Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (93) → Таинство брака: путь к настоящей любви

Таинство брака: путь к настоящей любви

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Светлана Ладина Актуальный разговор

Как выразилось некое городское информагентство в одном из новостных сообщений, «венчаться в пост считается грехом». Является ли эта забавная ошибка случайной оговоркой или следствием искреннего непонимания сути (ведь в постное время повенчаться в принципе невозможно), она отражает распространенное представление о Таинстве Венчания как о красивом обряде, который можно совершить по пути из ЗАГСа в ресторан – только и всего.

Сегодня, когда окончился Великий Пост, и вместе со светлой пасхальной радостью вновь наступила пора Венчаний, о сути Таинства и подготовке к нему мы беседуем с протоиереем Андреем Каневым, настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. А начать разговор мы решили с размышления о евангельском событии, непосредственно связанном с обсуждаемой темой.

  1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
  2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
  3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
  4. Иисус говоит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой.
  5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
  6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
  7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
  8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
  9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха
  10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
  11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Иоан.2:1-11

Первое чудо, сотворенное Господом – это чудо превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Чудо, если можно так выразиться, бытовое, приземленное. Люди получили возможность выпить хорошего вина. В чем суть?

Тогда и исцеления, описанные в Евангелии, можно назвать приземленными и бытовыми – тело исцелилось, что тут такого? Но это в корне неверная постановка вопроса. На самом деле, мы же понимаем, как Господь исцеляет – Он говорит человеку: «Прощаются тебе грехи твои». Брак в Кане Галилейской – это тема очень интересная. Мы не должны ее, как и всякое евангельское слово, воспринимать с точки зрения нашего быта, с точки зрения восприятия свадьбы, как она проходит у нас.

Понятно, что брак, заключающийся в современной России – это, как правило, пьянка, на которой проводятся какие-то развлечения. У меня не очень большой опыт хождения по свадьбам, но из того, что я слышал об этом, сложилось именно такое представление. Разгул бурного веселья. И сравнивать это с браком в Кане Галилейской мы не должны. Потому что это совсем другая среда, совсем другая культура.

Скажем несколько слов об отношении к вину. Это была обычная еда, в том числе и еда бедняков: хлеб, овощи, фрукты, вино. Вино не пили цельным, как пьем его мы. В Средиземноморских культурах вино употреблялось в разбавленном виде – два к трем. Крепленых вин у бедняков быть не могло, потому что в Ветхом Завете было учреждено, что у крестьянина на поле должен расти только один сорт винограда.

А крепленые вина – это купажные вина, вырабатывающиеся из нескольких сортов и, соответственно, дорогие. У простых людей было самое обыкновенное сухое вино. Во-первых, оно несладкое. Во-вторых, в нем малый процент алкоголя. Если литр такого вина разбавить двумя литрами воды – что будет? Морс, компот. Чая тогда не было, и пищу люди запивали вот этим напитком. Это было обыкновенное утоление жажды. Этот напиток пили даже дети. Вспомните стихи из Плача Иеремии: «… дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «Где хлеб и вино?» (Плач 2.11–12) Имеется в виду именно пища – дети просят поесть и попить. Неразбавленное вино не пили тогда вообще, особенно в среде духовных ревнителей. Почему особенно? Помните, какими словами евангелисты подчеркивают праведность пророка Иоанна – он вина не пил. То есть, он пил только воду, это еще более высокий уровень воздержания.

Брак в Кане Галилейской… Давайте вспомним из Евангелия, кто женился? Симон Кананит, Симон Зилот. Кананит – это прозвище по месту жительства, а Зилот значит ревнитель. Ревнитель о Законе Божием. Мы знаем о движении фарисеев, которое изначально имело, казалось бы, положительную окраску и потом постепенно ушло в формализм. А зилотами называли ревнителей о благочестии из простого народа.

Пьянства среди ревнителей, конечно же, не было. А, кроме того, представьте себе, сколько нужно выпить такого напитка, чтобы опьянеть? Я говорю об этом так подробно, потому что очень важно понять: они не пили так, как мы можем себе представить, исходя из реалий нашего времени.

