Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Протоиерей Вячеслав Зайцев «Наша главная задача – привести людей к Богу»

Протоиерей Вячеслав Зайцев «Наша главная задача – привести людей к Богу»

Главный человек в любом приходе – настоятель. Он отвечает за решение множества проблем – как духовных, так и материальных. Он настраивает священнослужителей и прихожан на определенный лад и формирует атмосферу, царящую в приходе. Поэтому знакомство с приходом во имя святого праведного Симеона Верхотурского мы начнем с беседы с его настоятелем, протоиереем Вячеславом Зайцевым.

Отец Вячеслав, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере, как стали священником.

Крещен я был еще в детстве – это заслуга моей бабушки. Она же прививала мне православную веру. Мы жили в поселке Лёвиха, расположенном в 30-ти км от Невьянска. В Лёвихе церкви не было, и потому мы с бабушкой ездили в храм святителя Николая в село Николо-Павловское (это было не близко -надо было ехать на электричке около часа, затем минут тридцать идти пешком). Так что можно сказать, что верующим я был с раннего возраста.

По окончании школы я ушел в армию, затем поступил в медицинский институт. Будучи студентом, ходил в Иоанно-Предтеченский храм. Этот храм был единственным действующим у нас в городе. Ходил туда и молился, как мог, как умел. И, бывая в других городах, всегда заходил в церковь, молился, ставил свечи перед иконами святых Божиих угодников. Вел самостоятельную духовную жизнь, т.е. ни у какого духовника не окормлялся.

Во время учебы в институте женился. Матушка у меня тоже врач. У нас двое детей – Василий и Наталья. Сейчас они, конечно, уже взрослые. Оба окончили университет, работают. Оба люди верующие. Дочь Наталья руководит детским церковным хором на приходе, преподает музыку. Матушка Вера возглавляет церковно-приходскую школу. Но это сейчас.

А тогда, в конце восьмидесятых – начале девяностых годов мы с матушкой ходили в разные храмы – в том смысле, что храмов в городе было мало, и мы обязательно посещали каждый вновь открывавшийся храм – Вознесенский, храм Александра Невского в Зеленой Роще, храм Всемилостивого Спаса на Елизавете. Потом мы прослышали, что настоятель храма при областной психбольнице – врач. А коли и мы с матушкой врачи, решили, что будем ходить туда, в храм святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Храм действовал в небольшом приспособленном помещении, но по воскресным дням он всегда был полон. Настоятель храма отец Димитрий (Байбаков) был тогда еще совсем молодым батюшкой. В Пантелеимоновском храме я узнал и отца Владимира Зайцева, и отца Евгения Попиченко – оба они тогда служили алтарниками и принимали активное участие в жизни прихода.

Отец Димитрий предложил мне стать ставленником – то есть, готовиться к принятию священного сана. Я удивился, тем более что в то время у меня были проблемы со здоровьем, ноги у меня больные, я еще тогда с палочкой ходил. Я решил, что подумаю, но не предполагал, что все может произойти очень скоро. Буквально через неделю, после воскресной службы отец Димитрий сказал, что Владыка Никон благословил мне быть ставленником. В течение трех месяцев свободное от работы время я проводил в храме (работал я тогда доверенным врачом Министерства атомной энергетики и промышленности). Конечно, было непросто всему обучиться за столь короткий срок. 10 февраля 1995 года по представлению отца Димитрия (Байбакова) я был рукоположен во диаконы и направлен на сорокоуст в мужской монастырь Всемилостивого Спаса. После этого я вернулся на приход. 30 июля 1995 года по представлению игумена Авраама, тогда настоятеля Спасского монастыря, меня рукоположили во священника, и я был направлен для служения в АлександроНевский собор женского монастыря.

Так началось мое служение. Но первые шаги были сделаны в Пантелеимоновском храме. И первый человек, который предложил мне стать священником, был отец Димитрий (Байбаков). Я ему за это очень благодарен.

Как на веру в Бога повлияла Ваша медицинская специальность? Казалось бы, медицина изучила человека до винтика. Благодаря анатомии известно, какие клетки где находятся, как работают. Говорят даже иногда, Вы уж простите, что медики – циничные люди.

Совсем все не так. Наоборот, врачи, как правило – это очень чуткие в большинстве своем люди. Потому что они знают, что такое человеческое страдание больше, чем кто-то другой. Во сто крат больше. Я помню себя, когда был молодым доктором. Работал на разных должностях, помногу дежурил. Сколько страданий проходит через сердце врача! Вы что, думаете, что так просто вытащить больного из тяжелейшей ситуации, и это не оставит в душе никаких следов?

Да нет же, врач переживает точно так же, как и родственники, если порой не больше. Потому врач – это, с одной стороны, обычный человек, а с другой стороны, он знает столько страданий человеческих, сколько не знает никто в этом мире. И видя, как страдают люди телесно, он глубоко понимает и страдания духовные. Поэтому не редкость, что врачи, особенно всерьез познавшие уже, что такое медицина и врачебная практика, становятся священниками.

А когда в Вашей жизни возник СвятоСимеоновский приход? Он уже действовал к тому времени, или Вы были в числе его строителей?

Мне посчастливилось участвовать в создании этого прихода. В начале 2000 года, по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, я со своими духовными детьми приступил к строительству деревянного храма во имя святого праведного Симеона Верхотурского в поселке Совхозный г. Екатеринбурга. На постройку ушло, по милости Божией, меньше года. Уже 16 декабря 2000 года Владыка Викентий освятил этот храм. Но строительство на этом не закончилось, и в 2002 году в приходе был освящен еще один деревянный храм – во имя святого блаженного Косьмы Верхотурского.

Свято-Симеоновскому приходу исполнится в наступившем году 10 лет. Наверняка, за этот немалый срок у вас сложились свои традиции, сформировались какие-то особенности.

Особенности нашего прихода очевидны. У нас два деревянных храма, они выстроены в старорусском стиле. Поэтому «за глаза» нас иногда называют «Скит праведного Симеона». Внешне, может быть, и похоже, а внутренне – обычный православный приход. Правда, у нас есть еще одно народное название – Малое Верхотурье.

Есть у нас святой целебный источник, освященный Владыкой. Мы его называем Симеоновским. Пользуется он, выражаясь по-светски, популярностью, приезжают люди со всех концов не только города, но и епархии, и даже из других епархий. Например, достаточно часто бывают паломники из Челябинской епархии. Там почитают праведного Симеона Верхотурского, в каждом храме есть его икона или придел во имя этого праведника. И вот челябинцы узнали о нашем приходе и приезжают к нам. Как я уже сказал, людей приходит очень много. Случаи исцеления мы не сразу начали записывать, но сейчас я благословил, чтобы все они фиксировались в соответствующем журнале. Мы записываем там фамилию человека, место проживания, что было и что стало: исцеления есть, и улучшения состояния здоровья тоже есть. Это радует.

Почитание святых Царственных Страстотерпцев также можно назвать одной из наших особенностей. В нашем иконостасе есть икона святых Царственных Страстотерпцев, которые как бы олицетворяют всех новомучеников российских. Матушка Вера Зайцева много времени уделяет вопросу распространения знаний о Царской Семье. И в нашем духовном центре, в одном из классов, сделана большая фотоэкспозиция «Романовы на Урале». Матушка не только сама проводит беседы, экскурсии для паломников, но и подготовила из клира нашего, из преподавателей воскресной школы несколько человек, способных проводить экскурсии.

И еще одна особенность – видите, как у нас тихо, спокойно, птички поют. Вроде бы, мы находимся в городе, но при этом вдали от всякой мирской суеты. Это, конечно, тоже привлекает прихожан, и нам всем приятно здесь находиться во всех отношениях. Как, наверное, во всяком приходе, у нас есть библиотека. Есть и своя просфорня. Таким образом, мы как бы самодостаточны. Раньше приходилось просить просфоры то в одном храме, то в другом. Конечно, никто не отказывал, но и радости особой по этому поводу тоже не было. А сейчас мы уже более чем полгода выпекаем просфоры сами.

А в остальном мы такие же, как все православные приходы, не лучше и не хуже. Обычаи в нашем приходе такие же, как и во всяком православном приходе и во всяком православном храме. Обычаи у всех православных одни. Одни и те же праздники, одни и те же чаяния и заботы. У меня как у настоятеля городского храма и одновременно настоятеля храма в глубинке, на окраине нашей епархии, задачи одни – это привести людей к Богу, постараться сделать их настоящими православными людьми, дабы они обрели спасение. Вот наша главная задача.

Батюшка, в ночь на 1 февраля 2009 года в Вашем приходе произошел пожар. Что можно сказать об этом сейчас, год спустя?

Это было потрясением, ударом, но с Божией помощью, с помощью добрых людей – и прихожан, и, казалось бы, посторонних - за три месяца мы все восстановили. Слава Богу! А те, кто поднял руку на Божий храм – не знаю, как им живется с таким багажом. Бог им судья, перед Ним они, конечно, ответят. Пожар был достаточно мощный. Злоумышленниками был подожжен Духовнопросветительский центр. Слава Богу, люди, живущие по соседству, вовремя заметили пожар и дали нам знать. Храмы не пострадали, но сгорели классы на первом и втором этажах и крыша библиотеки.

Это пришлось на день интронизации святейшего Патриарха Кирилла, а уже к Пасхе мы все восстановили с Божьей помощью. Здесь я, конечно, очень благодарен всему нашему приходу и всем людям, которые нас поддержали – присылали деньги на электронный адрес, приходили, приносили то, чем могли помочь. Валерий Петрович Топорков, заслуженный артист России и наш прихожанин, силами артистов Театра Эстрады устроил там благотворительный концерт, и это нам очень помогло. И мы из своих скромных средств помогли еще храму Николая Чудотворца, который тоже претерпел от зла, от тех же людей, которые подожгли нас. Свято-Никольскому храму мы постарались помочь, потому что знаем по себе, насколько это тяжело – все восстановить.

Что интересно, денег нам хватило на все. Мы возместили не только строительные работы – мы купили такую же аппаратуру, которая была до пожара, даже еще лучше. И музыкальные инструменты нам люди принесли. И буквально последний рубль мы потратили на то, чтобы покрасить наши храмы.

В классе на первом этаже во время пожара висела ковровая икона Спасителя; то, как она обгорела – это чудо, по-другому не скажешь. Вся стена сгорела, а образ, висевший в центре, обгорел только по краям, и Лик не был затронут огнем. Потом по благословению нашего Владыки мы поместили опаленную икону в киот, освятили и повесили в храме святого блаженного Косьмы. С благословения правящего архиерея я составил молитву, читаемую перед этой иконой. Люди любят этот образ, приходят к нему, молятся. В основном здесь звучит молитва перед Господом тех, кто претерпел какое-то зло.

Такие чудеса Господь посылает, наверное, для нашего укрепления в вере? Или для того, чтобы через них призвать к себе людей неверующих?

Чудо порой бывает подспорьем для уже верующего человека. Представьте, у нас посреди зимы вырастет пальма на церковном дворе. Верующий человек скажет: «Да, все возможно по воле Божией». А неверующий человек скажет: «Да, какието изменения произошли в земной коре, что-то сместилось, какие-то теплые течения прошли, поэтому пальма и выросла». Человек, который расположен к вере, воспримет этот факт как Божье чудо, которое лишь подтвердит его веру. А человек неверующий будет искать тысячи объяснений, только Бога видеть в этом не будет. Вот в чем дело. Поэтому нужно относиться к этому таким образом: есть чудеса – прекрасно, а нет – тоже Слава Богу. Сам человек, самая жизнь человеческая – разве это не чудо? Все, что нас окружает – деревья, небо, которые мы видим, и леса, моря – разве это не чудо? Кругом чудо Божие, все это от Господа. Просто Его чудеса надо видеть. Видит их верующее сердце. А неверующее сердце остается в неведении – будем надеяться, до поры, до времени.

Насколько я знаю, еще до пожара в приходе собирались строить каменный храм – более просторный и более надежный.

Да, каменный храм более надежен во всех отношениях. Это – одна из причин необходимости постройки такого храма. Кроме того, приход растет, и в скором времени будет тесно. Ведь вместимость храма определяется по праздникам – как он заполняется на Пасху или на Рождество. На праздники наши храмы заполнены прихожанами практически полностью.

200-250 человек вмещает храм блаженного Косьмы, но этого недостаточно. Конечно, мы желаем построить храм на 400-500 человек. Смотрим в будущее. Разрастается и поселок Совхозный, где мы находимся, и город сюда придвигается очень близко. Новый район Академический рассчитан на 300 тысяч жителей. Будут и там храмы, но наш среди них будет старейшим, и люди все равно будут интересоваться нашим приходом. Ну, и каменный храм – это навечно, если не повторятся, не дай Бог, тяжкие времена. Поэтому желание, чтобы Православие утвердилось в этом месте навсегда, и подвигает нас к строительству каменного храма.

Вы – пишущий священник. Расскажите, пожалуйста, о Ваших книгах.

Может быть, про книги – это громко сказано. Где-то с 2000 года в нашем епархиальном издательстве выпускались мои брошюры. А потом они сложились в три небольшие книжки. Одна книжка вышла под названием «Слава Богу за все!»; вторая

– «Святыни Свято-Симеоновского прихода»; третья – «Когда душа плачет». Все вместе они стали разделами книги «Духовный сборник».

В минувшем году вышла в свет еще одна моя книга. По сути, это переиздание «Духовного сборника» с некоторыми, довольно значительными, дополнениями. К уже названным разделам добавились «Духовные размышления», избранные проповеди, а также интервью журналу «Православный вестник», опубликованное в вашем издании в 2008 году. Название этому сборнику дала самая первая моя книга «Слава Богу за все!».

О чем эти книги, и на какого читателя они рассчитаны?

Они для широкого круга читателей. Скажем так, нравственно-богословской тематики. Назову некоторые главы и вопросы, которые там разбираются. «Семейные нестроения» – речь идет о различных проблемах, возникающих в семьях на почве религиозных разногласий. Как воспитывать детей, когда брак заключен между людьми разных конфессий? Какие бывают осложнения в этой ситуации и как их преодолеть? Есть глава «Ваш духовный наставник», где я рассматриваю взаимоотношения духовника и православного христианина. Как нужно строить эти отношения, чтобы для прихожан была максимальная польза? Есть глава о духовной прелести, построенная, в основном, на основе «Аскетических опытов» епископа Игнатия (Брянчанинова). Я думаю, что эти книги вызывают некоторый интерес у людей. По крайней мере, судя по тому, как расходился тираж. Поэтому у меня есть надежда, что мои скромные труды принесут духовную пользу прихожанам.

А как родился замысел этих книг? Было много соответствующих вопросов прихожан?

Да, замысел возник из духовной практики. Возникла необходимость в печатной форме ответить на интересующие людей вопросы. Мы ведь знаем силу печатного слова. И мы, духовенство, должны использовать все возможности для проповеди веры Христовой.

Батюшка, на сайте Фонда «Город без наркотиков» есть благодарность в Ваш адрес. Расскажите об этом, пожалуйста.

Просто мы проповедуем здесь, на приходе, здоровый образ жизни. И наша молитвенная помощь содействует Фонду в борьбе с этим злом.

Знаю, что Вы духовно окормляете сотрудников управления конвоирования.

Да, я их давно уже окормляю, лет восемь, а, может быть и больше. Это люди, которые занимаются транспортировкой заключенных до мест назначения. Работа у них, сами понимаете, тяжелая. Поэтому вопросов возникает много. По мере возможности пытаюсь им помочь.

Еще прочитал, что в местной поселковой библиотеке силами прихода организована православная полочка.

Наша воскресная школа сотрудничает с библиотекой. Для местных жителей мы организуем праздничные концерты и духовные встречи. И по мере возможности пополняем нашу православную полку новыми книгами и православной периодикой.

За счет этого пополняется и число Ваших прихожан?

Я бы так не сказал. Где-то половина прихожан у нас местные, жители поселка Совхозный. Другая половина – приезжие из различных районов города.

Ваша церковно-приходская школа вела переписку с мамой Евгения Родионова, в приходе была оформлена посвященная ему выставка.

Женя Родионов – воин-герой, который погиб при защите своего Отечества. Мы служим по нему панихиды, молимся за него, чтобы Господь даровал ему Царствие Небесное. Не подумайте только, что мы его пытаемся в обход Священного Синода канонизировать. Нет, мы относимся к нему, как к воину-герою. Чтобы в дальнейшем наши мальчишки не боялись служить в армии, чтобы было с кого брать пример в деле защиты Родины.

Воспитание подрастающего поколения – это вообще на сегодняшний день вопрос насколько важный, настолько же и сложный.

Это так. Я только что в проповеди говорил об этом. Сейчас есть возможность изучать в школе основы православной культуры. Но нас пытаются убедить, что школьникам четвертых классов нужны в первую очередь предметы «Светская этика» и «Основы мировых религий». Представляют число детей, пожелавших изучать Православие, меньшим, чем на самом деле.

Рядом с нами расположена школа № 55. В церковно-приходской школе занимается около 60-ти учеников этой школы – это уже далеко не 20% от числа школьников. Что-то подобное было, по-моему, в Ставропольской епархии. Когда пересчитали количество желающих, оказалось, что изучать основы православной культуры хотят 75% учащихся. Я думаю, что и у нас таких не меньше.

Церковно-славянский язык, который является предком русского языка – кто его нам дал? Православные монахи Кирилл и Мефодий! И первые школы были в монастырях. Наша страна стала государством, цивилизованным государством, благодаря православной вере. И вдруг отказаться от того, с чего начиналась Россия – по меньшей мере, это неуважительно. Даже по отношению к себе. Мы стесняемся сказать, что мы – русские, потому что боимся обидеть кого-то; стесняемся сказать, что мы – православные, опять же, боясь кого-то обидеть!

Да никого мы не обижаем! Мы не мешаем другим конфессиям, но и свою веру православную мы в обиду не дадим. Православие – стержень нашего государства. Есть Православие – есть государство. Не будет Православия – и государства не будет. Я убежден в этом.

Беседовал Олег Васюнин

•Фоторепортаж•

 

•21 •февраля• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс