Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (114) → Ходатай земли нашей

Ходатай земли нашей

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии Угодники Божии

Троицкое и Ирбито-Вершины. Два разных села современной Каменской епархии с такими благозвучными названиями, и каждое – со своей самобытной историей. В сегодняшнем номере их объединит высота подвига человека, о котором современное общество может не только говорить, но и обращаться за помощью духовной, не сомневаясь, что эта помощь обязательно придет.

Из истории поселка

Многие из читателей «Православного вестника», наверное, и не слышали о нашем поселке Алтынай, который находится в крайней точке Сухоложского района. А ведь когда-то он носил такое красивое название — Ирбито-Вершины, в нём был свой деревянный храм в честь Рождества Христова, где молилось местное население. Знали Ирбито-Вершины и по шахтам, где добывали антрацит (коксующийся уголь), открытый здесь в 1847 г., а также — по золотым приискам. От славной истории села остались только воспоминания, да почти высохшая речка Ирбитка.

Многим современным историкам, да и простым обывателям нашего района, известна и трагическая часть истории посёлка — в 1918 году на его территории шли кровопролитные бои. С тех пор минуло 96 лет.

Неподалеку от фундамента храма молчаливым свидетелем стоит могильный холм — в братской могиле лежат жертвы гражданской войны. Воины-красноармейцы, погибшие тогда в районе, были отмечены мемориальными комплексами, где высечены их имена. А вот «алтынайская братская могила» удостоилась быть обозначенной тремя скромными деревянными крестами лишь в 90-х годах прошлого века. И не удивительно. По воспоминаниям участников тех ужасных событий, «под станцией Антрацит и селом Ирбитские Вершины белые потеряли убитыми сто пятьдесят офицеров и более двухсот солдат».

Детство золотое и сиротское

Родился Константин Алексеев 3 ноября 1873 г. в селе Новое Камышловского уезда. Отец семейства служил псаломщиком в селе Пироговское. На следующий день после рождения, 4 ноября, младенца крестили в храме в честь Казанской иконы Божией Матери того же села. Таинство Крещения совершили священник Николай Словцов и псаломщик Стефан Капустин1, последний стал восприемником крещаемого.

Очень рано Константин лишился матери: она отошла ко Господу после рождения младшего брата. Отец перешёл служить псаломщиком в село Барабановское (это в Каменском районе). Здесь Константин провел свое детство.

В 1884 году, будучи 11-ти лет от роду, покинув родительский дом, он начал обучение в духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, а окончил — в Камышловском.

Преподаваемые науки — греческий и латинский языки, церковно-славянский, арифметика и география, катехизис и многие другие — давались нелегко. Помимо этого, тяжело он переживал разлуку с родным домом, с дорогим отцом. Благо, что вместе с ним учились старший и младший братья. Непростые обстоятельства жизни будущего священномученика в то время усугубились еще и тем, что умер его отец, и в 14 лет он остался полным сиротой.

Окончив Камышловское училище, Константин перевелся в первый класс Пермской духовной семинарии, но продолжать обучение не стал.

С двадцати лет, следуя стопами родителя, он ревностно нёс служение в качестве псаломщика в храмах Шадринского и Екатеринбургского уездов: в Покровской церкви Песчано-Калединского села (ныне Курганская область) под духовным начальством будущего священномученика Алексия Архангельского, и в Преображенской церкви Верхне-Уфалейского завода (ныне Челябинская область). Там псаломщик Константин служил с будущим священномучеником Николаем Бирюковым, который в 1919 г. был расстрелян «за чтение проповеди».

Путь к мученичеству

Получив свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, в ноябре 1897 г. в Крестовом храме Екатеринбурга Константин был рукоположен во диакона Христофором (Смирновым), епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В течение десяти лет прослужил он в Царе-Константиновском храме села Галкинское. Жители села могут с уверенностью считать его своим небесным покровителем. Печально, но храм в селе не сохранился. Также недолгое время отец Константин проходил служение в Никольском храме Верх-Нейвинского завода (ныне Невьянского района).

С 1908 по 1910 гг. он был клириком Казанско-Богородицкого храма Нижне-Исетского завода Екатеринбургского уезда.

День 14 марта 1910 г. для отца Константина был ознаменован особой милостью Божией, когда в присутствии соборного духовенства и всех предстоящих и молящихся в Крестовом храме Екатеринбурга возложением рук правящего архиерея диакон Константин был рукоположен в сан пресвитера. Он поступил на вторую священническую вакансию в Духосошественскую церковь Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. Его служение там продолжалось в течение двух лет.

13 декабря 1912 г. последовал указ о переводе священника Константина Алексеева в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда, где он прослужил до 1918 г.

«В первые дни октябрьской революции 1917 г. в Камышлове был организован городской Совет, а в течение марта 1918 г. по всему уезду образованы волостные советы. Для защиты советской власти в уезде стали формироваться боевые дружины Красной гвардии. Такая дружина была образована и в селе Троицкое...

В селе Троицкое 27 июля 1918 г. на квартиру к отцу Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы и арестовали его. Батюшку увезли сначала на станцию Богданович, где был красноармейский штаб, который располагался частью в вагонах, частью в здании вокзала. Обстановка на станции была тревожная, среди красноармейцев ходили слухи о предательстве, и их настроение менялось каждый час. Красноармейцы то бодрились, то падали духом. Мобилизованные крестьяне разбегались массово. В отдельном товарном вагоне томились заложники — купцы и священники, среди которых был, возможно, и отец Константин. Здесь же, рядом со станцией, хоронили убитых красноармейцев и командиров.

Все происходило с какой-то поразительной быстротой. У большевиков крепло убеждение, что надо уходить дальше, и в ночь на 28 июля 1918 г. станция Богданович начала пустеть. Последними ушли на север работники военных сообщений. В тот же день в село Троицкое вошли чехословацкие войска. В семь часов утра их бронепоезд в полной тишине въехал на станцию Богданович. Она была пуста, на путях стояло несколько поврежденных вагонов и валялось брошенное имущество. Красные отступили на станцию Антрацит (нынешний п. Алтынай). Отца Константина они увезли с собой».

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла на молебне перед храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года:
— Вся история Церкви — это история мученичества и исповедничества. Но совсем особым образом эта история отобразилась в жизни нашего народа в XX веке, превзойдя все примеры кровавого уничтожения наследия Христова. Нигде, никогда, ни в одной стране не было сделано то, что было сделано у нас. Для того, чтобы исторгнуть саму память, убивали священников, монахов, монахинь, верующих людей, взрывали храмы — мы знаем, что произошло и на этом месте. Кто же может доказать, что вся эта грандиозная борьба, требовавшая огромных сил — интеллектуальных, административных, военных, финансовых, — ведется против мифа? Никакой это не миф — это главный нерв истории...

Перенеся издевательства и мужественно испив свою горькую чашу до дна, оставшись верным Христу и Его Святой Церкви, настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был убит мучителями неподалеку от станции Антрацит. На тот момент любимому паствой отцу большого семейства было без малого 45 лет. На руках овдовевшей матушки осталось десять детей...

Наш святой Константин

Когда в 2006 г. меня направили в Алтынай, от знакомого священника Александра Поздеева я услышал: «У вас пострадал наш святой Константин Алексеев. Мы ездили к вам в поселок, но про него ничего не узнали», — говорил батюшка. В то время занятые бытовыми вопросами на новом приходе мы как-то не прониклись этой темой. И вот только спустя шесть лет для нас открылась важность прославления священномученика. Господь дал разным людям вне зависимости друг от друга возможность прославлять отца Константина Алексеева.

Мы не можем изменить прошлое, но мы в ответе за будущее. Многое из жизни священномученика Бог открыл нам, но еще больше предстоит узнать, может быть, не без помощи потомков десяти детей прославленного угодника Христова.

Полный текст жития священномученика
Константина Алексеева предполагается издать
отдельной брошюрой в 2014 году. Информацию
о фильме «Ходатаи земли нашей» можно
уточнить по тел.: 8 (904) 543-18-73, e-mail: bbaroev@yandex.ru


Важным документом для прославления в 2002 г. священнослужителей и мирян, павших жертвами «красного террора», явился «Помянник» — напечатанный типографским способом листок, в котором содержались фамилии трех протоиереев, тридцати двух иереев, семи дьяконов и двух верующих мирян. Позднее в документ от руки были дописаны фамилии еще четверых. В этом списке за номером семнадцать значится имя священника Константина Алексеева

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№1 (109) / 17 •апреля• ‘13

Угодники Божии

Неугасимая свеча

Алексей и Галина Коршун

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5: 14-15) …

 
Колонка редактора

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы нуждаемся в любви

Недавно в одном интервью корреспондент спросил: кто такие нуждающиеся? Обычно принято думать, что это люди, лишенные каких-либо материальных благ и нуждающиеся в особой заботе родных и близких, в опеке государства. Но ведь абсолютно каждый человек нуждается в главном - в любви…

 
Царские дни

Ведомство учреждений Императрицы Марии

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс