Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №5 (94) → Каннибализм или добро, которое убивает

Каннибализм или добро, которое убивает

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Ксения Возгривцева Навигатор

Через сознание современного человека проходит огромное количество информации, большую часть которой он оценить не в состоянии. Телевизионные новости, статьи, фильмы – вся эта информационная продукция каким-то образом влияет на наше сознание и на нашу душу. Причем чем сильнее написана книга или чем талантливее играют актеры, тем больше мы раскрываемся и впечатляемся художественным произведением. Такова природа зрителя – мы хотим сопереживать, и герой, которому мы сопереживаем незаметно входит в нашу жизнь. Некоторые читатели, наверное, подумают: «А я фильмы не смотрю и художественные книги не читаю, поэтому я в информационной безопасности!». И действительно, они вроде бы защищены от воздействия современной художественной продукции. Но ведь эта художественная продукция не только программирует жизнь общества, но и отражает те детали жизни людей, которые уже существуют, но невооруженным взглядом еще не видны. Поэтому так важно уметь смотреть, слушать и воспринимать. В этом номере мы представляем новую рубрику «Навигатор», в которой будем вместе учиться смотреть на окружающий мир и оценивать его проявления.

Поводом для встречи с о. Андреем Каневым, настоятелем прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери (г. Екатеринбург), стал фильм «Семь жизней» (режиссер Габриель Муччино), вышедший в прокат еще в прошлом году.

Краткое содержание фильма: Герой становится «причиной» крупной автокатастрофы, в которой погибают семь человек. Невыносимые муки совести, душевные переживания приводят к тому, что герой решает «искупить» свою вину, отдав свои органы людям, нуждающимся в донорских органах. Выбрав достойных (с его точки зрения) и подходящих (по медицинским показателям) кандидатов он совершает самоубийство.

Оригинальное название фильма (с англ. «Seven Pounds») переводится как «Семь фунтов» и отсылает нас к пьесе У. Шекспира «Венецианский купец», в которой хитрый еврейростовщик Шейлок по условиям векселя имеет право вырезать фунт мяса из тела венецианского купца Антонио, если тот не вернет долг в срок. Так и здесь герой раздает себя, «выплачивая» свой долг.

Режиссер определяет основное содержание фильма так: «Я взялся за эту историю, потому что это – необычная история, рассказывающая о человеке, которому однажды выпадает шанс изменить свой взгляд на жизнь».

Уилл Смит, сыгравший главного героя, вторит режиссеру: «Этот сценарий мне просто «башню сорвал». В первую очередь, своей идеей поиска смысла жизни и необходимостью насыщения жизни этим смыслом. К тому же, команда Габриеля Муччино обладает интуицией, умеет обнаружить тонкие грани человеческих эмоций и может мастерски показать их на экране». Действительно, мастерски снятый и сыгранный фильм задевает душу зрителя. Но какой смысл жизни находит главный герой, если в конце фильма он совершает самоубийство? Этот вопрос стал отправным в беседе с о. Андреем.

Отец Андрей, как Вам кажется, о чем снят фильм «Семь жизней»?

Главная тема – как плохо человеку без Бога, как тяжело человеку без Бога переживать серьезные трагические ситуации, исправлять свои ошибки. Но если посмотреть на фильм более серьезно и глубоко, то можно увидеть, что он иллюстрирует современную европейскую культуру, давным-давно Бога потерявшую, заменившую Бога человеком.

Главной темой фильма его создатели называют тему самопожертвования. Чем же плох герой, который готов пожертвовать своей жизнью за других людей?

Сам по себе герой вовсе не плох: у него не атрофирована совесть, желая людям блага, он стремится помогать каждому нуждающемуся, он жаждет справедливости и любви. Но его благо, любовь, справедливость очень человеческие, а не Евангельские и не Божии. Из творений святых отцов мы знаем, что в человеке может быть некое естественное добро. Человек просто рождается добрым и стремится реализовать свое понимание добра в своей жизни. Но это добро не является спасительным для человека, а, напротив, может даже уничтожить его, если естественное добро не соединится с истинной верой.

Приглядимся к герою: в его жизни происходит трагедия, унесшая семь жизней, но он совершенно не понимает и не принимает волю Бога о себе и оказавшихся рядом с ним людях. Кроме того, ответственность за произошедшее он полностью возлагает на себя и в одиночку «несет наказание». Раздавая себя на органы, герой думает, что он спасает их жизни и тем как бы компенсирует жизни загубленные. Здесь совершенно нет смирения, а есть непрерывный крик отчаяния. Это не сила духа, а, скорее, духовная слепота, покаяние без Бога, приводящее к такому страшному исходу.

Что значит покаяние без Бога?

Давайте вспомним Иуду, который предает Христа. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27, 3-5). Осознал свой грех, раскаялся, попытался вернуть деньги, а потом пошел и удавился. Почему? Потому что у него не было веры и надежды на то, что Господь его помилует. А ведь апостол Петр трижды предает Христа, и все ученики кроме апостола Иоанна разбегаются после ареста своего Учителя. Но все они смиряются и находят силы вернуться ко Христу через покаяние.

О. Андрей, почему Вы сравниваете героя У. Смита с Иудой? Ведь от отчаянного поступка Иуды никому пользы не было. Пошел, удавился – и все. А здесь герой жертвует свои органы нуждающимся людям, которые благодаря этому смогут жить и другим тоже пользу приносить.

Может быть, его поступок подходит под определение: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)?

Отдать жизнь «за други своя» означает заступиться за обижаемого, спасти друга на войне или стать донором по отношению к нуждающемуся родственнику, что позволит и ему и тебе нормально существовать. А тут особой необходимости жертвовать свои органы другим людям у героя не было, тем более, убивать себя окончательно. Как раз правильная вера помогает осмыслить тяжелую болезнь: Господь посылает тяжелую болезнь человеку по любви Своей, чтобы через эту скорбь он укрепился в вере, научился доверять Богу, изменил свою жизнь и в итоге – чтобы его душа спаслась. Конечно, Господь может и оставить болезнь человеку, может и чудесным образом исцелить его, или помочь ему через врачей и друзей. Это совершенно другая ситуация. Здесь все внешне благородные поступки героя пронизаны непониманием ситуации и тяжелейшим отчаянием.

Мне бы хотелось еще глубже разобрать мифологию этого фильма. Внешне все очень «гладенько-красивенько» и запутано. Герой кажется положительным. Однако если мы посмотрим с вами «Апокалипсис», то увидим, что Антихрист тоже будет притворяться христианином, благодетелем, совершающим ложные чудеса. Лукавый всегда создает подделки под добро, так как на настоящее добро, любовь, жертвенное служение он не способен. Вот и здесь вроде бы человек жертвует собой, своим телом, «завещая» его по частям.

В конце фильма есть душераздирающая сцена, когда возлюбленная героя, которой он пожертвовал свое сердце, подходит к мужчине и видит у него пересаженные глаза своего любимого. Это не торжество самопожертвования, не торжество духа, а торжество тела. И ведь после смерти героя, все, кому он «помог», остаются жить с непомерным грузом ответственности. Они также подсознательно чувствуют себя виновными в смерти этого доброго человека. Поэтому не всякое доброе дело Богом принимается. Не всякая правда – божественная правда.

Оторвавшись от Бога, человек теряет и свою целостность. Поэтому современная культура часто представляет человека так: тело отдельно и душа отдельно. Например, человек телом сидит почти неподвижно в кресле, а душа его в компьютере, в виртуальной реальности, переполненной «реальными» чувствами, эмоциями, поступками. И эта виртуальная реальность более насыщенна и привлекательна для человека, чем его настоящая жизнь.

Разнообразные зависимости (от Интернета, телевизора и других средств развлечения) и являются иллюстрациями того, что современная культура пропагандирует разрыв тела и души уже при жизни. Этот разрыв предполагает безграничное угождение телу, потакание всем его желаниям (многие из которых просто навязаны самой культурой).

Любые проявления тела почитаются сегодня нормой: прихоти, похоти, извращения и развращения удовлетворяются. Если тело живет отдельно от души, то не только «телу все позволено», но и «душа от этого не страдает». Например, человек телесно живет, как представитель каких-нибудь сексуальных меньшинств, при этом рассуждает о вере, Боге, Любви. Или террорист совершает какие-то действия и оправдывает свои дела «благими» намерениями. Они не понимают, что их жизнь и их рассуждения

– вещи несовместные! Получается, что человек сегодня воспринимается не по-христиански, то есть не как целостная личность. Человеческое тело уже не вместилище души, не неотъемлемая часть человека, а что-то несущественное.

Какие опасности скрывает подобный взгляд на человека?

Очень серьезные. Сегодня наш герой сам себя захотел раздать «на запчасти». Но если этот поступок будет оцениваться как «высокий», «не греховный», «святой подвиг», значит на этот «подвиг» можно послать людей, к этому «подвигу» можно пригласить или принудить. Использование человека как набора органов не будет считаться преступлением.

Ведь сегодня уже витает в воздухе идея: «Есть хорошие, творческие и богатые люди, нуждающиеся в пересадке органов. Эти люди достойны быть спасенными. А есть нетворческие и небогатые, у которых можно органы забрать, хотят они или не хотят». Человеческое тело становится объектом торговли.

Подобные «каннибалистические» идеи только зарождаются. Но это означает только то, что через какое-то время их начнут активно рекламировать. Коммерциализируется и сама смерть человека (я не имею в виду конторы, занимающиеся ритуальными услугами): в Австралии официально разрешено клонирование человека.

И ведь как красиво и благородно подаются следующие идеи: «человеческий эмбрион можно использовать для помощи другим людям, можно заимствовать стволовые клетки из абортированных младенцев, можно искусственно выращивать органы».

Христиане понимают, что рождение человека происходит в момент зачатия, у зачатого человека еще нет ручек и ножек, а душа уже есть. А торговцы «живым товаром» видят не человека, а сырье. Убив маленького человечка, оказывается, можно помочь богатому (потому как подобные процедуры не всем по карману), сытому, но заболевшему человеку. Зная, как быстро развивается современное общество, мы можем уже в скором времени увидеть реализацию всех этих идей на практике.

Совсем недавно клонирование воспринималось как фантастика, потом оно стало возможным. Сразу клонирование запрещается, но проходит пара лет, и в некоторых странах уже начинают выращивать людей как овощи.

Не всякое доброе дело Богом принимается

Современная массовая культура и так на законных основаниях выращивает «овощи» из людей, уже родившихся, имеющих документы и социальный статус. Так почему же не выращивать «овощи» из людей еще беспаспортных? Логика вполне понятная…

…И страшная тем, что подаются эти идеи, как благородная жертва, настоящее покаяние. Давайте вспомним еще одного евангельского персонажа – благочестивого разбойника, распятого вместе со Христом. Он совершил множество преступлений и уже не мог исправить их, потому что загубленные жизни не вернуть.

Как часто в жизни людей происходит подобное – совершается грех, который уносит жизнь другого человека (например, женщина совершает аборт, и не один, а даже пару десятков). Разбойник, признав свои преступления, покаявшись обращается ко Христу, но времени на действенное покаяние у него не остается, так как он уже распят. А нам Господь еще оставляет время на действенное покаяние: от нас не требуется отрывать себе голову или руку, но мы можем и должны до конца своих дней жить, помогая другим людям. Это пожизненная епитимья, которая и душу грешника может спасти, и другим послужить.

О. Андрей, в чем разница между «плохой» и христианской жертвенностью?

Христианская жертвенность построена на твердом основании: на правильной вере и правильном понимании любви. Помните, как сказано у апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

Оторвавшись от Бога, человек теряет свою целостность

«Не ищет своего», то есть не ищет славы, выгоды или прекращения угрызений совести?

Безусловно, только такое основание может быть у христианской жертвенности. Мы знаем множество примеров и нехристианской жертвенности, которой пропитана вся история человечества. Тут можно вспомнить и геройство на войне (именно геройство ради славы или самоутверждения), и поступки религиозных фанатиков, приносящих себя в жертву идолам или вождям. Так, например, у историка Геродота описывается страшный обычай скифов вместе с умершим вождем хоронить его жен, слуг, скот. Можно привести в пример и самураев, которые совершали самоубийство, отправляясь в небытие за своим сегуном. Человек в отличие от животных способен на самопожертвование, и это хорошо, только основания у этого самопожертвования должны быть правильные.