В толкованиях на Евангелия мы можем найти указания на то, что Господь пришел не на первый день брака, а на третий вместе с учениками. Пресвятая Богородица была там с самого начала. Вообще, иудейский брак длится неделю. Брачная трапеза при этом связана с определенным ритуалом. Семь наиболее уважаемых гостей, передавая чашу с вином, произносят определенные молитвы, призывая на новобрачных Божие благословение, хваля и благодаря Бога. Затем из чаши должны отпить жених и невеста. То есть, вино нужно для соблюдения положенного обряда, который повторяется в каждый из этих семи дней. Безусловно, после произнесения благословений начиналась трапеза для гостей, но это не было пьянкой в нашем понимании. И то, что на третий день брака вина не осталось, указывает не на пьянство гостей, а на бедность семьи.

Так вот, Господь приходит на третий день брака. Конечно, от Него также ожидают произнесения благословений жениху и невесте. Пресвятая Богородица просит Господа о вине

– Она заботится о том, чтобы можно было совершить обряд. Он отвечает, на первый взгляд, резко: «Что Мне и тебе, Жено?» И мы снова недоумеваем, переводя эти слова примерно так: «Что тебе нужно, женщина?» Но «Жено» – это уважительное обращение к женщине, оно переводится как Госпожа. И Она, Госпожа, дает указания водоносам, понимая, что есть на то Его воля. Не может быть несогласия Матери с Таким Сыном. Она видит по Его ответу, что Он согласен, и чудо будет совершено.

Почему тогда Он говорит так непонятно?

Это же особенность Священного Писания. Дело не в том, что Господь говорит непонятно, а в том, что мы не понимаем. Надо просто посмотреть толкование, и все будет ясно. Так вот, на браке в Кане Галилейской Установитель брака, Благословляющий брак, как раз и дает все для этого необходимое. И вода в водоносах претворяется в вино.

Теперь давайте разберемся в том, что такое водонос. Это большой сосуд с водой, стоящий перед домом. У каждого правоверного иудея был такой водонос. Он нужен был для ритуального очищения, потому что, исходя из определенных предписаний, иудеи омывали руки даже между сменой блюд.

То есть, когда Спаситель говорит, что есть неумытыми руками не оскверняет человека, Он не призывает к нарушению элементарной гигиены, а имеет в виду нечто другое?

Да. Имеется в виду ритуал, который даже в течение одного обеда повторялся несколько раз, и уж тем более был обязателен при ритуальной трапезе.

Каждый водонос вмещал две или три меры воды, причем, одна мера – это около 40 литров. То есть, от 80 до 120 литров воды было в каждом сосуде. И все это Господь претворил в вино. Так что это стало не только духовным благословением семье, но и материальным.

Далее перейдем к словам распорядителя пира. Распорядитель – это не тамада в нашем понимании.

То есть, это не тот человек, который заставляет гостей кричать «горько!» и утомляет всех своими конкурсами и шутками?

Это уважаемый человек, который руководит обрядом благословения, передает чашу с вином и так далее. Когда он говорит жениху: «…всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее», – он вовсе не имеет в виду, что гости пьяны.

Но этими словами «когда напьются» он как раз и дает крен понимания в эту сторону. Причем, создается впечатление, что гости пьяны до такой степени, что вкусовые ощущения у них утрачены.

Давайте посмотрим на слово «напьются» с позиции отношения к вину как к пище, и нам все станет ясно. Когда мы постимся, когда мы голодны, мы иначе воспринимаем вкус пищи, нежели когда мы сыты. Так и с вином. Понятно, что Господь дает только лучшее вино. И эти бедняки такого вина никогда не пробовали. Поэтому распорядитель пира и говорит о том, что острота восприятия уже не такова, чтобы в полной мере ощутить богатство вкуса этого вина, оценить его по достоинству. Распорядитель своими словами подчеркивает качество вина, а не состояние гостей.

Обратим внимание и на количество вина. Шесть водоносов умножьте на объем вина в каждом – это очень много. Для гостей столько не надо. Значит, это прекрасное, дорогое вино останется. И когда Симон Кананит пойдет вслед за Господом, будет странствовать, проповедовать, его семья не будет бедствовать материально. Этим вином можно питаться, его можно продать. Получается, что Господь благословляет еще и земную сторону брака. Ведь и в молитвах на Таинстве Венчания просят для супругов и духовной любви, и чистоты, и целомудрия (под целомудрием подразумевается верность друг другу), и земных благ.

Еще один вопрос появляется и в этом случае, и когда читаешь житие Алексия, человека Божия. Люди поженились – и сразу расстались. Всегда возникает сочувствие к той жене, которой достался такой праведный муж, который непонятно зачем вообще женился. Он, стремясь на подвиги, ее оставляет… Как это можно объяснить?

Евангелие нам не открывает, почему женился Симон Кананит. Может быть, это было исполнением давнего обещания, как это бывает в традиционных семьях. Сам цикл брачного иудейского обряда весьма непрост и интересен. Жениховство у них расписано очень четко и фиксируется документально. Обязательно заключается брачный документ, в котором жених обещает перед свидетелями обеспечивать жену всем необходимым.

Так почему же он оставил жену? Мы все меряем мерками своей душевности, и потому совершаем большие ошибки. Все-таки, женщины двухтысячелетней давности немного другие, чем современные. Сейчас женщину можно назвать приобретательницей, ей нужно, чтобы муж и дети были рядом. А в то время отношения между мужем и женой строились по-другому.

Жена Симона Кананита знала, что ее избранник Зилот – ревнитель. И, наверное, она сама была ему под стать. Возможно, она также хотела прежде всего послужить Богу, и вовсе не была романтической, страстной особой, мечтавшей об интимной жизни, которой ее вдруг лишили. Не надо забывать, что он Зилот, а, значит, и жену выбирал в соответствии с этим.

Но предположим, что какая-либо женщина не была согласна с решением мужа, и оно не вписывалось в ее представление о счастье. Тогда она без каких-либо сложностей получала свободу – это было в то время нормально. Процедура развода была очень облегчена, было достаточно разводного письма. Муж его подписывал – и жена была свободна, причем, свободна с материальным обеспечением с его стороны. Никто ее при этом не осуждал, в Ветхом Завете это было в порядке вещей. В Новом Завете Господь дает другую заповедь о браке и разводе.

Что касается преподобного Алексия, человека Божия – существует несколько версий его жития. В одной литературной обработке он, приняв на себя подвиг юродства, неузнанным жил возле своего дома, а его жена страдала от разлуки совсем рядом с ним – вот, собственно, что рвет нам сердце.

Это просто «Санта-Барбара» какая-то.

Да, но это католическая версия этого жития. Я же встречал церковно-научное исследование, которое говорит о том, что в реальности все было иначе. Эта девушка не была женой святого, она была его невестой. Он не связывал ее браком и, соответственно, не сбегал после свадьбы.

Если невеста ждала его столько лет, это очень многое говорит о ее духовных качествах…

В то время по-другому воспринимали взаимоотношения. Люди были более цельные, духовно самодостаточные. Так воспитывали культура и жизненные реалии. Постоянные войны, эпидемии, сложная социальная обстановка… Это мы такие расслабленные, что детство у нас начинается от рождения, а заканчивается к 40ка годам. А тогда все было по-другому. В 12-14 лет уже создавали семьи и были к этому готовы не только физиологически, но всесторонне: психологически, нравственно и так далее.

Поэтому с преподобным Алексием было так: он, действительно, сбежал, но не от своей невесты, а от перспективы брака. И таких «убегателей» было много. Кроме того, в исследовании жития говорится о том, что он к своему дому не возвращался, а жил в монашеской общине. Понятно, что Господь не дает такой подвиг людям обыкновенным, страстным, душевным, нуждающихся в простых человеческих утешениях.

А что же дается нам? И как нести тот подвиг, который нам предназначен? Я имею в виду жизнь в христианском браке. Наверное, стоит начать с разговора о Таинстве Венчания, которым в идеале и начинается христианский брак.

Таинство – это определенное священнодействие Церкви, в котором Господь верующему и подготовленному человеку дает благодать, тайным образом действует на душу на благо этой души. У нас в Церкви есть семь Таинств, и одно из них – это Таинство Брака. Пожалуй, так правильнее его обозначить. Венчанием оно называется от того, что венцы надевают на новобрачных в процессе священнодействия.

Почему человек должен готовиться к Таинству Брака? Потому что это коренная перемена, определенная ступень его жизни. Одно дело, когда я живу один, и другое дело – когда вместе с кем-то – пусть любимым человеком, но другим – со своей волей, со своей свободой, со своими привычками. К этой жизни вдвоем надо готовиться. Не эмоционально только, но в первую очередь духовно, чтобы у человека в душе укоренилось отношение к будущему супругу (супруге), чтобы это не было влюбленностью, чтобы прошло некоторое время, за которое люди узнали бы друг друга (я имею в виду целомудренную дружбу).

В Таинстве Брака Господь благословляет совместное жительство людей для того, чтобы они научились любви. В учении Церкви о браке на первом месте стоит именно таковое его предназначение. Человек, освобождаясь от своего эгоизма, учится служить ближнему, жить так, чтобы своей жизнью не мешать другим людям. Как правило, наши ближние помогают нам увидеть наши недостатки: мои колючки, мои углы, моиострые края начинают соприкасаться с чьимито – и чем ближе человек, тем сильнее мы раним друг друга. И потому мы должны в процессе жизни научиться эти колючки и острые углы сглаживать. А это целая наука, целый подвиг. Недаром брачные венцы – венцы мученические. Потому и тропарь поется: «Святые мученики, молите Бога о нас».

Здесь, наверное, мы должны напомнить о том, что слово любовь в христианстве носит иное значение, чем в попсово-молодежной культуре.

Это естественно. Наша современная культура формирует страшное мировоззрение, когда человек теряет традиционный смысл основополагающих понятий. А новый смысл оказывается разрушающим. И это произошло не только с любовью – со многими понятиями. Но с любовью особенно. Врагу нашего спасения выгодно, чтобы Имя Божие – а мы Господа называем Любовью – так опошлилось в народе и воспринималось бы совершенно по-плотски. Под любовью в современной культуре понимаются похоть и плоть. А под любовью в браке мы должны понимать ту любовь, о которой пишет апостол Павел. Как раз этому и надо научиться.

Но нередко юноша с девушкой, полюбив друг друга, в браке только теряют эту любовь, и через год-два разводятся. Об этом говорит ужасающая статистика разводов. Огромное количество браков распадается на первом году существования. Потом люди пытаются создать второй брак – и статистика говорит, что вторые браки распадаются еще быстрее, еще легче. То есть, человек не понес одни условия для правильного формирования и развития его души, бросил свой крест – и получил взамен более тяжелый.

Любовь – это не похоть, не влюбленность романтического юноши, пишущего стихи. «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, сорадуется истине, все терпит, всему верит…» Такой любви еще нужно учиться. Она в нас доопытно, априори, не находится. А брак – путь обучения этой любви. Это серьезнейшее дело Церковью освящается Таинством Брака.

А какой должна быть подготовка к Таинству Брака? Как молодому человеку понять, что те труды и ограничения, которые предлагает ему Церковь, приводят к радости – я бы сказала, к надежной, настоящей радости?

Тему радости в браке простой не назовешь. Если мы говорим о том, что любви надо учиться и изначально в нас ее нет, то понятно, что в первые годы семейной жизни о радостях какого плана можно говорить? Тут очень многое зависит от людей, от степени их подготовленности, от степени их знакомства друг с другом. Если перед тем, как заключить брачный союз, молодые люди познакомились, хорошо – не два месяца знают друг друга, а полгода, год – то понятно, что эффект влюбленности в смысле игры крови, игры нервов, уже миновал; на это место приходят более глубокие, серьезные чувства – уважение, чувство необходимости друг в друге. При серьезной подготовке начало брачной жизни не будет ознаменовано разными скандалами – почему ты ложку так держишь? Почему ты хлюпаешь за столом? Почему ты носки не туда положил? – и так далее.

Мало того, что это уже никакие не радости… У людей, вступивших в брак неготовыми, может наступить страшное прозрение. Бывает, что девушка видит, что молодой человек пьет, и думает: «Мы поженимся, и я его исправлю» – это страшная нелепость. Никто никого не исправляет в браке, если у самого человека нет личной заинтересованности в исправлении.

То есть, отказ от дурных привычек и тем более пороков должен произойти до заключения брака?

Конечно же. И самая страшная дурная привычка – это наш эгоизм. Можно не пить, не курить и не употреблять наркотики, внешне вести себя прилично, но быть при этом большим эгоистом и мучить и себя, и других.

Возвращаясь к вопросу о подготовке к браку. Первой ее ступенью является душевное знакомство, некое душевное родство. Вторая подразумевает определенное внимание к семье своего избранника. Надо посмотреть, каков человек в быту, какой он работник, какой он помощник отцу. Еще один очень важный момент. Если папа вашего избранника пьет запоем, а сынок пока еще только балуется алкоголем и не видит в этом опасности, то не надо обольщать себя мыслью, что эта страсть в нем не разовьется, а, напротив, исчезнет после заключения брака. Другое дело – если молодой человек из пьющей семьи понимает свой риск, свою склонность и строго себя контролирует в этом вопросе. Если же он не прочь и выпить, и погулять, и провести свободно время – как бы ни мечталось, ничего доброго не получится. Как бы ни хотелось выйти замуж – убежать от родителей, решить какие-то свои душевные проблемы – надо честно и трезво на это посмотреть.

Также и молодому человеку надо в первую очередь посмотреть не в чистые, прекрасные девичьи глаза с длинными ресницами, а на то, какова девушка в быту. Это предполагает знакомство с ее родителями, хождение в гости. Если девушка привыкла ухаживать только за собой, а за домом ухаживает ее мама, то понятно, что и в браке она будет продолжать заниматься своими красотами, а не хозяйством. Брак ведь не переделает человека кардинально, если нет работы над собой.

Наверное, девушка может освоить хозяйственные заботы уже в браке. Но процесс может оказаться болезненным – как для нее, так и для супруга.

Да, и не факт, что муж сможет выдержать это. Потому что здесь как раз нужна огромная жертвенная любовь, чтобы эту девушку – своевольную, своенравную, испорченную вседозволенностью – приучить к браку. Это целая история.

И, все же, этот период отношений обычно характеризуется некоей идеализацией. Девушка-христианка может решить, что она перевоспитает его своей любовью. А если она еще и читала апостольские послания, в этой мысли ее, вполне возможно, укрепят слова о том, что неверующий муж освящается верующей женой.

Эта проблема, как правило, есть. Это в первую очередь нетрезвость и возраста, и духа человека. Человек, думающий так, ставит себя на место Бога. А ведь он еще:

а) самого себя не увидел грешником,

б) не поборолся со своими грехами,

в) не узнал, что даже с самим собой справиться архисложно,

г) не понял, что исправить другого тем более невозможно.

А посмотришь потом на женщину лет сорока, у которой муж запоем пьет – это очень горькое зрелище.

Если изначально у девушки существует представление о том, что можно мужчину исправить, скорее всего, эта девушка воспитана активной мамой. Конечно, неумеренная женская активность – это последствия советского времени; и нынешняя ситуация в семьях является во многом результатом определенных исторических условий. Но если девушка так мыслит, значит, она не готова слушаться. Она готова быть для мужа мамочкой, медсестрой, личным психотерапевтом – но не женой. То есть, она не готова выполнять свое предназначение. Ведь жена должна быть помощницей мужа, а не воспитательницей. Перевоспитать мужчину – особенно мужчину, который воспитывался в среде порочной, женщине невозможно. Если девушка изначально берет на себя роль воспитательницы, это предполагает, что она пребывает в нормальном состоянии, а ее избранник – нет. Какое уж тут послушание с ее стороны?

Так что ни в коем случае не надо впадать в романтизм и идеализировать свои силы.

Это происходит по гордости. Но Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Что значит – противится? То, что эта девушка в ближайшее же время увидит свою немощь и место целительной любви займет разрушающая ненависть. К сожалению, такова горькая правда жизни.

Отец Андрей, Вы сказали, что надо посмотреть, является ли молодой человек помощником отцу. Но сегодня в семьях мы видим отсутствие отцов. И женихи с невестами зачастую бывают из неполных семей, у них нет личного опыта и представления о том, как строятся отношения в традиционной семье.

К сожалению, это – сложившаяся в России обстановка. Почему так получилось – это отдельная тема. Но что с этим делать? Мои наблюдения за молодыми людьми показывают, что если в семье есть даже «номинальный» папа, то мальчики растут более мужественными. И мальчики, выросшие без отцов, отличаются от тех, у кого есть отцы, пусть даже пьющие. Но если отца нет, его в какой-то степени может заменить духовник.

Духовник может быть только в верующей семье.

А это еще один важный момент: верующая девушка должна выйти замуж за верующего человека. Потому что иначе в ближайшее же время начнутся проблемы: пост – не пост, рожать всех детей или не всех, как воспитывать детей, как проводить время и так далее. И правда такова, что эти проблемы мучительны. Да, по слову апостола неверующий муж освящается верующей женой. Но жена сначала сама должна стать освященной. Не от того муж освятится, что жена будет ходить в храм и петь на клиросе, а от того, что она явит реальный пример христианской жизни.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» описывает свою мать, Монику. То, как она приобрела своего мужа для Бога – это исполнение тех самых апостольских слов. Она терпела его измены, он был человек грубый, резкий, гневный, свекровь была женщиной властной. Сколько же было мудрости у Моники, что она работала над своей душой так, что Бог через нее приобрел этих людей. Для начала мы сами должны стать проводниками Божественной благодати – теми сосудами, в которые она сможет попасть, в которых она не замутнится и из которых сможет изливаться. Речь идет о столь глубоком христианском настроении, которое редко встретишь и у зрелых людей.

Поэтому, как бы горько ни было это слышать, никакого счастливого брака не может быть с человеком активно неверующим. Но предположим, он сочувствующий – да, можно обсудить некоторые моменты и заранее обо всем договориться (хотя, по моим наблюдениям, потом это не соблюдается).

Но о каком Венчании может идти речь? Таинство Брака совершается над двумя верующими людьми. И если девушка-христианка предпочитает выйти замуж за нехристианина, это не означает, что его нужно тащить в Церковь, чтобы обвенчать. Он не является членом Церкви, даже если формально он крещен, но по факту

– человек неверующий. Надо уважать его свободу.

Но невенчанный брак порой называют блудным сожительством.

На Архиерейском Соборе в 2000 году было установлено, что брак, зарегистрированный государством, Церковь признает законным. Он не считается блудом. Только не путайте это с так называемым «гражданским» браком, когда люди и перед государством не берут на себя никаких обязательств и никак свои отношения не регистрируют – это блуд. Что касается браков зарегистрированных, люди могут прожить всю жизнь в таком браке, и это не будет означать, что они жили блудно.

Давайте вернемся к Таинству Венчания или Таинству Брака.

Таинство не должно быть красивым ритуалом, проводимым на пути между ЗАГСом и рестораном – очень горько и обидно, когда так происходит. По правилам Церкви надо зарегистрировать свои отношения и подготовленными приступить к Таинству Венчания. Исповедаться, причаститься, а потом венчаться.

Но ведь в некоторых храмах – и, в первую очередь, в Вашем – подготовка к Таинству Венчания заключается не только в том, чтобы накануне исповедаться и причаститься.

Это процесс более длительный. О нем хотелось бы узнать.

Мы с вами уже сказали о том, что стоит посмотреть на своего избранника (избранницу) с точки зрения «какой он хозяин». Длительная духовная подготовка к Таинству дает возможность взглянуть еще и с позиции «какой он христианин?», и к самому себе обратиться с тем же вопросом.

Подготовка к Таинству заключается, в первую очередь, в покаянной подготовке. Потому что человек, который научился разбираться в своих грехах и понял, как непросто с ними бороться, будет снисходителен к супруге, которая тоже свои страсти еще не победила. Поэтому покаянная подготовка перед браком обязательна. Желающих готовиться к Таинству Брака в нашем храме немного. Но тех, кто решился, мы готовим именно так: изучаем с человеком основы веры, изучаем страсти, пробуем разобраться в ошибках, которые уже были у этого человека и раскаяться в них, учимся бороться со страстями, учимся дружить целомудренно, а не так, как принято в этом мире. Мы, кстати говоря, привыкли молодежь обвинять в нецеломудрии

– но они так живут, потому что и взрослые живут точно так же.

Наверное, современным молодым людям гораздо труднее быть целомудренными, чем нашему поколению. Во времена нашей молодости для того, чтобы развратиться, надо было приложить определенные усилия. Сейчас наоборот. Тогда по двум телевизионным каналам мы смотрели «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное – невероятное», «В гостях у сказки» и «Следствие ведут знатоки». Сейчас… Наверное, нет необходимости говорить о том, что сейчас происходит, все и так ясно.

Да, молодежи сейчас трудней. И Церковь стремится помочь молодому человеку выстоять и сохраниться даже в этих условиях. Но наша задача не в том, чтобы накачать человека знаниями о грехах, а дать опыт покаяния. Тогда семейная жизнь пойдет проще. Не гладко, не идеально, но за эту семью будет спокойно. У нас в приходе есть несколько семей, созданных именно так. Среди них и молодые люди, и те, кто пришел после опыта семейной жизни. Разные уровни, разные ситуации, разные судьбы. Но, так или иначе, за них спокойно. Понятно, что мы люди живые, от идеала далекие, но общее настроение положительное.

Если мы говорим о длительной подготовке к Венчанию людей, еще не состоящих в браке, как в этот период должно строиться их общение?

Прежде всего, они должны регулярно советоваться со священником. Соблюдение целомудрия – обязательное условие. Существует даже церковный канон, гласящий, что если юноша с девушкой соблудили, их нельзя женить, потому что ничего доброго не получится. Ветхий Завет это регламентировал еще строже: их просто убивали, потому что от такой девушки не могло быть доброго потомства, а иудеи ждали рождения Мессии.

Но это, подчеркиваю, Ветхий Завет. А в нашем случае мы договариваемся о том, что исключаются объятия, поцелуи и встречи наедине. Человек слаб, лукавый хитер, и сколько ошибок было сделано людьми, которым голову вскружил романтизм.

То есть, по улице вдвоем они гулять могут, а оставаться наедине в помещении им не стоит.

Да. И, тем более, ни о каких совместных походах с ночевками и поездках друг к другу на дачу не может быть и речи. Кроме того, одним из условий дружбы является, условно говоря, верность – все остальные друзья становятся неактуальны. Когда каждый из них начинает внутреннюю работу над собой, страсти, не получающие своего удовлетворения, бурлят, и возникают всяческие духовные неурядицы. И здесь, если человек достаточно откровенен, можно помочь ему подкорректировать те недостатки, которые обнаружились.

В процессе такого общения начинается более серьезное прирастание душ. Или, наоборот, отторжение. Условием дружбы является необязательность брака. То есть, через назначенные для дружбы полгода он или она имеет полное право сказать, что не хочет дальнейшего развития событий. Так у нас бывало.

Мне кажется, что изучение страстей таит в себе определенную опасность. Человек, вооруженный некими знаниями о страстях, может начать диагностировать их не в себе, а в других людях.

Формальное изучение страстей, не сопряженное с личным покаянием, может стать дубинкой для битья и обличения окружающих. А если человек изучил, как проявляется страсть гордости – обличение другого, немилость к нему – он увидит это в себе. Если один из супругов не в настроении, другой поймет, что не надо ему под кожу лезть и выяснять, в чем дело

– подождать, понимая, что и сам бываешь в том же состоянии.

Когда человек настроен на христианскую жизнь, он, безусловно, будет видеть грехи других людей. Мы ведь не слепые. Человек всему дает оценку. Но одно дело – оценка, другое – осуждение, это разные вещи.

Как разграничить осуждение и оценку?

Допустим, мы видим, что наш ближний разгневался. Осуждение заключается в том, что мы скажем или подумаем: «Он гневный, гадкий человек». А оценка подразумевает, что мы видим: он хороший человек, но лукавый его накрутил, кто-то его задел, голова у него болит, вот он и раздражается. Здесь нет суда над этим человеком. В идеале должно рождаться осознание, что я и сам такой, должно родиться сочувствие к нему и понимание, что надо его сейчас оставить в покое. Он успокоится – и будет тот самый Петя Иванов, которого я знаю и люблю. Но который, как всякий немощный человек, способен и разгневаться, и быть ко мне невнимательным, и меня обидеть. В этом случае я вижу, что с ним происходит, но это не значит, что я разрываю с ним отношения, и что он гадкий человек. То есть, чем более человек внимателен к себе – не эгоистически, а покаянно – тем более он будет сочувствовать немощам ближнего.

Повторюсь, брак – это обучение любви. И в венчанном браке Господь подает силы научиться настоящей любви, дает духовные и телесные блага.

Беседовала Светлана Ладина

 

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Екатеринбург – город, который

Светлана Ладина

Когда и как случилось это с городом, вопрос сложный. Тогда ли, когда убили здесь Помазанника Божия и его семью… Тогда ли, когда город отказался от покровительства святой Екатерины и принял кровавое имя Свердлова… Тогда ли, когда взрывали храмы и уничтожали духовенство… Но…

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Актуальный разговор

Самое высокое звание — юнга

Светлана Ладина

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Градо-Екатерининский Собор: за и против

Светлана Ладина

То, что развернулось вокруг идеи восстановления на его законном месте взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора, нельзя назвать полемикой. Это, скорее

 
Праздник

Пасха – путь из ада

Андрей Кураев

4 апреля – Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа…

 
Простые вопросы

Смех может быть утешением

Ксения Возгривцева

Он бывает заразительным и гомерическим, радостным и непосредственным, злым и «сквозь слезы», нервным и издевательским. Он передается, как зевота, стоит только поймать его «бациллу». Он может поссорить, а может и подружить. Некоторые считают, что он порожден бесами, а другие…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс