•Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•
Николай Петрович Косарев
Родился 22 мая 1953 года в г. Верхотурье.
Специалист в области горных машин и оборудования, доктор технических наук, профессор.
Окончил с отличием Свердловский горный институт (1975 г.). Прошел путь от аспиранта до ректора.
Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
Автор и соавтор 100 печатных работ, в том числе 25 авторских свидетельств на изобретения.
Николай Петрович, сейчас все воспринимают как данность то, что в Горном университете о горнем помышляют и к Православию относятся с любовью. Но ведь когда-то надо было решиться на то, чтобы стало так. Это при том, что нам все время говорят о светском характере образования...
Образование-то светское, но позиция часто не гражданская. В 20 веке было слово просвещение. Оно более отражало смысл процесса, когда человек получает образование и воспитание. А потом осталось одно образование, а воспитание мы как-то стали забывать. Вот эта наша забывчивость приводит к духовному вакууму. Но вакуума не терпит природа, и эти пустоты наполняются другими учениями, течениями, воздействием каких-то наших «друзей», которые очень бы не хотели, чтобы наше общество было светлым.
Светлый человек - это человек, у которого есть вера. Вера и освещает, и пробуждает, и поддерживает, и формирует человека. Само по себе знание формул, теорем или каких-то наук не формирует личность. Человек может быть эгоистом, человек может быть преступником - и у нас сейчас много образованных преступников, но я не могу сказать, что эти люди занимают гражданскую позицию. Поэтому разделение образования и воспитания - это неправильно.
Но и воспитание тоже может быть разным - можно воспитать гения, можно воспитать злодея. Русская Православная Церковь воспитывает, прежде всего, гражданина и человека, имеющего нравственные установки. Это человек, который никогда не преступит закон, который всегда окажет помощь ближнему, который не пройдет мимо чужой беды. Вот этого не хватает в сегодняшнем обществе.
Судя по всему, в отдельно взятом обществе Горного университета дело обстоит иначе. Как это удалось?
Я прошел все этапы становления, начиная от аспиранта, ассистента, преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой, и каждый из этих этапов давал пищу для размышлений на эту тему.
Захотелось разбудить молодежь. Чтобы не приходили они только за тем, чтобы отсидеть 5 лет в Горной академии, получить диплом - а потом, мол, жизнь покажет, что и как. При отношении к учебе как к повинности ничего хорошего не получается.
В этом случае человек приходит на лекцию для того, чтобы никто его не ругал, чтобы сделали отметку о том, что он пришел, что он хороший студент. А что он сделал положительного для своей души? Он пришел - и по его скучающему взгляду ясно, что мысли у него где-то далеко; что он думает о том, как бы сквозануть побыстрее, заняться своими делами. Но ему не нравится находиться в этой аудитории, в этом университете.
Я задавал себе вопрос, чья же это беда - преподавателей, руководства университета или самих студентов, которые не могут найти свой интерес? Я понял, что главная вина лежит на руководстве университета и преподавателях.
Начал искать пути для изменения этой ситуации. И, будучи заведующим кафедрой горной механики (это было 8 лет назад), установил традицию семестровых общих собраний студентов. Вернее, восстановил - ведь когда-то общественные организации собирались на комсомольские собрания; это тоже критично, но был какой-то интерес, была кадровая система, которая взращивала молодых людей.
Стал организовывать собрания специальностей (а специальность - это 5 курсов, начиная с первого по пятый), проводить совместные «разборы полетов» и пытаться пробудить у ребят интерес. Потому что всенародно интерес пробуждается. Когда человека воспитывают в одиночку, он по-другому себя ведет, а когда в коллективе…
Смерть красна на миру, говорится, но и поощрение тоже красно, когда человека представляют перед всеми. И порицание такое тоже более действенно, когда перед сотоварищами становится неудобно и стыдно.
Это начинание поддержки у тогдашнего руководства вуза не встретило. Поначалу нас не пускали в зал – это был зал ученого совета, единственное приличное помещение в академии, и позиция ректора была «не пущать». Мол, студенты стулья могли сломать, на столе что-то написать, пол натоптать. Но для чего зал-то нужен был? Для того, чтобы раз в месяц ученый совет там провести? В таком безжизненном зале обсуждать какие-то проблемы?
Когда нас, наконец, стали пускать в зал – под обязательство, что там на полу будут постелены влажные тряпки, что преподаватели с красными повязками будут следить за тем, чтобы каждый входящий в зал человек протер обувь, а сам заведующий будет лично отвечать за сохранность каждого элемента мебели – пришлось согласиться на эти условия, и я был очень благодарен уже за то, что нам в принципе разрешили это делать. Дальше события развивались более динамично.
А студенты не бунтовали оттого, что ни одна кафедра не проводит собрания, а здесь надо в обязательном порядке на них ходить?
Видите ли, надо обладать такими качествами, чтобы и на грани фола пройти иногда, и чтобы бунта не было. Потому что без фола просто не интересно. А бунт – это признание в собственном бессилии: что ты за руководитель или преподаватель, если студенты у тебя бунтуют? Слава Богу, качества такие есть. Они сформированы, мне кажется, не только родителями, но и Господом нашим, и жизнью. Поэтому вопросы бунта не волновали никогда.
Горный становится все краше и краше. Основы процветания тоже закладывались в то время? Его простым не назовешь.
Говоря о том времени, все ссылаются на экономические катаклизмы: приходилось менять шины на свитера, свитера на электроэнергию… Бедно жил университет. Но я всегда считал, что мудрость человека, его способности как раз и проявляются в таких условиях, когда чего-то не хватает, когда случаются переломные моменты. Когда жизнь хорошая, много ума не надо – пришел на работу, зарплату получил, можешь не очень активничать…
Нам удалось тогда привлечь выпускников для спонсирования ремонта кафедры, приобретения мебели и оргтехники. А кафедра у нас основополагающая – кафедра горной механики, ей уже восьмой десяток пошел. Наши сотрудники и студенты поняли, что даже в сложных условиях можно по-человечески организовывать жизнь, работу и быт. Мы часто жалуемся – но имеем в виду собственное бессилие. Не то, что кто-то нам денег не заплатил или чего-то не преподнес – мы сами часто виноваты в том, что не имеем возможности организовать все, как надо.
Университет - это очень сложный организм. Там быть просто ученым недостаточно. Если ты ответственный работник управления университета, ты обязан организовывать учебный процесс. Времена сейчас тоже непростые в финансовом отношении. Конечно, мы научились работать, и зарабатываем неплохо - но мы и соизмеримые траты производим. Причем, мы все делаем с точки зрения развития университета. Восстановили храм. После капитального ремонта открыли геологический музей (ему уже 72 года, никто не верил, что мы сможем вновь его открыть). Отремонтировали 3 из 4-х университетских зданий - а здания у нас дореволюционные, это памятники истории, фасады менять нельзя, но внутри мы навели порядок.
Причем, этот порядок привлекает сейчас настолько много друзей, гостей города Екатеринбурга, что нам иногда приходится решать, кому же отдать предпочтение. У нас проводятся деловые встречи на высоком уровне. Сейчас мы готовимся принять группу послов латиноамериканских стран. Так же, как в прошлом году принимали послов африканских стран. Я уже в шутку говорю, что нам неинтересно по одному послу принимать - только группами. Каждому высокому гостю мы вручаем свои проспекты, знакомим с научными наработками, даем проекты договоров с ведущими вузами этих стран. Это все работает на развитие университета.
У нас сейчас очень хорошие отношения с Египтом и с Алжиром - это после визита послов. Но, чтобы принять таких гостей, ты должен показать, что не в сарае живешь, что у тебя есть технологии, история и почитаемая традиция. История, традиции - я наблюдал, что у иностранных делегаций это неизменно вызывает уважение и интерес. У нас в Горном университете это свято. Кстати, с моим приходом на пост ректора университет постарел на 4 года.
Я всем рассказываю такую историю, что мы при советской власти были 1918 года создания, а с приходом новой команды - оказывается, мы с 1914-го года существуем! С того момента, когда Император Николай Второй подписал указ о создании университета в Екатеринбурге. Историки об этом и раньше знали, но.
В 18-м году университет во главе с ректором и ведущими профессорами ушел с белочехами на Дальний Восток. Во Владивостоке организовали Дальневосточный технический университет, потом перешли в Харбин. В эмиграции очень много погибло наших профессоров. Конечно, для большевиков это было, как кость в горле. Поэтому мы вдруг оказались факультетом университета, который был создан в соответствии с декретом председателя Совета народных комиссаров В.И. Ленина.
Так что у меня вызывает улыбку вечный спор: кто первый, кто старше - Горный университет или УрГУ? Отдыхали все другие вузы, когда возник Горный университет. Все отдыхали. Тренировались.
А вот Император великий, страстотерпец, мудрый человек - он правильно определил. День его памяти - это день и нашей памяти. Университет основан 3 июля 1914 года по старому стилю (16 июля по новому стилю! - прим. автора). Очень много таких знаменательных исторических фактов - в том числе, наш храм. Храм у нас 1870 года рождения. Содержал его глава города Екатеринбурга, дважды избиравшийся на этот пост, Михаил Ананьевич Нуров. Известнейший человек, почетный гражданин Екатеринбурга. А сейчас некоторые власть имущие не видят в этом выдающихся моментов. Да это самое выдающееся событие, что светское учреждение нашло возможность восстановить и имеет действующий храм!
Мы начинаем рабочую неделю с молитвы. Она рано утром, до начала занятий проводится, пусть меня никто не зацепляет, что я в рабочее время провожу богослужения в храме.
А зацепляют?
Ну, дай возможность только! Потому и не даю такой возможности. В нерабочее время это все происходит, по воле людей. А волю людей я не могу ограничить. И очень отрадно, что люди начинают осознавать, что успехи Горного - это не наши заслуги, помогает Всевышний, видя наши устремления и желания - вот и все.
Очень хорошо еще и то, что мы получаем поддержку священников. Вот это мне очень важно и приятно. В 2010 году мы открыли кафедру теологии. Первый набор - 40 человек! Мы в некоторые традиционные для нас группы не могли набрать по 25 студентов, как это положено, а тут. Хотя мы технический вуз.
Что будет в следующем году, загадывать трудно, но у меня есть полная уверенность в том, что теология будет одной из самых востребованных специальностей в Горном университете. Потому что я вижу положительную, заинтересованную реакцию батюшек, которые принимают непосредственное участие в формировании этой группы - нашего заведующего кафедрой о. Владимира Зайцева, настоятеля храма о. Игоря Бачинина, о. Вадима Тейхриба. И, конечно, вижу очень большую заинтересованность нашего многоуважаемого Владыки Викентия. Ему низкий поклон. Это совершенно уникальный руководитель наш, который героические усилия прилагает для того, чтобы вокруг развития Русской Православной Церкви объединить все здоровые силы.
Так что наши взаимоотношений с Церковью уже воспринимаются в порядке нормы. Так и должно быть, все правильно. Но это правильно-то потом, когда уже все сделано!..
Николай Петрович, не секрет, что Вы - первый ректор вуза, который попросил на свою деятельность благословения Владыки. Но хотелось бы узнать об этом подробнее.
Это Промысел Божий.
Безусловно. Но Промыслу Божиему до человека еще надо достучаться.
Я неоднократно рассказывал эту историю. Я в жизни сирота - в том смысле, что надеяться не на кого, только на Господа Бога и на себя. Поэтому потребность получить благословение у Владыки, который всегда вызывал мое уважение, пришла естественным путем. Никто мне этого не советовал, да и советовать было некому в 2002 году.
Приехал в епархию, зашел в Соборный дом. Владыка принял меня, мы побеседовали. Это было накануне подачи заявления на баллотирование на пост ректора. У нас ректор избирается тайным голосованием на конференции трудового коллектива, на основе представления своей программы и сравнения ее с программами других кандидатов.
Кандидатов было четверо. Я не был ставленником системы, и никто, кроме меня и моих друзей, не верил, что ректором может быть Николай Петрович Косарев. Что греха таить, мог быть административный окрик, вмешательство силовых структур - мы это все понимали. Сейчас уже можно об этом говорить.
Первая фраза Владыки при нашем знакомстве была такая: «Николай Петрович, я видел и благословлял многих людей - и промышленников, и военных, но вы первый ректор, пришедший за благословением». Это, наверное, тоже был какой-то переломный момент. У нас до сих пор в обществе нет единого мнения об участии Церкви в образовательном и воспитательном процессе, о ее роли и месте. Но есть надежда, что все это образуется и будет так, как должно быть.
Православие для Вас родное с детства?
К сожалению, у меня нет документа о крещении, но я думаю, что меня крестила еще в раннем детстве моя верующая бабушка. Я ощущал присутствие церковных элементов воспитания, у меня был крестик. А родители были коммунистами, и я стал коммунистом, в конце концов. Это был естественный процесс. Нередко бывает, что человек уже в пожилом возрасте приходит к вере, к Богу, к осознанию своей роли в мироздании.
Наверное, у меня так же происходит. Считаю, что это мне сейчас необходимо. А, поскольку я руководитель вуза, то, наверное, для меня очень важно воздействовать и на моих друзей - не на подчиненных, а на друзей: у меня очень хорошие отношения со многими руководителями, преподавателями - мы по-дружески с ними общаемся. Я никого не обязываю находиться в храме или совершать религиозные обряды. И что интересно - даже явные богоборцы почему-то при отходе в мир иной завещают себя отпевать. Поразительно, но несколько таких случаев у нас уже было. Но это хорошо, если человек успевает раскаяться, пусть даже на последних минутах своей жизни.
Если студент относит себя к другому вероисповеданию, как это совмещается с ориентированностью вуза на Православие?
Я приведу вам такой пример. Мы приняли на первый курс 250 ребят-мусульман. И по просьбам наших уважаемых мусульман мы решили открыть молельную комнату в Горном университете. И никакого противоречия и столкновения здесь я не вижу. Отец Владимир Зайцев мне рассказывал, как ребята-мусульмане пришли к дверям храма и, когда он пригласил их войти, они с удовольствием вошли в храм.
Никто не заставляет участвовать в Таинствах - но ты послушай, поизучай, посмотри. А потом, мы знаем много случаев, когда люди меняли свое представление о религии. Русская Православная Церковь никогда не действовала силовым принуждением, всегда терпеливо ждала, когда человек сам созреет. Это сейчас в Горном университете появляется пример такого административного влияния: смотрите на меня, делайте, как я - и у нас быстрее зреют. А так -мы ждем. Иногда это приходит под самый конец жизни, но приходит - и слава Богу.
Почему именно отцу Владимиру Зайцеву Вы предложили возглавить кафедру теологии?
Отец Владимир в нашем университете готовил студентов к Таинству Крещения. То, как он общается с молодежью - это образец. То, как он общается с преподавателями - это образец. Я посещал все занятия, которые он проводил для ребят, желавших креститься - это уровень академических занятий.
Патриарх Кирилл очень точно говорит, что проповедь должна работать на аудиторию. В сельском храме, в кафедральном соборе индустриального города или в университетской церкви каноны одни, но достучаться до сердец разных людей можно только по-разному. И отец Владимир Зайцев прекрасно сочетает в себе качества проповедника.
Раньше я считал, что батюшка, как психолог может воздействовать на внутренние процессы в человеке, а сейчас у меня изменилось представление, и я понимаю, что это должен быть миссионер, проповедник, очень хорошо контактирующий с аудиторией. Если нет контакта, если нет понимания - ну, о чем говорить?
Николай Петрович, не могу не задать вопроса, «больного» для города Екатеринбурга. Это вопрос о восстановлении Екатерининского собора.
Я считаю, что есть в мире истинные ценности, которые не требуют никакого обсуждения и подтверждения. То, что сделано предками, основавшими город, а затем было разрушено, должно быть восстановлено. Что здесь обсуждать? И это обязательно будет сделано.
Господь желает, чтобы был этот храм. Не человек, а Господь. Ну, что тягаться-то, с Кем? Можно, конечно, подтасовывать количество людей, выразивших негативное мнение по этому вопросу, еще какие-то акции устраивать, но все это блеф.
Я надеюсь, что и храм святой великомученицы Екатерины в нашем городе будет, и на площади перед городской ратушей Богоявленский собор тоже восстановят - или восстановим, если нам хватит наших жизненных сил. Все должно быть по справедливости в жизни.
Беседовала Светлана Ладина
Редакция «Православного вестника» поздравляет Николая Петровича Косарева с Днем ангела! Да поможет Вам Господь по молитвам святителя Николая Чудотворца и страстотерпца царя Николая стяжать духовную мудрость, терпение и непоколебимое мужество в следовании заповедям Божиим!
Многая Вам и благая лета!
•03 •декабря• 2010•
Протоиерей Владимир Зайцев: «Не бывает такого, чтобы человек… •03.12.2010•
Выступление Николая Косарева на вручении красных дипломов… •03.12.2010•
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.