Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №7 (119) → Любовь не по приказу

Любовь не по приказу

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Татьяна Мартьянова Воспитание детей

«Все мы родом из детства» — верные слова Антуана де Сент-Экзюпери. Именно в детстве закладывается фундамент нашей жизни: восприятия мира, событий, людей — всего, что нас окружает. Появившись на свет, дети, по сути, не принадлежат сами себе. Они смотрят на всё глазами своих родителей. И — к счастью или к сожалению — первое время видят мир так, как видим его мы, взрослые. Они идут туда, куда мы их ведём. Родители и дети до времени — единое целое. Потому и наша ответственность перед ними в эту светлую, нежную пору очень велика. И в отношении духовной жизни детство — особый период. В этом уверен Константин Владиленович Корепанов, преподаватель Миссионерского института Екатеринбургской епархии, отец троих детей.

Радость богообщения

Дети чисты, их сердца открыты Истине, поэтому настоящее богообщение происходит именно в детстве. Но происходит оно, безусловно, не так, как у святых отцов, а по-детски непосредственно. Основная ошибка родителей — сверять молитву детей со своим молитвенным опытом, подгонять и подталкивать их к «системе», к соблюдению правил даже тогда, когда сами родители не в состоянии в полной мере соблюсти все христианские догмы.

Важно помнить, что Бог хочет не жертвы, а милости. Поэтому задача взрослых людей — проявлять милость к своим ближним, и в первую очередь — к детям. Настанет время, и наши чада сами многое поймут, начнут свой путь к Богу самостоятельными шагами. Но пока они ещё дети и могут падать на каждом шагу, наша задача — позаботиться о них, протянуть им руку помощи, открыть для них красоту Божиего мира и радость богообщения. Вот только для начала нужно самим научиться во всем видеть Промысл Божий, чудо жизни — тогда будет проще показать это детям. Если же взрослый сам не испытал радости общения с Богом — он сможет передать детям лишь формальность, но не настоящую радость, не любовь в Боге. Ребёнок со временем почувствует фальшь и отвергнет её. Поэтому, если радость о Христе не живет в сердце взрослого, то нужно просить у Господа, чтобы Он, по Своей милости, подал её или послал встречу с человеком, который покажет радость богообщения, научит любить и видеть красоту Божиего мира.

Первая молитва

Старайтесь создавать для ребёнка молитвенные ситуации, но при этом использовать их так, чтобы он сам обращался к Богу. Важно помнить, что детская молитва наивна, это молитва неосквернённого сердца. Любые молитвы по книгам и правила для него пока несвоевременны и бесполезны.

Легко можно привить ребёнку молитву в тот момент, когда у него что-то не получается, он чего-то хочет или боится. К примеру, если дитя просыпается ночью от кошмарного сна, можно сказать ему: «Давай помолимся Богу, и Он прогонит от тебя плохой сон». Ребёнок искренне обратится к Господу с самой большой для себя бедой, всю свою надежду он возложит на Бога, и с этого может начаться его молитвенная жизнь. Он поймет, что Бог всегда рядом, что Он всегда его защитит. Что Бог есть Любовь, и именно с Богом очень приятно и радостно жить.

Жить с благодарностью

Не каждый воцерковленный родитель может сказать, что его ребенок или дети всегда молятся перед едой. Даже если родители сами не вкушают пищу без молитвенного обращения к Богу — пока они молятся, их младшие домочадцы могут баловаться, бегать по квартире или, в лучшем случае, стоять, произнося слова молитвы без сердца. Это ситуация домашнего характера. А что, в таком случае, дети делают перед едой в садике или в школе?

Не столько важно приучить ребёнка к молитве перед едой и после еды, сколько важно научить быть благодарным Богу за всё. Дать понять: всё, что у него есть (и всё, что он ест) — дал ему Бог. Объяснить, что работа родителей, дом, машина, одежда — всё, что есть у семьи, — это не случайность, а дары Бога, и даны они не по каким-то родительским талантам или заслугам, а по бесконечной любви Творца к Своим созданиям. Для начала, конечно, нужно будет это проговаривать: «Ты сейчас вкусно покушал. Давай поблагодарим за это Господа. У нас есть работа. На ней мы смогли заработать деньги. Мама купила продукты и приготовила обед. Спасибо Богу за Его милость к нам. Спасибо маме, что так вкусно приготовила». Потом ребёнок сам будет понимать, что Господа можно благодарить за всё. Сегодня — за солнце над головой, завтра — за пятёрку в дневнике, послезавтра — за мудрых родителей, которых дал ему Бог, а потом и за каждую минуту жизни.

Легко можно привить ребёнку молитву в тот момент, когда у него что-то не получается, он чего-то хочет или боится. К примеру, если дитя просыпается ночью от кошмарного сна, можно сказать ему: «Давай помолимся Богу, и Он прогонит от тебя плохой сон». Ребенок искренне обратится к Господу с самой большой для себя бедой, всю свою надежду он возложит на Бога, и с этого может начаться его молитвенная жизнь

Ребёнок в храме

Дети, как и взрослые, — полноценные члены церковной общины. Но с них, естественно, должен быть другой спрос, ведь в силу своих психофизиологических особенностей они не могут воспринять всю сложность и красоту церковной службы в полной мере. Поэтому приводить ребёнка на богослужение на долгое время не стоит. Ведь он не сможет постоянно стоять смирно, ему захочется пройтись по храму, чтобы поближе посмотреть на иконы или на облачение священника, или даже побегать и пошуметь, что будет отвлекать от молитвы не только самих родителей, но и всех присутствующих. В итоге кто-то может сделать ребёнку замечание или даже его отругать, что, скорее всего, останется в его памяти, и приход будет ассоциироваться с местом, где ничего нельзя, нужно молчать и стоять смирно. Любовь в этом месте он уже не сможет почувствовать.

Поэтому ребёнка нужно приводить в храм незадолго до Причастия и после Таинства с благоговением и благодарностью к Богу уходить, чтобы не мешать другим. При этом нужно рассказывать детям о Причастии, чтобы они знали, зачем идут в церковь, что именно они будут там делать. И ни в коем случае нельзя интерпретировать Причастие как-то иначе, делая скидку на детский возраст. Нужно говорить правду: что Христос пострадал за нас, что Причастие — это Плоть и Кровь Христа, и что только будучи причастником Христа, можно наследовать жизнь вечную. Каждый ребёнок в силу своего возраста уловит смысл слов так, как он способен воспринять. На духовном уровне он почувствует правду, и у него не будет душевного сопротивления. Но если в детстве заменять Истину ложью и не говорить, что в Божественной чаше — Плоть и Кровь Христа, а «сладкая водичка или компотик», то отношения родителей и детей в самых важных вопросах будут пропитаны ложью. Каждый раз, обманывая своего ребёнка, мы будем предавать Христа, продолжая забивать гвозди в Его раны.

Со временем ребёнок поймет, что Господа можно за всё благодарить. Сегодня — за солнце над головой, завтра — за пятёрку в дневнике, послезавтра — за мудрых родителей, которых дал ему Бог. А потом и за каждую минуту жизни

Эпилог

Размышления Константина Владиленовича проиллюстрирую историей из жизни моей знакомой (для журнала назовем её Олей). До школы Оля вместе со своей любимой бабушкой не раз бывала в церкви. Запомнилась ей ночная Рождественская служба, которую она, тогда пятилетняя девочка, выстояла с большим трудом. В детских воспоминаниях храм остался местом неуютным, скучным, душным, с массой незнакомых лиц, где нельзя было и шагу ступить, чтобы не услышать от кого-нибудь замечания.

В другой раз Оле купили билет в театр, она очень ждала этого дня и мечтала поскорее попасть на представление. Вот только Олина бабушка по дороге в театр решила зайти с внучкой на несколько минут в храм, а осталась там на несколько часов, так что о театре уже не вспоминали... Слава Богу, Оля по-прежнему любит свою бабушку и обиды на неё не держит, вот только в свои 25 лет она всё ещё некрещёная и церковь обходит стороной.

Если в детстве заменять Истину ложью и не говорить, что в Божественной чаше — Плоть и Кровь Христа, а "сладкая водичка или компотик", то отношения родителей и детей в самых важных вопросах будут пропитаны ложью

Второй пример — мой собственный. Я росла в крещёной, но не воцерковленной семье. Детские воспоминания сохранили момент крещения: красивое внутреннее убранство храма, иконы, мерцание свечей, купель и белое полотенце. Ощущение какого-то приятного сна… Помню, как мама часто целовала свой нательный крестик и благодарила Бога за что-то. Она всегда говорила, что Бог меня очень любит, и я никогда не сомневалась, что это так и есть. Мы не ходили в церковь, не молились по книгам, но я всегда чувствовала, что Бог рядом. И эта уверенность со временем привела меня в храм.

Вывод напрашивается сам собой: нельзя ломать человека, заставлять любить кого-то криками, руганью, принуждением, тем более если речь идет о Боге... Надо просто любить! Самим любить Бога, жизнь, своих детей, чтобы родительское сердце горело, трепетало, было наполнено радостью о Боге. И только тогда, взяв пример нашей собственной жизни, дети вырастут такими, какими мы хотим их видеть.

 
Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

 
Воспитание детей

Исповедуй, чадо, вся грехи своя, или особенности подготовки детей к исповеди

Протоиерей Андрей Канев

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс