Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (102) → Воскресная школа: поговорим по душам

Воскресная школа: поговорим по душам

№4 (102) / 5 •октября• ‘11

Беседовала Ирина Пономарева Жизнь прихода

•В этой теме:•

Жизнь прихода
Образование. Воспитание. Просвещение.
Беседовал Олег Васюнин Жизнь прихода
Дорога к Божиему Престолу
Беседовала Елена Макеева

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 

Когда у человека возникают вопросы о том, как и для чего следует жить, почему с ним происходят неприятности, что делать, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, как выстраивать отношения с близкими, то очень важно, чтобы рядом оказался тот, кто может дать правильные и убедительные ответы и на практике показать, как себя вести в той или иной ситуации. Особенно нужно это тогда, когда человеческая личность проходит процесс становления, в детском и подростковом возрасте. Впрочем, немало нынешних родителей по своему духовному уровню тоже являются детьми или подростками, и порой даже больше нуждаются в добром совете и добром примере.

С детьми и взрослыми в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери занимается диакон Алексий Можегоров, помощник настоятеля по образовательным проектам. Нередко родители, пусть и неосознанно, стремятся переложить ответственность за духовное воспитание своих чад на кого-то другого (на воскресную школу, на батюшку, на психологов и педагогов), но в храме на Семи Ключах точно знают: без участия мам и пап ничего не получится.

Отец Алексий приглашает пришедших больше узнать о вере, о свойствах Бога, об устройстве человеческой души и вообще духовного мира. Так начинается воцерковление взрослых, а затем и детей. Впрочем, бывает и так, что дети приходят в воскресную школу первыми, а за ними подтягиваются их мамы и папы.

А как отец Алексий сам оказался в этом храме и стал диаконом?

Диакон Алексий Можегоров: – В наш храм я пришел в студенчестве. Прежде я бывал в другом храме, но потом вслед за одним моим знакомым пришел сюда, в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах. Когда речь шла о каких-то практических вещах – побывать на богослужении, увидеть христианскую жизнь в будни и праздники – мой знакомый приглашал меня, конечно же, сюда, ведь он тогда уже трудился здесь.

Когда я ехал в храм на Семи Ключах впервые, то заблудился… Зима, на улице темно и неприветливо. Но такое впечатление быстро развеялось в уютной домашней обстановке прихода. Раньше храм находился в пансионате для престарелых, это был домовый храм, и складывалось ощущение, что ты просто пришел к кому-то в гости. Обычное помещение – без куполов, без высоких сводов, без стрельчатых окон, люди в тапочках стоят… Атмосфера походила на самую обычную и привлекла меня своей простотой. Я начал ходить в молодежный клуб, где можно было пообщаться со священником тоже в обычной, домашней обстановке – такая форма миссионерства.

Когда я поступил в аспирантуру (учился в УрГУ на физическом факультете), то у меня появилось много свободного времени, которое можно было организовывать по своему усмотрению: хочешь – книжки читаешь, а хочешь – на богослужение идешь. Я стал чаще бывать в храме. Годы аспирантуры стали временем самоопределения – идти в науку или связать свою жизнь с Церковью. Я все больше видел, что в храме мне нужно быть обязательно, а университетская жизнь отходила на второй план. Потом почувствовал, что мне не хватает моего образования, и по предложению нашего настоятеля отца Андрея Канева поступил в семинарию на заочное отделение. Проучившись некоторое время, параллельно помогая на клиросе, в воскресной школе, я понял, что мне не хватает не только образования, но и вообще жизни в храме, а вот в университете можно дальше не жить. Физика стала делом, которое совершается почти в последнюю очередь, и на первый план вышла воскресная школа. В течение последних четырех или пяти лет это мое основное занятие в приходе.

Аспирантуру отец Алексий окончил успешно, диссертацию защитил, и теперь он полностью отдает свое время приходу. Он организует работу преподавателей воскресной школы, помогает родителям в обучении детей.

д.А.: – Работа воскресной школы началась еще тогда, когда храм располагался в доме престарелых (кстати, грядущий учебный год у нас в школе, оказывается, юбилейный! Десятый!). Места было очень мало, и одно время мы занимались с ребятами вообще на лестничной площадке. Было три группы детей, которые по очереди приходили на урок: пока одни изучают Закон Божий, другие гуляют на улице. У нас была одна парта, и не было ни доски, ни каких-либо приспособлений для учебного процесса. Тем не менее, занятия шли. Мы изучали церковно-славянский язык, Закон Божий, благочестие.

Уже тогда стало понятно, что силами одних только преподавателей тут не справиться, и нужно серьезное участие родителей. Стараясь привлечь родителей к занятиям с их детьми, мы предпринимали многие и различные меры. Например, я стал выдавать задания мамам и папам, чтобы они вместе с детьми их выполняли, а потом в классе мы с ребятами только проверяли результат. Участие родителей и даже их ведущая роль – это основной принцип нашей воскресной школы. Не все родители смогли успешно организовать учебный процесс, но нашлось несколько человек, которые стали нашими постоянными преподавателями.

Так или иначе родители участвуют в жизни школы: одни уроки проводят, другие готовят с детьми праздники, третьи паломнические поездки организуют, четвертые летний лагерь устраивают... Важной частью работы являются родительские собрания, на которых мы обсуждаем, как можно реализовать возникающие в головах родителей и преподавателей идеи, согласовываем учебные программы разных предметов, готовим праздничные мероприятия. У некоторых наших педагогов есть подходящее образование: один человек окончил факультет теологии в РГППУ, еще двое осилили учительскую семинарию, которая как раз и занимается подготовкой учителей воскресных школ. Еще два человека сейчас там учатся. Учительская семинария помогает систематизировать родительские знания, согласовать педагогические стремления человека с его христианским опытом.

Важным направлением деятельности воскресной школы являются утренники, на которых ребята могут познакомиться друг с другом. Некоторые вообще пришли в храм, в воскресную школу благодаря таким праздничным мероприятиям. Да и в самой воскресной школе погружение в Православие происходит постепенно: есть такие ребята, которые сначала ходят только на рукоделие, потому что слушать Закон Божий им еще не интересно. А вот когда они сделают своими руками ангелочков, у них возникает вопрос, что же это за существа, появляется интерес, и тогда они остаются и на другие занятия.

Способом воцерковления становится совместное пребывание с теми детьми, которые уже что-то знают о Боге, ходят в храм, приступают к Таинствам Церкви. Глядя на них, новички тоже хотят быть похожими на христиан, узнают, что для этого нужно меняться, например, отказавшись от компьютерных игр. Так дети знакомятся с основами аскетической традиции, берут на себя маленькие посильные подвиги, учатся борьбе со страстями.

Однако, одной только воскресной школы иногда оказывается мало для того, чтобы ответить на все вопросы ребят, чтобы дать им пример доброго поведения. Ведь бывает так, что в храме – одно, а дома, если родители пока еще не исправляют усиленно свою жизнь – совсем другое. В такой ситуации сложно применить полученные знания на практике. Поэтому у нас существует летний лагерь. Это хорошее подспорье для тех, кто не имеет опыта христианской жизни.

Жизнь в лагере складывается из нескольких видов деятельности: это совместный труд на храмовой территории, самостоятельное приготовление пищи, паломнические поездки, беседы на духовные темы и, конечно же, участие в богослужениях.

Больше всего времени отводится на труд. Под руководством взрослого человека дети осваивают новые виды деятельности. Многие школьники ходят в разные кружки – танцевальные, спортивные, художественные, но когда речь заходит о бытовых навыках, то оказывается, что они не умеют чистить картошку или просто не привыкли принуждать себя к малоинтересной, но нужной работе, вроде собирания разбросанных вещей.

И вот мы в лагере пытаемся приобщить их к труду. Например, дежурные сами готовят обед. Во-первых, им приходится пропустить интересную поездку, они весь день трудятся, варят, накрывают, сами кушают в последнюю очередь – учатся самопожертвованию. Во-вторых, не всегда получается вкусно, и тогда все ребята тренируют свои христианские качества – потерпеть, смириться. Из других видов труда у нас традиционно практикуется уборка территории храма и близлежащего леса.

Что касается поездок, то, как правило, мы пытаемся сочетать полезное и интересное: посещение храмов чередуется с познавательно-развлекательными мероприятиями. Например, однажды ребята ездили в Верхнюю Пышму, где не только побывали в храме Успения Пресвятой Богородицы, но и посетили музей военной техники под открытым небом, узнали немного о военной истории нашей страны, полазили по пушкам. Традиционно мы ходим пешком в монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

Важным элементом жизни лагеря являются духовные беседы. Хоть и нечасто, но приходит священнослужитель, который проводит беседу и отвечает на вопросы детей. В этом году ребята задавали мне очень серьезные вопросы. Например, что будет с хомячком после смерти, можно ли девочке дружить с мальчиком, нужно ли для этого благословляться у священника. Отдельную беседу мы посвятили обсуждению ругательств и вообще манерам общения.

Когда у ребят нет доверительных отношений с родителями или те просто не знают ответов на возникающие у детей вопросы, то здесь и приходят на помощь священнослужители. Кроме того, важно ответить на возникший у ребенка вопрос сразу, пока он еще интересен и актуален, а не когда у родителей появится время или когда воскресная школа по плану дойдет до этой темы.

За счет того, что лагерь работает длительное время, есть возможность получше узнать детей, вскрыть какие-то проблемы и начать их решать. Например, на второй неделе ребята уже устают друг от друга, от работы, от поездок – все это проходит по одной схеме, и тогда начинается настоящая работа над собой – переступить через себя, через силу потрудиться, потерпеть сверстников (уже поднадоевших).

Очень важно прививать детям терпение, выносливость, ведь во всякой работе нужно уметь понуждать себя.

Особенностью работы с детьми в приходе Владимирской иконы Божией Матери является наличие индивидуальных занятий. В детском и подростковом возрасте важно, чтобы был человек, с которым можно наедине обсудить имеющиеся проблемы. Уже в школе многие родители начинают отправлять своих детей к психологам, однако, для того, чтобы состояние по-настоящему изменилось, нужна квалифицированная духовная помощь, работа, направленная на возрождение души, на борьбу со страстями.

д.А.: – Изначально занятия по типу репетиторства появились в связи с тем, что приходили ребята, которые не вписывались ни в одну из групп – они сильно отстали от своих сверстников, а с малышами им было уже неинтересно. Тогда мы начали проводить индивидуальные занятия, чтобы ребята догнали программу и присоединились к классу. Оказалось, что такие встречи очень продуктивны, и нередко они продолжаются и после того, как упущенное наверстано. И тогда работа эта выходит далеко за рамки репетиторства.

Плюсом систематических индивидуальных занятий является то, что на них ребята задают те вопросы, которые их сегодня интересуют, но которые могут быть неинтересны остальным. Эти вопросы часто носят личный характер и в группе вообще не могут обсуждаться. Кроме того, задать их родителям не всегда удобно. А здесь, в храме, есть близкий человек, у которого можно все спросить. Ведь зачастую бывает так: в воскресной школе проходят, например, устройство храма, а ребенок занят мыслями о вчерашней драке – как ему следовало поступить, что делать с имеющимся конфликтом. И нужно разбирать сегодня с ним именно эту ситуацию.

Помимо этого, нужно разговаривать о Таинствах, что в классе тоже бывает неудобно. Как готовиться к Таинствам? Зачем они нужны? Что они значат? Многие вопросы нужно разъяснять лично, индивидуально. Бывает, что ребенок еще маленький, а у него в душе уже чего только ни намешано: например, родители приучили его к оккультизму, или он верит в приметы, или он монстров считает добрыми духами.

Может ли такой ребенок причащаться? Будет ли ему это во оставление грехов и в жизнь вечную? А такое бывает часто – дети приходят с неправильными понятиями, зараженные всякими ересями, современными гадостями, телевизором, компьютером, самыми разными пристрастиями. У некоторых детей это проявляется даже в большей степени, чем у взрослых. И пока все это в воскресной школе прояснится, ребенку что, без Таинств жить? Конечно же, нет.

Поэтому мы и проводим индивидуальные занятия. Наедине разговор идет быстрее, если что-то непонятно, то это сразу выясняется. Бывает, что после таких бесед за детьми в храм приходят и родители, и для них уже проводится взрослое наставление.

Вот такая серьезная работа по воцерковлению детей и их родителей проводится в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. В центре воспитательного процесса – не развлечение или загрузка знаниями, а внимание к собственно духовной стороне личности, к приобретению аскетических навыков. Осознанное участие в церковной жизни предохраняет от выпадения из храмовой среды, что так часто грозит подросткам. Время взросления и поиска не проходит впустую, а становится периодом настоящего духовного возрастания и устремления к Богу.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

•В других номерах:•

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Жизнь прихода

Нельзя оскорбить Бога отказом

В подготовке материала принимали участие Олег Васюнин, Ольга Морозова, Ксения Кабанова

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Беседовала Ксения Кабанова

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Богородице-Казанская

Авторы: Олег Васюнин, Ольга Морозова

 
Жизнь прихода

Дорога к Божиему Престолу

Беседовала Елена Макеева

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  Своей удивительной историей прихода к вере c нашим корреспондентом поделился священник прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери отец Валерий Мартьянов.

 
Жизнь прихода

Скрипка. Колокол. Жизнь.

Беседовала Наталия Евстюгина

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  Александр Шахов родился в 1995 году в Екатеринбурге. С пятилетнего возраста занимается скрипкой, окончил музыкальную школу.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс