•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
На страничке о. Антония в интернете есть такие слова о себе: «Башка забита мечтами о вечной правде, о служении ближним и прочими бреднями». Эту характеристику о. Антоний объясняет тем, что попытался посмотреть на себя, да и на любого верующего человека, глазами людей, не имеющих никакого отношения к Церкви.
О малой части того, чем забита голова диакона Антония Щепеткина, пойдет речь в этой статье.
– Отец Антоний, расскажите о себе и своей семье. Как Вы пришли в Церковь, как дошли до диаконства?
– Я всегда был верующим человеком, но рос и воспитывался в нецерковной семье. Правда, за меня всегда молилась крестная, которая жила в другом городе. Может, по ее молитвам я, в конце концов, пришел в Церковь. В Свято-Никольский храм на Синих Камнях начал ходить в 2002 году, когда готовился поступать в университет. Беседовали с о. Алексием Яковлевым на духовные темы, часто дискутировали, выясняли разные спорные моменты в духовных книгах, которые я тогда начинал читать. Впервые исповедался и причастился в августе 2002 года.
В 2004 году о. Алексий предложил мне преподавать в воскресной школе, и я до сих пор пытаюсь это делать. До сих пор заваливаю детей непосильными богословскими вопросами и «мучаю» их долгими занятиями – так получается. Спустя год батюшка благословил на клиросное послушание, и я пел там вплоть до своего рукоположения. Клирос многое мне дал для понимания богослужения.
В 2008 году я окончил университет, а через год поступил в семинарию. В 2010 году женился. Мы с моей будущей женой Ксенией впервые увидели друг друга на молодежном балу, который организовывал Координационный совет приходских молодежных клубов в феврале 2008 года. На этом балу мы практически не общались, но позже Ксения сама написала мне письмо. Мы познакомились, встретились и уже через месяц решили обвенчаться.
Я никогда не предполагал, что в моей жизни все сложится таким образом. Я думал, что общение юноши с девушкой до принятия решения о браке должно длиться не менее года. Но у нас все получилось не так. Меньше чем через год после знакомства мы обручились в Свято-Никольском храме, а повенчались только в июле 2010 года. Мы были обручены больше года, потому что Ксения совсем юная: когда мы обручились, ей не было восемнадцати лет. Сейчас мы с нашим первенцем Арсением, который родился 19 июля этого года, слава Богу, счастливы. Моя жена для меня – источник радости, вдохновения и творческих сил. У меня даже в самых трудных обстоятельствах поднимается настроение, когда вспоминаю, как она улыбается.
В июне этого года произошло очень важное для меня событие – я был рукоположен в сан диакона. Конечно, я стал диаконом не по своей воле, а по совету о. Петра Мангилева, проректора семинарии, и с благословения о. Алексия, моего духовника. Сам бы я никогда не решился на такой шаг, хотя всегда об этом мечтал. И, слава Богу, сейчас мне очень радостно. А те сорок дней после рукоположения, когда я проходил сорокоуст, наверное, были самыми счастливыми днями в моей жизни.
– Как получилось, что Вы после школы пошли на химфак УрГУ, а после университета решили служить Богу в священном сане?
– Университет мне очень многое дал и очень во многом помог. Отец Андрей Кураев говорит, что самые лучшие и талантливые московские батюшки – те, у кого духовное образование накладывается на фундамент образования светского. Университет, наш факультет и в частности моя специальность – аналитическая химия – помогли сформировать аппарат мышления.
Четвертый курс университета совпал с моим обучением на катехизаторско-педагогических курсах при Отделе церковно-приходских школ. Сейчас они преобразованы в учительскую семинарию. Когда мы поступали на курсы, руководитель Галина Семеновна Ващенко пообещала, что этот год будет для нас «веселеньким». Но он оказался для меня в прямом смысле очень радостным, потому что учиться было интересно. В конце пятого и на шестом курсах УрГУ у меня стал возникать вопрос о смысле всего этого, и я не сумел найти однозначного ответа на него. Я не говорю о том, что сама наука или обучение в университете бессмысленны, но мне казалось, мне нужно выбрать какой-то другой путь. Через год после окончания университета я поступил в семинарию, о чем, в общем-то, давно мечтал. Когда у меня были, например, трудности в учебе, или я грустил из-за несчастной любви, то открывал интернет-сайт семинарии и думал: «Как же там должно быть хорошо!»
Отношение к семинарии у меня несколько двойственное. С одной стороны, там очень хорошая система преподавания некоторых предметов. Например, отличные преподаватели – о. Петр Мангилев, Иван Александрович Никулин, Дмитрий Борисович Осипов, они очень помогают развиваться, помогают поднимать свою планку выше. Но на некоторых предметах процветает система школьной зубрежки, что мне не кажется верным.
– А какие все-таки плюсы Вы видите в семинарии, для чего она нужна? Для галочки – «я окончил семинарию, теперь могу быть священником» – или она действительно что-то дает?
– Я пока не могу дать полный ответ на этот вопрос, потому что учусь только на третьем курсе. Семинария, конечно, дает и много хорошего – даже не за счет самой системы обучения, а за счет тех хороших людей, с которыми ты там встречаешься. Например, весь первый курс, учась на очном отделении, я впервые в жизни жил в общежитии. Мне там понравилось: была очень дружная компания, было забавно слушать даже какие-то перебранки наших братьев. Бывало, что поздно вечером, лежа в постели, можно было слышать такие споры: «Я тебе доказал, что ты католик, а теперь ты мне докажи, что я кошке поклоняюсь!»
И просто там попадались хорошие люди, которые открывали глаза на что-то. Например, во время каникул в семинарию приехала группа заочников. Это были уже люди старшего поколения, в основном, батюшки. И один из них сказал нам: главное – чтобы мы сами умели всех любить и никого не осуждать.
– А как удавалось совмещать учебу в университете и изучение богословской литературы?
– Совмещать учебу с самостоятельным изучением богословской литературы на самом деле не так сложно. Я всегда читал по дороге на работу или учебу и домой.
– Вы довольно рано после своего прихода в храм начали преподавать в воскресной школе, продолжаете учить детей и сейчас. Вы сами определяете план и содержание этих уроков? На каких моментах ставите акценты?
– Как и другие наши преподаватели, я использую общепринятую программу преподавания Закона Божиего, но реальность такова, что эту программу приходится большими усилиями сближать с жизнью. Хотя бы то обстоятельство, что у нас многие ребята из нецерковных семей, обязывает строить занятия таким образом, чтобы они узнавали о важности участия в Таинствах и необходимости Причастия. Приходится им объяснять какие-то очевидные реалии духовной жизни, в объяснении которых не нуждаются те дети, на которых рассчитана программа. Часто использую наглядные примеры из книг и фильмов, которые им знакомы, и таким образом мы находим с ними общий язык. Мне кажется, много можно взять примеров из классической литературы и даже фантастики, которые могут помочь в катехизации прихожан или в занятиях с ребятами Законом Божиим.
– Как бы Вы могли охарактеризовать Свято-Никольский приход, чем он живет?
– Наш храм я могу охарактеризовать словами владыки Кирилла: он сравнил его с катакомбами, потому что храм находится на первом этаже жилого дома. Но Владыка также отметил, что атмосфера в приходе очень дружная и сердечная. У нас в приходе происходит много интересного. Например, в прошлом году у нас было организовано «идеальное» всенощное бдение – богослужение по Типикону без всяких сокращений. Его продолжительность составила около пяти с половиной часов.
Эта служба выглядит совсем по-другому, на ней ощущается, насколько прекрасно и мудро устроено наше богослужение. Типикон предусматривает наличие двух ликов – двух хоров на службе, которые подхватывают пение друг друга и как бы помогают, не дают друг другу устать. В проповеди после этой службы батюшка отметил, что как два хора поддерживали друг друга, так и мы должны помогать друг другу в нашей жизни.
Мы надеемся, что в этом году состоится вторая такая служба. В ее организации, конечно, участвуют одни добровольцы, те, кто сам захотел, кто любит наше богослужение, а не те, кого направили.
Говоря о деятельности прихода, нельзя не сказать о молодежном клубе. Он у нас появился в 2004 году. Одна из особенностей нашего клуба заключается в том, что многие мероприятия носят экстремальный характер. Это касается, например, военно-патриотических игр, которые мы организуем для детей. В одной из этих игр сражались, например, «индейцы» и «ковбои». Еще было «взятие пиратской крепости». И розыски коварного людоеда, который похитил христианскую святыню – крест.
Еще одно вполне экстремальное мероприятие было похоже на занятия по гражданской обороне. Мы отрабатывали эвакуацию прихода в случае теракта: притвор охвачен пламенем, и нужно срочно покинуть храм через окно.
И все наши прихожане, включая бабушек, вылезали через окно. Но потом нужно было еще двигаться через железную дорогу, а злоумышленники не дремали и устраивали на нас все новые покушения. То пролетел вражеский вертолет, и всем нужно было по команде залечь на землю, то открыли стрельбу и ранили одного из наших друзей (как нарочно, он был самым упитанным, и его пришлось нести на носилках). И, наконец, мы нашли себе безопасное место и стали пить там чай. Этим эвакуация и закончилась.
Но кроме этого проходят и вполне мирные встречи нашего клуба по вторникам в оранжерее недалеко от храма. Мы читаем Евангелие, беседуем и обсуждаем очередные мероприятия.
– Возвращаясь к диаконскому служению, какими личными качествами, знаниями и умениями должен обладать диакон, священник? Вы диакон недавно, но может, что-то об этом уже поняли из своего опыта?
– Диакон, священник, да и любой верующий человек в первую очередь, как мне кажется, должен иметь смелость встать и пойти по тому пути, который, в общем-то, всем нам известен. Кажется, игумен Никон (Воробьев) сказал, что мы знаем так много, что и сотой доли этого нам хватило бы для спасения, если бы мы только это выполнили. Но мы этого не делаем.
Например, каково наше отношение к богослужению? Когда мы стоим на богослужении, когда поем на клиросе, каждый ли из нас понимает, что совершается в это время, что именно в этот момент звучит из священных текстов? Ведь на то, что поется и читается за нашим богослужением, мы очень мало обращаем внимание. Стоим в храме и думаем о чем-то своем. Даже священнослужители, совершая какие-то священнодействия в алтаре, просто выполняют свою функцию, часто не задумываются, что именно в этот момент происходит. Они очень многое пропускают мимо ушей. Если бы мы понимали, что молитва – это действительно разговор с Богом, что на службе мы стоим лицом к лицу с Господом, то как бы изменилось наше отношение к службе, и как изменилась бы наша жизнь!
Вот, например, св. Антоний Великий, когда услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), сразу понял, что так и нужно сделать. Он встал, оставил мир, оставил свою семью и ушел в пустыню.
Это пример того, как человек воспринял евангельское слово: не просто как что-то прекрасное, возвышенное, разумное, доброе и вечное, а как руководство к действию.
Или другой пример из книги «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», в которой есть различные спорные моменты, но главная идея очень хорошая. Там герой услышал призыв апостола: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5, 17). Все окружающие люди объясняли ему, что это сказано в фигуральном смысле, что можно молиться так, как молится большинство людей. Но он не хотел удовлетвориться этим, ему нужно было буквально и точно выполнить эту заповедь. И он нашел путь непрестанной молитвы.
– Значит, главное в священнике, диаконе и всяком христианине – это не автоматическое выполнение своих функций, а жизнь согласно с тем духом, который живет в Церкви?
– Да, жить духом настоящей Церкви. В данном случае не надо под Церковью понимать основную массу верующих, которые удовлетворяются средними рамками и не стремятся к более высокому.
– Если можно, скажите о том, как Вы смотрите на свое будущее. Предполагаете ли стать священником?
– Трудно сказать, я не знаю будущего. Но я хотел бы вместе с ребятами еще раз провести уставное всенощное бдение и дальше знакомиться с нашим богослужением. Хотел бы продолжать учиться молиться, потому что до сих пор так и не научился этому. Мне кажется, что вполне достаточно дел и в моем нынешнем положении.
Подготовили Евгений и Наталия Алабушевы
•29 •декабря• 2011•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.