•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
— Владыка, на Екатеринбургской кафедре Вы уже полтора года. Какие характерные черты, какую местную специфику Вы отметили для себя за это время?
— Я считаю, что здесь существует ситуация, связанная с некоей непримиримостью мнений. Сегодня в Екатеринбурге очень ярко выражена пропасть между православными и неправославными, когда люди категорически настроены друг против друга. Православные считают, что они находятся в некоем гетто, в состоянии постоянных нападок извне, неправославные считают, что это православные постоянно что-то себе отвоевывают. Таких непримиримых отношений я давно не встречал. Такую ненависть к духовенству, к Церкви редко где встретишь. Для меня это откровение.
В то же время это дало определенный импульс развитию Екатеринбургской епархии. Тот же телеканал «Союз», который сегодня знают все, создавался, потому что не было полноценной возможности вещания на светских площадках — и вот, пожалуйста, такой благотворный результат. То же самое можно сказать и о других направлениях деятельности.
Для меня совершено убийственно то, что в Екатеринбурге всего 35 действующих храмов на почти полуторамиллионный город! Это, конечно, больше, чем, например, во Владивостоке, но совершенно не вяжется с таким огромным центром и с потребностями, которые сегодня есть. Храмы существуют в подвалах, в приспособленных помещениях — конечно, это поражает. В центральной России хоть и ощущается недостаток храмов, особенно в новых микрорайонах, но, в принципе, там в центрах старых городов церквей всегда очень много. В том же Ярославле на одном пятачке можно насчитать 16 храмов.
— Когда Вы говорите о 35-ти храмах в Екатеринбурге, имеются в виду типовые здания?
— Да. А действующих приходов в городе 80. Но большая часть существует в приспособленных помещениях. Более того, есть даже общины, которые вообще не имеют своего помещения. Например, община в микрорайоне Ботаническом, где на огромной территории нет ни единого храма. Люди собираются в подвале, в комнатке размером 3 на 3 метра. Это ненормальное явление.
И ведь мы не изобретаем велосипед: есть Госстрой с его правилами возведения храмов. Есть прекрасные примеры, даже у нас по соседству: возьмите Тюмень — там целая программа действует по храмостроительству. Так что это не прихоть православных общин, это реальная потребность, и загонять людей в подвалы недостойно такого города, как Екатеринбург. Как временное явление это имело бы право на существование, но когда приходы в таком положении по 10-15 лет... Я сам открывал храмы в бывших кинотеатрах или магазинах, но это было в начале 90-х, а затем приходы получали возможность выстроить церковь. Вот, например, город Новомосковск Тульской области — он был построен как Сталиногорск, там ни о каких храмах изначально и речи быть не могло. А сегодня там прекрасный монастырь и действующие храмы.
А ведь храм — это еще и центр педагогической, просветительской, социальной работы. В Ярославле строили храм Ярослава Мудрого — в проект сразу был заложен детский садик. Так в новом микрорайоне можно решить сразу несколько задач. При том не факт, что дети, ходившие в этот детский садик, через 10 лет останутся в этом приходе. Но они будут воспитываться в красоте, в доброжелательной, спокойной обстановке — и это отрадное явление.
Так что было бы желание — могла бы быть нормальная программа по возведению храмов.
Освящение колокола-благовеста Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году
— Это вполне обоснованная претензия к городским властям, вопрос, для решения которого уже много лет не хватает доброй воли. Но мы сами всегда ли молодцы в этом отношении?
— В Екатеринбурге, с одной стороны, есть прекрасные, изумительной красоты храмы, которые восстановлены УГМК или Русской медной компанией — Андреем Анатольевичем Козицыным, Игорем Алексеевичем Алтушкиным — это всякий раз просто шедевр, сделанный с любовью.
А с другой стороны, многим храмам, переданным епархии 20 лет назад, 10 лет назад, далеко до совершенства. Некая расслабленность в этом плане существует. Зачастую для благоукрашения храмов используются очень примитивные средства. Когда я только приехал в Екатеринбург, служил всенощную под Смоленскую икону Божией Матери, мы читали акафист. Так вот, иконочка Пресвятой Богородицы в храме была — литография, и это в кафедральном соборе! Мне это очень сложно воспринять. Когда это молодой или только начинающий жить храм, это можно понять — нужно срочно храм наполнить. Но дальше надо иконы писать, все иконы должны быть писаные, к этому надо стремиться. Так что проблема еще и в том, что даже из действующих храмов многие до сих пор не обустроены, как должно.
Пасхальный общегородской крестный ход
— А если вернуться от проблемы возведения храмов к проблеме взаимоотношений вообще?
— Я думаю, что здесь все «хороши». И мы, что так болезненно все воспринимаем, и та сторона, которая ведет себя порой очень агрессивно. Но нам придется максимально терпеть друг друга, потому что мы живем в одной стране, мы вынуждены существовать вместе, нам надо находить точки опоры и взаимосвязи друг с другом. Не заставляя атеиста стать христианином, а христианина не обязывая жить по атеистическим меркам.
Божественная литургия в день памяти святых Царственных Страстотерпцев. Храм-на-Крови.
— Ситуация, когда православные ощущают себя защитниками Брестской крепости, имеет минусы и плюсы?
— Конечно, она воспитала настоящих бойцов. Трудно найти епархии, где ведется работа с таким потенциалом. И важно, что она не утихает, не идет на спад, а наоборот, имеет тенденцию к продолжению, к увеличению, к хорошей активности. Активный народ православный — это большой дар.
Но конфронтация бесперспективна. Мы же не враги. Нам жить в одном городе, ходить по одним и тем же улицам, в одних и тех же школах учить детей — надо, чтобы мы жили добрососедски, уважительно по отношению друг к другу.
Но это крайне сложно, когда есть неуважение, антагонизм к православной культуре. Когда в названиях улиц увековечены имена убийц — людей, которые кровью залили страну. Ведь улицы Ленина, Свердлова, Толмачева, Хохрякова и других революционных деятелей — это все равно, что улицы Басаева, Дудаева, Доку Умарова или Чикатило. Почему хотя бы не использовать компромиссный вариант, который есть во многих городах — таблички с двойными названиями: улица Чапаева, бывшая Архиерейская. Во многих городах так.
— Владыка, невозможно не затронуть в разговоре и «царскую» тему — тему почитания убитых в Екатеринбурге святых Царственных Страстотерпцев, сохранения о них памяти, незамутненной клеветой.
— Царская тема — центральная для Екатеринбурга. Иначе не может быть. Эта тема вышла из недр нашей жизни, мы просто обязаны быть ее носителями, находясь здесь. Так сложилось, что именно здесь — не в Тобольске, не в Петербурге, не в Могилеве — было совершено это злодеяние, и по сегодняшний день оно накладывает определенную печать.
Очень хотелось бы, чтобы с течением времени ситуация прояснилась, и к людям пришло осознание, что те, чья кровь здесь пролилась, являются нашими покровителями, небесными защитниками. Голос Церкви имеет огромное значение, значение в том числе и сакраментальное, глубинное. Екатеринбург строился в честь святой великомученицы Екатерины, и естественным продолжением его исторической линии является стояние за Православие, за свой народ, за свое Отечество Царственных Страстотерпцев.
К сожалению, мы живем стереотипами, которые с течением времени никуда не уходят, и мы не стараемся от них отойти, но продолжаем убеждать сами себя.
Посмотрите, каким нападкам, клеветам, уничижениям и поношениям подвергались последний русский Царь и его Семья… Что стоит только знать, что представители элиты твоей империи посылают поздравительную телеграмму японскому императору в связи с победой над русским флотом?! Как это можно пережить? Их жизнь была полна таких испытаний. Документы свидетельствуют, что они вынуждены были максимально закрыться, жить своей семьей, потому что столько нападок было… А после убийства сколько!..
Прибытие Благодатного огня
Люди привыкли бездумно повторять, что царь был слабовольным, ничего не делал. А вы ознакомьтесь с достижениями Российской Империи в период царствования Николая II! У нас в Патриаршем подворье действует замечательнейший музей, который, на мой взгляд, должен посетить каждый человек, вне зависимости от его отношения к Государю. Я думаю, что информация, собранная в этом музее, должна разойтись как можно шире. Пусть современный человек увидит, как Россия рванула тогда вперед — в отношении и социальном, и научно-техническом, и культурном, и демографическом — и задумается над этим, и сам сделает выводы.
— Владыка, в прошлом году Вы впервые совершали Божественную литургию в ночь на 17 июля возле Храма-на-Крови и возглавляли Крестный ход, идущий от места мученической кончины Царственных Страстотерпцев до места уничтожения их тел — монастыря на Ганиной Яме. Какие впечатления от этого у Вас остались?
— Я, как и все, глядя на жизнь, часто расстраиваюсь, огорчаюсь, унываю, и для меня очень болезненно ощущение потери моими соотечественниками национального чувства, это постоянное самоуничижение перед другими странами, народами, культурами, это постоянное унижение собственного достоинства, незнание родной истории, демонстративная нелюбовь к русскому языку и русской культуре. Для меня это все очень больно, как и для многих других людей. Знаете, как сейчас о нас говорят: эта территория, это население, эта страна, электорат и так далее. Нет отношения как к народу, как к нации.
Но когда ты идешь в этом Крестном ходе или приезжаешь в Верхотурье на праздник праведного Симеона — ты начинаешь ощущать себя именно среди народа. Не среди толпы, не на территории в окружении населения. Это многотысячное единое целое — разного возраста и социального положения, с разными взглядами — но это народ. Это сила, и есть люди, которым она не нравится. Но эту силу сегодня ничем не изменить, не перестроить, не переделать. Здесь нет ничего искусственного. Это подлинное стремление. Это приближенность к своей земле, к своим истокам. Люди, даже уезжая, ощущают некое родство. Они действительно братья и сестры, они хотят встретиться вновь, это общность настоящая, подлинная. В этом сила наша.
Встреча Пояса Пресвятой Богородицы
Если этот Крестный ход когда-нибудь, образно говоря, пройдет из Храма-на-Крови через Ганину Яму по всей стране до сердца нашей Родины, до Москвы, пройдет эта народная волна, может быть, не в физическом измерении, а в духовном — тогда она снесет всю кровавую пыль, которая лежит на нашей стране — и, наверное, что-то может измениться. Потому что в этой народной силе есть видимое присутствие благодати Божией.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, 1913 ГОД
•03 •июля• 2013•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.