Возможно ли сегодня воспитать эти правильные основания в условиях современной секуляризованной культуры, которая вообще очень неустойчива, изменчива, в ней размыты понятия «норма», «идеал», «добро»?..

Без Христа это сделать очень сложно. Можно привить человеку какие-то основы нравственности, некие правильные нормы поведения. Но это будет лишь поведенческая «обложка», которая в любой момент может человеком смениться на другую. Получается, что внешне (с точки зрения культуры) человек действует, как носитель христианских ценностей (добра, покаяния, жертвенности), а внутренне он Христу противится, не соглашается с Его волей о себе и ближних и даже желает занять место Христа, пытаясь распоряжаться жизнью своей и своих ближних. Христос уже принес Себя в жертву за всех людей: души слепых, парализованных, сердечников и прочих больных уже спасены Христом. Поэтому я и говорил, что наш герой спасает на время лишь тело, забыв о душах, забыв о жертве Христовой.

А как так случилось, что часть мира забыла о жертве Христовой?

Это же не сегодня произошло, был длительный процесс развития европейской культуры. Сначала католицизм от истинной веры отпал, потом от католицизма отделились протестанты, и все это происходит на фоне развития идей гуманизма, где Бог заменяется человеком. В XVIII веке начинается эпоха Просвещения с ее отрицанием Бога и верой в неуклонный научный и культурный прогресс человечества. От религии остается только форма, набор ритуальных действий и сухой свод нравственных норм. В XIX веке возрождается мистицизм с оккультизмом. А смысла-то в жизни не прибавляется… Хорошо, будем искать его на Востоке, в Тибетских горах, в Индии и Китае. Сколько разных философий и мировоззрений! А в результате таких поисков никакого абсолютного Добра нет, все относительно, человека научают «перевертышам»: то, что было злом, преподносится как добро. Вот вам и постмодернистская культура.

И когда же эта постмодернистская культура изменится?

Когда – я не знаю. Но то, что это ненормально – убежден. И закончится этот период или каким-нибудь мощным, разрушительным катаклизмом (природным или культурным) или обращением людей к христианству… Хотя в последнюю перспективу современного общества я не верю. Везде уже искал истину человек, потерявший Бога, и нигде не нашел. Если не обратится ко Христу, то лукавый предложит какую-нибудь очередную подделку: например, язычество «под новым соусом» или «служение человечеству»…

Какую-то БЕСдуховность?

Да. Но нам, христианам, не нужно унывать, ведь с самого начала мы были окружены и язычниками, и еретиками, и атеистами разных мастей. Нам нужно истинную веру знать, принимать и стоять за нее. Вот и все! Ну, и уметь распознавать под «приличной обложкой» подделку под христианство… Разумеется, ведь подделка под добро всегда опаснее откровенного зла.

Беседовала Ксения Возгривцева

 

•В других номерах:•

№4 (112) / 31 •декабря• ‘13

Навигатор

Антология русской поэзии «Круг лета Господня»

Автор Елена Сетник

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они навесь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле». Так писал Иван Алексеевич Бунин о поэзии Александра Сергеевича…

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Навигатор

Экскурсия между небом и землей

Автор матушка Наталья Зайцева

№5 (108) / 16 •января• ‘13

Навигатор

...своя Зеленая Миля...

Ольга Братенши

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь Ветхий Завет, «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова», 7:39 «Пол в широком коридоре по центру блока «Г» был застелен линолеумом цвета зеленых лимонов, и то, что в других тюрьмах называли Последней Милей

 
Встречи на Святой земле

На святую землю нужно приезжать духовно подготовленным

Светлана Ладина

Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев): «НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ НУЖНО ПРИЕЗЖАТЬ ДУХОВНО ПОДГОТОВЛЕННЫМ»…

 
Семейная педагогика

Уроки общения с ребенком

Елена Макеева

Как построить нормальные отношения с ребенком? Как научить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс