Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Как отвлечь ребенка от компьютера?

Как отвлечь ребенка от компьютера?

Представляем вам новую героиню нашей рубрики – матушку Татьяну Куликову. Кандидат химических наук, лауреат губернаторской премии в номинации «За лучшую работу в области металлургии», сотрудник института металлургии Уральского отделения Российской академии наук, супруга иерея Анатолия Куликова, настоятеля храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Матушка Татьяна на личном опыте столкнулась с проблемой детской компьютерной зависимости. И хотя она не очень любит словосочетание «поделиться опытом», но именно это мы и попросили сделать – поделиться опытом преодоления зависимости ребенка от компьютера.

У меня был совершенно негативный опыт воспитания по правильным книгам и методикам. Только родился наш сын Ванька, я стала усердно читать разнообразные православные и не православные книги о методиках воспитания ребенка. Мне настолько хотелось стать для своего ребенка мудрым наставником, что я дважды перечитала «Педагогическую поэму» Макаренко. Так вот, наступил период, когда я увлеклась методикой, по которой можно было научить малыша чтению. Бедный наш Ванька, который еще с трудом говорил! Карточки со словами, доска с мелками, регулярные занятия. Однажды мы шли с ним по улице, которая пестрила разнообразными предвыборными плакатами. Это был 2004 год – год президентских выборов в России. И вот моя двухлетняя кроха начинает читать на заборе «Наш дом – Россия». Я начинаю понимать, что методика начала работать, что ребенок считывает информацию с забора… И я испугалась. В наш информационный век и взрослые не могут справиться с огромным потоком информации нужной и ненужной, а тут ребенок. К тому же, на заборе он мог прочитать все что угодно. Сейчас я могу, опираясь на свой небольшой опыт, сказать, что нельзя форсировать события и насаживать ребенку свои «хотелки» и желания. Все должно прийти в свое время. С этого дня увлечение методиками закончилось, мы стали воспитывать ребенка не методично, а интуитивно – наблюдая, прислушиваясь, а главное, разговаривая с ним.

Ваня родился как раз в то время, когда интернет, кабельное телевидение, интерактивные игрушки и прочие новшества просто ворвались в нашу жизнь. Для него все эти информационные и компьютерные технологии – изначальная данность. Дома у нас есть стандартный набор техники: кабельное телевидение с парой сотен каналов, интернет, игровые приставки, планшет. Сын с малых лет все эти приборы осваивал, и лет в пять, когда он стал осознанно управлять мышкой, он сел за компьютер. Начинали мы с развивающих программ для малышей (есть замечательная серия дисков «Уроки тетушки Совы»), и только потом сын стал играть за компьютером.

Через определенное время мы заметили компьютерно-игровую зависимость. Не заметить ее было трудно. Сын смотрел на нас огромными глазами, полными щенячьего страдания, и дрожащим голосом обещал: «Я прочитаю все, что вы скажете, сделаю все, что нужно, только разрешите мне поиграть!!!». Наверное, когда мы только столкнулись с этой проблемой, мы наделали кучу ошибок. А поначалу мы стали просто запрещать подходить к компьютеру. Исключения были очень редкими. Пароли были везде.

Нам повезло – Господь нам дал послушного и доброго от рождения ребенка – это не наша заслуга. К компьютеру он не подходил. Но и зависимость, и тоска никуда не уходили, а только усугублялись.

У меня есть две знакомые православные семьи, в которых полностью запрещены телевизор и интернет. Дети там растут на золотой детской классике, советских мультиках и фильмах. Когда эти дети приходят к нам в гости, они просто приклеиваются к телевизору. Иногда мне кажется, что они прекращают не только играть, но и дышать. Им не важно, что по телевизору показывают: рекламу, политическую передачу, новости, – они жадно смотрят все, как зомби. Другие знакомые родители, помешанные на здоровье, запрещают своему ребенку есть сладкое. Этот несчастный ребенок в гостях съедает столько сладостей за вечер, сколько наш ребенок не осилит за месяц при полной свободе в поедании сладкого.

Запрет внешне работает на определенном этапе жизни ребенка. Потом ребенок вырастает и опровергает запрет, например, уходя к друзьям смотреть телевизор или играть в компьютер. Та же самая история с посещением богослужений, исполнением постов, молитвой – он просто перестает подчиняться требованиям родителей и прекращает ходить в храм. И это очень часто мы наблюдаем среди прихожан. Родители приводят своих маленьких детишек к началу службы (еще и не кормя перед Причастием) и строго держат ребенка возле себя за руку (и попробуй пикнуть!). Очень часто у таких родителей дети, вырастая, прекращают ходить в храм. Я это называю «передавить». Мы можем попытаться изолировать ребенка от интернета, телевизора, но от окружающего мира-то мы его не сможем изолировать. Он все равно выйдет в мир, но выйдет без умения отбирать информацию, защищаться от нее. Всегда нужно помнить, что кроме дома есть еще и школа, и друзья. Современные школьники запросто приносят на уроки навороченные телефоны и планшеты. Сама лично наблюдала такую ситуацию: 1 сентября, праздничная линейка, один из школьников достает планшет, и взгляды стоящих рядом одноклассников устремляются в этот планшет, дети полностью забывают про праздничную линейку.

Оградить ребенка везде и всюду просто невозможно. Нужно дать ему иммунитет для нормальной жизни в миру. Поэтому постепенно мы стали снимать жесткие запреты на пользование компьютером и игры. Вместо этого мы начали с сыном просто разговаривать, обсуждать, рассуждать на самые актуальные темы. Главное, с ребенком надо говорить не как наставник и повелитель, а как друг на одном с ним языке. Вот за такими, часто спонтанными, разговорами, мы и рассуждаем о пользе духовной и умственной компьютерных игр, о ценности свободного времени и значимости живого общения. Нужно обязательно выстроить диалог. Особенно у отца замечательно получается дружить с сыном. Являясь самым лучшим и близким другом сына, он при этом остается непререкаемым авторитетом, слово которого – безусловная ценность. В определенный момент отец стал по-настоящему интересоваться теми играми, в которые хотел играть Ванька: они обсуждали сюжеты, прохождение препятствий, советовались, соревновались, помогали друг другу.

Итак, постепенно запреты сменились правилами, которые воспринимаются всеми членами семьи одинаково естественно:

  1. Ни при каких условиях сын не включит компьютер, пока не спросит у нас разрешения. Даже если ему нужно сделать реферат к уроку, если я на международной конференции, если отец занят на службе, – сын всегда найдет нас, прежде чем компьютер будет включен. Пароли на компьютер мы устанавливали в эпоху жестких запретов, теперь они не требуются.
  2. Время работы за компьютером – ровно час и ни минутой больше. Хочешь работать или играть – успевай, думай сам, как распределить свое время, на что его потратить.
  3. В посты у нас наступает информационная блокада. Отец даже выкручивает антенну из телевизора, чтобы не было соблазна. Мы пользуемся компьютером на работе для решения рабочих задач, но относимся к этому, как к необходимости.
  4. У ребенка должно быть минимальное количество свободного времени. Чем больше ребенок занят делами (секции, дополнительные школы, уроки, домашние обязанности), тем меньше у него будет времени думать о компьютерных играх. Компьютерная игра – это отдых или поощрение. Играть можно только по выходным или по большим поводам – например, отличная учеба, день рождения и т.д.

Правила позволяют нам постепенно уходить от зависимости, от лихорадочного желания играть, забывая о времени, обязанностях и родных. Но, наверное, самое лучшее лекарство против этой зависимости – общение с ребенком и переключение его на другую интересную деятельность. Мы стали больше играть в настольные игры, шахматы, лото. Ребенок постепенно поймет, что быть с живыми людьми гораздо интереснее и ценнее. Например, в этом году отец Анатолий отвел Ваньку в музыкальную школу (он учится играть на гитаре), остался поприсутствовать на уроке и загорелся: «Хочу учиться!». Он умудрился подстроить свое расписание под расписание музыкальной школы, и теперь они ходят на уроки вместе, вместе репетируют дома заданные пьесы. Они стали оба учениками одной школы и одного педагога!!!

Повторюсь, что мы воспитываем своего ребенка интуитивно. Понимаю, что в другой семье и с другим ребенком эти правила могут не сработать. Главное для родителя – стремиться чувствовать своего ребенка, жить вместе с ним и действовать, исходя из общего семейного блага.

Автор Ксения Кабанова

 

•14 •февраля• 2014•

2013

2014

2015

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс