•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Как часто за последнее время приходилось вам сталкиваться на работе или в общественном транспорте, на Интернет-форумах или в СМИ с обсуждением высказываний тех или иных духовных лиц по различным поводам? Каково при этом соотношение здравых оценок и злобно-истерических реплик? И как долго восстанавливаете вы душевный мир после прочтения (услышания) всего этого?
В марте 2010 года в эфире ТК СОЮЗ архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, отвечая на вопрос о готовящемся в Екатеринбурге митинге против восстановления храма святой Екатерины на его историческом месте, обозначил опасность участия в богоборчестве и предостерег от возможных последствий таких шагов. Либеральные СМИ и Интернет-форумы тут же были взорваны (именно так: не взорвались спонтанно, а были планомерно взорваны) волной негодования: «Викентий проклял горожан!» (простите, но именно так, панибратски-бескультурно, по имени, принято в некоторых светских СМИ величать Владыку). В этой ситуации впору было давать объявление: «Сниму проклятие архиепископа», а людям, запуганным организаторами массовой истерики и обратившимся за помощью, после совместного просмотра видеозаписи «скандального» выступления архипастыря или прочтения полной расшифровки текста этой «анафемы», что называется, на пальцах объяснять, что никакого проклятия не было. Было предостережение в стиле: опасно – высокое напряжение, не влезай – убьет.
Ровно то же самое можно сказать и о словах уважаемого московского протоиерея Димитрия Смирнова, адресованных Ксении Собчак. Батюшка напомнил о той самой реальности, которая всем нам рано или поздно предстоит. Страшный суд и встреча с Богом, давшим нам эту жизнь и имеющим полное право спросить о том, как мы ее провели, на что потратили, чему посвятили, не станут менее реальными от того, что о них не принято говорить и любое напоминание приравнивается к запугиванию или проклятию.
Еще один известный священник, попавший под медиа-обстрел – протоиерей Всеволод Чаплин. В чем только ни обвинили батюшку, констатировавшего известные любому сотруднику правоохранительных органов факты: ну, влияет внешний вид женщины (в частности, длина юбки и глубина декольте) на отношение к ней и на ее безопасность, и ничего с этим не поделаешь никакими феминистскими заявлениями. Стремился ли священник своими словами об общественном дресс-коде подсказать дорогу, по которой можно идти достойно и с наименьшими опасностями? Безусловно. Как было это интерпретировано? Как посягательство на права и свободы граждан и особенно гражданок. Передергиваний при этом была масса, порой очень глупых – к примеру, некоторые почему-то вдруг решили, что православный священник хочет всех женщин одеть в паранджу.
И снова Екатеринбург. И снова прямой эфир ТК СОЮЗ. И снова владыка Викентий отвечает на «больной» вопрос, на этот раз касающийся катастрофы в Японии и связанных с этим апокалиптических настроений. Приведем текст полностью:
«В первую очередь нужно все трагические события, землетрясения, взрывы, которые бывают во всем мире, расценивать правильно. Это знаки Божии, которые должны нас настраивать, чтобы мы внимательно посмотрели на свою жизнь и исправили ее. Ведь природа стенает и мучается от грехов человеческих и выражает свои стенания и мучения через такие страшные явления, как цунами, землетрясения, наводнения. Поэтому тут не нужно думать о конце света, а надо думать о своей жизни. Потому что все взаимосвязано.
А каждый должен готовиться к переходу в другую жизнь, и нас не должно тревожить, конец света или не конец света. Каждый христианин, молясь вечером, не знает, что будет на следующий день, и поэтому просит, чтобы Господь простил все его прегрешения. Ведь если Богу будет угодно, Он может прекратить эту земную жизнь и перевести ее в иную жизнь. А что касается конца света – все в руках Божиих. Но еще раз обращаю ваше внимание, что все эти страшные явления указывают на то, что, видно, что-то не в порядке с нашей жизнью, что живем не по тем правилам, которые установил Господь Бог.
Если бы мы жили по заповедям Божиим, то таких явлений не было бы, поэтому через них Господь призывает нас к исправлению. Необходимо помнить и о покаянии. Покаяние есть изменение своей жизни. Тем более, что идет Великий пост, а как раз этот отрезок времени дан человечеству для исправления. Конечно, мы выражаем соболезнования всем, кто пострадал в этой серьезной катастрофе. Но давайте не забывать, что это все совершилось в первые дни Великого поста, и это как знак Божий – нужно провести пост в таком воздержании от всего греховного, которое изменило бы всю нашу жизнь».
И снова – всплеск негодования, правда, масштабы значительно скромнее, но исполнители те же. Главная мысль: произошла страшная трагедия, весь мир скорбит, один архипастырь жестокосердствует. Припомнили Владыке и его оценку причин пожара в пермском клубе «Хромая лошадь»: «В Рождественский пост в Перми случилась страшная трагедия: люди в великий праздник введения во храм Пресвятой Богородицы наслаждались, веселились на вечеринке, и произошел пожар, унесший полторы сотни жизней…Это печальное событие, но и вразумление нам». Мол, и тут архиерей отличился. А ведь то, что сказал Владыка, перекликается с евангельским: «думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк, 13, 2-5).
Есть люди, которые извлекают из человеческих трагедий прибыль (не обязательно финансовую, но и ее тоже со счетов нельзя сбрасывать), потому что каждое такое событие дает массу новостных поводов или поводов для сплетен под видом обсуждения проблемы. Кроме того, в выгодном свете предстают те, кто, смакуя подробности, говорят: «Давайте плакать». Дальше этого дело не идет – а это все равно, что, хороня верующую бабушку, потратиться на пышные венки с надписями и красивый гроб, на высоком уровне организовать поминки – но так и не сделать того единственного, чего только и ждет усопшая, то есть, не помолиться об упокоении ее души и милостыню за нее не подать. «Любим, помним, скорбим». Правда, скорбим, периодически косясь на себя в зеркало: «Ах, как высока наша скорбь, как мы прекрасны в нашей скорби!»
Каждый раз, когда происходит бедствие, будь то летние пожары, или огненный кошмар «Хромой лошади», или катастрофы в Японии или Таиланде, или родная страна начинает медленно, но верно вымирать от разгула детоубийств и разврата, – люди, воспринимающие действительность сквозь кристально чистую призму вечности, а не сквозь мутные очки временной жизни, говорят: «Ребята, одумайтесь! Одумайтесь хоть сейчас, когда мы все чувствуем боль от происходящего, когда Бог вынужден стучаться в двери наших душ страданием, потому что по-другому мы не понимаем.
Пусть этого страдания окажется достаточно для того, чтобы нам прозреть и покаяться!» Но нет: «Не мешайте нам скорбеть, ни о чем не задумываясь! Ах, как жесток тот человек, который предлагает предотвратить грядущие бедствия и смягчить последствия нынешних! Не будем думать о причинах, которые неминуемо приведут к новым трагедиям. Давайте лучше плакать. Где зеркало?»
Эта статья адресована отнюдь не тем, кто регулярно, по зову души или по заказу, будоражит общество выбросами негатива в отношении представителей Православной Церкви и выраженных ими оценок, идей, предложений. Больше того, что уже сказано в их адрес, не скажешь: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Евангелие от Луки, 17, 1).
Все вышеизложенное обращено к нашим братьям и сестрам во Христе, от которых порой можно услышать: «Что это он так подставился? Что ж ему не подсказали, как надо было говорить, раз сам не понимает?» (он – это священник или архиерей, сделавший очередное заявление, не понравившееся либеральной общественности). Ни в коем случае не беря на себя смелость кого-либо учить, хочу лишь скромно напомнить о той благодати, которая лежит на пастырях Церкви, о той духовной власти, которая дана им от Бога (см. Евангелие) и о той ответственности, которая ляжет на них, если они перестанут свидетельствовать миру, лежащему во зле, об Истине и о путях к ней, обличая при этом и ложные пути, ведущие к гибели.
А что касается ответных истерических реакций – об их авторах и исполнителях надо с любовью молиться (см.Евангелие), никак не участвуя при этом в их грехах и не увязая в бесконечных и малопродуктивных дискуссиях, результат которых – взаимное озлобление сторон. Иначе можно приобрести массу скверных привычек, среди которых – привычка глядеть по верхам.А привычка глядеть по верхам, как известно, мешает понять тех, кто зрит в корень.
Светлана Ладина
•21 •апреля• 2011•
Простые вопросы. Мои вторые родители •21.04.2011•
Детство под угрозой. О ювенальной юстиции •21.04.2011•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.