Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (79) → Встреча с Богом

Встреча с Богом

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Ксения Возгривцева Простые вопросы

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Для христианина встреча с Богом — это самое желанное. Христианин вне Бога не живет, и поэтому она для него жизненно необходима. Как и когда происходит эта Встреча? Как к ней подготовиться?

Помните, в Евангелии есть сюжет, который так и называется — «Встреча», «Сретение»?

Существовал обычай, согласно которому первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу, родители его отдавали для служения при храме. Когда же для этого служения было выделено отдельное колено Левитов, этот закон несколько изменился. Родители приносили в храм выкуп за своего ребенка. Каким будет выкуп — деньги, тельцы или птенцы голубей — зависело от состоятельности семьи. Кроме того по закону Моисееву (Лев. 12) родившей женщине в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Итак, на сороковой день по Рождестве Христовом Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Праведный Симеон входил в число семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 годы до Р. Х.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и дошел до того места, где написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил», то он засомневался. Как дева может зачать? Он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. И только кисть его была занесена над бумагой, явился Ангел и укорил его за сомнения, сказав: «За то, что ты засомневался, ты не увидишь смерти, пока не сбудется пророчество».

Прошло два века. Старец изнемогал от жизни, избавительница-смерть все не приходила. И вот, наконец, Господь призывает старца в храм как раз в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Симеон встретил их, взял Богомладенца на руки (поэтому он и зовется теперь Богоприимец) и произнес пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 — 38).

Чудесно Господь призывает порой человека к Себе. В 3 книге Царств описывается, как Господь призывает пророка Илию. Сначала был «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Царств. 19, 11-12). То есть человек слышит голос Бога как тихое дуновение ветра. И вот праведный Симеон услышал в своем сердце призыв.

Встреча с Богом, как она происходит? Когда мы говорим о такой встрече, то нужно помнить, что в ней участвуют две свободные личности. С одной стороны Господь хочет всех спасти, приведя к познанию Истины. Сам Он говорит: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Встреча — это добровольное движение друг другу навстречу. Иногда человек сильно заблуждается, думая, что он может совершить какие-то правильные действия, методично их выполнить и в результате он точно с Богом встретится. Это неверно, ведь свободу Божию никто не может насиловать. И действительно, иногда мы недоумеваем, почему одного человека Бог приводит к Себе с самого раннего детства, а другой всю жизнь является гонителем Божиим и только в последние дни, часы, минуты перед смертью к Богу обращается. Один священник рассказывал, что ему довелось исповедовать очень старого человека, который всю жизнь приводил в исполнения смертные приговоры. Страшная это была исповедь, но ведь тот, кто мог так и умереть палачом, все же успевает прийти к Богу.

Также можно удивляться, почему одним народам Господь открывает себя, а большинство народов так и пребывают вне истинного ведения. Много язычников, много народов, в которых Откровение Божие было искажено. Русский народ — богоизбранный народ, ведь на Руси остаться вне Христа может только человек с каменным сердцем, а если точнее сказать, то человек, у которого нет такого «органа, которым верят» (И. Бунин).

Причиной тому могут быть внешние обстоятельства, а может быть и самоистязание, когда человек «выжигает» свою совесть, убивает свою душу. Все наивысшие достижения русской культуры говорят о Христе: и литература, и архитектура, и музыка, и поэзия, и живопись — все самое прекрасное создано во Имя Божие.

И только глухой и слепой человек, живя в России, может эту красоту не воспринять. Правда, есть одна проблема. В Евангелии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). С русского человека спросится гораздо больше, чем с африканца, американца, немца, австралийца, потому что у нас огромные возможности о Христе услышать, книги найти, у нас много храмов. Но если все это богатство не воспринимается, не приносит добрых плодов, то, как сказал Иоанн Предтеча: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

Когда Бог решает открыться человеку, то это говорит о Его доверии к человеку. Господь не дает человеку такого испытания, которого человек не смог бы понести. Можем ли мы сказать, что встреча с Богом — это своеобразное испытание человека доверием? Как человек испытывается встречей?

Вопрос доверия — интересный вопрос. Можно спросить: «А во что верит Бог?». И наверное ответ будет: «Бог верит в человека». Встреча с Ним, действительно, подразумевает определенную готовность человека. Христос в Нагорной проповеди говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт. 5, 8). Среди девяти заповедей блаженств, которые последовательно ведут человека к духовному совершенствованию, заповедь чистоты сердечной — шестая. Сердце в данном случае — душа, а не просто орган для перекачивания крови. На пути к чистоте сердечной человек должен приобрести и блаженный плач о своих грехах, и кротость, и жажду правды, и милосердие — то есть достигнуть духовной зрелости. Как этого достигнуть? Это вопрос образа жизни, духовного подвига человека, который решается откликнуться на призыв Божий: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

В этих словах описан весь духовный путь. Но начинается этот призыв со слов: «Кто хочет». Это принципиально важные слова, потому что многие люди вообще не хотят идти за Богом. А другие хотят только на словах. Такой человек утверждает, что верует в Бога, но когда просишь его: «Покажи мне свои дела. Как ты живешь? Как ты своими делами свою веру проявляешь? Ведь вера без дел мертва», — оказывается, что человек по делам не только не является христианином, но живет как враг Божий. Такой человек осознанно или неосознанно Правды не жаждет, а, следовательно, и не предпринимает никаких попыток душу свою разбудить, предуготовить для встречи с Богом.

Замечательное сравнение сердца человека с глазом лягушки есть у о. Андрея Кураева: лягушка видит только то, что движется, или то, относительно чего движется она сама. Так вот и сердце человека: только тогда начинает пробуждаться, изменяться, когда приходит в нравственное движение. Поэтому один из главных лейтмотивов христианской мысли таков: нельзя быть в общении с Богом, не исполняя Его заповедей, живя вне Евангелия, бездействуя и просто что-то о себе мечтая. Напротив, когда человек начинает (пусть вопреки своим привычкам или желаниям) понуждать себя исполнять Евангельские заповеди, сердце его начинает меняться.

Может ли человек встретить Бога уже при жизни, или жизнь человека — лишь предуготовление к встрече с Богом после смерти?

Бог трансцендентен, Он за пределами нашего мира, и может показаться, что шансов узнать Его при жизни у человека нет. Но в то же время сам человек может душу свою так настроить, так развернуть ее, что в поле духовного зрения попадет Сам Господь.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «В Боге есть непостижимость и откровение. Мы можем общаться с ним за пределом наших представлений, как общаешься с незнакомцем — души встретились и разговор пошел».

Замечательное определение откровения можно найти и в высказывании незаслуженно забытого «богослова XX века» Винни-Пуха, который, однажды на очередную просьбу Пяточка сочинить очередную вопилку ответил: «Поэзия — это не та вещь, которую ты идешь и находишь, но которая находит на тебя. Мы же только можем пойти и встать в то место, где нас могут найти». То есть откровение — это когда одна реальность (Бог) открывается другой реальности (человек). Ближе всего небо спустилось к земле в храме Божием, где все говорит о Господе.

Вся система церковной жизни, богослужения, организация храмового пространства, декор, иконопись, музыка и поэзия звучащих песнопений и молитв, запахи, цвет облачений и многое-многое другое позволяет человеку настроиться на встречу. Не случайно служба в Софийском соборе в Константинополе так повлияла на послов князя Владимира, что по возвращении домой они описали это состояние так: «Мы не знали, где были, на земле или на небе».

Но ведь до храма тоже нужно дойти, и это определенное усилие со стороны человека, которое встречает серьезное сопротивление со стороны темных сил. Мотивы могут быть разные, но чаще всего человек сам дает повод темным силам зацепить его.

Что же может помешать человеку прийти в храм?

Дело в том, что духовный мир человека выкрашен не одним цветом, есть темные тона, есть светлые. Дьявол — очень умный психолог, хитрый стратег — прекрасно понимает, как можно человека к Богу не пустить. Для этого нужно душу человеческую так зацепить, что в какие-то моменты жизни человек будет одержим, то есть он не будет владеть своей волей.

Чаще всего это происходит, когда человек сознательно обращается к темным силам (или это за ребенка делают родители). Выявилась у ребеночка грыжа, сносили его к бабке, та поколдовала и грыжа прошла. Тело поправилось, а в душу впились крючки. Такой ребенок, когда вырастет, всеми силами будет сопротивляться Богу. Он или не сможет переступить порог храма, или ум его будет настолько поврежден, что он не сможет воспринять учение Церкви, и будет верить как-то по-своему. Можно привести и другие примеры осознанного обращения к темным силам: когда человек «балуется» оккультизмом или магией; или когда сознание и воля человека обрабатываются в тоталитарной секте.

А может ли быть преградой на пути к Богу привычка ко греху, такое состояние, когда человек научился получать от греха удовольствие? То есть, когда не извне на человека оказывается разрушительное воздействие, но когда он сам погружается в страстное состояние.

Любое служение страсти доводит человека до состояния одержимости. В какойто момент он совершенно не может собой управлять. Так, например, гневливый человек моментально может перейти от мирного, покойного состояния к неудержимому гневу. Он ломает мебель, кричит страшные слова, распускает руки — а потом, придя в себя, не может понять, что с ним случилось. А произошло то, что какая-то сила сковала его волю.

Вот можно задать вопрос нашим читателям — почему Бог не устраняет бесов из нашей жизни? С одной стороны, бесы для христиан являются своего рода «тренажерами», потому что любое искушение, любое испытание требует от христианина выбора и устойчивости в добре. С другой стороны, бесы служат человеку в назидание, чтобы он не стал таким же, как и они. То есть Господь оставляет их как смирительное средство для людей. Если бы их не было, то человек, одержимый гордой мыслью «будете как Боги, знающие добро и зло», постепенно и сам пришел бы к бесовскому состоянию.

Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что до него дошла весть о случаях страшного блудодеяния. Так вот, человека, «сделавшего такое дело ... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (Кор. 5, 1-5).

Только кажется, что человек, зараженный какой-либо страстью, живет в свое удовольствие. Ведь дьявол ничего не умеет кроме того, чтобы убивать и мучить. Поэтому человек одержимый либо время от времени приходит в состояние жуткого отчаяния, либо постоянно в нем пребывает. И часто случается, что человек начинает понимать, что нужно искать выход из создавшейся ситуации, нужно искать Врача, который прекратит мучения израненной грехами души. Господь нам так и говорит «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). В этом смысле Церковь всегда воспринималась, как больница; больны все, все согрешили, нет праведников. Но эти больные делятся на две неравные группы: большинство считают, что они здоровы и все у них в порядке, и меньшинство признают свою болезнь и ищут встречи со Врачом. Началом пути к встрече с Богом может стать видение своих болезней.

Митрополит Антоний Сурожский пишет, что встреча с Богом является судом для человека. Однако, к теме встречи можно, наверное, подойти и с другой стороны. Человек создан по образу Божию, который в результате грехопадения оказался искаженным. Следовательно, если человек ищет Бога, пытается очистить этот образ, то стремится найти себя настоящего. Самопознание — одна из вечных тем. Отчего же так мало людей ищут себя в Боге и чаще обращаются к психологам и психотерапевтам?

Причина тому — нежелание жить в реальности, боязнь покаяния, страх перед тем, что придется в жизни что-то кардинально менять.

Недавно мне довелось общаться с одним из инструкторов реабилитационного центра в г. Березовском. Он сам когда-то был наркозависимым, но потом с Божией помощью преодолел эту беду. Рассказал он, что встретил недавно своего товарища, и тот начал жаловаться на здоровье, на семейные проблемы, на ребенка. Пожаловался-посетовал на обстоятельства, а когда зашла речь о том, что нужно менять жизнь, что-то делать, то выяснилось, что такая жизнь его в принципе устраивает.

И таким образом живут очень многие люди, несмотря на то, что жизнь разваливается, что люди умирают от собственных грехов и страстей. Поэтому для успокоения своей совести проще себе сказать: «Да у вас попы толстые и на иномарках ездят. У вас в храмах душно. У вас злые старухи. У вас непонятный язык. Тяжело на службах стоять. У вас в храмах нельзя в брюках» и т. д.

Человек себя этим успокаивает и дальше спокойненько живет. Но если с ним поговорить по душам, то выяснится, что человек просто не хочет жить по Евангелию, не хочет он прилагать усилий. Признаться в этом порой не хватает у человека смелости.

Почему человек не хочет жить в реальности и почему не хочет жить по Евангелию?

Потому что любит грех, являющийся для него смыслом жизни. Причем это не обязательно какой-то плотской безобразный грех. Есть очень много грехов, которые вроде бы незаметны. И самым страшным из них является гордость. Проявляется она всегда в словах: «Я считаю», и дальше идет изложение какой-то своей «веры». Например: «Я считаю, что Бог (поскольку Он добрый и милостивый) спасет всех. Я в Бога не верю, но мне не нравится, когда христиане говорят, что не все спасутся, что к Нему нужно идти с доверием и любовью. И еще мне не нравится, когда говорят, что любящие Бога должны соблюдать Его заповеди», и так далее. Гордость — страшное состояние, потому что в нем душа человеческая закрывается и для ближнего, и для Бога. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5).

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание: смиреннее Господа никогда никого не было и не будет. Христос смирил Себя даже до крестной смерти. Подобное познается подобным, поэтому самая важная цель, к которой должен идти христианин, есть смирение. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — сказал св. Серафим Саровский о смиренном сердце.

Возможно, есть еще один путь ко встрече с Богом — это путь служения ближнему, на который Господь неоднократно указывает в Евангелии.

Действительно, Христос Сам показывает пример смиренного служения ближнему, когда, например, перед Тайной вечерей он начинает омывать ноги своим ученикам, чем очень смущает их. Христос в их глазах действует, как самый последний раб, и поэтому Петр воспротивился: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос отвечает: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною. Итак если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15), «Кто хочет быть большим, да будет всем слугой» (Мф. 22, 26). В обществе все устроено просто: кто богат, успешен, знатен, тот и «первый», а у Бога наоборот, так как слава и богатство человеческое соответственно изменяют душу человека, который начинает превозноситься над другими. Христос предупреждает человека об этой опасности.

Евангелие — еще один путь ко Христу. История знает множество случаев, когда человек, услышавший Слово Божие, кардинально менял свою жизнь под впечатлением этой встречи. Внимательное чтение Евангелия позволяет человеку услышать слова, обращенные Богом именно к нему сегодняшнему.

Господь познается через прикосновение благодати к сердцу человека. Здесь можно говорить о четырех источниках благодати Божией: молитва (личный порыв человека к Богу), Священное Писание, таинства церковные и добрые дела во имя Христа.

Священное Писание — это одно из наиболее сильных средств, потрясающих душу. Если человек искренне, непредвзято начнет читать Евангелие, то он увидит красоту, благородство, правду. Правду о себе, как о человеке, правду о Боге и о его с Богом отношениях.

Евангелие — это слово Божие, обращенное лично к человеку. Не к абстрактному человечеству, а к конкретной личности. Евангелие смотрит в душу человека, судит ее, врачует ее.

Так, например, можно вспомнить Антония Великого, который зашел в храм и услышал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Он был потрясен словами, обращенными к нему, и начал свой путь к Богу.

Отец Евгений, хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Встреча — это взаимное движение двух личностей друг другу навстречу. Господь идет навстречу человеку, и Рождество Христово является чудесным соединением божественной и человеческой природы. Как эта встреча должна повлиять на всех нас?

Вспоминаются слова И. Бродского: «В Рождество мы все немножко волхвы», то есть каждый из нас может принести Богу подарок. Но какой дар для Бога станет самым дорогим? В святоотеческой литературе есть такая мысль: Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе в этом нет никакой пользы, если Он хоть раз не родится в твоем сердце.

Для того, чтобы Христос родился в нашем сердце, оно должно быть «сокрушенным и смиренным». Сердце должно быть воспитано всей нашей жизнью, подготовлено к рождению в нем Христа. Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

В нашем сердце при желании и определенном образе жизни может явиться Царствие Божие. Исходя из этого, хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать неутолимой жажды Правды Божией и Царства Его, по слову свт. Григория Богослова: «Бог жаждет, чтобы Его жаждали».

Спасибо, отец Евгений за интересную беседу.

 

•В других номерах:•

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Простые вопросы

Смех может быть утешением

Ксения Возгривцева

Он бывает заразительным и гомерическим, радостным и непосредственным, злым и «сквозь слезы», нервным и издевательским. Он передается, как зевота, стоит только поймать его «бациллу». Он может поссорить, а может и подружить. Некоторые считают, что он порожден бесами, а другие…

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Простые вопросы

Что такое катехизация?

Светлана Ладина

И снова — о катехизации — предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Простые вопросы

О счастье

Ксения Возгривцева

Почти во всех поздравлениях, тостах и просто пожеланиях звучит слово «счастье». Оно очень важно для людей, хотя каждый определяет его по-своему. 

 
Угодники Божии

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Алексей и Галина Коршун

День памяти — 1 февраля.

 
Встреча с батюшкой

«Религиозный поиск - это всегда свой поиск, своя работа»

Олег Васюнин

Сегодня у нас в гостях — проректор Духовной семинарии, настоятель храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Петр Мангилев.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс