•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Выбор веры
«…людье с радостью идяху, радующееся и глаголющее: аще бы се не добро было, не быша сего князь и боляре прияли».
Житие блаженного Володимера
В конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда Русская Православная Церковь вновь обрела в глазах государства право на существование, крещение людей стало явлением массовым. Крестильные помещения немногочисленных действующих храмов заполнили толпы народа. При этом ни молодые мамочки с орущими младенцами на руках, ни мужчины средних лет, ни люди преклонного возраста, ни дети, приводимые родителями, ни сами родители в большинстве своем не понимали сути совершающегося над ними Таинства. Креститься шли для здоровья, от сглаза, ради успеха в делах, на всякий случай, потому что так надо и даже потому, что так модно. О подготовке к Таинству речи не было – хорошо, если батюшка, совершавший крещение, успевал кратко разъяснить смысл происходящего. Немногие тогда крестились потому, что искали Христа. Немногие старались узнать основы своей веры. Но именно они, остававшиеся в церкви всерьез, становились примером, который не давал другим замереть на факте своей крещености как на максимуме того, что может или должно произойти с бессмертными душами.
Второе крещение Руси, начавшееся через тысячу лет после первого, сегодня характеризуют словами: «Россия была крещена, но не просвещена». В лето 988-е от Рождества Христова было иначе.
Молебен на Владимирской горке в Киеве по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси 27 июля 2013 года / Фото Патриархия.ру
О том, как князь Владимир веру выбирал, существует немало версий, мифов и легенд. Аргументов решения в пользу Православия называют множество – от неспособности отказаться от винопития до политического расчета. Еще больше достается событию крещения народа. Достойно удивления, до чего же легко, не требуя доказательств, покупаемся мы на самые злобные трактовки нашей истории. И вот уже сила принуждения кажется более реальной, чем сила убеждения. Но ведь князь не являлся абсолютным монархом, а гордые киевляне были людьми не робкого десятка. И закаленных в сражениях дружинников княжеских можно ли было силой заставить отказаться от отеческих богов? Поменять веру – шаг серьезный. И мало кто сделал бы его, если бы не был столь убедительным личный пример князя.
Но еще раньше видели киевляне и другой пример, другой выбор, который не мог не врезаться в память, не мог не растревожить души. Варяги-христиане, отец и сын Феодор и Иоанн, предпочли поклонению идолам смерть за Христа. И стали, по слову летописца, первыми «русскими гражданами небесного града». Это было за несколько лет до Крещения Руси.
События на Днепре, куда пришли креститься все, кто по чел себя другом князю, не были делом спонтанным. Прибывшие на Русь священники предварили его оглашением народа, понимая, что мало только крестить людей – им нужно изъяснить основы вероучения, смысл таинств, научить молиться, объяснить, как должен жить христианин. Но прежде оглашение прошел сам князь Владимир, наученный вере и воспринявший благодать Божию в полной мере.
Поиск спасения
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»
(Мф 6:33)
Царствия вам небесного! – из ныне живущих это пожелание способно порадовать только того, кто живет ожиданием вечности. В противном случае гарантированы суеверный испуг и обида. Попробуйте так поздравить кого-нибудь из знакомых с праздником – пожалуй, долго придется извиняться и объясняться. А ведь пожелание это – о самом главном для христианина.
Желание Царства Небесного подтолкнуло когда-то и киевского князя Владимира к принятию Крещения, открывающего дверь в жизнь вечную.
«Что мне делать, чтобы оказаться одесную Царя Небесного?» – спросил он священнослужителя, показавшего ему образ Страшного суда. Этот был крик души, родившийся из осознания собственной погибели. Однако, немногие даже в Евангелии задавались этим вопросом, и мало кто решает его для себя сейчас.
Но даже утилитарный подход к вере, когда к святыням мы идем не ради благодати, а за решением земных проблем – даже такой подход дает надежду на то, что будет сделан шаг и на следующие ступени лестницы, ведущей в небо.
Горячность веры
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!
Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»
(Откровение 3:15-16).
Перемены, происшедшие с князем Владимиром после крещения, достойны не только удивления. Как, каким образом, за счет каких душевных качеств ярый язычник, не знавший удержу в распутстве, и погубивший многие жизни, переродился настолько, что приблизился к идеалам святости и получил народное прозванье «Красно солнышко»? Что в изъеденной страстями душе оказалось почвой, способной принять благодать, подаваемую в крещении?
Князь Владимир был истовым язычником, горячим и искренним. Приняв крещение, он стал таким же горячим и искренним христианином. У него все всерьез, все до конца, все по-настоящему. И того же он вправе ожидать от своих крестных детей и потомков.
Но сегодня, глядя на народ некогда крещеной им страны, находит ли он в нас те же черты? Столь же решительный отказ от себя – язычника? Столь же ревностное созидание себя – христианина? И как мы относимся к его примеру, когда Крещение четко делит жизнь на «до» и «после» – как к легендарной истории, или как к реальности, которой должно быть место в нас самих?
Бабушка
«…бабушка – победоносное слово. (…) У стариц – мудрость, опытами и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать – не найдешь», – святитель Феофан Затворник.
Роспись в холле «Патриаршего подворья» г. Екатеринбург
На протяжении первых 9-ти лет жизни будущего крестителя Руси растила мудрая бабушка Ольга. К тому времени грозная некогда княгиня укоренилась в православии. Опасаясь гнева своего сына-язычника, она не посмела крестить внука. Но посеять в его душе доброе семя христианской веры бабушке удалось. Да, после ее смерти под влиянием языческих верований Владимир пустился во все тяжкие. Да, трудно шел он к принятию крещения. Но, кто знает, стал бы он вообще искать истину, если бы не пример, и наставления, и молитвы бабушки?
В середине XX века Патриарх Алексий I сказал, что белые платочки спасли церковь. Во время торжествующего безбожия бабушки ходили в сохранившиеся храмы, тем самым поддерживая их жизнь, бабушки тайком от своих партийных детей (а то и по их просьбе) крестили внуков, бабушки рассказывали советским девчонкам и мальчишкам о Боженьке, читали им Евангелие и изредка давали взглянуть на припрятанные в шкафу иконы.
Потом внучата вырастали, внешний мир с его атеистической идеологией сбивал их с толку, надетый бабушкой крестик оказывался спрятанным, потерянным или выброшенным, а Боженьки словно и не было никогда – так было удобнее. Но годы спустя, набегавшись по жизненным распутьям и наделав трагических ошибок, они начинали искать спасения от духовной пустоты, что властно заявляла о себе, от хозяйничающих в душе страстей, от хоровода бед и напастей. И тогда встречали Христа.
Божий промысл
«Чудо сопровождает Россию сквозь века. В конце Х в. вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ [...] вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчёту. С этого «вопреки» и начинается русская история», – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв).
Через всю Россию-матушку, от Владивостока до Калининграда, движется ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира. Один из стандартных железнодорожных вагонов переоборудован под храм. Побывать в нем может каждый желающий. И вполне возможно, что здесь впервые в жизни кто-то принимает участие в богослужении, впервые исповедуется, впервые общается со священником, впервые раскрывает свою душу. И впервые ощущает себя крестником человека, положившего начало русской истории. В каждом из намеченных городов храм-вагон отцепляется от основного состава и ждет на запасных путях продолжения крестного хода по железной дороге. А в кафедральных храмах в это время во множестве стремятся поклониться крестителю Руси его крестные дети. Мы. И наши истории бывают удивительно созвучны истории жизни нашего крестного, князя Владимира – внука бабушки-христианки, раскаявшегося грешника, святого крестителя Руси с горячим сердцем.
Автор статьи Светлана Ладина
•01 •октября• 2013•
Протоиерей Евгений Попиченко: Семья – это школа любви •01.10.2013•
Романовы на российском престоле. Царь Алексей Михайлович… •01.10.2013•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.