Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (102) → Интернет-общение: поле для проповеди или опасная трясина?

Интернет-общение: поле для проповеди или опасная трясина?

№4 (102) / 5 •октября• ‘11

Подготовили Ксения Кабанова и Светлана Ладина О здравии душевном и телесном

•В этой теме:•

О здравии душевном и телесном
Страна без наркотиков
Светлана Ладина

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 

«Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 6, 12)

«Горе мне, если не благовествую» (1Кор. 9, 16)

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6)

«Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32)

Каким из этих новозаветных изречений руководствоваться христианину, стоящему перед выбором: вступать в интернет-дискуссию или воздержаться, осваивать супермодное, с претензией на владение умами и влиятельность, блоггерство – или уж пусть владеют и влияют другие?


К тем, кто свой выбор уже сделал, мы обратились со следующими вопросами:

– Каков ваш опыт интернет-общения (форумы, блоги и т.д.)?

– Что такое в вашем понимании блогосфера?

– Кому стоит, а кому не стоит ввязываться в интернет-дискуссии, становиться блоггером или завсегдатаем интернет-форумов?

– Какова техника духовной безопасности в этой среде?

– Для чего вообще это надо?

Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга:

– С блогосферой знаком около 5-ти лет. Блоггер я «ежеквартальный» (хотя бы раз в квартал чего-нибудь публикую). Посему малоопытный.

Блогосфера – это площадка для общения в интернете. Это – среда общения. Это – способ общения. Весьма специфичный и имеющий свои аналоги в обществе (кухни, домашние плакаты и сарафанное радио).

Православный христианин сам должен решить, нужно ли ему становиться блоггером, или читать блоги других людей. Не все способны к журналистике, а блогосфера – отчасти журналистика. Не все способны ровно относиться к факту того, что люди спорят, выясняют отношения и ругаются, можно сказать, прямо перед твоими глазами. Поэтому можно-то можно, если есть, что сказать. Но вот нужно или не нужно – явно, что нужно не всем.

Некоторые делают блогосферу частью своей профессиональной деятельности, например, журналисты. Оно и понятно: есть сходство. Другим блог нужен для себя. Некоторые посвящают свое блоготворчество друзьям, служат через блог ближним своим. Хорошо, когда христианин может пользоваться интернетом, и блогом, и другими возможностями для общения, обогащая себя полезным и служа людям. Блогосфера может быть человеку на пользу, когда этот инструмент – в надежных руках. А если мозги закомпостированные, руки кривые, тогда и само средство на погибель человеку, и обществу во вред.

Главное – не забывать, что интернет и блогосфера – не стерильная среда. Там, как и в реальной жизни, полно болезнетворных духовных бактерий. И гордыня, и тщеславие, и гнев, и месть, и ропот, и ненависть. Все они могут к нам пристать и заразить нас. В этой среде духовные бактерии ведут себя подчас очень коварно, и вызванные ими духовные болезни протекают скрыто. От них нужно защищаться молитвой, постом и благоразумной умеренностью, и рассуждением, и добрым советом с единомысленными опытными братьями и сестрами. Хочется тебе два часа поблогосферить – а ты выдели на это один. А потом пообщайся с людьми воочию, вспомни родных и друзей, с которыми давно не общался.

Цели и задачи, которые христианин может себе поставить в блогосфере, могут быть самые разные. Кому-то важно показать своим читателям внутреннюю красоту Православия, кому-то хочется раскрыть свои творческие способности. Кто-то не умеет спорить, но хочет научиться, а кто-то, наоборот, хочет научиться сдерживать себя и использует блогосферу как площадку для своих аскетических упражнений. А злые люди используют блогосферу для своих темных целей. Но это не для нас, мы за добро, для славы Божией.

Иннокентий Григорьев, редактор православного интернет-портала PRAVURAL.RU, руководитель молодежной общественной организации «Дружина»:

– Интернет-среда – это на сегодняшний день средство влияния на общество, неформатная общественная жизнь. То, что позволяет людям решать свои и общественные проблемы, не прибегая к формальным институтам. Плюс ко всему это еще и новая форма экономики – информационная, позволяющая зарабатывать деньги.

Если говорить о деятельности православных христиан в интернете, то это служение, которое требует личного дара, желания и подготовки: умения общаться с большой аудиторией и адекватно формулировать свои мысли, открытости и определенного общекультурного уровня. Надо иметь представление о ситуации в культурной и социальной жизни хотя бы своего города, а лучше – страны. Если человек уже находится в пространстве активного общения, для него не составит большого труда перенести это в виртуальное пространство.

Новая форма не влияет на основополагающие принципы человеческого общения. Есть христианская этика, эстетика, аскетика – и это разные вещи. И с людьми внешними надо говорить на языке эстетики и этики, но никак не аскетики или мистики.

Искушения, возникающие при виртуальном общении, мне кажутся более легкими, чем те, что бывают в реальности. Когда мы дискутируем с кем-то в реальной жизни, добавляются человеческие эмоции, которые могут захлестнуть. А во время диалога в интернете больше возможности подумать, остыть и написать нечто более взвешенное. Но, опять же, рассудительность, чувство меры, чувство такта – эти христианские добродетели нужны в любом случае, при любом способе общения.

На что стоит реагировать, на что не стоит… Я думаю, христианское понимание того, что за каждым словом стоит смысл, а за смыслом – дух, даст возможность правильно сориентироваться и какие-то вещи просто игнорировать. Но есть информационно-социальные процессы, схемы, приемы, которые используют наши противники – это надо знать (так же, как неплохо бы знать правила дорожного движения). На эту тему есть много литературы, которую можно найти все в том же интернете.

Охват интернет-аудитории огромен, многие социальные и культурные процессы формируются в интернете. И присутствовать там нужно, поскольку виртуальная среда сегодня влияет на реальную жизнь. Это нужно, чтобы людям ищущим, которые присутствуют в интернет-среде, свидетельствовать о Православии, о том, что в Церкви есть интересные люди, с которыми можно общаться, – чтобы человек в итоге пришел в Церковь, все ради этого.

Протоиерей Димитрий Меньшиков, настоятель храма во имя Архангела Михаила г. Кушвы, консультант портала КУШВА-ОНЛАЙН.ру, руководитель мотоклуба «Северный цвет»:

– С интернетом я подружился году в 2005. Блога как такового у меня нет. Но на портале «Кушва-онлайн», в раздел «Консультанты», где специалисты в разных областях общаются с посетителями портала, я веду свою страничку – отвечаю на вопросы, когда есть время и возможность.

Есть возможность и редактировать эти вопросы, т.е. явно хамские или глупые удалять, отвечать на них смысла нет – флуд только разводить. Силы нужно беречь для других дел. А искренний интерес требует ответа, за которым обязательно должна последовать личная встреча, иначе толку не будет. Люди, настроенные предвзято, после личного общения такой настрой, как правило, меняют.

На контакт идут те, кому интересно докопаться до сути: что же такое православный батюшка и что такое православная вера? Для некоторых батюшка – либо небожитель, который даже в туалет не ходит, либо дремучий мастодонт, которому нет дела до современных людей и их проблем. Человек иногда боится напрямую обратиться к священнику, а компьютер – преграда небольшая, он ее преодолевает, делает первый шаг. А потом видит, что из этой форточки свежий воздух дует – и охотнее идет на контакт.

Обязательно нужна встреча со священником один на один. А интернет – это только форточка. На тебя свежий воздух начинает дуть, но ты еще в полноте на улицу не вышел, все равно сидишь в душном помещении. Надо выйти – и там узнаешь, что к чему.

Интернет-тролли никогда не идут на контакт, они упиваются собственной безопасностью (лиц не видно, настоящие имена неизвестны) и раздувают негатив.

Самая главная духовная ловушка в интернет-среде: это затягивает и имеет в себе определенную степень страстности. Особенно поначалу. У священников это мало наблюдается, потому что они и так общительны, батюшку «дергают везде». А, скажем так, активные христиане, выходя на просторы общения, начинают распыляться и не туда, куда надо, свои силы вкладывать. Были случаи с моими прихожанами, что в результате такой деятельности они не то что разочаровывались – опустошенными становились. Здесь так же, как в ситуации борьбы с любой своей страстью, с любым своим грехом, человек должен бдить за собой. Подружиться с калькулятором и подсчитать: сколько времени я провожу в интернете? Что я за это время мог бы сделать? За два часа, потраченные на сидение на форуме, можно было 5-6 глав прочитать из Ефрема Сирина или Игнатия Брянчанинова.

Активно общаться на форумах или в ЖЖ стоит тем, кто, во-первых, владеет слогом. Во-вторых, знает свою веру и умеет о ней говорить. Знает, как ответить по-христиански. Третья, очень незначительная составляющая – некая здоровая ирония (не сарказм, а именно ирония). Иногда в ответ на откровенную глупость это более действенно, чем обстоятельный разговор с умными цитатами.

Интернет-общение – это некая удочка, на которую человека можно подцепить. Христос не только молился – Он проповедовал. И мы должны, по слову апостола Павла, дать отчет в своем уповании. Другое дело, что это не должно превращаться в беспечность о духовной жизни, о молитве и так далее.

Хотя, еще раз говорю, это имеет свою червоточину: отнимает время и силы и в конечном итоге результат оказывается не тот, на который надеешься. Результат очень слабый. А личная встреча – да, результат дает гораздо больший.


Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости.

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют бло́ггерами. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой.

Википедия

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

•В других номерах:•

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

О здравии душевном и телесном

Всяк червяк знай свой буфет!

Беседовала Ксения Кабанова

Частенько какой-нибудь удачливый человек может услышать от своих друзей и знакомых: «Я тебе по-хорошему завидую».

№5 (108) / 16 •января• ‘13

О здравии душевном и телесном

Добровольно – то есть по любви

Беседовала Ксения Кабанова

Есть люди с железной волей и слабовольные, есть своевольные и безвольные. В принципе каждый может проверить силу своей воли в «понедельник с утра», в то самое время, когда мы обычно планируем начать новую жизнь.

№4 (107) / 4 •октября• ‘12

О здравии душевном и телесном

Что взять с собой на исповедь?

Ксения Кабанова

В позапрошлом веке православный христианин собирался на исповедь обстоятельно: долго говел, то есть постился и тщательно молился. Исповедь была событием, которое, как и Таинство Причастия, происходило несколько раз в году. Сегодня все более распространяется исповедь частая…

 
Навигатор

Утомленные Солнцем. О людях, потерявших Бога

С кинолектором Н.В. Зыковой беседовала Елена Рысева

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  Создать атмосферу лирического настроения довоенного времени, на самом деле, несложно. Так, по крайней мере, считают кинематографисты.

 
О здравии душевном и телесном

Страна без наркотиков

Светлана Ладина

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  Да, теперь уже страна. А раньше был только город. Наш город. 12 лет назад «путевые парни из Фонда «Город без наркотиков», как называет их журналист ТАУ Влад Некрасов, начали бороться

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс