасно расписано. Многие житийные сюжеты росписи впервые разработаны нашими художниками. Прежде всего это относится к житийным клеймам, посвященным Царской Семье. Люди видят красоту этого здания, восхищаются, удивляются, благодарят Церковь, епархию, Владыку за красоту подворья, за его открытость для посещений.
– Вернемся к Храму-на-Крови. Как строится в столь величественном храме приходская жизнь?
– Одно из направлений деятельности прихода – это молодежь. В нашем храме уже давно действует молодежная группа. Сегодня это 15–20 человек, но бывало и больше. Мы стараемся помочь нашим молодым прихожанам найти свое место в Церкви, чтобы здесь они ощущали себя нужными, полезными. Молодости свойственна активная деятельность, подвижность, поэтому стараемся изыскивать для них и послушания определенные – интересные и полезные, служение, которое для них будет посильно и спасительно. И, конечно, помогаем им образовываться, изучать Священное Писание, традицию Церкви, другие науки.
У нас действуют образовательные программы для тех, кто не может учиться очно. Это библейские курсы, где в течение двух лет изучается Священное Писание. Скажу, что выпускники меня удивили глубиной познаний в Священном Писании. Могут цитировать, знают, откуда что взять, какие пророки что писали. В Новом Завете тоже прекрасно ориентируются.
На нашей же территории есть еще одни библейские курсы. Группа мирян организовалась и попросилась к нам. В результате по двум разным программам, три раза в неделю, в нашем храме действуют библейские курсы – в понедельник, вторник, четверг. Есть у нас и три детских направления, три школы: воскресная, художественная и певческая.
В воскресной школе, помимо Закона Божия, дети проходят историю Церкви, церковнославянский язык, основы богослужения, православные праздники. Кроме того, проводят очень хорошие концерты. Как старший священник храма, я обязан бывать на этих праздниках, но мне и самому хочется там присутствовать, потому что это интересно.
Второе направление – художественная школа, совместный проект с Вознесенским храмом. По окончании пятилетнего курса обучения дети получают диплом о дополнительном среднем образовании. Занимаются с ними преподаватели училища им. Шадра, других художественных муниципальных школ – прекрасные художники. В этом проекте нас поддержал тогдашний министр образования области Нестеров, и то, что все наши педагоги получают «областную» зарплату – это для нас большое подспорье.
К тому же, это – показатель уровня художественной школы. Работы ее учащихся часто выставляются – в том числе, и в Министерстве образования были выставки, и в Галерее Храма-на-Крови. Конечно, ребята еще не профессионалы. Но по окончании обучения они смогут поступить в Художественное училище им. Шадра. Во первых, их там уже знают, во вторых, у них есть серьезные навыки работы. Или могут учиться искусству иконописи, а это уже имеет прикладное значение, потому что у нас нехватка мастеров иконописцев.
Есть несколько ключевых мастерских в городе – Татьяны Водичевой, Вострецовых, Николая Николаевича Шушалыкова, Ново Тихвинская монастырская мастерская, еще несколько групп… Но помощников у них мало, и наши ребята могли бы ими стать. Так всегда было на Руси – когда-то и преподобный Андрей Рублев был подмастерьем, и у него потом были помощники.
Третье направление – певческое. У нас действует церковно-певческая школа «Октоих», где изучают сольфеджио, пение, литургику. «Октоих» детей и воспитывает, и удерживает их от зла, и учит работать. Самое главное – регулярное участие в службах, а концертная деятельность – это дело второе, если не третье. Хор приписан к Свято-Никольскому храму на Патриаршем подворье, ребята совершают здесь свое служение. Каждое воскресенье поют Божественную Литургию, накануне – Всенощное бдение. Участвуют и в службах в Храме-на-Крови. Получается, что дети все время заняты, дети приучены к труду. Хор очень много ездит, в том числе и за границу.
Также у нас базируется фольклорный коллектив «Сылышки». Они поют, занимаются, участвуют в богослужениях: на месте убиения Царственных Страстотерпцев поют раннюю Литургию. «Сылышки» тоже много ездят. У них это, в основном, паломнические поездки по святым местам.
– В одном из интервью в 2008 году Вы говорили о надеждах на Патриаршее подворье – о планах разместить там воскресную школу. Но, судя по расписанию, которое сегодня висит на стенде воскресной школы, занятия по-прежнему проходят в подсобных помещениях?
– Сейчас принято решение, что школе нужно отдельное помещение. Это будет сделано в рамках застройки Святого квартала, который здесь обустраивается – хотя, может быть, не так быстро, это дело не одного года.
Отец Максим с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой
– Застройка Святого квартала еще не завершена? Он еще будет развиваться?
– На этот счет есть большие планы. Владыка хотел, чтобы здесь был образовательный центр, связанный непосредственно с храмом. Рассматривались варианты строительства здесь зданий для семинарии. Но на сегодняшний день принято другое решение, и семинария уже заложена в монастыре на Ганиной яме. Я считаю, что это абсолютно правильно. Есть опыт Троице-Сергиевой Лавры, не надо ничего изобретать. Это опыт учебы и одновременного пребывания семинаристов под сенью монастыря, где они могут воспитываться и помогать обители, например, в певческом послушании. Этот синтез просто идеален, он уже проверен временем и приносит свои плоды.
Тем не менее, около Храма-на-Крови может появиться семинарский корпус, здесь может быть регентское отделение. Также здесь может обосноваться Теологический православный университет.
– И, все же, центром, точкой притяжения останется Храм-на-Крови. Замечено, что, сколько бы ни ругали Церковь, но, практически, все ВИП-персоны, приезжающие в Екатеринбург, обязательно посещают и Храм-на-Крови, и Ганину Яму.
– Да, довольно часто, когда приезжают какие-то руководители, мы проводим для них экскурсии по храму. Конечно, экскурсия связана с историей Царской Семьи. Водим также по особо примечательным местам храма. Например, на балкон, где поет хор, откуда открывается прекрасный вид на храм изнутри, хорошо видны иконы и убранство. Бывает, поднимаемся и на колокольню.
– А какие визиты запомнились больше всего и чем?
– Запомнилось, как довелось встречать хлебом-солью покойного Владыку Лавра, Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. Запомнился бывший Президент России, нынешний премьер-министр, Владимир Путин. Владимир Владимирович, когда был у нас, перекрестился, к раке преподобного Серафима Саровского подходил. Это мне понравилось, по душе то, что он не прошел мимо святыни. Хотя его уводили в сторону, он подошел к раке, приложился к ней.
То же самое и нынешний Президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Прикладывался к иконам, у нас даже фотография есть, как он икону целует.
Министр юстиции Коновалов Александр Владимирович – глубоко верующий человек. Он был у нас дважды, молился – человек, грамотный в церковной жизни.
Генерал Квашнин, бывший полпред Президента в Сибирском федеральном округе, нам даже подарок сделал – картину из своего кабинета. Очень понравилось, насколько неформально он вел себя во время экскурсии: что-то дополнял, целая дискуссия возникла, он очень живо, горячо все воспринял.
Если уж говорить обо всем, неприятно удивил сейчас уже бывший министр сельского хозяйства Гордеев. Когда наши экскурсоводы попытались ему что-то рассказать, он их остановил и сказал: «Это все мне не надо, это ваше церковное. Вот вы мне расскажите об архитектурных параметрах постройки: ширина, высота». То есть, примитивные технические сведения, которые ничего в душе не оставляют, человека интересовали, а о Царской Семье, об их мученичестве он говорить запретил. Меня это удивило и расстроило. Непонятно, как можно заниматься сельским хозяйством и не любить Россию – я так это воспринимаю.
Но, в основном, люди приходят с благоговением. Даже бывшие партийные работники, поняв, что натворили когда-то, приходят.
– Значит, среди руководителей нашей страны есть люди православные. Это дает надежду?
– Да, среди них много людей православных. Но у каждого человека – и у обычного, и у президента – какая главная проблема? Свое православие в жизни реализовывать. Так-то мы все православные, единственная проблема, что не всегда поступаем по-православному.
ОБ АВТОРЕ:…
Приход детей к Богу – явление, на первый взгляд, вполне обычное. Сначала их с раннего возраста приносят на Причастие, потом отдают в воскресную школу и, вроде бы, все нормально. Но проходит время, дети подрастают – и вот в храмах их уже нет, Бог и Церковь их мало интересуют (а…
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.