Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №6 (95-96) → Градо-екатерининский собор: «За» и «Против»

Градо-екатерининский собор: «За» и «Против»

№6 (95-96) / 16 •июля• ‘10

Актуальный разговор

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

То, что развернулось вокруг идеи восстановления взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора на его законном месте, нельзя назвать полемикой . Это, скорее, истерика. Хорошо подготовленная, тщательно разработанная, прекрасно организованная массовая истерика.

Теперь, когда страсти несколько поутихли, появилась надежда на то, что здравые аргументы ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАДО-ЕКАТЕРИНИНСКОГО СОБОРА будут услышаны. Мы специально не спрашивали мнения священнослужителей, на наши вопросы отвечали люди светские, в Екатеринбурге известные и уважаемые. Каждый говорил о том, что наиболее задело его во всей этой шумихе.

1. «Мы ничем не обязаны нашим предкам, построившим храм, и не отвечаем за тех, кто его разрушил. У нас своя история».

Павлов Александр Витальевич, полковник Российской Армии, заслуженный деятель искусств РФ, дирижер оркестра «Урал-бэнд»:

То есть, если мой дедушка умер, то у меня не было дедушки - так получается? С таким отношением к своей истории можно уйти внику-да. По большому счету, надо любить то, что ты имеешь, родившееся не сейчас, а трудами поколений твоих предков.

Историческая память, генная память создают культуру, самосознание, генофонд нации. То есть, все, что аккумулируется в нашей памяти, оно делает нас самих. Без этого мы никто. Поэтому такая позиция, что нет больше ни Российской Империи, ни Советского Союза, и мы нашим предкам ничем не обязаны... СССР - это моя любимая страна, Российская Империя - это тоже моя любимая страна, потому что в этой стране случались и великие открытия, и великие победы, и была величайшая культура

Ройзман Евгений Вадимович, историк, писатель, создатель музея «Невьянская икона», президент Фонда «Город без наркотиков»:

Неужели люди так быстро потеряли связь с Российской Империей, с Советским Союзом? Все понимают, что такие заявления - это все пустые слова, отговорки. Куда ты денешься от этого родства? Если у тебя есть возможность как-то поучаствовать в восстановлении справедливости, как-то загладить поступки предков - я считаю, это совершенно разумно и достойно мыслящего человека.

Предеин Николай Петрович, скульптор и график, член Союза художников России:

Прежде всего, мы живем в своей истории, вне зависимости от перипетий, которые во все времена были у каждого государства. И основной духовный ствол, ствол культуры - он православный. Мне кажется, здесь настолько простое объяснение, что и спорить не приходится.

2. «Храм станет очередным новоделом, каких много».

Мазаев Григорий Васильевич, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии Архитектуры и строительных наук, профессор, кандидат архитектурных наук, с 1982 по 2010 год - главный архитектор области:

Очень часто говорят, что это будет новодел, потому что от собора ничего не осталось. А дворцы под Санкт-Петербургом, которые были немцами разрушены почти до основания - это новодел или это реставрация? Или, скажем, Варшава, превращенная в груду развалин во время войны и восстановленная - это новодел? Да, с юридической точки зрения, это новодел. Но в тоже время это научная реставрация, восстановление утраченных зданий. И таких зданий по Руси великой восстановлено очень много. Огромное количество еще в руинах, но и их надо восстанавливать. Для меня здесь нет проблемы - это обычная практика реставрационных работ.

3. «Строительство храма потребует дополнительного обустройства - подземного перехода и парковки. Как подземная парковка сочетается с храмом?»

Мазаев Григорий Васильевич:

Очень часто говорят, что храм осложнит здесь ситуацию. Я обычно спрашиваю: а она на сегодняшний день простая? Нет никаких градостроительных проблем? Не надо строить подземный переход? Надо, потому что и сегодня там перейти через улицу невозможно. При проектировании храма предлагается устройство подземного паркинга - не под храмом, а между храмом и набережной. На мой взгляд, это вполне приемлемый вариант.

Цориев Андрей Эльдарович, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской Государственной Медицинской Академии, кандидат медицинских наук:

Про парковку говорят: церковь возмущалась по поводу захоронений на Кафедральной площади, говорила, что там находятся тела усопших уважаемых горожан, и недоумевала, как можно строить на костях - а тут, мол, вы сами предлагает сделать парковку среди захоронений. Противоречий здесь нет. Ведь, когда речь шла о Кафедральной площади, там, невзирая на кости, пытались все реконструировать, раскопать, как придется, закопать что-то обратно - то есть, делалось все так, будто захоронений там нет. Здесь же речь идет о другом. Все это с любовью, с усердием изъять из земли, перенести в надлежащее место и только после того, как попирание тел усопших и святынь будет предотвращено, начать строительство.

4. «Храм уничтожит зону отдыха, заняв собой всю площадь Труда - излюбленное место отдыха горожан».

Ирина Зильбер-Веселова, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, Олимпийская чемпионка 2000 года в Сиднее:

В нашем центре города есть места отдыха, связанные для меня и с детством, и с юностью, и с молодостью, где мы гуляли семьей уже с маленькими детками.

Территория фонтана - там уже в то время была часовня, и мы с ребенком и в часовню заходили, и у фонтана были. И мне запомнилось именно озеленение этого места.

Я думаю, что, если на этом месте возведут храм, восстановят нашу историю - это богоугодное дело, это нужно для духовности наших детей, всех нас. Если храм возведут - я думаю, что как раз свежесть и озеленение этого района не пострадают. Можно будет там отдыхать, гулять и той же молодежи, и парам с маленькими детьми, и тем же самым нашим уважаемым ветеранам. Я думаю, что это место, даже если перенесут фонтан, нисколько не потеряет, а только приобретет.

Дубровский Александр Сергеевич, директор уральского Фонда поддержки молодежных инициатив:

Мне кажется, что все разговоры, которые сейчас ведутся против строительства храма, в большей степени надуманные. Никак нельзя сказать, что возле этого фонтана даже в выходной день нет свободных мест. Та молодежь, с которой я общаюсь, как раз не против того, чтобы уральская столица получила восстановление истории, разрушенной в 30-е годы.

Отдыхать я люблю не на центральной улице, где постоянно колесят и дымят машины, а на природе. И, если говорить об отдыхе близ воды, пусть лучше это будет река или озеро, чем какой-то фонтан. То, что он называется «Каменный цветок», я узнал только в ходе этих обсуждений. И историческим достоянием для меня фонтан не является. Я себя отношу к разряду молодежи и надеюсь, что я в своей категории такой не один.

Что касается места отдыха - молодежь должна, наверное, отдыхать в других местах, не в центре города и не так, как она отдыхает сегодня. Строительство храма - это не только восстановление наших традиций, нашей культуры, а это еще и очень важная социальная задача для нашего города. Кто-то постесняется возле храма открыто выпивать - российский человек в душе, все-таки, носит трепетное отношение к Православию, к Богу, к Церкви. Поэтому, повторюсь, возведение храма - это очень важная социальная задача.

Жилинский Юрий Владиславович, полномочный представитель по армспорту в УрФО, президент Уральской федерации армспорта «Медведь»:

Одним из аргументов против строительства храма называют то, что возле фонтана гуляют горожане, там происходят встречи, знакомства. Но надо посмотреть, в каком состоянии на сегодняшний день этот фонтан, является ли он украшением города. На сегодняшний день это просто остатки фонтана. И я не думаю, что при возникновении на этом месте храма нельзя будет там гулять молодым парам или родителям с детьми. Точно так же будет небольшой парк - место, где можно будет погулять, подышать свежим воздухом и поговорить о чем-нибудь добром. В жизни человека в настоящее время не хватает добра, не хватает веры в прекрасное, веры в Бога - мир стал довольно жестоким. И если у нас в городе будет на один храм больше, это будет большой плюс и для нас, и для подрастающего поколения.

Предеин Николай Петрович:

Фонтан - это, конечно, узкорегиональный в плане времени памятник советской эпохи. И, если об этом говорить, то однажды Арсений Тарковский, выслушав стихи какой-то поэтессы, сказал: «Душевные, очень душевные стихи». Так вот, есть уровень душевный, а есть духовный. Памятник юности, детства, где кто-то когда-то гулял - это душевные воспоминания, они согревают. Но есть ведь другой уровень, духовный, и это совсем другого эшелона вопрос, он гораздо более значимый, чем просто трогательные воспоминания.

5. «Строили бы лучше храмы в отдаленных районах города и в сельской местности».

Ройзман Евгений Вадимович:

Когда какие-то «умные» люди говорят: а почему бы не построить храм на ЖБИ - возьми и построй, никто не запрещает. Многие говорят и размещают на сайтах городской администрации, что на эти деньги можно построить сколько-то детских садиков. Во-первых, эти садики сначала были проданы городской администрацией (это для тех, кто забыл об этом факте). Второй момент - возьмите и постройте. На строительство собора не подразумевается ни одной копейки бюджетных денег.

Следующий момент. Говорят: вот, лучше бы храмы восстанавливали в сельской местности. Друзья! Там жить некому. Умирают целые деревни, которые были вокруг сельских церквей. А потом - кто вам будет восстанавливать? Никто за нас ничего не сделает. Хотите - соберитесь с силами и восстановите. Сколько мест, где люди собрались и сами восстановили!

И еще один очень простой момент: белый, красивый храм украсит не только Екатеринбург, он любое место украсит. И те, кто бывали в старых городах - там все храмы находятся в центре - это очень красиво. Это будет украшение города, если это сделать.

А когда говорят - вон, Златоуста не достроили - его достраивают, им занимаются, его, в конце концов, построят. Но в любом случае, это гораздо лучше, чем памятник Малышеву. Я не знаю, что Малышев сделал для моего края - ну, просто не знаю. А Златоустовский собор стоял и напротив него стоял собор - город был очень красивый. Это можно даже без духовной составляющей - эстетическая, историческая, архитектурная и просто соображения справедливости.

6. «Лучше бы отдали деньги, которые пойдут на строительство храма, на социальные нужды!»

Ройзман Евгений Вадимович:

Проблема в том, что этих денег еще нет. Кто-то будет вкладывать свои деньги. Тот человек, который будет вкладывать свои деньги в строительство собора - ему, конечно, можно сказать: лучше бы ты эти деньги потратил на другие цели. Но в ответ можно услышать: заработай деньги и потрать, на что хочешь. Те, кто будут тратить деньги на строительство храма, если это, дай Бог, произойдет - поверьте, вкладывают немалые средства и в социалку, и в онкологию. Это их выбор в данном случае. А всем, кто рассказывает другим, как им лучше потратить деньги, я советую пойти, заработать и потратить так, как они считают нужным.

Цориев Андрей Эльдарович:

Аргумент по поводу «Лучше бы построили садики»... Уважаемые! Но у Церкви есть несколько садиков. На сколько хватило денег, столько она и построила. А, вообще-то, занятие Церкви - это не постройка садиков. Постройка садиков - это занятие муниципалитета. Ну, может быть, еще коммерческих структур, которые таким образом зарабатывают себе средства.Церковь - это место, где люди молятся и души свои спасают, это ее основное предназначение. Почему Церковь должна неверующим вместо храма строить садики?

Это выходит из другого мифа, что Церкви некуда девать деньги. Но посмотрите на Вознесенский храм, посмотрите на Успенский храм, который так и не начал реконструироваться! Проблема одна - нет средств. Если находится благодетель, который решается потратить свои средства на тот или иной благой проект, Церковь не может ему диктовать: давай не будем строить храм, построим-ка лучше садик. Человек скажет: «Подождите, подождите, ведь я эти деньги предлагаю - почему вы за меня решаете?» Между прочим, в нашей традиции есть много примеров, когда человек, построивший храм, а о своей душе особо не радевший, был судим более милостивым судом. Это и в сказаниях святых отцов можно найти, и в проповедях многих уважаемых наших пастырей. Может, человек заблуждался всю жизнь, теперь прозрел и захотел построить храм, а мы ему будем говорить, что лучше построить садик? Аргумент не принимается. Речь идет не о том, что надо строить храм либо надо строить садик. Речь идет о постройке храма. При чем тут садик?

7. «Храмов и так много!»

Павлов Александр Витальевич:

Я надеюсь, что со временем наши люди будут больше смотреть на себя со стороны. Мы себя позиционируем как русские, при этом русского очень мало вокруг себя создаем. Я недавно был в Риме и поразился тому, что католические храмы там на каждом шагу. И это выражение надо понимать буквально! В Италии, во Франции они практически на каждом шагу - это самоопределение нации, нация так себя позиционирует. Свою историю веры она воплощает именно в этом.

Я, конечно, могу понять тех людей, которые не относят себя к православным - это их право. Но нас и в мире позиционируют по нашим православным храмам. Когда приезжают ко мне иностранные гости, я показываю им наш город. И, если они видят храм, то относятся к нему с большим уважением: вот в этом заключена Россия. Когда построили Храм-на-Крови, он стал точкой города, к которой я в первую очередь приведу своих друзей и покажу: вот она, Россия, вот он, наш город. Да, он имеет историю необычную, трагическую историю, но квинтэссенция города с этого храма начинается. А город Екатеринбург начался с храма святой Екатерины.

Как бы мы ни старались уйти от своих корней, это детское заблуждение пройдет. Мама говорит ребенку: «Сынок, иди сюда» - «Не пойду», «Сделай уроки» - «Не буду! Не хочу учиться, хочу жениться!» Мне кажется, с этим храмом такая же история. Но русский человек - глубокий человек. Человек, несущий величайшую культуру, величайшую веру. Поэтому народ должен все правильно понять, и он поймет.

Цориев Андрей Эльдарович:

Говорят, нам не нужны храмы. Это говорят люди, которым вообще не нужен ни один храм. Нам, православным, храмы нужны. Даже те люди, которые крещены, но в храм не ходят, говорят: конечно, пусть лучше храм стоит. Храм даже у человека неверующего какое-то благоговение вызывает.

И для примера хочу привести наш храм святителя Иннокентия Московского. Там на Пасху было более 300 человек. А храмик-то маленький! На вербное воскресенье у нас было 180 человек, и люди стояли, практически, друг у друга на головах. То же самое можно сказать о многих и многих храмах - например, о храме Всех Святых на Михайловском кладбище: он тоже переполнен, но надо там быть во время богослужения.

Может быть, те наши земляки, которые говорят о том, что храмы пустуют, ходят туда в воскресенье после обеда? Уважаемые, там в это время нечего делать! В храм ходят для того, чтобы в богослужении поучаствовать, в Таинствах поучаствовать, а не просто поглазеть. Поэтому милости просим в любой из храмов в воскресенье к 9-ти часам утра, или хотя бы к половине десятого, и вы убедитесь, что миф о плохой заполняемости храмов - это не более чем миф. Храмы заполняются, и народ в храмы порой не вмещается.

Топорков Валерий Петрович, заслуженный артист России, солист Театра Эстрады:

Я очень люблю фонтаны. Но я люблю фонтаны, которые поднимают настроение и приносят радость. А видеть эту убогую архитектуру этого фонтана, который не работает, в принципе, никогда. Я его видел включенным, прожив в городе около сорока лет, считанные разы. Речь ведь не идет о том, быть здесь этому фонтану или не быть - быть здесь храму или не быть! Это несопоставимые вещи - фонтан и лицо дореволюционного Екатеринбурга, храм во имя святой Екатерины, которой мы обязаны названием нашего города. Мне странно, что это вызывает какое-то противопоставление.

8. «Фонтан - тоже памятник архитектуры».

Ройзман Евгений Вадимович:

Я знаю, какие бывают фонтаны. Я знаю, какие фонтаны в Петергофе, я знаю, какие фонтаны на западе. Считать это фонтаном - с тиной, с затхлой водой - нелепо. Но даже если считать это фонтаном, если этот фонтан так дорог сердцу некоторых екатеринбуржцев - 30 метров труб без всяких истерик закапываются под землю, и фонтан переносится и сохраняется. И вообще никаких проблем. Но просто это повод для возбуждения ненависти. Для манипуляции общественным мнением.

Кравцев Владимир Анатольевич, главный художник Академического театра Драмы, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотая маска»:

У меня сформировался некий образ фонтана, не связанный даже с тем, строить или не строить там храм. Это некое странное сталинское сооружение. Вот то, что не получилось - то туда и попало. Может быть, я оскорблю какого-то скульптора или мастера, но пластически это настолько невыразительная форма, что она просто вызывает недоумение. Ностальгию она не может у меня вызывать. Может быть, этот фонтан можно освежить, выкрасив, но пропорции круга, где вода должна быть - причем, вода эта должна быть чистой, в ней не должны плавать бутылки и куски сладкой ваты - так вот, это какой-то страшный совершенно сборник. И ведь ничего с этим не сделаешь. Я бы ребенка вряд ли туда повел. Лучше в парке погулять -есть замечательные зоны отдыха.

Памятником архитектуры это сооружение нельзя назвать. Я занимался материальной культурой и занимаюсь, потому что работаю в театре и вынужден в силу своей профессии понимать в этих вещах. Этот фонтан - странное явление. Гораздо интереснее можно решить пластические проблемы фонтана для такого замечательного города.

Градо-Екатерининский собор - это архитектура XIX века. Она замечательная!

Если говорить опять же о детях, хотелось бы, чтобы у них формировался вкус. Можно с полным доверием отнестись к этой архитектуре -она скомпанована «к человеку», замечательные пропорции - помимо того, что это еще и храм. И если такой спорный вопрос - фонтан или храм -ну, очевидно же! Лучше вернуть то, что создано убедительно, верно найдены пропорции и потом, еще раз подчеркну, что это храм. Долг любого гражданина, проживающего в этом городе, сказать: «Да, давайте же немедленно начнем!».

P.S.: Ситуация на сегодняшний день такова. Фонтан почистили и регулярно включают -сие явление началось лишь в этом году, а потому все наши собеседники, говорившие о грязи и нерабочем состоянии фонтана, нисколько не кривят душой, но свидетельствуют о положении, в котором фонтан пребывал долгие годы, пока его не назначили противовесом храму.

По благословению Владыки Викентия создан проект благоустройства площади перед храмом - зеленые насаждения, скамейки, фонтан. Собственно говоря, это и раньше предполагалось, но не было отражено в первом эскизном проекте, который представили общественности. На этой ошибке недруги Церкви сыграли более чем успешно. Теперь ошибка исправлена.

Об этом же варианте - восстановить храм, сохранив на площади зону отдыха - говорит и Общественный наблюдательный совет, старающийся перевести споры о храме и фонтане из плоскости истерик и провокаций в конструктивное русло.

Пока все. Продолжение следует.

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Екатеринбург – город, который

Светлана Ладина

Когда и как случилось это с городом, вопрос сложный. Тогда ли, когда убили здесь Помазанника Божия и его семью… Тогда ли, когда город отказался от покровительства святой Екатерины и принял кровавое имя Свердлова… Тогда ли, когда взрывали храмы и уничтожали духовенство… Но…

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Актуальный разговор

Самое высокое звание — юнга

Светлана Ладина

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Градо-Екатерининский Собор: за и против

Светлана Ладина

То, что развернулось вокруг идеи восстановления на его законном месте взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора, нельзя назвать полемикой. Это, скорее

 
Угодники Божии

Крестный ход

Алексей и Галина Коршун

27 июля — день памяти священномученика Константина Богоявленского Лето выдалось жарким. После рассвета ласковая утренняя прохлада и рассыпанный по полям жемчуг росы почти сразу же таяли под снопами огненных лучей

 
Простые вопросы

Добро и зло... Что победит?

Добро и зло… Что победит? В Новом Завете несколько раз поднимается тема «сопротивления злу». В нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс