Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2-3 (91-92) → Смерть за Христа или смерть от греха

Смерть за Христа или смерть от греха

№2-3 (91-92) / 21 •февраля• ‘10

Беседовала Ксения ВозгривцеваВеликий пост

•В этой теме:•

Великий пост
Значение поста для человека
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Великий пост
Шопинг-искушение
Ксения Возгривцева

Вопросы из номера в номер становятся все более и более непростыми. Сегодня мы беседуем с о. Евгением Попиченко о мертвых душах. Только речь идет не о книге Н. В. Гоголя, а о наших мертвых душах, которые на добрые дела «малоподвижны», на молитву тяжелы, да и Бога-то почти не знают. Почему душа умирает, может ли она вновь ожить и каковы признаки души живой?

О. Евгений: Как-то раз мне пришло несколько смс-ок, в которых был такой текст: «В Афганистане сегодня исламисты будут казнить 22 христианские миссионерские семьи, помолитесь…». Сразу приходит мысль: о чем мы должны помолиться? О том, чтобы все устроилось так, чтобы их отпустили? Или чтобы включились демократические цивилизованные рычаги, чтобы был гуманный суд?

О чем должен молиться христианин? Вопрос, который было бы полезно задать себе многим в этой ситуации. Апостол Павел говорил: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». (Флп. 1, 23-24). Когда на казнь вели священномученика Игнатия Богоносца, то его ученики предложили собрать денег и дать их воинам, чтобы они покрепче заснули. Но святой Игнатий сказал: «Я жажду пострадать за Христа». Вот совершенно четкое христианское отношение к жизни и к смерти.

Самое дорогое, что есть у человека – это его жизнь. А цена жизни всегда измеряется смертью. То есть за что человек жизнь готов отдать. Сгубить ее «по пьяной лавочке»? Или умереть от передозировки, из-за любви непонятно к чему. Или погибнуть из-за денег, потому что кредиторы насели? Ради чего человек свою жизнь готов отдать? Ради любви. Потому что нет больше той любви, когда человек жизнь свою отдает за то, что любит, в частности за своих ближних, если говорить словами Евангелия.

К сожалению, сегодня это происходит не на нашей земле. Потому что, наверное, среди современных православных христиан очень мало найдется таких людей, которые готовы умереть за Христа. Поэтому христианство сегодня «пинают» все, кому не лень: в СМИ, в разных фильмах, которые снимают про Христа и Церковь. Не осталось христиан, любящих Христа фанатично.

Фанатизм – это слово чаще всего сегодня используется в рассказе об экстремистах или сектантах…

Слово «фанатик» – доброе слово, которое осквернено, в том числе, и исламским радикализмом, и экстремизмом, и советской пропагандой. Сегодня люди даже малые усилия в отношении ко Христу воспринимают как фанатизм: «Что-то ты по воскресеньям зачастил в Церковь, слишком фанатично веришь. Ты не изменяешь жене ради заповеди, не берешь взятки? Значит ты точно фанатик!».

Отец Андрей Кураев, говоря о демографической проблеме в нашей стране, очень точно выразился: «На общем печальном фоне вымирания есть все же точки роста. Многодетные семьи есть у бомжей и религиозных фанатиков. У бомжей – потому что им все «фиолетово». У религиозных людей – потому что им внушили, что зародыш – тоже человек, и убивать его грешно.

Слово «фанатик» здесь не ругательство, а признание факта. Фанатик – слово чисто вкусовое: фанатик – тот, кто относится к религии чуть серьезнее, чем я сам. Люди, всерьез относящиеся к церковным заповедям, в глазах своих соседей – фанатики. Да и в самом деле нужно фанатично верить, чтобы послушать советы духовника: «Ну и что, что ты разлюбил свою жену? Не смей разводиться, оставайся с ней и с детьми!.. Ну и что, что врачи угрожают? А ты не убивай малыша, выноси его, дай ему шанс, а мы за тебя молиться будем!» Вот такая цитата из статьи в журнале «Фома». И название публикации очень показательно: «Фанатики как источник жизни, размышления о демографии и миссионерстве».

В тропаре Пасхи по-гречески мы поем «фанато фанатон патисас» – «смертию смерть поправ». Фанатик – тот, кто готов умереть за свою веру. Часто говорят, что мы уступаем мусульманам по всем фронтам: в рождении детей, в любви к вере, в исполнении заповедей. Причина вырождения христианского мира в том, что среди христиан не осталось фанатиков, то есть тех, кто ради Христа готов умереть.

Понятно, что любовь, как и предательство, просто так не возникает. Иуда не сразу стал предателем, не просто пошел и предал Христа. Он делал это регулярно, каждый день, когда воровал деньги из церковной кружки. Так и верность Христу воспитывается постепенно, каждый день, когда человек отрекается от своего ради Христа. Ради соблюдения Его заповедей отрекается от себялюбия, от гордости, от зависти, от жадности, от мстительности, от ненависти. Это все маленькие усилия по укреплению большой, крепкой, верной любви.

А грех – это отречение от Христа ради своего? И если первое ведет к жизни, то второе – к смерти?

Да. По слову Божьему: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Если говорить словами Священного Писания, «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Но сегодня, когда обыватель слышит слово «грех», он обычно подразумевает блудный грех. Это частность, а по сути грех – это яд, отрава, смерть. Это рана, которую человек наносит своей душе, от которой душа умирает. Конечно, Господь создал человека как очень устойчивую систему, крепкую психически и физически. Восстанавливаемость человеческого организма уникальна.

Но, тем не менее, и эта система способна повреждаться и разрушаться, если постоянно в одну и ту же точку бить, то разрушится самая крепкая стена.

Если каждый грех – это шаг к смерти, почему тогда грехи разделяются на смертные и не смертные?

Наверное, это можно сравнить с дозой яда: есть смертельная для организма доза, есть доза, с которой организм может справиться. Так и в духовной жизни. Апостол Иоанн говорит: «есть грех к смерти» и есть «не к смерти» (1 Ин. 5, 16-17).

Но о какой смерти идет речь? У человека есть две жизни и две смерти. Первая жизнь – жизнь биологическая, физическая, когда тело соединено с душой. Соответственно, первая смерть – разлучение души и тела. Вторая жизнь

– духовная. Дух человека (высшая часть души) соединен с Богом, Им живет и движется. Соответственно, вторая смерть – духовная, разлучение души от Бога, разрыв отношений с Богом. Смертный грех как раз разрушает жизнь человека с Богом, разрывает связь духа человека и Духа Святого.

В результате этого человек умирает для Бога, для духовной жизни. Душа умирает окончательно?

До смерти у человека есть возможность покаяться, ожить. Восстановление этой жизни, необходимый для жизни «воздух» – это действие Святого Духа, которое подается в результате обращения человека к Богу с покаянием.

Господь свою проповедь начал с призыва к покаянию. Господь пришел к человеку, Он рядом, Он от нас не прячется. Это мы, как Адам, все время пытаемся от Него спрятаться. Царство Божие приблизилось, но чтобы принять его, необходимо покаяться. Это очень важный духовный процесс изменения своей жизни. Как раз отсутствие покаяния является признаком смерти души.

Смертный грех – это самый тяжкий поступок в каждой страсти. Если брать страсть чревоугодия, то это обращение за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, крайняя степень пьянства – до отравления. Также это язычество – обращение ради здоровья к природе, звездам. Это смертные грехи в первой страсти. В блудной страсти их больше, потому что современный мир предлагает широкий спектр удовлетворения этой страсти.

Есть смертные грехи в сребролюбии, в гневе. Больше всего смертных грехов в гордости, когда помрачается ум человека.

Как заметить, что ты уже начал духовно умирать?

Когда человек разрывает связь с Богом, признаком смерти является отсутствие покаяния. Как признаком жизни является чувствительность нервных окончаний. Вот человек положил руку на горячую плиту, обжегся, отдернул руку, она у него заболела, волдыри появились. И у человека появляется жгучее желание получить облегчение, найти мазь, пластырь, сделать такой компресс, чтобы эта боль скорее прошла. А если рука мертвая, сухая, то ее хоть жги, хоть коли, можно до кости прожечь, и человек ничего не будет чувствовать. Если живая обожглась грехом, то человек жаждет найти исцеление, утешение.

Одна женщина сказала: «Я 18 лет искала батюшку, которому бы я смогла все грехи исповедовать»… Конечно, это безумная гордость, поврежденность человеческой души, отсутствие покаяния, отсутствие стремления вылечиться. Потому что человек ходит и смотрит: «Этот недостоин, чтобы я ему рассказал, а этот достоин». Но когда душа болит, то хоть какой священник – дайте мне исцеление, дайте мне облегчение.

О. Евгений, проиллюстрируйте на какомнибудь очень конкретном примере, как человек умирает и как это можно заметить?

К сожалению, очень распространенный случай. Приходит женщина первый раз на исповедь и если говорит о грехах, то очень поверхностно: «Пост не соблюдаю, в храм редко хожу». А если задаешь вопрос: «Сколько у Вас было беременностей? – Пять. – А сколько у Вас детишек? – Один. – А где остальные?» И сразу слышишь выражение вроде: «А что, я их всех рожать должна?» Человек убил четырех детей, и нет даже признания этого. Грех не признается грехом, душа не подает никаких признаков жизни, человек не кается. Когда касаешься этой темы, человек начинает оправдываться. Признак мертвой души – это оправдание. Даже у самого закоренелого злодея бывают периоды, когда он понимает, что он злодей, а здесь - мертвость души, окамененное нечувствие.

Можно ли сказать, что душа мертва, если человек признает свои грехи, хочет покаяться, а умиления сердечного в результате нет?

Это тоже очень распространенная ситуация, потому что мы все инвалиды, люди с поврежденной душой. Современный человек очень поврежден, поэтому даже когда он приходит в храм, его душа не успокаивается, все равно продолжает болеть. Потому что мы – и священники, и миряне – утеряли ту практику, которая всегда была в Церкви.

Преподобный Никодим Святогорец говорит об исцелении души: для уврачевания смертного греха необходима трехсоставная процедура. Необходимо покаяние – исповедь, епитимья и Причастие. Он сравнивает этот процесс с такой медицинской манипуляцией: у человека глубокая гнойная запущенная рана – смертный грех. Исповедь только вычищает червей из этой раны. Но этого недостаточно, необходимо обработать края этой раны, гнойную зараженную кожу срезать. Это второе условие выполняет епитимья. И третье условие – это мазь, которая вкладывается в рану и заживляет ее. Это Причастие. Сосуд Божественной благодати, которым должна быть душа, восстанавливает прежнюю целостность.

Если один из этих трех элементов убрать, исцеления не произойдет. Наша беда в том, что мы ушли от этой древней церковной традиции врачевания души. В древней Церкви всегда было такое понятие как епитимья. А современный человек приходит на исповедь, рассказывает о своих смертных грехах, например, о том, что бьет жену, пьянствует, изменяет – и даже при условии, что он не собирается менять свою жизнь, бывает, что священник читает разрешительную молитву и допускает человека до Причастия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что есть разные степени блуда: есть блуд в помыслах, то, что называется «с вожделением посмотрел», и это врачуется искренним покаянием и сокрушением сердечным. А есть блуд физический, телесный, он приводит к смерти души. Если в первом случае нужно покаяние для исцеления, то во втором необходимо воскресение души, то есть душа требует очень долгого срока реабилитации, необходима реанимация, чтобы воскресить эту мертвую душу. Человек приходит на исповедь. Хорошо, если он кается, понимает, что блуд – это плохо. Но часто бывает так, что он говорит, что изменил жене, например. Но у него нет решимости изменить свою жизнь. Он пытается какую-то таблетку найти, чтобы душа не болела, но решимости победить грех нет. Батюшка его прощает и разрешает, допускает до Причастия. Но в этом случае Причастие ему вменяется как Причастие Иуды. Св. Иоанн Златоуст говорит, что человек, причащающийся с неисправленным смертным грехом, становится виновником против Плоти и Крови Христовых, этот грех по тяжести как иудин грех.

Симеон Новый Богослов говорит страшные слова о том, что делать в таком случае: братья и сестры, нам нужно собраться и молиться о таком христианине, чтобы Господь предал его тело «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5). Надо просить, чтобы Господь так смирил этого человека, чтобы он спасся даже через такое страшное действие – через беснование. Мы, священники, забыли о том, что когда Господь дунул на своих учеников, Он сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

У священника есть законное, данное Богом право не разрешать, не отпускать грехи. Мы почему-то привыкли, что раз человек пришел, мы обязаны прочитать разрешительную молитву и допустить до Причастия, как бы он там ни жил. Никогда в Церкви такой практики не было.

Если человек впал в тяжкий грех, обязательно должна была быть епитимья. Например, за убийство человек отлучался от Церкви на 20 лет, за блуд – на 15 лет, за обращение к колдунам, целителям – на 7 лет. Бывали грехи, за которые человек до смерти отлучался от Причастия. Например, это отречение от Христа.

До смерти – это навсегда?

До смерти – это пожизненная епитимья, перед смертью он каялся и соединялся с Церковью. Но это не означало, что человек вышвыривался из Церкви. Епитимья – это курс реабилитации, то есть человеку давалось молитвенное правило, назначались духовные упражнения – поклоны, дела милосердия, то есть деятельный труд, свидетельствующий о его сокрушении о случившемся. Ну и конечно же, обязательное условие – исправление грехов. И в зависимости от силы покаяния этот срок сокращался. Но, тем не менее, нужно понимать, что для воскресения души требуется очень длительный срок.

Но ведь не всегда у священников есть время разобраться в человеке, если они впервые встречаются? Это не слишком жестко, если человек пришел за отпущением грехов, а священник его отправит на длительный срок нести епитимью или готовиться к покаянию?

А мне, скорее, очень жалко монахов, которые принимают исповедь в монастырях. Не так давно мы были в одном монастыре. Поскольку мы были со своими прихожанами, батюшки попросили помочь на исповеди. Был как раз праздник Казанской иконы Божией Матери, приехало много паломников из других городов. И через одного подходят люди со страшными смертными грехами, которые впервые на исповеди, которые живут, например, в гражданском браке, и ты понимаешь, что они ничего не хотят менять, не хотят переводить эти отношения в законное русло. Вот человек приехал, видит монаха впервые, приехал с настроением причаститься, подготовленный как бы – что-то читал, постился. Вот он стоит с уверенностью, что его обязаны допустить до Причастия. А монах его видит в первый и скорее всего последний раз… Это очень тяжелое служение.

Симеон Новый Богослов сказал: «Я лучше отдам свое тело на съедение псам, чем Причастие недостойному». А признаки правильной подготовки к Причастию святыми отцами обозначены: правильная вера, отсутствие смертных грехов, жизнь по евангельской нравственности и борьба со страстями. Если эти условия не соблюдаются, то Причастие скорее всего, по слову Святого Писания, будет человеку во осуждение.

Конечно, очень тяжело монахам принимать исповедь, потому что нет такой возможности душеведения, как на приходе. На приходе человеку можно сказать: «Приходи завтра, мы поговорим, подумаем, как нам дальше быть». В монастырь часто люди приезжают издалека с настроением непременно причаститься и уехать.

Какие сегодня назначаются сроки несения епитимьи?

При том, что мы только еще возвращаемся к церковным традициям, нет смысла устанавливать такие огромные сроки для епитимьи. Часто можно встретиться с убеждением, что вероучение Церкви – это такой регламент, в котором прописаны «можно» и «нельзя». Самый частый задаваемый священнику вопрос: «А можно?». Человек обычно думает, что жизнь состоит из того, что можно, иногда – из того, что нельзя. И вот это «нельзя» мешает нашей совести жить. Исповедь существует для того, чтобы рассказать о том, что он сделал «то, что нельзя», для того, чтобы все опять стало можно.

Приходит, например, человек, который изменил супруге. Прелюбодеяние – смертный грех. Если человек говорит, что он изменил, он кается. Насколько его покаяние истинно? Как проверить истинность намерений человека? Дать некоторое испытание. Как вера без дел мертва, так и покаяние без дел исправления мертво. Поэтому человеку, например, дается несколько месяцев: «Давай месяца три-четыре попробуем поготовиться к исповеди».

Это не значит опять же, что человек как грешник выбрасывается из Церкви. Беда произошла. По какой причине? Или мы не знали Христа и Его веры, или наша вера кривая, или наша нравственная жизнь настолько повреждена, что мы допускаем такие вещи. Человек глубоко поврежден, необходимо помочь ему изменить свою жизнь. Предлагается система занятий подготовки человека к жизни в Церкви. Здесь человек узнает христианскую веру, узнает нравственность евангельскую, узнает устройство своей души и пытается свою жизнь изменить.

Человек долгое время к Причастию готовится, исправляя свою жизнь и свидетельствуя об этом хождением в храм, изменением отношений в семье. Полгода занятий позволяют человеку научиться наблюдать за собой, замечать те ошибки, которые приводят к страшному падению. Вот это то, что необходимо из опыта Церкви перенимать. Потому что пора четко говорить о том, что есть верные, а есть неверные христиане. Есть христиане, которые так называются, но по жизни ими не являются.

Бывает, что человек остро чувствует после исповеди, что его душевная рана не исцелена и сам просит помощи у священника. Одна женщина написала мне, что раньше она была в Церкви, крестилась, начала активную церковную жизнь, в гимназии преподавала, детки родились. Потом впала в прелюбодеяние, изменила мужу. Пришла на исповедь, батюшка выслушал, прочитал разрешительную молитву, но душа не успокоилась, душа продолжает болеть.

Видно, что у человека покаянный настрой, она до тошноты настрадалась от своего греха и хочет это из себя исторгнуть, вырвать эту занозу, и чтобы полученная рана зажила. Это – признак живой души, которая чувствует, что выздоровления, исцеления не произошло. Потому что нужно не только с Богом примириться, но и с собственной совестью. Господь прощает, но человеку важно самому себя простить. Функции епитимьи – в том числе понести какие-то труды для того, чтобы примириться с совестью.

Выздоровления, исцеления души не произошло. Потому что нужно не только с Богом примириться, но и с собственной совестью. Господь прощает, но человеку важно самого себя простить. Функции епитимьи в том числе – понести какие-то труды для того, чтобы примириться с совестью. Человек жаждет деятельно менять свою жизнь. Видно, что покаянный настрой, она до тошноты настрадалась от своего греха и хочет это из себя изблевать, вырвать эту занозу и чтобы это место зажило. Это признак живой души.

То есть человек может прийти к священнику и попросить епитимью?

Не просто может, но и должен. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит выдержку из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви: «Души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнию покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами любви к Богу и ближним, все, что Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным, – души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости, чрез молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Епитимья просто необходима, даже если человек исповедовался 10 лет назад в грехе, совершенном 30 лет назад. Это необходимые условия заживления раны: исповедь, епитимья и Причастие.

А какие сегодня бывают епитимьи?

Во-первых, это занятия по подготовке к церковной жизни. Трудно назвать эти занятия епитимьей – для человека, искренне любящего и ищущего Христа это является радостью, когда ему предлагают начать заниматься, готовиться к церковной жизни. Пробовать Евангелие читать, святых отцов.

Епитимьей может быть работа в Службе милосердия – помощь в больнице, помощь на дому старикам, помощь бездомным. Если в приходе активно развита та или иная деятельность, то человеку, ищущему исцеления души можно подойти к батюшке и спросить, чем он был бы полезен приходу. Даже в воскресенье после службы остаться мыть пол в храме, приготовить храм к следующей седмице – это тоже может быть епитимьей. Человек может на полгода, например, взять на себя обязанность два часа сверх положенных на богослужение отдавать Церкви.

Епитимьей может быть милостыня. Если человек имеет возможность благотворить, он может взять на себя обязанность помогать, например, многодетной семье в течение какого-то срока. Конечно, с благословения священника. Епитимьей может быть специальное молитвенное правило с поклонами, в виде определенных покаянных молитв.

То есть, это способ для современного человека, как стать хорошим фанатиком. Ежедневно отказывая себе в чем-то своем, постепенно рождаться?

Совершено верно. Это способ стать настоящим христианином. Потому что настоящий христианин – это человек, для которого Христос дороже всего на свете. Господь так и сказал: кто любит что-то на свете больше Меня, тот Меня не достоин. Потому что это свойство любви. Любовь самоотреченна, ради любимого она готова на все.

Почему у нас так жизнь изменилась? Потому что у нас очень мало людей, искренне любящих Христа, которые готовы ради Него хотя бы, например, не халтурить на своей работе: уйти от постоянных чаепитий, играния в карты на компьютере. Если ты банковский служащий, менеджер, врач, если ты просто продавец в киоске, относись к приходящим к тебе людям с любовью, вниманием, лаской. И это будет тоже ступенькой к доброму фанатизму.

 

•В других номерах:•

№1 (99) / 3 •февраля• ‘11

Великий пост

Современный врач современному человеку о посте

Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии, алтарник храма святителя Иннокентия Московского

 
Великий пост

Значение поста для человека

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21:34)…

 
Великий пост

Шопинг-искушение

Ксения Возгривцева

Множество иностранных слов вошли в жизнь россиян, когда появились новые, неизвестные ранее формы досуга, которым нужно было найти названия. Слова сначала резали ухо, а теперь уже иногда и ласкают его. Слово «шопинг» звучит уже как-то привычно, хотя имидж у этого слова еще до…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс