Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (80) → Святыни в пламени пожарищ

Святыни в пламени пожарищ

№3 (80) / 12 •марта• ‘09

Светлана Ладина Крик души

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин, 16,33)

Свято-Симеоновский приход екатеринбуржцы называют Малым Верхотурьем. Два деревянных храма во имя святых Симеона и Косьмы Верхотурских, часовня с источником святой воды. Тишина, покой, свежий лесной воздух... В духовно-просветительском центре действуют воскресные школы — для детей и для взрослых, создан небольшой музей святых Царственных Страстотерпцев. Собрана обширная библиотека. Несмотря на удаленное от центра города местоположение, приход многочисленный. Многочисленный и дружный.

...Беда, постигшая СвятоСимеоновский приход в ночь на 1 февраля 2009 года, мало кого оставила равнодушным. В результате поджога выгорело несколько классов воскресной школы. Факел и бутылки с зажигательной смесью, заброшенные на балкон второго этажа, вызвали обширное возгорание.

Первый и второй этажи деревянного здания охватил огонь. Взметнувшееся в ночное небо пламя заметили люди, живущие по соседству. Они и забили тревогу, подняли на ноги священников, которые накануне служения Божественной Литургии ночевали на территории прихода. Духовенство и прихожане храма бросились выносить на улицу святыни — антиминс, иконы, мощевики, церковную утварь. Силами пожарных, прибывших в течение 10-ти минут, огонь был побежден. До храма святого Косьмы Верхотурского, расположенного в противоположном крыле горящего здания, он не дошел.

И это было не только результатом оперативных, слаженных действий. На загоревшейся стене первого этажа, с внутренней ее стороны, находился образ Спаса Нерукотворного. Изображенный на синтетическом ковре, висящем посреди стены, он уцелел. Людям, пришедшим на место пожара сутки спустя, представала удивительная картина: черная обгоревшая стена, обуглившиеся края иконы, не тронутый огнем лик Спасителя и абсолютно целые бревна под ним. Такое впечатление, что огонь подбирался к иконе с двух сторон, но затем прозвучало евангельское: «Умолкни, перестань». И Тот, Кому повинуются и ветры, и море, остановил пожарище.

На втором этаже пребывала икона Божией Матери «Знамение». Хоругвь в металлическом окладе была подарена приходу настоятелем Свято-Никольского Верхотурского мужского монастыря игуменом Филиппом (Ельшиным). Металл обгорел и местами покорежился, но лики Богородицы и Младенца уцелели.

Наутро на богослужение пришли люди. И оно состоялось, несмотря ни на что. А после Божественной Литургии всем миром стали залечивать раны, нанесенные огнем. Разбирали все, что обгорело, промокло, уцелело. Пытались навести в здании хоть какой-то порядок. Вместе со взрослыми трудились и дети. Матушка Вера Зайцева, завуч воскресной школы, считает, что для ее учеников это тоже было уроком. В следующее воскресенье, когда дети пришли уже на обычные занятия, которые часто проходят в форме живого обсуждения, тема урока была задана самой жизнью. Беседовали о грехе, покаянии и прощении и о том, что Закон Божий не зависит от того, верит в него человек или не верит. Речь шла и о том, как относиться к несчастным, у кого рука поднялась на храм Божий.

И нет сомнений, что не в первый раз. Действовали по сценарию, опробованному 8 декабря 2008 года. Тогда были сожжены дотла Свято-Никольский храм и воскресная школа, расположенные на ул. Софьи Перовской. Все, как под копирку: забор, расписанный антихристианскими лозунгами, факел, бутылки с зажигательной смесью. С огнем боролись в течение 4-х часов. Не сразу удалось отключить электропитание, что сильно задержало действия пожарных. Когда пожар потушили, стало ясно: выгоревшие деревянные здания восстановлению не подлежат.

Вскоре на месте пепелища была установлена пожертвованная одним из прихожан воинская палатка. Внутри устроили алтарь и Царские Врата, и богослужения в приходе-мученике продолжились. В палатке, мягко говоря, совсем не жарко, а в оттепель с потолка капает вода. Но прихожан меньше не стало. Продолжают работать обе воскресные школы — детская и взрослая.

Сейчас, спустя три месяца после пожара, рядом с храмомпалаткой выросли каменные стены будущей церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Не хватает лишь куполов и внутренней отделки. Нашлись предприниматели, которые выделили средства на строительство храма. Для них финансовый кризис не стал кризисом духовным.

Господь и страшную беду смог обратить во благо. Во всех попущенных испытаниях Он был рядом. Он же помог не озлобиться и не возненавидеть поджигателей.

— Людей, которые это сделали, — говорит настоятель прихода, священник Петр Соботюк — можно только пожалеть. Если мы не сможем оставить им их страшный грех, Господь не оставит нам и наших грехов. Они нуждаются в покаянии. И, если покаются, то получат шанс на спасение.

А еще они нуждаются в том, чтобы их остановили. Второй поджог стал результатом безнаказанности, уверенности в том, что не нашли — значит, и не найдут, и можно продолжать в том же духе. Однако, теперь уже не только силовые структуры ведут розыск. На следующий день после пожара в СвятоКосьминском храме в Фонде «Город без наркотиков» прошла пресс-конференция, участники которой объявили о награде в 100 тысяч рублей за достоверную информацию о поджигателях. Почему вмешался Фонд? Во-первых, как известно, там работают люди, которым абсолютно чужд принцип «Моя хата с краю». А во-вторых, они участвовали в строительстве этого храма (см. ПВ № 4, 2008 — прим. автора). Но даже несмотря на это фондовцы не вели речь о вариантах страшной мести. Нельзя сказать, чтобы таковые совсем уж не рассматривались, но...

Андрей Кабанов: — Я сначала хотел им руки переломать (был у Андрея Владимировича и еще один вариант, о котором умолчим из скромности — прим автора). А потом остыл, подумал: ведь это же, наверняка, дети. Дети, которых ктото так обработал. Поэтому, знаете, просто взял бы и поотцовски сильно выпорол. И то — без гнева, потому что в гневе наказывать нельзя. Но до синевы, так, чтобы долго сесть не могли.

Евгений Ройзман: — На Руси к поджигателям всегда было очень жесткое отношение. Тем более — к поджигателям храмов. Так что их при поимке могут и до отделения не довезти. Но если придут к отцу Вячеславу, покаются и помогут храм восстановить — и отношение к ним будет совсем другое. Господь каждому дает шанс. Хотя, конечно, такие пакости от большого ума не делаются.

Прав Евгений Вадимович. Тут надо не только большого ума не иметь — вообще сознание должно быть отформатировано определенным образом. Кем? Чем? Давайте проанализируем хотя бы те факты, что лежат на поверхности проблемы.

2008 год был годом информационной войны с Церковью. Не знаю, где как, а в Екатеринбурге — точно. Вспомним хотя бы, как некий правозащитник Алексей Конев пытался доказать всему миру, что Церковь — не более чем организация, оказывающая населению платные услуги, и при этом уклоняющаяся от уплаты налогов. И действующему законодательству, и церковным канонам и традициям, и просто здравому смыслу его утверждения, конечно, не соответствовали — но с каким восторгом СМИ рассказывали о человеке, который наконецто выведет проклятых попов на чистую воду и всем объяснит, почем опиум для народа!

Правда, после того, как Алексей Васильевич на полном серьезе в судебном заседании потребовал предоставить ему документ, заверенный свыше — ну, то есть, совсем свыше — журналистские восторги поутихли. Не помогла здесь даже справка о том, что истец не состоит на учете у психиатра. Потому как было абсолютно ясно: он, конечно, не состоит, но... Суд в удовлетворении иска отказал. За ним последовал второй, окончившийся так же бесславно. Но за несколько месяцев рассмотрения этих дел какой ушат помоев был вылит прессой на Православную Церковь!

Но это, что называется, разовая акция. А что сказать о регулярной трансляции на телеканале «Ермак» (канал полпреда в УрФО!) передач с участием Антона Симакова? Если кто не знает — есть у нас такой черный маг с черными ногтями, который на экране то режет кур, то учит правильно втыкать иголки в кукол Вуду и сопровождает все это ругательствами в адрес верующих традиционных религий.

А вот технология создания и распространения слухов о Церкви, разработанная неким информагентством. Берется один из ответов Владыки Викентия на вопросы телезрителей в программе «Архипастырь» и подается как заявление, сделанное «главой РПЦ на Урале». Результаты — потрясающие! В ноябре месяце, отвечая на вопрос телезрительницы, можно ли учить детей современным танцам, Владыка сказал буквально следующее: «Мы этими танцами своих детей губим, губим их души, потому что пляски опустошают душу человеческую. Конечно, мы не должны быть виновниками погибели их души! Сначала мы их учим; потом не рады тому, что они вытворяют, занимаясь танцами. Мы как бы сначала даем маленький огонь, зажигаем, а потом не знаем, как его погасить. Лучше быть осторожнее и не отдавать детей на такие пагубные действия». Это дало повод для новости: «Глава РПЦ на Урале осудил родителей, которые отдают своих детей в танцевальные секции». В результате в уважаемом, солидном музыкальном училище с полувековой историей поднялась паника: на факультете хореографии стали ходить страшные слухи о том, что вотвот Церковь запретит (!!!) эту профессию. Студенты на полном серьезе думали, куда пойти работать в этом случае. Ну, что тут сказать? Без комментариев.

Вспомним и о разразившейся борьбе за Кафедральную площадь, окончившейся тем, что в центре города абсолютно официально было разрешено на теперь уже неоспоримо находящихся там могилах и фундаменте алтаря взорванного в 1930 году собора устраивать развеселые народные гуляния. А в неновогоднее время — парковать машины. (см. ПВ-1, 2009)

После всего, перечисленного выше — а это лишь то, что вспомнилось навскидку — стоит ли удивляться, что в Екатеринбурге поджигают православные храмы? И не просто поджигают, а делают это в особо памятные для православных дни. Пожар 8 декабря был «приурочен» к трауру по Святейшему Патриарху Алексию Второму, а дата второго пожара была днем интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Вернемся, однако, к приходам-мученикам. Они нуждаются в нашей помощи. Свято-Никольский храм во время пожара лишился и церковной утвари. В обоих приходах пострадали воскресные школы. Нужны книги, учебные пособия, мебель, компьютеры, оргтехника, музыкальные инструменты. Но, конечно, не по принципу «на тебе, Боже, что нам негоже». Приходу святого Симеона Верхотурского уже пытались отдать пианино, несколько лет простоявшее в коридоре подъезда. Самовывозом, естественно. Посовещались и решили не брать. Правильно решили.

Свою помощь можно предложить как непосредственно в храмах, так и по телефонам:

Приход святого Симеона Верхотурского - 247-68-37
Приход святителя Николая Чудотворца  - 8-922- 615-43-77

 

•В других номерах:•

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Крик души

Жизнь за проповедь

Ксения Кириллова

В смерти священника Даниила Сысоева подозревают сектантов. «Не бывает христианской жизни — бывает христианская смерть» — так принято говорить в православии.

 
Путь к Богу

Путь к богу — Ирина Саушкина

Ксения Возгривцева

Когда я приехала на интервью к Ирине Саушкиной, хозяйка сразу провела меня на кухню. На столе стоял красивейший пирог, чай… В доме — тишина.

 
Жизнь прихода

Новости

Елена Поморцева

7 февраля в рамках фестиваля православной молодежи состоялась зарница. Спортивное состязание команд православных молодежных клубов прошли на специально оборудованном полигоне близ храма Целителя Пантелеимона. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс