Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50


Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия

Главная → Статьи → Форма сестер милосердия: зачем нужна такая строгость?

Форма сестер милосердия: зачем нужна такая строгость?

В начале XX века милостью Божией, трудами и молитвами священников по всей России начали создаваться приходские общины сестер милосердия — сестричества. С каждым годом крепнут традиции, приумножается служение православных сестер милосердия, воинов Христовых, от которых ждут твердой веры, неизменной отзывчивости, сердоболия, непоколебимого терпения и служения ближнему ради Бога и ради спасения души.

Современные городские жители иногда принимают сестер милосердия из приходских общин за монахинь, что совсем неверно. Сестры милосердия — это обычные женщины, которые могут состоять в браке, иметь детей, работать в светской организации. По благословению своего духовника они несут еще и служение милосердия: их посвящают в сестры милосердия, чтобы в миру служить страждующим.

Действительно у сестер милосердия есть небольшая схожесть с принявшими иноческих постриг. Они принимают устав сестричества, который корректирует их духовную, внутреннюю, и внешнюю жизнь. И для окружающих заметны изменения, происходящие в жизни женщины, вступившей в сестричество, когда начинает меняться стиль ее одежды. У сестер милосердия достаточно строгая форма, предписывающая по уставу ношение специального головного убора — плата.

О форме сестер милосердия и том, зачем современным сестрам нужна такая строгость в одежде, где и когда сестры носят форму и какие элементы что обозначают в ней, мы разговариваем с Евгенией Анатольевной Васюковой, сестрой милосердия Свято-Пантелеимоновского сестричества, старшей сестрой направления «Больничное служение» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии.

Служение начинается с формы

Когда 15 лет назад создавалось Свято-Пантелеимоновское сестричество милосердия при 36-й травматологической больнице города Екатеринбурга (первый проект Отдела социального служения Екатеринбургской епархии), сестры выбрали такую форму: белый плат c красным крестом, белый передник, под ним — водолазка и юбка черного цвета. Право носить такую форму получали только православные христианки, проверенные определенным временным периодом служения ближним (все они затем были посвящены в сестры милосердия). А до той поры полагалось носить обычную белую косынку без креста.

Первая форма сестричества

Форма появилась у наших сестер милосердия благодаря стараниям Елены Борисовны Меньшиковой, первой старшей сестры юного Свято-Пантелеимоновского сестричества. Она тщательно изучала формы существующих на тот момент сестричеств в России. Хотелось, чтобы форма была и красивой, и удобной.

Первая форма была очень основательная: двухслойная, с подкладом, лямочки фартука на спине перекрещивались, и это указывало носительницам на то, что, становясь сестрами, они берут на свои плечи крест. Такую форму сестры 36-й травматологической больнице носили пять лет.

К 2008 году количество сестер потихоньку подросло, и мы решили упростить форму, сделав ее универсальнее и проще для шитья. Те времена были сложные в стране, так что мы с экономической точки зрения отказались от индивидуального пошива, а начали заказывать форму по размерному ряду. У фартука спинка стала сплошная, на пуговицах сзади. Не так красиво как раньше, но это решение позволило сшить большой объем формы, которую при необходимости несложно подогнать под фигуру.

Акцент на православную веру

В 2012 году количество сестер милосердия у нас приблизилось к 30-ти (сейчас у нас уже 56 сестер). Готовясь к первой встрече митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с сестричествами епархии, мы доработали нашу форму, дополнив ее православными символами. Это было важным моментом — показать, что сестры являются носителями православной веры.

В разработке формы принимала непосредственное участие прихожанка храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона Наталья Валентиновна Снегирёва. Она сама какое-то время шила форму и даже нашла вышивальщицу, которая с помощью специальной машинки на каждом фартуке вышила логотип Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии, а на платах — красный крест с маленьким золотым крестом внутри. С тех пор форма сестер милосердия стала еще более изящной и красивой.

Но главное даже не внешнее, а внутреннее содержание этого шага, благословенного духовником сестричества протоиереем Евгением Попиченко. Вышитый на белом плате красный крест с золотым распятием всегда напоминает и сестре, и ее подопечным о том, что главное — поставить в центр жизни Христа, через служение людям послужить самому Богу.

Хотелось бы отдельно обратить внимание на символическое значение логотипа Православной Службы Милосердия, который присутствует на фартуке сестры. Вокруг красного креста — восемь (число бесконечности) сердец. Расположенные по кругу, они образуют внутри восьмиконечную Вифлеемскую звезду, указывающую путь ко спасению через служение любви — служение милосердия.

Несколько слов про плат

Не у каждой сестры в силу семейных обстоятельств или состояния здоровья есть возможность уделять большую часть жизни служению милосердия. Некоторые идут к внутреннему личностному принятию сестринского образа жизни несколько лет. Поэтому проверенного кандидата в сестры сначала посвящают в плат без креста. И только после того, как сестра освоилась, приняла ответственность, в определенном смысле возросла, ее духовник благословляет на ношение плата с крестом. Вышитый на плате крест — это знак деятельной верности сестричеству.

Плат действительно напоминает монашеский головной убор, который называется апостольник, и сестры между собой его иногда так и называют. Но для сестер плат не является знаком того, что они должны оставить семью и детей и целиком посвятить себя подопечным и страждующим. Скорее, он напоминает о том, что в основании и сестринского служения, и семейной жизни должна лежать крепкая православная вера.

Служение, построенное на каких-то личных амбициях (гордости или тщеславии) обычно быстро разваливается, становится обузой. Наверное, поэтому духовник нашего сестричества благословил поэтапное посвящение сестер.

Форма дух бережет

Сегодня в Православной Службе Милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии форму носят не только сестры, которые трудятся в 36-ой травматологической больнице, но и те, кто осуществляет уход на патронажных адресах, оказывает различную помощь в детских медицинских и социальных учреждениях, выполняет организационную и информационную работу.

Сестра милосердия должна всегда помнить о своем служении и вести себя соответствующе не только когда она на посту, но и во всякой жизненной ситуации, всегда быть готовой откликнуться на чужую боль, и форма помогает в этом. У нас есть форма и рабочая, и парадная. Ношение ее обязательно во время исполнения служебных обязанностей, а также на различных благотворительных или социальных акциях, праздничных и епархиальных мероприятиях.

Форма сестры милосердия освящена (священник служит особый чин и окропляет ее святой водой) и требует благоговейного отношения. Последние три года появилась удивительная традиция — один-два раза в год сестер из разных общин благословляет на ношение сестринской формы и служение милосердия лично митрополит Кирилл, и это особая благодать и особая ответственность, которую сестры осознают и принимают с огромной радостью. Посвящение проходит во время Божественной Литургии и может быть в разных храмах Екатеринбурга. Владыка благословляет сестру и освящает форму, а духовник впервые покрывает голову платом.

Победить в себе мирской дух

Некоторые сестры достаточно быстро и легко принимают форму. А у некоторых проходит привыкание, иногда даже тяжелое. Представьте себе: женщина, которая многие годы трудилась на светской работе, носила туфли на каблуках, делала макияж и маникюр, потом уверовала, дошла до мысли, что живая вера должна выражаться делами, и приняла решение стать сестрой милосердия. Хорошо, если она спокойно относится к своей внешности. Сказал ей священник приходить без косметики, и она больше не пользуется косметикой. Для кого-то это равносильно беззащитности или даже позору.

Иногда внутреннее меняется быстрее, чем внешние привычки одеваться определенным образом и ухаживать за собой. Внешнее, оставшееся мирским, отчасти защищает уже изменившееся внутреннее. И теперь от этой защиты нужно отказаться — обнаружить свои убеждения не только перед членами своей семьи и прихожанами, но и перед всем миром… Это бывает очень тяжело.

Сестры, выступающие за строгость во внешнем виде, по-своему правы. Косметика не сочетается со скромностью. Даже самый скромный макияж — это дань тщеславию. Высокие каблуки неудобны в уходе за пациентами. В конце концов, внешний вид сестры в первую очередь представляет сестричество, и уж потом выражает индивидуальность. Сестре не нужно стремиться выделиться и покрасоваться.

Строгая форма — наказание или награда?

Как-то у нас на собрании обсуждался вопрос: нужно ли надевать форму, если ты пришел на богослужение не в родной храм. В своем храме понятно — и тебя, и всех других сестер знают и особого внимания не обращают. У одних были страхи: «ко мне же будут обращаться с вопросами, а я не смогу помочь». У других были доводы аскетического порядка: «при всем недостоинстве носить звание сестры милосердия гордость и тщеславие будут серьезно атаковать, если в другой храм прийти в плате».

В итоге батюшка благословил форму носить только во время служения, на официальных епархиальных мероприятиях, когда мы представляем сестричество, а также во время богослужения в родном храме. В других случаях сестры надевают простой платочек и от обычных прихожанок ничем не отличаются. Хотя и тогда они остаются сестрами милосердия, поступающими по заповедям Божиим, готовыми прийти на помощь. То есть сестры должны ходить не перед людьми, а перед Господом.

Это правда, что сначала (на этапе привыкания) форма, скорее, бередит душу, обнаруживая скрытые в ней страсти, но потом она начинает ее беречь. Каждый раз, когда сестра надевает форму, она вспоминает, кто она и что от нее ожидают Господь и окружающие. В святцах часто можно прочитать о подвижниках, которые спали в гробах, чтобы иметь память смертную. Так и форма для сестер — это определенное напоминание, дисциплинарная помощь быть всегда в трезвении, молитве и покаянии, а не в мечтаниях и расслабленности. Форма помогает и вести себя скромно, и в конфликтной ситуации сдержаться от гнева, в ситуации дележки уступить, страждущему помочь и утешить… Ведь Бог и ближний человек всегда важнее собственных желаний и эмоций.


Традиции с 200-летней историей

Возникновение сестричеств милосердия в России связывают с именем императрицы Марии Федоровны, которая в 1803 году учредила так называемые Вдовьи дома — общества милосердия, где обитали вдовы, часть из которых поступали в разряд «вдов сердобольных», призванных ухаживать за больными.

В 1815 году Императрица собственноручно возложила на каждую сестру милосердия специальный знак отличия — серебряный крест на шейной зеленой ленте, с одной стороны которого было изображение иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а с другой — надпись «Сердоболие». Знак носился пожизненно, вне зависимости от продолжения или прекращения служения.

Все сестры носили специальную одежду. Форма сестер милосердия в разных сестричествах варьировалась, но доминировало темное платье, светлый головной убор, фартук и, конечно же, крест. Всегда подчеркивалось, что женщина, посвятившая себя служению милосердия, должна одеваться скромно, не украшаясь яркими, привлекающими внимание аксессуарами.

В XX веке форма сестер Марфо-Мариинской обители милосердия, созданной великой княгиней Елизаветой Федоровной, походила на монашеское облачение. Сохранилось следующее описание: «Одеяние сестры носят в воскресные и праздничные дни белое бумажное. Все сестры для работы носят серое бумажное платье покроя ряски, спереди зашитое наглухо и с застежкой сбоку, на руках — белые манжеты.

У крестовых сестер белые апостольники монашеского покроя и серые шерстяные покрывала, на шее кипарисовый крест на белой ленте с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Божией Матери; на обратной стороне — изображение святых жен Марфы и Марии и надпись: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; возлюби ближнего твоего, яко сам себе»… Всем сестрам при поступлении даются четки, и они обязаны ежедневно проходить одну сотницу Иисусовой молитвы; испытуемые не носят четок наружу, а крестовые, получив их вторично при посвящении, носят их открыто на левой руке…».

Современным сестричествам милосердия несколько тяжелее идти этим путем – долгим был период гонений на Церковь, когда искоренялось и уничтожалось все, что связано с православной верой. За несколько поколений в XX веке стерлись традиции милосердия. И практический опыт Императрицы Марии Федоровны и великой княгини Елизаветы Федоровны применить в новой России не сразу стало возможным. Руководителям и духовникам сестричеств, рожденным и воспитанным в советское безбожное время, нужно и самим окрепнуть и сестер-новобранцев подготовить к служению ближним, а на это требуется и время, и огромные сердечные силы.

Помоги Господи всем сестричествам нашей Русской Православной Церкви крепнуть и умножать любовь к ближним!

При подготовке материала использовались
сайты: miloserdie.ru и wmos.ru

Фоторепортаж

 

29 декабря 2016

2015

2016

2017

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс