Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №11 (88) → «Ребенок не должен жить на улице»

«Ребенок не должен жить на улице»

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Милосердие

Конечно, когда мы говорим о бездомных, сразу встают перед глазами строки из Евангелия: «Просящему у тебя дай и от желающего занять у тебя не отвращайся».

И вот мы видим этих бомжей — грязных, неумытых, но, в то же время, это же живые люди, и они страдают у тебя на глазах. И, конечно, ты себе очень сильно повредишь, если будешь с ожесточенным сердцем их обходить стороной. Это дело понятное. Но сразу встает другой вопрос. Если каждый человек будет знать: стану бомжом — точно не пропаду, мне не дадут пропасть христиане — что из этого получится?

Из этого получится полное усиление общественной безответственности. А у нас и так на каждом шагу, во всех областях жизни — вопиющая безответственность. Так что есть много разных сторон у этой проблемы. Мы у себя в монастыре различными способами пробовали как-то поучаствовать в жизни людей бездомных. Для себя я сделал вывод: образец самой доброй и действенной помощи преподал нам святой Иоанн Кронштадтский, создав «Дом трудолюбия». Вот лишился ты жилья, работы, потерял себя — приходи в «Дом трудолюбия». Заметьте, не «милосердия», а «трудолюбия». А там — живи по уставу: не пей, не кури, трудись на производстве, и всегда у тебя будет койка, тумбочка и тарелка — не пустая. Не будешь жить по уставу — до свидания.

Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря Понятное дело, что у тебя уже есть целый ряд сложившихся дурных привычек, и ты чувствуешь: «Я с этим не справлюсь». Чтобы совладать со всеми этими недостатками, нужна исповедь, нужно Причастие, нужна молитва. Ты попал в благодатный оазис, но и в нем ты уцелеешь, только если будешь пребывать в молитве. В результате человек, с одной стороны, упорно трудится, с другой стороны, он обретает человеческое достоинство.

Мы пробовали найти заинтересованных людей, которые могли бы вложить свои силы и средства в создание такого «Дома трудолюбия». Вряд ли он будет самоокупаемым — конечно, понадобятся какие-то постоянные вложения. Но это — наиболее значимый проект, это — самодостаточный цикл. Человек в этом процессе находит труд, молитву, спасительное жизненное делание. Он может в «Доме трудолюбия» находиться до конца дней своих, или, возможно, за его пределами как-то устроить свою жизнь, получить образование, найти работу, позволяющую содержать свое собственное жилье и жить уже своей головой. А такие дела, как автобус милосердия — это очень хорошо, что есть люди, которые бездомным сострадают и готовы им помогать не только словом, но и делом, они не брезгуют, они трудятся — но это проблему решает лишь в какой-то ее части. Если, например, сломал бомж ноги и никуда его не берут — куда он денется? Автобус не будет ведь возить его целыми днями, и не каждая больница его возьмет.

Порой христиане звонят и говорят: — Отец Флавиан! У нас возле детской площадки бомж лежит, не знаю, что и делать! Булку хлеба ему подали — он поблагодарил, сказал, что ноги у него отказали. Я в «скорую» звоню — там отказ, в милицию — там тоже отказ. Отец Флавиан, пожалуйста, сделайте что-нибудь! — А почему вы за этого человека беспокоитесь? — Так он же лежит на снегу, он пропадет! — А почему вы думаете, что он пропадет? Он не пропадет, у него есть вы. Примите его в свой дом, окажите ему помощь. — Ой, как же это? — Ну, вот видите, вы к этой ситуации не готовы, а на меня стремитесь ее переложить, хотя сами можете оказать человеку вполне реальную помощь.

Такая вот проблема. Так что без «Дома трудолюбия» нам не обойтись. Как сказано в одном из апостольских посланий: «Страннолюбия не забывайте». Правда, странниками в апостольские времена были путешественники, которые пускались в путь пешком, а не иначе, из-за недостатка средств, и которые надеялись на гостеприимство местных христиан. Но, тем не менее, мы и в более поздних по времени житиях святых можем читать, что о таких страдальцах люди заботились.

Единственное, в чем я твердо убежден: ни в коем случае нельзя подавать милостыню детям-бродягам. Ни покормить, ни хлеба дать, ни конфеток, ни денег — ничего. Настоящая помощь в данном случае — вернуть ребенка в семью либо определить на государственное обеспечение и воспитание. На первый взгляд такая позиция выглядит очень жестокой.

Но, знаете, надо быть добрым, а не добреньким, это — разница. Потому что за этой «добренькостью» скрывается большое зло. Ребенок не должен быть и жить на улице. В некоторых американских штатах действует закон, по которому, если ребенок младше 13-ти лет прибудет в школу один — не в сопровождении родителей и не на школьном автобусе — местные чиновники будут всерьез разбирать эту ситуацию и, если усмотрят в ней вину родителей, дело будет передано в суд. Чем такие законы продиктованы? Стремлением оградить ребенка от влияния улицы и от влияния каких-то центробежных сил в нем самом.

Дети все время должны быть под присмотром, все время должны получать воспитание и образование. На улице — ни образования, ни воспитания, начинается обратный процесс, деградация. Чем обусловлена возможность находиться на улице для ребенка? Нашей неосмотрительной «добротой». Если ребенок найдет на улице шанс подзаработать — на рынке, у частников, не дай Бог, попадет в руки злонамеренных людей, детьми торгующих или займется воровством — он домой еще долгое время не вернется. А на первом месте из возможностей добывания денег — попрошайничество. Тут же и дурная компания найдется, и деградация личности начнется — а всему виной наше попустительство. Украл ребенок — ладно уж, это он по озорству! Попрошайничает — ну, как же не подать денежку или булочку? А вместе с ними — возможность для ребенка не получать образование и не получать воспитание.

Деградация его ждет неминуемо, из такого ребенка вырастет именно бомж. Тем больше вины и греха на нас, которые в этом ему помогли. Со взрослым человеком все более понятно — он сам себе режиссер, сам строит свою жизнь. С ребенком — не так, за него мы все ответственны и он должен получать образование и воспитание — это и его права, и его обязанности.

 

•В других номерах:•

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Милосердие

Материнство - счастье или труд?

Полина Митрофанова

День матери, который в этом году мы отмечали 30 ноября, стал еще одним поводом для размышлений о том, что же такое — материнство.

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Милосердие

Не бойтесь открыть свое сердце

Полина Митрофанова

Современное общество (особенно в мегаполисах) устроено так, что люди словно ходят в панцире психологической защиты. 

 
Милосердие

«Бездомные — следствие разрушения наших семей»

Прежде всего, мы как христиане должны оказать первую помощь бездомному, если мы видим, что он замерзает зимой, или даже в летнее время голоден и раздет.

 
Милосердие

«Поможем ближнему — спасемся сами»

Тема эта кажется неоднозначной только потому, что мы — христиане — неоднозначно понимаем тему милостыни. На самом деле, тема эта, скорее всего, очень простая, а мы ее по-человечески усложнили, надумали, напридумывали себе.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс