•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». День рождения человека может быть счастливым и несчастным. Счастливое рождение – это когда человека ждали, готовясь к его появлению, когда он рождается в полноценную семью. А несчастное – это рождение человека «в никуда», просто в больницу и потом в приют. Крещение, как духовное рождение человека, тоже может быть «в семью», то есть в приход, а может быть «в никуда», когда человек просто крестится и уходит в свою обычную, нецерковную жизнь. Сегодня мы говорим с протоиереем Евгением Попиченко о приходе, то есть, о той семье, которая должна принять «новорожденного» христианина. Что такое благополучная многодетная приходская семья, как она появляется и чем живет?
– Отец Евгений, часто можно услышать, что современный городской приход в большинстве случаев начинается с храма: в каком-либо районе города строится храм, назначается настоятель и потом уже в храм начинают стекаться люди. Действительно ли наличие храма, священника и христиан – это начало прихода?
– Русская народная пословица «каков поп – таков и приход» утверждает, что приход начинается со священника, но это не совсем так. Священник без паствы – какое-то странное, нездоровое явление. Церковь есть собрание людей, и формально приход начинается с так называемой десятки – то есть десяти прихожан, которые хотят организовать общину. Но и это не истинное основание прихода. Ведь Церковь – это собрание людей во Имя Христа, вокруг Христа, с Которого все и началось в день Пятидесятницы, и начинается сегодня. Именно Христос объединяет людей и дает им решимость начинать организовывать приходскую жизнь, строить храмы и так далее. Так же и было в апостольские времена: в какую-то местность приходил апостол Христов с проповедью о Спасителе, собирались верующие, над ними поставлялись епископ и пресвитеры, начиналась литургическая жизнь, а потом уж строились храмы, появлялось какое-то социальное служение.
Сегодняшняя церковная жизнь очень разнообразна, Церковь представлена в обществе не только храмами, но и различными социальными проектами (добровольческими движениями, сестричествами милосердия, издательским делом и так далее). Появилось даже такое понятие как «целевой приход», то есть созданный для реализации какого-то социального проекта. Однако, если говорить о социальном служении современных приходов, то нужно обязательно учитывать то, что социальное служение не может быть главным основанием для объединения христиан. Все эти замечательные проекты – дело второстепенное, так как на первом месте для христиан должен быть Господь, иначе община быстро превращается в обычную мирскую организацию, ничем не отличающуюся от пионерской в плане социальной работы. Вот чтобы христиане, жаждущие творить дела милосердия, не изменили эту нормальную систему приоритетов с Христом в основании, и нужен грамотный пастырь, который должен оказаться на своем месте.
– Расскажите тогда, как же и откуда появляется этот грамотный пастырь на своем месте?
– Органически это должно происходить следующим образом: из среды христиан выбирается достойный человек, которому все доверяют, община обращается к епископу, который испытывает ставленника, рукополагает его, наделяя его благодатью священства для совершения таинств. У нас сегодня несколько искусственная ситуация: часто уже рукоположенный священник посылается в какую-то местность как «первопроходец», где он должен завоевать доверие местного населения, собрать общину и начать организовывать церковную жизнь. Однако, нужно сказать, что и первый вариант появления пастыря на приходе сегодня все же существует.
Приходская жизнь налаживается, когда свершаются богослужения и таинства, когда есть храм и в храме есть сотрудники. И самое главное, чем должен заниматься священник – совершением богослужений, таинств и душеведением своих прихожан, заботой об их духовной жизни.
– Тогда почему жизнь многих современных христиан не ограничивается только участием в богослужениях? Почему возникают те же самые социальные проекты, и священники руководят ими, поощряют участие в них своих прихожан?
– Ну, почему же Вы говорите только о современных христианах? В текстах Нового Завета мы читаем о том, что из среды прихожан избирались также и диаконы, которые должны были «пещись о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение слова». Согласно Священному Преданию, диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам, сообщали епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Таин. Диакон – помощник священника, но ведь в каком-то смысле служение диакона лежит и на всех прихожанах, как в семье все ее члены – помощники главы семьи, отца. И сегодня у христиан множество жизненных проблем, решать которые лучше сообща. И организация прихода в каком-то месте может быть откликом на окружающую жизнь.
Так, например, появляются храмы при больницах, тюрьмах, домах престарелых. Людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, остро нужен Христос и не менее нужна помощь христиан. И естественно, что такой храм приобретает некую «специализацию», реализующуюся и в его социальных проектах.
Кроме того, нужно помнить, что существование таких проектов необходимо не только тем, кто попал в беду, но и вполне благополучным христианам. Ведь есть четыре источника благодати Божией: участие в таинствах, молитва, чтение святоотеческой литературы и дела милосердия. Вот люди, служа другим, помогают и себе в том числе.
Также не надо забывать, что наличие подобных проектов в Церкви является своеобразной «рекламой» для новоначальных христиан или тех, кто хочет изменить свою жизнь, следуя заповедям Христовым, к которым относится и любовь к ближнему.
– Какие еще методы используются сегодня, чтобы укрепить приход?
– Это разнообразные просветительские проекты, евангельские чтения, приходские праздники, взрослые и детские воскресные школы, молодежные клубы, туристические походы и сплавы – все это дает христианину возможность общаться с единомышленниками, священником и прихожанами. Только дела милосердия, участие в приходских мероприятиях и так далее без других источников благодати Божией не приводят человека к воцерковлению, а могут лишь способствовать ему или вообще ввести человека в заблуждение. Например, он может думать, что, участвуя в проекте, он автоматически спасается, становится «хорошим христианином» и так далее, не думая о том, что без Христа спастись невозможно. Или вся жизнь его наполняется полезной (с точки зрения общества), но суетной и малоценной (с точки зрения духовной пользы) деятельностью.
Так один батюшка рассказывал, как однажды к нему пришла молодая пара. Они хотели стать полноценными христианами, хотели лучше узнать свою веру, начать жить осознанной церковной жизнью и венчаться. В конце разговора они неожиданно предупредили священника: «Только мы с вами дружить не будем». Батюшка очень удивился подобному заявлению, так как «дружить» с ними вовсе и не собирался. А молодые люди пояснили, что у них уже была попытка войти в жизнь одного из приходов, но там все свелось к «дружбе, тусовке» прихожан и священника. Граница между ними в результате подобного общения оказалась почти стерта. Так замечательное явление в жизни людей – дружба – стала причиной потери благоговения перед саном и стала препятствовать продвижению людей в духовной жизни.
Нельзя священнику быть с прихожанами «запанибрата». Но нельзя ему и отстраняться от пост-литургической жизни, то есть тех дел, которыми занимаются прихожане помимо службы. Вот почему священники не только отправляются с прихожанами в больницы (здесь-то их миссионерский вклад очевиден), но и общаются с прихожанами за чаем или отправляются в поход именно с целью свой приход укрепить.
– Как сплав или поход могут укрепить приход?
– Сплав или поход – это возможность испытать свои силы в экстремальных условиях. Человек снимает с себя привычные маски вежливости, услужливости или веселости, а становится самим собой: жадный – жадным, унылый – унылым, раздражительный – раздражительным. А дальше человек делает выбор – оставаться таким или переступать через свои страсти в реальных походных условиях, здесь и сейчас. Можно сказать, что поход, как и любое событие в жизни христианина, может стать поводом для покаянного изменения жизни.
Также поход – возможность как для священника, так и для прихожан, узнать человека, с которым ты молишься в одном храме, почувствовать плечо друг друга. Поэтому, как мне кажется, походы или сплавы должны быть обязательно приходскими, а не общеепархиальными, которые существуют, в том числе, для того, чтобы познакомить христиан одной епархии, кого-то пристроить в социальный проект, кого-то с кем-то поженить.
– Получается, что приход не может развиваться без пост-литургической жизни?
– Да. Несмотря на то, что главное – Евхаристия, а не тусовка после Причастия, без пост-литургической жизни приход развивать практически невозможно. Подумайте, где взять христиан, готовых к осознанной и полноценной литургической жизни? Взять их негде, их нужно воспитывать. А вот для этого уже нужна пост-литургическая деятельность в приходе: нужно оглашение, нужны воскресные школы, нужны и частные беседы священника с прихожанами.
Наверное, редко сегодня встретишь батюшку, который сразу после службы отправляется по своим епархиальным делам или домой с мыслью: «Я Божественную Литургию отслужил, и на этом мои обязанности по отношению к приходу закончились». Такой батюшка вряд ли будет добрым пастырем для своих прихожан: возможно, они просто разбегутся от него, а возможно, что подобное отношение станет причиной отторжения людьми Самого Христа, Которого и должен являть своей жизнью пастырь. Ведь ни для кого не секрет, что личность священника очень важна в жизни прихода, это особое призвание и особое служение Богу и чадам Его. Вот если приход развивается нормально, если Христос в центре приходской жизни, если пастырь рассудительный, добрый и внимательный, то приход может уже перерастать в общину со своими специфическими проектами.
– Понятия «приход» и «община» зачастую используются как синонимы, какая между ними разница?
– Община является не просто объединением христиан вокруг Евхаристии, но и пост-литургической жизнью. Всех прихожан можно условно разделить на три группы. Первая группа – те, кто приходят в храм на богослужения, а по окончании их сразу уходят домой. Вторая группа прихожан – сотрудники храма. И, наконец, третья группа – те, кто по окончании богослужения уделяют время общению с другими прихожанами, исполнению какого-либо послушания и так далее. Когда третья группа начинает численно преобладать над первыми двумя, можно сказать, что в приходе родилась община.
Само слово подсказывает, что люди объединены: объединены, во-первых, Христом, а во-вторых, едины друг с другом. И это естественно. Авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» создает образ настоящей общины:
«Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, то есть прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько люди (святые) входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу.
Так разумейте и об удалении. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Сам Господь Иисус Христос говорит:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). А любовь обязательно выражается в конкретных делах. Если дела любви по отношению к Богу – участие в таинствах и молитва, то дела по отношению к людям – небезразличное участие в их жизни.
– Часто ли к Вам подходят прихожане, жаждущие помочь храму?
– Жаждущие ко мне еще не приходили. Батюшки других храмов иногда рассказывают об уникальных, редких людях, которые сами приходят и предлагают помощь храму. Обычно мне самому приходится давать человеку какое-нибудь небольшое послушание.
– То есть, существует миф о том, что в начале воцерковления человек жаждет реализоваться и просит себе послушания?
– Не совсем. Человек действительно жаждет реализоваться, ему очень важно почувствовать свою нужность общине. Поэтому его желание послужить ближнему вполне естественно вытекает из его знакомства с православной верой. Невозможно, любя Бога, не любить ближнего, а, любя ближнего, не искать возможности ему послужить.
Но тут возникают два небольших препятствия. Первое заключается в том, что человек почему-то не говорит о своей жажде потрудиться сам, а ждет, когда ему предложат. Второе препятствие – храм не всегда готов предложить человеку послушание в соответствии с его способностями.
Если мы возьмем самый обычный храм, в котором нет разнообразных социальных и приходских проектов, то обнаружим, что молодому человеку священник может предложить служение либо в алтаре, либо на клиросе.
А что делать, если ни к тому, ни к другому у человека способностей нет? Вот почему современный священник должен уметь направлять энергию своих прихожан «в мирное русло». Замечательным примером такого «мирного русла» является организация на приходе добровольческого служения, которое поддержит серьезную и полезную (во всех смыслах) для людей приходскую жизнь.
Кроме того, у многих людей (недавно или давно они в храме) возникает потребность понести покаянный труд за те ошибки, которые повредили душу и которые беспокоят совесть. В Церкви всегда была практика епитимьи, включающая в себя не только покаянные молитвы и поклоны, но и деятельное покаяние, то есть труды на благо ближнего. В правильно организованной приходской жизни обязательно должны быть формы подобного служения для желающих покаяться.
Например, очень удобно направить человека, страдающего блудной страстью или гордостью, послужить бездомным («бомжам вонючим», как иногда называют таких людей в нашем обществе). Ведь эти страсти основываются на себялюбии, надежде на то, что молодость и силы, успех и признание будут всегда. И когда такой человек служит людям, у которых была и молодость, и силы, но которые все потеряли, когда он видит страдающее, старое тело, то это заставляет его задуматься над своим внутренним состоянием и изменить его.
Я знаю одного батюшку, который еще до рукоположения, будучи студентом, в летние каникулы работал санитаром в старческом отделении психиатрической клиники: ухаживал за стариками, выносил из-под них горшки, менял белье, мыл, кормил и так далее. В «Слове о чистоте» святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что самое сильное средство против блуда и гордости – это не пост и поклоны, а покаянное сокрушение сердца. Ничто так не сокрушает сердце, как уничижение себя в служении другим людям. Поэтому через смирение тела, через «выжимание» из себя брезгливости, человек смиряет сердце, и Господь ослабляет в нем блудную страсть или освобождает от нее вовсе.
– Отец Евгений, какое средство формирования общины, на Ваш взгляд, является сегодня наиболее эффективным?
– На мой взгляд, самый лучший и верный инструмент формирования общины – это грамотно построенная система оглашения, система постепенного введения человека в церковную жизнь. Но оглашение есть не только приведение своего ума в порядок, то есть приобретение правильной веры, но и покаяние, обретение первоначальных навыков жизни в Церкви. Оглашение всегда строилось поэтапно: сначала «правило веры», а затем «образ кротости», как мы поем в тропаре святителю Николаю Чудотворцу. Если мы посмотрим на историю возникновения Святой Четыредесятницы, то есть Великого Поста, то увидим, что оглашаемые узнавали свою веру, постились и молились вместе с христианами, и только потом через Таинство Крещения становились членами церковной общины.
Св. Игнатий Брянчанинов в «Слове о спасении и христианском совершенстве» говорит о том, что правильная вера и покаяние – два основания правильной духовной жизни и спасения. Правильная вера рождается от слуха (от чтения Евангелия и святых отцов, через научение другим человеком). Святитель призывает веровать в догматы Церкви, в таинства, заповеди – а значит, их нужно знать и правильно понимать! Св. Игнатий, говоря о спасении, указывает крещение только в качестве третьей ступени, а первая и вторая – это приобретение правильной веры и покаяние, то есть оставление произвольной греховной жизни.
Поэтому всегда «смешными» кажутся легкомысленные заявления о том, что «мы крестим человека, а Господь Сам его таинственным образом просветит и воцерковит». Господь четко говорит: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Господь же не говорит: «Я научу все народы, а вы крестите их во Имя Мое». Нет, Он призывает христиан к соработничеству, а, следовательно, катехизаторская деятельность – исполнение заповеди Божией, а не удовлетворение личных амбиций священников или катехизаторов.
Есть два вида оглашения: групповое и индивидуальное, когда священник или катехизатор занимаются с одним человеком. Так вот именно индивидуальное оглашение позволяет выявить более точно и духовные, и социокультурные потребности человека и помочь их удовлетворить в церковно-приходской жизни. Например, почти все сотрудники журнала «Православный вестник» проходили именно индивидуальное оглашение со мной, и в процессе бесед выявлялись их таланты и то, каким образом они могут послужить ближним своим. То есть, задача священника не в том, чтобы делать на приходе и в епархии все самому: строить школы, приюты, больницы, ремонтировать храмы, издавать журналы и так далее. А в том, чтобы сформировать общину и воспитать мирян, пробудив в них христианскую ответственность.
– Батюшка, в начале нашего разговора Вы упомянули русскую пословицу «каков поп – таков и приход». Очень хотелось бы узнать, каким же должен быть «поп», чтобы и приход был благополучным во всех смыслах? Как должны строиться отношения между священником и прихожанами? Можно попросить Вас сформулировать какие-то основные правила их взаимоотношений?
– Это уже не рубрика «Простые вопросы», а рубрика «Вопросы сложнейшие и наиважнейшие». Давайте попробуем сформулировать самое важное.
Во-первых, священник должен быть «прозрачным», то есть не закрывать собой Христа. В результате его деятельности люди должны приходить ко Христу, а не просто к интересному, умному, доброму батюшке. Во-вторых, между священником и прихожанами при самых доверительных, семейных отношениях должна оставаться дистанция. Пастырь должен быть крайне внимателен к тому, как он общается с разными категориями своих прихожан. Например, у прихожанок часто возникает восприятие пастыря либо как «мужа», либо как «отца». Поэтому пастырю нужно четко отслеживать ситуацию, насколько люди ищут духовного, а не душевного или телесного. В-третьих, священник, как отец приходской семьи, естественно, должен знать насущные нужды своих чад и молиться за них, участвуя и таким образом в их жизни. И, наконец, в приходе должно быть единодушие и в среде прихожан, и в среде священства по вопросам: как должен формироваться и существовать приход.
Община – драгоценность! Сколько есть приходов, в которых общины нет, а есть лишь местечковые группы: бабушки-свечницы, молодежь, мамочки с детьми. И когда рождается община, в которой все единомысленно и единодушно пребывают в молитве и общении друг с другом и с Богом – это просто чудесно!
Беседовала Ксения Кабанова
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
•14 •октября• 2011•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.