•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Как современный молодой человек, выросший в нерелигиозной среде, приходит в Церковь? Какие проблемы сегодня препятствуют строительству храма? Что делать, если алтарь настолько мал, что священник не помещается между Престолом и Царскими вратами? Как организовать приходскую взаимопомощь? Каким образом прямой эфир с Президентом России может повлиять на судьбу маленького прихода на окраине города? Что значит быть звездой телеканала «Союз»? Об этом, и не только об этом узнали наши корреспонденты из разговора со священником Анатолием Куликовым, настоятелем храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
– Отец Анатолий, расскажите о том, где Вы родились, где прошли Ваши детские годы.
– Родился я в Пермской области, но жил там совсем недолго. Мои родители окончили Уральский лесотехнический институт и по роду своей деятельности переезжали из леспромхоза в леспромхоз. Из Пермской области мы уехали на север Свердловской. Из-за постоянных переездов в детстве ощущения малой родины у меня нет: нет чувства, что где-то есть мои корни. Детские сады я менял очень часто. Школу оканчивал в поселке Андриановичи, недалеко от города Серова.
В 1995 году поступил в Лесотехнический институт в Екатеринбурге, хотя особой тяги к техническому образованию у меня не было. Этот шаг был данью семейной традиции. Проучился 2 года на самом древнем факультете института – лесоинженерном, а затем ушел в академический отпуск, из которого на учебу уже не вернулся. Потому что нашел нечто более важное для себя.
– Как это произошло – приход к вере?
– Не скажу, что как-то внезапно. Интерес к духовному – точнее, первоначально к чему-то мистическому – появился года за 3-4 до этого. Еще в школе читал фэнтези и прочую подобную литературу. Хотелось что-то испытать на собственном опыте.
Помню, в детстве, как маленький пионер, говорил, что Бога нет и быть не может. С прабабушкой своей об этом спорил. Однако, хорошо запомнил один случай: однажды что-то натворил, иду домой, как на казнь, и только молюсь: «Господи, помилуй; Господи, помилуй…». И, действительно, Господь дал – все спокойно было дома, обошлось. Тогда это на меня не повлияло, а позже осознал, что это была помощь Божия.
Жил, особо не помышляя о Боге. Слышал, что есть грехи, что они душу грязнят. Думал, что и у меня они тоже, наверное, есть, что надо от них очищаться, но как это делать, не знал. Стал сам в себе говорить: «Господи, прости!» Это уже в старших классах школы было.
В общем, в голове «каша» была, смесь непонятных взглядов на жизнь, язычество сплошное. Но все эти поиски послужили толчком для того, чтобы прийти в храм.
– Вы тогда уже были крещены?
– Окрестила меня в младенчестве верующая бабушка.
– А в поселке в храм ходили?
– Церковь в Андриановичах развалили в 20-30-х годах. В Серове, куда ездил к бабушке, в храм никогда не ходил.
Первый храм, который я посетил в Екатеринбурге, был Вознесенский. Желание зайти в церковь присутствовало всегда, но долго не решался, потому что не знал, что там делать, как себя вести…
Однажды зимой с товарищем проходили мимо храма Вознесения Господня, и он предложил зайти. Мы зашли – кругом леса, темно, грязно, цемент в углу насыпан, стоит единственный подсвечник. Товарищ свечку купил, я тоже, постояли на службе. Первый шаг был сделан, дня через два я съездил в храм и купил себе крестик. Тогда уже было желание быть с Богом. Молился Ему в трудных ситуациях.
Через некоторое время мне в руки попала «Православная газета» (тогда алтарники Пантелеимоновского храма газеты разносили по близлежащим окрестностям, в том числе и в Лестех, и в общежитие). Прочитал – понравилось. С тех пор сам стал брать газеты. Внутри зрела необходимость знать больше.
Потом еще один чудесный случай произошел. Снимал я комнату у одной бабушки на Синих камнях. Как-то заметил у нее среди прочих книг Библию. Делать было нечего, решил почитать. Начал читать Ветхий Завет, сначала довольно увлекательно показалось, читал быстро, а потом запутался, неинтересно стало. Когда же я начал читать Новый Завет, то меня вдруг охватило чувство, что я домой попал. Казалось, что стал дышать, будто из душной комнаты вышел на свежий воздух. Не особо понимал, что читаю, но было чувство упоения, полноты какой-то. Читал я месяца 2-3, перечитывая по нескольку раз отдельные моменты. И вот так, сердцем, принял все христианство сразу. Такое чувство дал Господь, открыл Себя через Писание. Самое главное, что я не просто читал, а понял, что хочу жизнь свою менять.
Время шло. Иногда я ездил в Вознесенский храм. Стоял на службе минут двадцать и уходил, потому что она казалась непонятной и длинной. Я думал, что службы круглые сутки идут. Священнослужители мне представлялись людьми необыкновенными. Помню один комический момент: когда дьякон кадил храм, я вдруг увидел на его ногах обыкновенные туфли. Это был шок: «Как?! Они ходят в обыкновенной обуви?!»...
Утреннее и вечернее правила читал минут по сорок, и так это притягательно было, такую полноту жизни чувствовал!
Первое мое Причастие было совершенно незаконным. В один из Богородичных праздников, осенью, приехал в храм Вознесения к началу службы. Когда пришло время причащаться, все пошли, и я пошел… Что это такое, я не знал. Ничего удивительного в себе не обнаружил. Наверное, Господь мне это Причастие дал, чтобы посеять Свое зерно.
Постепенно появилась потребность в исповеди, а как это сделать, не знал.
И вот однажды сижу в институте, и так тоскливо на душе стало! А тут еще надо на пару по философии идти (этого мне совсем не хотелось, так как преподаватель нам сразу заявила, что в Бога не верит). Сбежал с лекции и поехал искать храм целителя Пантелеимона, про который раньше слышал.
В храме св. вмч. Пантелеимона и была моя первая исповедь. Честно готовился к ней целую неделю, по совету батюшки все грехи записал на листочке. Отдал отцу Владимиру эту бумажку, а у самого коленки дрожат… Батюшка разрешительную молитву надо мной прочитал. Думаю: «Неужели – все?» Оделся, вышел из храма. И тут меня «пробило»: было такое ощущение, будто таскал на себе 100 килограммов, и вдруг с меня их сняли. Я буквально скакал от радости! На следующий день пошел причащаться. С тех пор стал ездить в храм св. вмч. Пантелеимона каждое воскресенье и на праздники.
Перед Великим Постом меня благословили в алтарь. Очень волнительно было. До сих пор помню слова о. Владимира Зайцева: «В алтаре и мыслей посторонних не должно быть, не то, что слов».
Все свободное время я проводил в храме. После летней сессии на втором курсе уехал в Нижний Тагил трудиться в храм Святой Троицы, который дали в настоятельство о. Димитрию (Байбакову). Должность моя называлась «смотритель»: в обязанности входило следить за порядком в храме между службами. Это был очень интересный период в жизни, можно сказать, время церковного взросления. Очень не хотелось уезжать оттуда, но на следующий год пришлось – был назначен смотрителем в молитвенную комнату свв. Космы и Дамиана при Областной клинической больнице №1. И после рукоположения в священный сан я служил в тех же родных для меня храмах – Свято-Троицком, Космы и Дамиана и Пантелеимоновском.
– Но рукоположению, надо полагать, предшествовало венчание?
– В августе 1999 года мы с матушкой друг друга заприметили. Вскоре получили благословение на брак. Через месяц после венчания, на Сретение Господне, меня рукоположили в дьяконы.
В 2002 году в нашей семье родился сын Ванечка. В 2001 году мы ездили с матушкой в Дивеево, молились об этом Серафиму Саровскому, Божией Матери.
– Матушка Татьяна, кандидат наук, не вписывается в рамки привычных представлений о женах священников.
– Матушка – химик по образованию. В конце 90-х – начале 2000-х годов, после окончания университета не побоялась идти учиться дальше, в аспирантуру. Тогда у нее как у аспиранта была стипендия всего около 800 рублей. Академия наук была нищей организацией. Молодых ученых не было. Но, слава Богу, сейчас государство стало вкладывать деньги в науку, потому и молодежь остается, появляются в науке светлые головы. Вот и супругу свою я считаю светлой головой. Сейчас она в Институте металлургии, в своем направлении является ведущим специалистом. Она человек очень целеустремленный и трудолюбивый. Если берется, то делает дело до конца, всегда очень качественно. Не может что-то забросить, недоделать. Это понимают, это ценят. Знают, что можно на нее положиться, за ней не нужно проверять.
Честь ей и хвала и как жене, и как матери, и как другу. Могу сказать, что с супругой мне очень повезло.
– Отец Анатолий, Вы являетесь ведущим передачи «Читаем Евангелие вместе с Церковью» на телеканале «Союз». Как Вы «попали в телевизор»?
– Это произошло 3 года назад. Телеканал «Союз» является общественным, он открыт для мнений своих зрителей; на форуме «Союза» и на страничке телеканала «ВКонтакте» постоянно высказываются какие-то предложения, обсуждаются изменения. Возможно, как раз подобное обсуждение привело к тому, что однажды отец Димитрий (Байбаков) (руководитель Информационно-издательского отдела епархии, настоятель храма во имя вмч.Пантелеимона – прим.ред.) решил поменять формат передачи.
Хорошо помню, как осенним утром мы с о. Евгением Попиченко перед службой стояли в киоске Пантелеимоновского храма, говорили о чем-то своем. Мимо нас стремительно проходит наш отец-настоятель, неожиданно останавливается и говорит мне: «Будем делать из тебя звезду». И пояснил, что мне предстоит стать ведущим передачи «Читаем Евангелие вместе с Церковью». Всерьез я это не воспринял, подумал, что он шутит. Но через некоторое время включаю телеканал «Союз» и вижу на экране отца Димитрия, который вышел в эфир со своим очередным отчетом перед зрителями, анонсом изменений и событий на канале. И слышу, как он сообщает, что передачу «Читаем Евангелие вместе с Церковью» будет теперь вести священник Анатолий Куликов. Звоню ему, спрашиваю: «Батюшка, как так?». Он в ответ смеется: «Давай, готовься, первая запись – в ближайшее воскресенье».
– Наверное, приходится очень много читать в связи с этим послушанием?
– Сперва казалось, что достаточно прочитать зачало Евангельское, а затем пересказать, что там св. Феофилакт Болгарский об этом пишет. Оказалось, что не все так просто, что знать труды одного Феофилакта Болгарского недостаточно. Поэтому за три года у меня дома скопилась большая стопка толкований святых отцов. Приходится много читать, заниматься, более вдумчиво к этому подходить. Для меня как для священника, конечно, в этом большая польза.
– Сложно говорить о Евангелии перед телекамерой?
– Всегда волнуюсь, когда еду на запись, прошу всех за меня молиться. Не вижу в себе каких-то талантов, качеств, чтобы Священное Писание озвучивать. Но отношусь к этому как к послушанию, которое не могу оставить. Пока оно есть, буду с Божией помощью продолжать, в этом вижу Промысл Божий относительно себя.
– А еще Вы состоите в списке участников проекта «Батюшка онлайн» социальной сети «ВКонтакте»
– Я участник этого проекта, но не очень активный из-за нехватки времени. Кроме того, очень много стало поступать вопросов личных, на которые во всеуслышание отвечать, по моему мнению, не стоит. В таких случаях прошу направлять свои вопросы на мою страницу «ВКонтакте», там по силам и отвечаю. Конечно, такая переписка не заменит храм, не заменит живое общение с пастырем. Но может стать первым шагом в верном направлении.
– Отец Анатолий, еще одно Ваше послушание (наверное, самое главное) – послушание настоятеля храма во имя святителя Луки. Не знаю, есть ли вообще приходы с простой, малоинтересной историей, но у этого храма она уж точно примечательная.
– Идея о том, что в микрорайоне Компрессорный должен быть храм, витала давно. Где-то с 2002 года в день памяти святителя Луки на месте сегодняшнего строительства храма начали совершаться молебны. Затем была официально зарегистрирована община – юридическая сторона вопроса была выполнена трудами отца Флавиана (Матвеева) и отца Владимира Зайцева. Но для того, чтобы приход реально существовал, нужно в первую очередь богослужение. Со службой долгое время не получалось – не было помещения. Обошли тогда весь район. Устроиться было некуда. А помещение нужно было светлое, не подвальное.
Господь так промыслительно устроил, что руководство Компрессорного завода, услышав о нашей нужде, выделило нам комнату. Силами завода это помещение побелили, покрасили, подготовили иконостас и отдали приходу. Помещение очень маленькое, двадцать квадратных метров. Но начали служить, и все были очень рады, что такая возможность появилась. В 2005 году в День жен-мироносиц была совершена первая Литургия.
– Как же Вы служили в таком малом помещении?
– Ну, как… Летом причащать выходил на крылечко. Вспоминаю архиерейскую службу – такое ощущение, что Господь тогда просто расширил пространство. А было это так. Приближался день святителя Луки. Недели за две до этого я был у владыки Викентия и пригласил его к нам – посмотреть на наш приход, благословить прихожан, послужить молебен святому Луке. Архиерей сказал, что будет у нас служить Литургию. Я ему говорю: «Владыка, Вы не влезете». А алтарь у нас в то время был такой, что я не мог одновременно закрыть обе сворки Царских врат – не помещался между Престолом и Царскими вратами. Приходилось вначале одну створку закрывать, перемещаться, потом другую. В алтаре два человека могли находиться, а троим уже было тесно. А архиерейская служба – это владыка, пара дьяконов, пара иподьяконов. Это уже как минимум пять человек. Еще алтарников было двое, плюс я – получается восемь человек. Хотелось еще наших Пантелеимоновских отцов позвать – то есть, всего человек десять. А десять человек туда вообще нереально вместить. Возникло решение: срочно двигать иконостас, расширять алтарь. Сдвинули его всего на 20 сантиметров. Ситуация в целом не сильно изменилась, но, по крайней мере, Царские врата стало возможно закрывать. Владыка приехал, и каким-то чудом все влезли и послужили.
– Сколько же прихожан вмещалось в эти двадцать квадратных метров?
– Однажды ко кресту подошло 90 человек. Это в том числе и с улицы зашли, и детей принесли. А так человек 40 можно было вместить, но приходилось стоять так плотно, что не было возможности перекреститься. Это был кошмар, особенно летом – духота, жара. Но люди светились от радости. А как же! Это же наше, родное!
Но осенью 2006 года нас оттуда выгнали. У Президента страны был прямой эфир с народом. А на втором этаже этого здания занимался детский патриотический клуб. Одна девочка из этого клуба каким-то чудом дозвонилась. Рассказала про свой клуб и его проблемы. В этот же день приехала городская комиссия посмотреть, в каком таком страшном помещении занимаются дети. Комиссия увидела, что здание в аварийном состоянии, удивилась, что в нем есть электричество, вода, тепло. Распорядилась все срочно закрыть-опечатать. Детям быстро нашли другое помещение. А нас уведомили, что здание закрывается. Но мы решили служить до последнего. Вначале у нас отключили воду. Мы решили, что много воды нам не нужно, и стали приносить ее с собой. Потом отключили тепло – мы стали использовать обогреватели. А потом и свет отключили. Дело подходило к декабрю, без света служить никак не получалось. Тогда мы было подумали, что история прихода святителя Луки приостановилась. Но Господу было угодно иное.
Месяц служб здесь не было. Я служил в Пантелеимоне, прихожане также стали смиренно ездить туда. А потом нежданно-негаданно произошла встреча с человеком, который оказался готов нам помочь, и которому мы по сей день благодарны. Директор компании «Сортсемовощи» Светлана Андриановна Носова узнала, что приход нуждается в помещении, и таковое нам предоставила. Там сейчас и располагается наш храм.
Когда я зашел туда впервые, впечатление было, что это спортзал. Большие окна и высокие потолки – наверное, со школы у меня это вызывает ассоциацию со спортзалом. На стене был налет древесной пыли в сантиметр толщиной. По всему помещению стояли большие, зеленые, старые чугунные станки, валялись стружки, балки, деревянные детали – наследие бывшего арендатора. Стоял полусумрак, потому что и на окнах тоже лежал толстый слой пыли. Словом, в первый момент восторга я не испытал. Зато потом, когда прихожане все это вымыли, побелили и покрасили, когда наши бабушки повесили шторки – все стало прекрасно. Мы переехали, сделали алтарь, иконостас. И на Рождество 2007 года здесь служилась первая Литургия.
– А в настоящее время строится новое здание храма – не приспособленное, а настоящее?
– Да, мы сразу же стали заниматься вопросами строительства нового постоянного храма. Очень много времени ушло на решение всех вопросов с землеотводом, очень долго делался проект. Но в настоящий момент есть все необходимые документы. Летом 2011 года владыка Викентий заложил первый камень в основание храма, благословил, и сейчас идет стройка, на которую мы собираем средства.
– Много сложностей со строительством?
– Главная сложность – финансовая. Для стройки нужны миллионы, где их взять? Спонсорскую помощь проще получить, строя храм где-то в центре города, мы же в этом смысле находимся в невыгодном месте. Здесь у нас мало кто бывает, на спонсорскую помощь надеяться сложно. Одна надежда на Господа, да друг на друга.
Еще сложность – когда началось строительство, пошли на нас какие-то жалобы в прокуратуру. Но не зря подготовка так долго длилась. Все документы собраны, все законно. А то, что кто-то пытается действовать против – Бог им судья.
– Батюшка, чем, помимо решения строительных проблем, живет сегодня приход святителя Луки?
– В настоящее время у нас идет организация добровольческого служения. Пытаемся помогать друг другу. Началось все с идеи о том, что Церковь очень многим помогает, а свои прихожане бывают заброшены. У нас в храме много людей и пожилых, и немощных – кто им поможет, кроме нас самих? Кинули клич – определиться, кто чем может помочь, и кто в чем нуждается. И люди отозвались.
Бывает, что бабушки храм не посещают, потому что сами дойти не могут. Но у нас есть прихожане с машинами, с их помощью мы этот вопрос решили. Например, старенькую матушку Екатерину, которой тяжело ходить, посадили в машину, привезли в храм. Кто-то пришел к ней один-два раза в неделю, суп сварил. Она и не нарадуется. Семья у нас есть, где мама осталась одна с тремя детками. Ей тоже всем миром посильно помогаем. Все проблемы это не решает, но помощь они ощущают.
А раз внутри прихода стало получаться, решили и другим помогать. В частности, включились в деятельность Сестричества милосердия в 36-й травматологической больнице. В помощь к ним уже организовались пятеро наших прихожанок. Да и мы с отцом Димитрием Муравьевым (еще один священник прихода – прим.ред.) эту больницу стараемся окормлять.
– А воскресная школа есть в приходе?
– Есть. Она претерпевает постоянные изменения. Сейчас ее программа состоит из трех предметов. Занятия у нас коротенькие – по 20 минут на каждый предмет. Чтобы людей не утомлять, чтобы было желание в следующий раз прийти снова. Отец Димитрий разбирает с народом Символ Веры. Следующий предмет, который ведут ребята-алтарники – это апостольское чтение воскресного дня. Евангелие мы еще худо-бедно читаем и знаем, и на службе слышим. А чтение Апостола проходит малопонятным фоном. Можно провести эксперимент – любого прихожанина остановить после службы и спросить, что там сегодня в Апостоле читалось? Скорее всего, если и слушал, то не понял. Мы решили эту ситуацию исправить. Поэтому на воскресной школе разбирается чтение апостольское, которое было в этот день на службе. Третий урок веду я. Предмет для меня уже привычен – это Евангельское чтение. Для меня воскресная школа – это не только способ подачи информации, но и возможность пообщаться с прихожанами вне богослужения.
– Еще один способ общения с прихожанами – ответы на вопросы во время проповеди?
– Завели мы в храме ящичек, на котором написано: «Вопросы священнику». Люди свои записочки туда опускают. В воскресенье после службы я озвучиваю то, что скопилось за неделю и отвечаю на эти вопросы. Считаю, что это полезно. Не все набираются духу спросить о чем-то у священника напрямую, но вопросы у людей есть. Иной раз проще задать их на бумаге.
– Это вопросы теоретические или по каким-то жизненным ситуациям?
– Вопросы очень разные. Бывает по какой-то ситуации. Бывают вопросы, на которые сходу не могу ответить. В этом честно признаюсь, откладываю ответ на следующее воскресенье. Бывают каверзные богословские вопросы. Подключаю к ответам и отца Димитрия. Он у нас сейчас заочно учится в семинарии, книжек много читает.
– Уверен, что среди наших читателей есть люди, почитающие святителя Луку (Войно-Ясенецкого), да и просто милостивые люди. Как они могут помочь строительству храма?
– Наверное, самый простой способ пожертвовать на строительство храма – приобрести «именной» кирпичик. Это можно сделать в храме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Карельская, 52, тел.236-31-07. Либо подойти в ближайший офис Сбербанка с паспортом и сделать перевод на карту 6761 9600 0340 055517 Maestro (дата окончания 02/14). Те, у кого есть сбербанковская карта, эту операцию могут выполнить самостоятельно через банкомат или терминал Сбербанка.
Минимальное пожертвование на 1 кирпичик – 100 рублей (за имя). Это не только участие в строительстве храма, но и сугубая молитва за того, чье имя указано при пожертвовании – за родных, близких, за усопших родственников. Это единственная возможность церковной молитвы за некрещеных людей как за строителей храма. Пока сделан цокольный этаж. Уложены блоки. На них написаны имена первых жертвователей.
Олег Васюнин, инженер-программист,
постоянный автор рубрики «Жизнь прихода»
•06 •марта• 2012•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.