•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Хроника одного Крестного хода с прологом и эпилогом
Пролог
В период с 8 по 25 сентября 2014 года Уральское православное патриотическое общество во имя святителя Николая Чудотворца организовало и провело 360-километровый крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье – в память большого крестного хода, состоявшегося 100 лет назад, в 1914 году. Милостью Божией, мне посчастливилось стать участником этого исторического события, значение которого в полной мере, возможно, будет оценено значительно позже.
Тот старый крестный ход, организованный трудами и попечением Преосвященнейшего Серафима, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, явился благодарным откликом жителей Урала на царскую милость Верхотурскому монастырю – дарование семьей Императора Николая Второго серебряной сени для раки, где покоились мощи праведного Симеона Верхотурского.
Географически путь крестного хода 2014 года был максимально приближен к старому Верхотурскому тракту, который с 1724 года соединял Екатеринбургский завод с Верхотурьем и далее – с Московией. Именно по этому пути наши благочестивые предки совершали пешее паломничество к мощам праведного Симеона. Самое массовое шествие состоялось в 1914 году: известно, что из Екатеринбурга вышла тысяча человек, а в Верхотурье пришло более шести тысяч.
Каково вообще назначение крестного хода? Прежде всего, это возрождение идеи странствующей Церкви. По образу, как Христос ходил пешком по Иудее со своими апостолами, проповедуя Евангелие, так и современные крестоходцы во главе со своим пастырем-иереем идут пешком по своей земле, «проповедуя Евангелие всей твари». Крестный ход – это богослужение, вынесенное на улицу, в народ. Это вопль покаяния, выраженный молитвой Иисусовой «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас». Этой молитвой освящается вся местность, по которой проходит Крестной ход. А прежде всего – освящаются души людей, соприкасающихся с этим благодатным действом.
Для чего мы идем в крестный ход? Этот вопрос чаще всего задавали нам представители масс-медиа, с интересом отнесшиеся к данному мероприятию. Прежде всего, потому, что мы – православные, и участием в крестном ходе рады соработать Богу и святым Его. Потому что, пока есть благодатная возможность, нужно успевать проповедовать свою веру личным участием.
А ещё у меня есть личный мотив: согласно нашему семейному преданию, бабушка со стороны жены, баба Маня, до революции ходила пешком в Верхотурье на богомолье. Подробности семейная память, к сожалению, не сохранила, но сам факт паломничества у нас в семье не вызывает сомнения. Возможно, баба Маня ходила как раз в том памятном 1914 году, тем более, что тот крестный ход проходил через её родную деревню Пышму, где делал первую ночёвку. Поэтому мне, как говорится, Сам Бог велел через 100 (!) лет возобновить семейную традицию.
1-й день, 8 сентября 2014 года, понедельник. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Переход от Храма-на-Крови в пос. Балтым, 20 км
После Божественной Литургии в Храме-на-Крови Екатеринбурга крестный ход выдвигается в сторону строящегося на пересечении улиц Шевченко – Восточная храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Порт-Артурская». Именно здесь 30 апреля 1918 года Царь Николай Второй с супругой Александрой Феодоровной и дочерью Марией были переданы в руки УралОблСовета. Мы несём в дар Свято-Николаевскому мужскому монастырю Верхотурья икону Собора Екатеринбургских святых и посеребрённый Крест, который увенчает собой новую сень над ракой святого праведного Симеона. Народу – человек пятьдесят.
Погода не балует – холодно, пасмурно и ветер. Прямо на стройплощадке служим краткий молебен и идём до пересечения улиц Восточная – Челюскинцев. Там, к моему сильному удивлению, садимся в автобус (оказывается, ГИБДД не разрешила нам двигаться пешком по проспекту Космонавтов) и едем в ту самую бывшую деревню Пышма, в храм Рождества Иоанна Предтечи.
На старом Верхотурском тракте деревня играла роль ямской станции. Сейчас это самая окраина Уралмаша на границе с Верхней Пышмой. В храме нас встречает настоятель о. Алексий Долгоруков с несколькими прихожанками. Служим молебен, о. Алексий говорит напутственное слово, садимся в автобус и доезжаем до окраины Верхней Пышмы (прежнее название – Медный Рудник). Пешком доходим до храма Успения Пресвятой Богородицы, где нас ждут настоятель о. Валерий, диакон и немногочисленные прихожане. Служим молебен Пресвятой Богородице, по окончании которого отец-настоятель произносит небольшую проповедь и приглашает нас на чай. После трапезы строимся и с молитвой выдвигаемся в сторону пос. Балтым (прежнее название – Владимирское, бывшая конная почтовая станция). У окраины села нас встречают настоятель храма благоверного князя Александра Невского о. Виктор и несколько прихожан с хоругвями. Вместе доходим до храма. Молебен, трапеза, ночлег в храме.
2-й день, 9 сентября 2014 года, вторник. Переход пос. Балтым – с. Мостовское, 22 км
Запрет ГИБДД продолжает действовать, поэтому по трассе мы едем, а по посёлкам идём. А я-то вчера безапелляционно заявил СМИ, что крестный ход ни в коем случае не едет, а именно идёт пешком. Ветер утих, но холодно, иду в пуховике. В пос. Красный Адуй батюшка специально свернул с маршрута, чтобы показать нам храм святого Спиридона Тримифунтского, принадлежащий – внимание (!) – «Истинно-Православной Церкви». Маленький деревянный храм за железным забором. «Омско-Сибирская епархия». Современные раскольники! Все были удивлены и озадачены. Пропев: «Спаси, Господи, люди Твоя…» и осенив храм крестом, двинулись дальше.
По пути заходим в пос. Кедровое (2 км от трассы) в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Идёт дождь. У храма нас встречает совершенно одинокий настоятель. Служим молебен. Храм замечательно красив, из оцилиндрованного бревна. Знаменит тем, что раньше он стоял в монастыре на Ганиной Яме. Потом его разобрали и перевезли сюда. Помолились, попили чайку (термос с горячим чаем как нельзя кстати) и вернулись на трассу.
Доехали до границы села Мостовское (с 1724 года – конная почтовая станция) и пешим порядком дошли до храма святого благоверного князя Александра Невского, превращённого в клуб, средоточие культурной жизни села. Действуют детские кружки – квиллинг, энкаустика. Сдвинув несколько столов на сцене, ставим на них принесённые нами иконы: Божией Матери, Симеона Верхотурского, Царственных Страстотерпцев, святой Екатерины, Собора Екатеринбургских святых. Получился импровизированный иконостас. Перед ним мы и отслужили молебен. Впервые за 84 года (церковь закрыли в 1930 году) в стенах бывшего храма вновь раздалась молитва!
Ужинать отправились к казакам на окраину села. Казачья семья накормила всех крестоходцев – около сорока человек! С ответным словом от нас выступил брат Владимир – поэт из Нижнего Тагила. Его четверостишие, воспевшее гостеприимных хозяев, было встречено бурными и продолжительными аплодисментами. Спать улеглись на полу в клубе.
3-й день, 10 сентября 2014 года, среда. Переход с. Мостовское – с. Октябрьское (бывшее Шайтанское) мимо с. Колташи, 39 км
После утреннего правила – завтрак у казаков. Тепло попрощались. Атаман проводил нас до границы села. Здесь же мы попрощались и с батюшкой – у него срочные дела, и крестный ход возглавил наш руководитель Роман Ашихмин. Строго говоря, без священника наше мероприятие теперь называется «паломнический ход». Опять (!) сели в автобус – уже в последний раз – и через 10 минут оказались у развилки старых Тагильского и Верхотурского трактов. Заброшенный теперь участок Верхотурского тракта сохранился почти в первозданном виде. Именно по нему 100 лет назад шли наши предки в Верхотурье. По краям дороги остались даже кюветы.
18-ти километровый участок старого Верхотурского тракта до села Колташи можно преодолеть либо на джипе, либо пешком. Дорога местами разбита лесовозами до труднопроходимого состояния. Все перепачкались в глине. Обочины радуют обилием грибов, что говорит о малой посещаемости этих мест. Пересекли реку Реж по «городскому мосту». Такое название мост получил потому, что по нему местные жители могли попасть на дорогу, ведущую в Екатеринбург. В с. Колташи жил Данила Зверев – реальный прообраз Данилы-мастера из Бажовских сказов. У границы села протекает речка Положиха, известная минералогам всего мира – здесь Данила Зверев намывал многочисленные самоцветы, в том числе и алмазы. Интересно, что алмазов после него больше никому намыть не удалось. У границы с. Октябрьское, у нового Креста, установленного буквально накануне, нас встретили несколько верующих. Вместе помолились. Ещё один Крест установили в самом центре села, на месте, где стоял храм Илии Пророка, уже с нашим участием. Расположились на ночлег на базе минералогического заказника. Сходили в баню.
Можно сказать, что по-настоящему наш крестный ход начался именно сегодня. Первый продолжительный переход, да ещё и по бездорожью. Количество крестоходцев уменьшилось по сравнению с первыми днями примерно до 35-ти человек. Это и будет тот костяк, который практически без изменений дойдёт до Верхотурья. Внутри нашего коллектива определился авангард, который несёт хоругви и иконы, основная часть, и арьергард, который составляют увечные, хромые и убогие. Говорю это без тени уничижения своих братьев-крестоходцев, а напротив, преклоняясь перед их силой воли и мужеством.
Например, брат Андрей пережил тяжелейшую аварию, несколько месяцев провёл в больнице, нашпигованный аппаратами Илизарова от поясницы до пяток. Внутри до сих пор остался один из штырей (сломался!), который периодически колет его изнутри, а на пальцы ног без содрогания смотреть невозможно – все перебинтованы. И ведь идёт! Хромая на обе ноги, отставая, но идёт! Или брат Василий, с окладистой седой бородой, словно сошедший с картины Репина. «Сила Божия в немощи совершается» – это про него сказано. Идёт, опираясь на две палочки, переваливаясь на каждом шаге. И при этом умудряется ещё и не отставать! «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!». Вот с такими людьми Господь сподобил меня прожить две незабываемые недели.
4-й день, 11 сентября 2014 года, четверг. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Переход с. Октябрьское – с. Глинское, с остановкой в с. Липовское на молебен в храме Рождества Христова, 29 км
Встали раным-рано. Отслужили молебен у Креста, освятили (приезжал батюшка). Но идём опять без священника. Погода ясная, прохладно. Смозолил ногу в ботинке, каждый шаг причиняет боль. Зашли в с. Липовское. Великолепный храм Рождества Христова, выстроенный в стиле петербургского классицизма, сильно обветшавший. Колокольный звон, молебен, обед в местном кафе. Вызвали к себе неподдельный интерес местной ребятни.
После с. Точильный Ключ (здесь добывали точильный камень) сворачиваем на полевую дорогу, повторяя траекторию старого Верхотурского тракта, который соединял напрямую Точильный Ключ и с. Глинское. Вечереет. Ноги гудят от усталости. Идём бескрайними хлебными полями. Для меня этот пейзаж олицетворяет само понятие Родины. Солнце садится в хлеба – зрелище неописуемо красивое.
За пару километров от Глинского крестный ход возглавляет отец Александр, подъехавший на машине. Дорога прямая, и нам уже за километр видно встречающих. Такого приёма, как в Глинском, ещё не было! Хлеб-соль, прихожан человек двадцать с иконами и хоругвями. На дворе домовой церкви – походный алтарь под тюлем, пара беседок со столами. Нас ждут уже несколько часов. После молебна отправились в совхозную столовую, а после неё – на концерт в местный ДК, устроенный в нашу честь! Было очень трогательно и приятно такое внимание. Ночевали в спортзале на расстеленных матах.
5-й день, 12 сентября 2014 года, пятница. Благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Переход из с. Глинского в с. Арамашево через с. Деево, 34 км
После молебна – завтрак прямо на улице, за длинным столом. Пироги, печенье, варенье. Батюшка проводил нас до окраины села, дальше опять одни. Погода отличная. По пути заходим в храм Петра и Павла в с. Арамашка (не путать с Арамашево!). Колокольный звон, батюшка с прихожанами. Молебен, после него трапеза на улице. Стол ломится от угощений.
Идём с батюшкой во главе. Дорога опять полевая, через хлеба, потом через лес. Идём бодро, арьергард сильно отстаёт. Пересекаем трассу Екатеринбург – Алапаевск и опять уходим в поля. На горизонте – с. Деево, в котором мы делаем привал у источника в честь Преображения Господня. Часовня с купальней закрыта, но нескольких братьев это не останавливает, и они окунаются прямо под открытым небом. В Деево домовый храм благоверного князя Александра Невского. Сегодня у них престольный праздник. Разделяем с местными прихожанами эту радость и под предводительством теперь уже отца Дионисия выходим к конечной точке сегодняшнего маршрута – селу Арамашево.
Вновь идём через бескрайние, колосящиеся поля. Молитва крестного хода соединяется с песней позднего жаворонка. Наконец, с пригорка нам открывается вид на Арамашево. Храм блестит куполами. В селе нас встречают отец Максим, глава администрации Н. Г. Кузовникова – редкий случай (!), директор музея «Избы с уральской росписью» В. В. Реутова, чьими усилиями восстанавливался Казанский храм, и ещё пара человек. Делаем остановку в музее. После непродолжительного чаепития и отдыха выходим к храму Казанской иконы Божией Матери. С особенной силой звучит наша молитва. Арамашево – родное для меня село (здесь у нас дача), и особенно приятно идти по нему крестным ходом. Арамашевский храм Казанской иконы Божией Матери у всех вызывает восхищение своей отделкой – дай Бог доброго здравия и душевного спасения благотворителям! А уж пейзаж, открывающийся с Церковного камня, заставил потерять дар речи не одного паломника!
6-й день, 13 сентября 2014 года, суббота. День отдыха
В Арамашево я вынужден был оставить своих братьев и сестёр крестоходцев и посвятить законный день отдыха уборке урожая, во время которой имел глупость проткнуть себе ногу вилами. Теперь к двум мозолям добавилась ещё и дырка в пальце. Крестоходцы же ходили в музеи (их в Арамашево два), гуляли по окрестностям, помылись, вечером ходили на концерт и все, или почти все, влюбились в это село. Кое-кто даже захотел сюда переехать. Без преувеличения, Арамашево – одно из красивейших мест Среднего Урала (каждый кулик своё болото хвалит).
7-й день, 14 сентября 2014 года, воскресенье. Церковное новолетие. Переход с. Арамашево – с. Коптелово, 25 км
Литургия, почти все причащаются. Погода испортилась, дождик, ветер. Помогал Марии, оператору из Москвы (она идёт с нами), снимать службу. Ей очень понравились снятые мною ракурсы, и она с радостью отдала мне камеру поснимать. Я подозреваю, что сделала она это специально, чтобы самой отдохнуть от съёмок. К сожалению, карты памяти в камере хватило лишь на пять километров, так что большую часть пути я нёс её и штатив в рюкзаке. Вначале крестный ход вёл отец Димитрий из Казанского храма, в с. Катышки к нам присоединился отец Максим Дударенко. В Коптелово мы вошли под предводительством пяти священников – настоятеля коптеловского храма Вознесения Господня, окормляющего села Костино, Ялунино отца Константина Шмелькова; руководителя молодежного Отдела Екатеринбургской епархии отца Александра Сандырева и отца Андрея Малашенко из храма иконы Божией Матери «Умиление» г. Артемовский!
Перед Коптелово произошёл интересный случай. Навстречу нам попался мужик на телеге, везущий копну клевера. Лошадь, услышав пение Иисусовой молитвы, словно взбесилась и понесла в сторону. Клевер посыпался из скачущей по бороздам телеги. Мужик пытался её остановить, натянув вожжи, да куда там! Обезумевшая скотина совершенно не слушалась ни криков хозяина, ни его вожжей. Мы остановились и замолчали. Объехав нас по большой дуге, лошадь постепенно успокоилась и вернулась на дорогу.
Храм Вознесения Господня в Коптелово стоит поруганный. В 1918 году служившего в нём отца Николая Удинцева красные убили прямо в алтаре во время службы. Ныне он прославлен в лике священномучеников, икону с его образом мы несли в дар Свято- Николаевскому монастырю. В память о священномученике у стен храма установлен Крест, в чине освящения которого мы и приняли участие.
После трапезы в столовой школы все отправились в Коптеловский «Музей земледелия и быта крестьян». Экскурсию проводил директор музея – Леонид Федорович Русаков. Я был наслышан об этом удивительном человеке, но действительность превзошла все ожидания. Так интересно и с юмором рассказать о далеком быте наших предков не сможет, наверное, никто. Экскурсия поминутно прерывалась взрывами хохота. Наш поэт Владимир описал это так:
«В музей Коптеловский зашли,
И там впросак попали:
Ничё не знали про гужи
И, словно кони, ржали»
Для справки: просак – промежуток между задними ногами лошади и передком телеги. В общем, восторг от музея и его директора был полный.
8-й день, 15 сентября 2014 года, понедельник. Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Переход с. Коптелово – г. Алапаевск, 25 км
Раннее утро, молебен у Поклонного Креста. Холодно, ветер. Идём по кромке асфальта трассы Екатеринбург – Алапаевск. Ведут нас отец Константин Шмельков и отец Максим Дударенко. Наши болящие сильно отстают – на полчаса и более, но продолжают идти. Нас, 30 человек, встречает горстка верующих. А в 1914 году в Алапаевск вошло «более 3000 паломников… При громадном стечении народа».
Троицкий собор Алапаевска (вторая кафедра епархии – Каменской и Алапаевской) встретил нас колокольным звоном. Молебен, трапеза в храме. Собор в стадии реставрации как внутри, так и снаружи, и как кафедральный пока не воспринимается. Не хватает красоты и благолепия. Ночевали кто в храме, кто на турбазе за городом.
9-й день, 16 сентября 2014 года, вторник. Переход г. Алапаевск – станция Межная, монастырь Новомучеников Российских, 15 км
Литургия, причастился, состояние блаженное. Всех люблю и прощаю. Идём по городу, останавливаемся у Напольной школы и заходим в Екатерининский храм. Ведёт отец Константин. По городу идти тяжело: машины (ГИБДД нас не сопровождает), узкие тротуары, низкие ветви деревьев цепляются за хоругви. Поэтому с радостью сворачиваем на просёлок, ведущий к монастырю. За километр до финиша нас встречают несколько человек братии. Вместе с ними проходим к Поклонному Кресту у старой шахты, где в июле 1918 г. упокоились мученики Алапаевские – прославленные в лике святых Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара и их спутники.
Молебен, затем размещаемся в недостроенной гостинице на втором этаже. Холодно, горит камин, рядом – солидная куча дров. Подозреваем, что от холода нас это не спасёт. Так и случилось: за ночь все дрова были сожжены, а теплее не стало. Камин есть камин – он не для тепла, а для интерьера. Идём трапезничать. В монастыре совсем нет электричества, освещение свечное. После вечернего правила с братией – отбой. Устраиваемся на ночлег при свете фонариков. К нам присоединилось несколько человек из Алапаевска. Один из новичков изливает мне душу. Сюжет незамысловатый: сошёлся с женщиной, стали жить вместе. И жизнь вроде стала налаживаться, но вдруг она его выгнала. А он, бедолага, не мог понять, почему. Решил выяснить, пошел к ней, а перед этим, по русской традиции, крепко принял на грудь. В итоге и с бабой своей не помирился, и в полицию попал. Отец Константин благословил его идти до Верхотурья, помолиться о своих скорбях перед ракой святого Симеона.
10-й день, 17 сентября 2014 года, среда. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Переход через Верх. Синячиху в с. Бубчиково, 23 км
Идём с отцом Константином. Тяжёлый переход. Холодно, периодически льёт дождь, перемежающийся снежной крупой. Идём по асфальту, дорога узкая, ГИБДД нет, движение машин очень плотное. Обочины в лужах. В Верхней Синячихе – действующий храм Успения Пресвятой Богородицы. Заходим в него, служим молебен с акафистом. Храм уникален, выстроен силами и на средства прихожан ввиду отсутствия благотворителей.
Примерно посередине пути завернули к т.н. «Памятнику милиционеру». В 1920 году здесь погиб милиционер со своей супругой – продолжалась гражданская война. Интересно, что событие это произошло через шесть лет после крестного хода, в память о котором мы сейчас идём. Всего шесть лет, в течение которых по России кровавым колесом прокатились две войны и две революции, не оставив в прямом смысле камня на камне от прежней великой державы.
В Бубчиково пришли промокшие и промёрзшие. К моему удивлению, здесь оказался домовый храм, в котором нас радушно встретили несколько благочестивых прихожанок. Помолились, потрапезничали и расположились на ночлег в спортзале школы.
11-й день, 18 сентября 2014 года, четверг. Переход из с. Бубчиково в с. Мугай с остановкой в с. Рычково на молебен в Никольском храме, 36 км
Ещё один тяжёлый переход по километражу и погодным условиям. Пасмурно, сильный встречный ветер. Порывы ветра порой такие, что хоругвеносцы просто останавливались на месте, будучи не в силах сделать следующий шаг. Одна из хоругвей оторвалась, и пришлось её чинить в полевых условиях. В с. Рычково зашли в восстанавливающийся храм Николая Чудотворца. Отслужили молебен. Всех поразила своим видом чудная икона святителя Николая, словами не передать, её нужно видеть.
При малейшей возможности сворачиваем с трассы, чтобы пройти через сёла. У немногочисленных местных жителей картина крестного хода вызывает порой неподдельное изумление. Трудящимся селянам желаем помощи Божией. В с. Шипицыно, от которого осталось три жилых двора, делаем большой привал с обедом. После обеда заходим на местное кладбище, где стоит маленькая часовенка, молимся. Умирающая деревня. Скромный обелиск павшим воинам на перекрёстке улиц посреди пустыря, развалившиеся дома. Печальное зрелище. А раньше в Шипицыно был храм, здесь делал ночёвку крестный ход в 1914 году. Что случилось с нами? Сначала забыли Бога, затем разрушили Его храм, а потом и сами канули в Лету. Через какое-то время и этих покосившихся домов не станет, и ничто уже не будет напоминать о том, что здесь жили, трудились, рожали детей, любили и ненавидели...
В ещё одной умирающей деревне – Комарово – на пригорке стоит поруганный, продуваемый всеми ветрами храм Рождества Богородицы как символ того, во что пытаются превратить Россию – Дом Пресвятой Владычицы нашей. Проломы стен, как раны. Погнутые, выломанные из оконных проёмов фигурные решётки. Кощунственные надписи соседствуют с остатками росписей. Но незримо присутствует в храме Ангел Господень, который в день Страшного Суда засвидетельствует пред Владыкой мира обо всём, что здесь творилось...
В Мугай пришли уже затемно. Что удивительно, несмотря на поздний час, нас ждали, хотя ни храма, ни прихода здесь нет. Всех встречавших мы позвали с собой в дом культуры, где состоялся молебен. Пришло десятка два местных, в основном женщины, пара мужчин и детей. Ощущалось, что люди истосковались по чему-то, что они, наверное, не смогли бы выразить словами, но что принесли с собой мы. Именно в Мугае я почувствовал, что мы нужны людям, для них наш крестный ход – как окно в другой мир. И они не просто стояли, а молились, может быть, впервые в своей жизни. Я физически ощутил своё духовное единство с этими незнакомыми людьми, ради которых – это я тогда понял – я и совершаю свой Крестный ход.
12-й день, 19 сентября 2014 года, пятница. Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Переход из с. Мугай в с. Махнево, 17 км
Погода солнечная и почти без ветра. Идём с отцом Константином. В Мугае зашли всем табором, с иконами и хоругвями, в единственный в России (!) музей народного образования и библиотечного дела, расположенный в 2-этажном деревянном здании бывшего 4-классного земского училища. Каких только чудес ни скрывает российская глубинка! Жаль, времени было мало, и мы пробежали по музею «галопом по европам». Интересного там столько, что хватит на несколько музеев. Скажу лишь, что мы увидели самый старый на Урале… кактус! Ему более 100 лет, и он помнит крестный ход 1914 года!
На окраине Мугая открывается великолепный вид на реку Тагил. Все сфотографировались. Именно по Тагилу Ермак Тимофеевич плыл со своей дружиной покорять Сибирь в 1582 году. У Поклонного Креста на границе Мугая помолились. Через несколько километров указатель на столбе сообщил нам, что мы ступаем на «Государеву дорогу в Сибирь». До 1695 года дорога в Сибирь шла на восток, вдоль р. Тагил, а после – южным путем, через Ирбит. Верхотурский тракт здесь сворачивал влево, пересекая Тагил бродом, а с 1906 года – по мосту.
Известно, что большая часть крестного хода 1914 года перешла реку Тагил именно по этому мосту, направляясь прямо на Верхотурье. И лишь священство переправилось через Тагил в с. Махёво на пароме и проследовало к Верхотурью через с. Меркушино, как намереваемся сделать и мы. В 1918-м году мост сожгли отступающие красные войска, и с тех пор он не восстанавливался. От моста остались монументальные «быки» – опоры, выложенные из гранитных блоков. Причём, сохранность их такова, что хоть сейчас клади на них фермы и настилай новый мост. Именно с 1918 года во многом прервалась прямая связь Алапаевщины с духовной столицей Урала – Верхотурьем. Не стало моста – не стало прямой дороги. Отсюда напрямую до Верхотурья 60 км, но не проехать, а в объезд – более 500 км! Маршрут нашего крестного хода покидает Верхотурский тракт, и мы уходим дальше на восток, к Махнёво.
У границы с. Махнёво, на месте, где до 30-х годов XX века было с. Тагильская Слобода, нас встречают многочисленные прихожане махнёвского храма великомученицы Варвары. Сейчас от Тагильской Слободы ничего не осталось. Лишь вровень с землёй остатки фундамента храма Преображения Господня. А когда-то это было первое русское поселение на р. Тагил, форпост Верхотурья в Сибири. На месте алтаря храма стоит Поклонный Крест, у которого мы служим молебен Животворящему Кресту и читаем акафист святому праведному Симеону Верхотурскому. По преданию, святой праведный Симеон регулярно ходил из Меркушино в Тагильскую Слободу по тропе, позже названной его именем. Не без внутреннего трепета мы вступаем на землю, освящённую молитвой и трудами святого Симеона.
Храм великомученицы Варвары в Махнёво маленький, но уютный, не смог вместить всех крестоходцев и встречающих. Махнёво – старинное село, ведёт своё начало с 1624 года как ямская станция. Здесь находится единственный в России (!) памятник ямщикам. Ещё одной достопримечательностью села является вантовый пешеходный мост через Тагил длиной метров двести. Это единственная круглогодичная переправа через реку в округе (не считая ж/д моста). В Махнёво мы прощаемся с отцом Константином, который был с нами более пяти переходов. Завтра с нами по Симеоновой тропе пойдёт отец Максим.
13-й день, 20 сентября 2014 года, суббота. Переход по Симеоновой тропе из Махнёво в Меркушино, 40 км
Сегодня – «гвоздь программы» – знаменитая Симеонова тропа. Наиболее протяжённый дневной переход плюс гать – настил из жердей в средней части тропы, где она пересекает верховое болото Шайтан. Пройти по тропе съехалось множество паломников, так что численность нашего крестного хода увеличилась чуть ли не вчетверо. В общей сложности на тропу выходит более 100 человек. Погода благоволит: дождя нет, не жарко и не холодно, как раз для перехода.
Первые километров десять – прямая, как стрела, отсыпанная пешеходная дорога, по которой можно идти хоть в шлёпанцах. Идем в колонну по двое. После пересечения с насыпью от старой узкоколейки характер дороги резко меняется: теперь это просека через болото. Растягиваемся в цепочку по одному. В наиболее топких местах положена гать – продольные настилы из жердей, скользких от утренней росы и ночного дождя. Но идётся нормально, даже строй временами восстанавливаем. Действительно затопленных грязных мест не больше четырёх: в этот раз в двух местах не на шутку постарались таежные бобры запрудив две речки, которые мы пересекаем, – Шайтанку и Бобровку.
Переправа через одну речку была на грани «набрать воды в сапоги» – они у меня короткие, но обошлось. На тропе не хватает мест отдыха: скамеек, беседок и т.д. Оказывается, в трех местах больших привалов нерадивые подрядчики получили деньги за работу, привезли стройматериал для беседок и скамеек, кое-где вбили в грунт столбы, побросали и пропали с концом... Из природных достопримечательностей – сероводородный источник, несколько в стороне от тропы. Внутри небольшой котловинки бьёт из-под земли ключ, поднимающий фонтанчики серого песка. Очень похоже на мини-гейзер. Ещё на тропе стоит трактор. Заехал по зиме, а выехать не успел. Летом по тропе ездить запрещено: особо охраняемая территория. Теперь ждёт зимы.
К концу тропы идём уже на автопилоте. Мы на ногах более 11 часов. Творящих молитву Иисусову осталось трое-четверо братьев, включая отца Максима, и две-три сестры. У остальных сил молиться вслух уже не осталось. Заставляю себя молиться через «не могу», т.к. молитва – это главнейшее дело крестного хода. Идёт она в конце дня уже не от души, а по принуждению. Наконец, часов в семь вечера выходим на асфальт. Ноги гудят, мышцы болят. А до Меркушино ещё четыре километра!
В монастыре нас встречают местный батюшка и несколько сестёр. Заходим в Михайло-Архангельский храм через главный вход. Молебен. Сил стоять уже нет, братья и сестры расползаются по стасидиям и скамейкам. По окончании молебна прикладываемся к мощам новомученика Константина Богоявленского и гробнице святого Симеона в Симеоновском храме. Завтра у нас день отдыха!
14-й день, 21 сентября 2014 года, воскресенье. Рождество Пресвятой Богородицы. День отдыха в Меркушино
Ранняя Литургия. В 12 часов – молебен святому праведному Симеону Верхотурскому. После желающие отправились на Симеоновскую ярмарку к храму Всех Святых, в земле Сибирской просиявших. Здесь произошла никем не запланированная заранее встреча с заслуженной артисткой России певицей Татьяной Юрьевной Петровой. Песни, ею исполненные, никого не оставили равнодушными. Крестоходцы долго не отпускали певицу, вместе с ней несколько раз сфотографировались, взяли автографы. Примечательно, что Татьяна Юрьевна – наша землячка, родившаяся в пос. Буланаш. Перед вечерней трапезой сходили в монастырскую баню. Живём!
15-й день, 22 сентября 2014 года, понедельник. Переход с. Меркушино – с. Красногорское, 31 км
Литургия, причастился. Под предводительством меркушинских батюшек выходим на Красногорское. До храма Всех Сибирских Святых доходим за два перехода. Молебен. Ещё вчера здесь шумела ярмарка, а сегодня целомудренно тихо. Погода наконец-то разгулялась, солнце, тепло. Золотая осень. Голубая лента Туры теряется за поворотом. Лепота!
Во время очередного привала наш руководитель Роман представил нам православную англичанку (!) Фотинию, присоединившуюся к нам по дороге. Если бы нам представили такую особу где-нибудь в Екатеринбурге, мы бы, конечно, удивились меньше, но здесь, в глуши северных лесов, такой персонаж был сродни представителю другой планеты. Естественно, она вызвала к себе повышенный интерес. Сначала её взял в оборот наш поэт Владимир, читкой своих стихов решивший пополнить её словарный запас, затем инициативу перехватил я. Спросил, как она пришла в Православие, правда ли, что принц Чарльз православный, что ей не нравится в русских людях… Я бы спросил больше, но последовала команда строиться.
В Усть-Салде, в храме апостолов Петра и Павла, устроили большой привал. Помолились, попили чайку с блинами в местном кафе, кто-то успел окунуться в источник св. Симеона. Храм в Усть-Салде примечателен тем, что построен на месте чудесной остановки крестного хода, переносившего мощи св. Симеона из Меркушино в Верхотурье в 1704 году.
В с. Костылево, где находится мужской скит, и где тоже была чудесная остановка крестного хода 1704 года, произошёл непредвиденный и длительный привал. Вышедший к нам иеромонах Лонгин буквально обаял всех своей проповедью. В результате крестный ход безнадёжно выбился из графика, и в Красногорский храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя мы пришли, когда уже совсем стемнело.
16 день, 23 сентября 2014 года, вторник. Последний переход, с. Красногорское – Верхотурье, 29 км
Сегодня мы будем в Верхотурье у святого Симеона! Эта мысль полностью захватила всех крестоходцев, придавая нам такой запас сил, словно не было двух недель пути и 330 километров. В Красногорском к крестному ходу прибавилось изрядное число паломников. Погода прекрасная, солнечно, тепло. Под предводительством иеромонаха Митрофана мы с каждым шагом приближаем долгожданную встречу со Всея Сибири Чудотворцем.
Многие встречные и попутные машины и автобусы останавливаются, увидев наше шествие. Кое-кто присоединяется. Проезжая в Меркушино, остановился поприветствовать нас наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря игумен Филипп. На привале нас поят медовой водой благочестивые паломники. Вся атмосфера последнего дня наполнена радостным предвкушением встречи со святым Симеоном.
На границе Верхотурья крестный ход встречает братия монастыря. С моста через реку Туру уже виден монастырский комплекс. Вот он теряется за очередным поворотом, вот появляется вновь, уже ближе. Прекрасен Троицкий собор, а вот коровы пасутся прямо на центральной площади среди клумб с цветами. Последние метры и минуты сильней заставляют биться сердце. Всё происходит, как во сне: вот мы проходим через арку главных ворот и входим на монастырскую площадь. Ближе и ближе громада Крестовоздвиженского собора. На глаза наворачиваются слёзы: дошли! (Старею, становлюсь сентиментальным). Последние шаги по ступеням собора – и мы останавливаемся внутри перед ракой с мощами святого праведного Симеона, к которым стремились столько дней! Служим молебен. Вручаем в дар братии монастыря принесённые нами икону Собора Екатеринбургских святых и Крест, который увенчает новую сень над ракой святого.
И вот, наконец, то главное, ради чего был предпринят каждым из нас этот переход: нам открывают раку, и мы все благоговейно прикладываемся к мощам Верхотурского чудотворца: «Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!». Вот теперь действительно всё! Крестный ход завершен! Мы рады и опустошены одновременно. Вписана новая страница в историю Екатеринбургской епархии, но мы этого пока не осознаём, а просто отдыхаем, сидя на ступенях храма.
Эпилог
Вот так прошёл юбилейный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, который невидимой ниточкой соединил прошлое с настоящим, столицу Урала с его духовным центром. Вновь старый паломнический путь огласился молитвой, словно не было ста лет забвения. Пусть немногочисленны были ряды паломников, а встречающих было и того меньше, но мы были со Христом, а Он был с нами. Да, порой казалось, что мы идём сквозь духовную пустыню, настолько забыл русский человек, что он православный. И лишь малочисленные приходы являют собой оазисы веры в этой пустыне, они – словно островки в бушующем житейском море. А крестный ход явился кораблём, плывущим от одного островка-прихода до другого. Да, сто лет назад было совсем по-другому. Тысячи паломников шли, и встретить их выходили сёла в полном составе. Но не время скорбеть о прошлом, время собирать камни. Мы, милостью Божьей, отринув заботы житейские, прошли путём наших предков, чтобы попытаться разбудить русского человека от духовной спячки. Нас было четыре десятка. Пусть за нами встанут сотни, а за ними – тысячи! «Много званных, да мало избранных». Стань избранным! Время не ждёт!
•27 •марта• 2015•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.