Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (116) → Экскурсия между небом и землей

Экскурсия между небом и землей

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Автор матушка Наталья Зайцева Навигатор

Храм-колокольня – не самый распространённый вариант храмовой архитектуры, но в Екатеринбурге таких храмов целых два: новый и пока ещё малоизвестный храм преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы на Уралмаше и уже ставший знаменитым храм Большой Златоуст, входящий в число основных достопримечательностей маршрута «Красная линия» Екатеринбурга. Отрадно, что именно этот храм, возвышающий свои золотые купола в самом сердце города, предложил горожанам уникальную возможность: еженедельные экскурсии на колокольню.

«Иже под колоколы» («который под колоколами») – архитектурный тип храма, в котором ярус звона сооружается сразу над помещением храма. Широкое распространение подзвонные храмы получили в русском церковном зодчестве в XV –XVI веках, именно тогда появились знаменитый кремлевский Иван Великий, подколокольная церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре, колокольни Новодевичьего монастыря и многие другие выдающиеся творения русской православной архитектуры. Хотя подколокольные композиции использовали и зодчие эпохи классицизма, трудившиеся в середине XIX века, однако в Екатеринбурге того времени храм «иже под колоколы» строить никто не собирался. Тем удивительнее судьба Большого Златоуста – подзвонного екатеринбургского храма, украсившего город в XIX веке.

Трудно сказать точно, с какого момента правильно отсчитывать годы жизни храма Большой Златоуст. Всё началось в далёком 1755 году, когда была заложена первая каменная церковь города Екатеринбурга – храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строилась она за городской стеной, которая проходила по нынешней улице Малышева, и включала в себя три придела: Покровский, Златоустовский и собственно Свято-Духовский, а также колокольню. В 1839 году эта колокольня была уничтожена сильным пожаром. К этому времени – прошло почти сто лет с момента закладки храма - город сильно вырос, и загородный храм оказался практически в центре. Рядом с ним соорудили временную звонницу и начали решать вопрос: восстанавливать ли сгоревшую колокольню при храме, или построить рядом новую? Автором проекта новой колокольни стал самый известный екатеринбургский архитектор Михаил Малахов, проектировавший в числе прочего храмы Ново-Тихвинского женского монастыря. Однако лично императором Николаем I был утвержден проект петербуржского архитектора Владимира Моргана. Планировалось выстроить огромный храм в русско-византийском стиле, похожий на московский Храм Христа-Спасителя. Наконец, 21 сентября 1847 года этот храм был заложен. Из всего запланированного построить удалось только колокольню – она и стала храмом. Храмом «иже под колоколы».

Главный придел храма был освящён в честь мученика Максимилиана Эфесского, одного из семи эфесский отроков. Присвоение храму столь редкого имени связано с конкретным историческим событием – посещением Екатеринбурга в 1845 году (незадолго до закладки храма-колокольни) герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Герцог был по происхождению французом – внуком Наполеона I, по семейному положению - зятем императора Николая I, а по состоянию души – учёным-естествоиспытателем. В Зимнем дворце у него была своя лаборатория, где проводились эксперименты по гальванопластике (его работы по этой теме составили значительный вклад в науку). Ещё герцог интересовался минералогией и горным делом, в 1844 году он стал главноуправляющим Институтом Корпуса горных инженеров – вот тогда и возникла необходимость в посещении уральских заводов. В память об этом визите горожане испросили у герцога Лейхтенбергского разрешения на освящение нового храма во имя св. Максимилиана — и член русской императорской фамилии дал свое согласие.


Подъём на колокольню – дело привычное, обычное и даже рутинное только для звонарей. Для всех же остальных колокольня ассоциируется с весной и пасхальной радостью, ведь по древней церковной традиции в Светлую седмицу туда может подняться любой желающий и от души позвонить в колокола в честь праздников Праздника и Торжества из торжеств. А вот «непасхальная» колокольня – это совсем неизведанная, а зачастую и просто закрытая территория. Для знакомства с ней и были придуманы экскурсии по Большому Златоусту.

Впрочем, часовая экскурсия знакомит не только с колоколами. Начинается она в притворе храма с рассказа об удивительной истории рождения-жизни-гибели и чудесного восстановления на прежнем фундаменте Свято-Максимилиановской церкви, более известной как Большой Златоуст (храм был открыт 9 февраля 2013 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста – прим. ред.). Здесь возникают и проясняются самые неожиданные вопросы. Например, почему улица Малышева называлась раньше Покровским проспектом и откуда в русском языке выражения «орать, как оглашенные».

Продолжается экскурсия в храме, где предстают во всём своём великолепии три его придела: центральный – в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов, южный – во имя мученика Максимилиана Эфесского, северный – в честь Покрова Божией Матери. Четвёртый придел, посвящённый святителю Иоанну Златоусту и расположенный на нижнем этаже, является крестильным и не входит в программу экскурсии.

После знакомства с устройством храма – марш-бросок на колокольню. Эта часть экскурсии больше похожа на спортивный (а временами и экстремальный!) туризм, чем на паломничество, потому что подъём на колокольню – дело серьёзное, лифта там нет – только лесенки. Впрочем, паломническому настрою здесь тоже есть место, ведь лестница – это такой символ духовного совершенствования, не случайно одно из самых известных произведений по аскетике называется «Лествица». Её автор – преподобный Иоанн Лествичник – в свою очередь позаимствовал образ устремлённой в небо лестницы из Ветхого Завета, где описывается сон праотца Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28, 12).

Подъём внутри храма, круг за кругом по восходящей, сменяется подъёмом по ажурным железным лесенкам самой колокольни. Пространство распахивается – и перед глазами, вокруг и прямо под ногами оказывается город. Большой, шумный, движущийся, живущий своей жизнью. Кажется, что никаких оград и перил просто нет, и ты идёшь по воздушной лестнице дальше, выше, почти на небо.

Максимилиановская церковь в народе называлась Большим Златоустом – по имени главного колокола, тысячепудового благовеста. Звон этого колокола был слышен не только во всём тогдашнем Екатеринбурге, но и за его пределами. В настоящее время новый Большой Златоуст тоже слышен издалека, но город с тех времён так вырос, что до его окраин звон уже не долетает, зато самих колоколов теперь на четыре больше, чем было изначально – их четырнадцать, и звучат они в руках хороших звонарей просто потрясающе.

Зато наградой добросовестно преодолевшим все ступеньки будет не только открывающаяся с высоты панорама Екатеринбурга, но и возможность увидеть вблизи самый большой колокол Урала – 16-ти тонный благовест Большой Златоуст, а также остальные тринадцать колоколов храма-колокольни. А ещё, поднявшись над городской суетой, прочувствовать на себе поговорку «смотреть со своей колокольни», разобраться с происхождением крылатых выражений «пуститься во все тяжкие» и «не заглянув в святцы, бить в колокола» и выяснить разницу между трезвоном и перезвоном. Послушать суетное звучание большого города и глубокий, наполненный тишиной и молитвой голос колоколов. И обязательно узнать что-то новое о самом себе!


Экскурсионная служба при храме Большой Златоуст начала свою деятельность в октябре 2014 года.

Экскурсионная служба работает по воскресным дням с 12 до 16 часов.

Экскурсионная сборная группа набирается в 13:00, но для организованных групп может быть выбрано другое время.

Каждая экскурсия длится приблизительно 40-60 минут.

В качестве дополнения к основной программе есть возможность заказать и послушать концерт колокольного звона (15 минут).

По всем вопросам и записи в группы от 10 до 20 человек можно обращаться по телефону – 8-952-143-68-14.

 

•В других номерах:•

№4 (112) / 31 •декабря• ‘13

Навигатор

Антология русской поэзии «Круг лета Господня»

Автор Елена Сетник

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они навесь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле». Так писал Иван Алексеевич Бунин о поэзии Александра Сергеевича…

№5 (108) / 16 •января• ‘13

Навигатор

...своя Зеленая Миля...

Ольга Братенши

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь Ветхий Завет, «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова», 7:39 «Пол в широком коридоре по центру блока «Г» был застелен линолеумом цвета зеленых лимонов, и то, что в других тюрьмах называли Последней Милей

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

Навигатор

Разговор по душам

Дарья Попович

Уютная гостиная. Икона у входа. Фонтанчик с замысловатыми фигурами. Комната, навевающая атмосферу не то XIX века, не то сказочного мира… Именно так меня встретил православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова.

 
Семейная педагогика

Функция «детство» не предусмотрена

Автор Елена Горина, семейный психолог

 
Милосердие

«Господи, помоги стать сестрой милосердия!»

В подготовке материала принимали участие Ксения Кабанова, Светлана Кислова, Анна Глазова

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс