Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №6 (118) → Призыв к миссионерству: воцерковлять расцерковленных соотечественников

Призыв к миссионерству: воцерковлять расцерковленных соотечественников

№6 (118) / 3 •июля• ‘15

Материал подготовили матушка Наталья Зайцева и Дина ДьячковаАктуальный разговор

По итогам 2014 года Миссионерский институт Екатеринбургской епархии занял первое место в общецерковном конкурсе «Лучший миссионерский проект года». Миссионерский институт – единственный вуз в нашей стране, который готовит православных миссионеров. И, что для многих немаловажно, даёт возможность всем желающим получить высшее богословское образование совершенно бесплатно.

Сегодня мы беседуем с ректором Миссионерского института, доктором филологических наук Наталией Александровной Дьячковой – замечательным руководителем, объединившим в институте золотой преподавательский состав, а также ведущей радиопередач «Не спеши языком», посвящённых русскому языку.

Наталия Александровна, в каком возрасте и какими путями вы пришли к вере?

Я росла в советское время, была октябрёнком, пионеркой, комсомолкой, и, конечно, ни о какой Церкви не могло быть и речи. Крестилась я в сознательном возрасте, уже будучи преподавателем университета и матерью двоих детей. К сожалению, воцерковилась я не сразу: между крещением и воцерковлением прошло несколько лет.

Однажды — кажется, это было 2000-м году — меня пригласили преподавать в Ново-Тихвинский женский монастырь, где у сестёр есть послушание переводить и редактировать тексты. Кто видел книги издательства Ново-Тихвинского монастыря, тот знает, что это всегда хорошо отредактированные, красивые издания. Сёстры нуждались в преподавателе стилистики, культуры речи, основ литературного редактирования. У нас на кафедре современного русского языка УрГУ стали искать желающих преподавать в монастыре, но все отказывались. Меня же давно привлекали монашествующие, верующие люди, и я охотно согласилась. Общение с сёстрами было радостным, плодотворным и интересным. Это очень благодарные, способные и прилежные ученицы. Сёстры-то меня и воцерковили, за что я им очень-очень благодарна. У нас сложились очень тёплые, дружеские отношения, которые сохраняются до сих пор.

Потом было духовное общение с отцом Петром (Мажетовым), которое во многом определило дальнейшую жизнь мою и моей семьи. Знакомство с сёстрами и отцом Петром, можно сказать, перевернуло всю мою жизнь.

А как дружба с верующими людьми дополнилась вашей личной работой в Церкви?

Получилось так, что чуть позже меня пригласили преподавать риторику на Миссионерские курсы, которые действовали сначала при мужском монастыре во имя Всемилостивого Спаса, а потом при Ново-Тихвинском монастыре. В течение нескольких лет я преподавала на курсах, мне это нравилось, но я не собиралась работать в Церкви. За это время я защитила докторскую диссертацию, стала профессором. Преподавание на курсах и у сестёр были всего лишь подработкой, но подработкой, которая приносила духовную радость. Мне всё больше нравилось работать с людьми верующими и воцерковленными. В 2008 году схиархимандрит Авраам (Рейдман) — духовник Ново-Тихвинского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни — пригласил меня к себе и сказал, что благословляет меня возглавить Высшие миссионерские курсы. Сначала я отнекивалась, но благословение есть благословение, и я стала директором этих курсов.

Благословение Святейшего Патриарха Кирилла на создание Миссионерского института. Екатеринбург, 2010 годЯ всегда старалась избегать руководящей работы, мне это занятие не нравилось. Преподавать — да, заниматься наукой — да, а руководить — нет. В первые два-три года я совмещала работу в университете с работой директора Высших миссионерских курсов. Но настал такой момент, когда нужно было выбирать, и я выбрала курсы. У нас сложился очень сильный коллектив преподавателей, мы решили преобразовывать курсы в институт, стали готовиться к получению лицензии. Я ушла из университета и стала ректором Миссионерского института, о чём нисколько не жалею. Теперь я хочу работать только для Церкви. В 2011 году мы получили лицензию и осуществили первый набор студентов в Миссионерский институт. В 2014 году мы перестали быть институтом при монастыре, и по благословению нашего владыки стали епархиальным вузом. А в 2016 году у нас будет первый выпуск. Наши первые студенты получат дипломы бакалавров-теологов.

Кто и для чего учится в Миссионерском институте?

Если кратко выразить суть нашего учебного заведения, то это прозвучит так: «православный институт для православных студентов». Почему он называется миссионерским? Миссионерство в современном мире — вещь необходимая. На V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров, который проходил в ноябре 2014 года, Святейший Патриарх сказал о том, что миссионерство сегодня — это передний край работы Церкви, что от православных миссионеров во многом зависит судьба страны. А ещё раньше, когда несколько лет тому назад Святейший был в Ново-Тихвинском монастыре и посетил наши Миссионерские курсы, он благословил нас на создание института и сказал о том, что задача миссионеров (я запомнила дословно) «воцерковлять наших расцерковленных соотечественников».

Владыка Кирилл благословил студентов Миссионерского института на начало учебного года

Каждый наш выпускник займёт свою нишу в соответствии со своим призванием и своими способностями: кто-то будет преподавать на катехизаторских или огласительных курсах, а кто-то будет просвещать своих друзей, коллег, знакомых или приводить к вере и воцерковлять детей, внуков, племянников, родителей.

Выпускники Миссионерского института смогут работать учителями предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в средних школах, преподавателями Закона Божьего в церковноприходских школах, в православных издательствах, на православном радио и телевидении, быть методистами теологических и религиоведческих кафедр в вузах, экспертами по вопросам религии в государственных учреждениях и учреждениях культуры.

Многие наши студенты уже сегодня работают в Церкви. Вот у меня на столе лежат списки студентов, которые уже сейчас оглашают и просвещают людей, организуют работу катехизаторских курсов, воскресных школ. Я назову только несколько имён:

— Вера Петровна Ульянова — преподаёт в воскресной школе при храме в честь преп. Серафима Саровского;
— Константин Алексеевич Фальков — ведёт огласительные курсы в храме Преображения Господня на Уктусе;
— Татьяна Медведева — помощница благочинного по религиозному образованию и катехизации г. Берёзовского; катехизатор при храме преп. Серафима Саровского г. Екатеринбурга;
— Ольга Сивкова — организатор миссионерских поездок по отдалённым сёлам Верхотурского района;
— Игорь Галабуда — ведёт огласительные беседы в пос. Кедровка Берёзовского района;
— Елена Вандышева — ведёт огласительные беседы при храме Рождества Христова г. Кыштыма Челябинской области;
— Наталья Назарова — помощница благочинного при храме свв. апостолов Петра и Павла г. Талицы; заведующая воскресной школой, ведёт огласительные беседы.

Я могла бы и дальше перечислять. И, заметьте, у нас учатся не только прихожане екатеринбургских храмов и храмов Свердловской области, но и православные христиане из Челябинска, Перми, Уфы. Знаете, как бывает радостно, когда идёшь крестным ходом — и стольких знакомых встретишь! Поздороваешься, а про себя подумаешь: этот у нас учился, и эта у нас училась, и этот тоже!

Мы готовим студентов по направлению «теология», но не просто православных теологов (то есть богословов), а теологов-миссионеров. Допустим, человек призван проповедовать Православие, но как он будет делать это, если сам не знает православных догматов, не твёрд в знании Священного Писания, не читал Святых Отцов? Студенты призваны к миссионерскому служению, поэтому мы принимаем воцерковленных православных христиан и не берём случайных людей с улицы. Ведь церковность — это гарантия, что человек не навредит тем, кому будет миссионерствовать, и не навредит себе.

Учиться в нашем институте хотя и трудно, но очень интересно. Студенты изучают библеистику, историю Церкви, литургику, патристику, историю миссионерства, сектоведение, расколоведение, церковнославянский язык, древнегреческий и латинский языки. В их учебном плане целый цикл собственно богословских, исторических и социально-гуманитарных дисциплин.

Для многих наших студентов институт — это не только место, где можно получить знания, но и своеобразный клуб по интересам. У нас ведь, помимо учёбы, много всего увлекательного: вечера, встречи с интересными людьми, киноклуб, клуб любителей поэзии, паломнические поездки, экскурсии. Можно петь в институтском хоре «Горлица», которым руководит специалист с консерваторским образованием. Мы постоянно приглашаем для чтения лекций ведущих учёных-богословов из Москвы.

Протоиерей Артемий Владимиров – частый гость Миссионерского института

Обычно за время учёбы студенты несколько раз проходят практику. Историки ездят на раскопки, будущие педагоги ведут уроки. А в чём практикуются ваши подопечные?

В нашем институте две практики: педагогическая и миссионерская. Педпрактику студенты проходят в школах. Что касается миссионерской практики, то она у нас непрерывная. В течение всего учебного года один раз в месяц студенты ездят по отдалённым сёлам Верхотурья. Там они знакомятся с сельскими жителями, проводят с ними огласительные беседы, готовят людей ко Крещению, а потом настоятель храма села Меркушино, священник Иоанн Лила, крестит этих людей.

По воскресеньям наши миссионеры на автобусе объезжают сёла, в которых нет храмов, собирают всех желающих побывать на богослужении и везут их на Божественную литургию в Меркушино. Каждый раз это не менее 50 человек! Благодаря нашим студентам многие сельские жители впервые исповедовались и причастились.

Студенты проводят мастер-классы по рукоделию для сельских ребятишек, показывают в клубах концерты, раздают людям православные книги, дарят детям сладости, игрушки, привозят нуждающимся одежду, лекарства — то есть, осуществляют социально-миссионерскую и миссионерско-педагогическую деятельность. У многих из наших миссионеров есть свои «подшефные» семьи. Кого-то устроили на лечение в Екатеринбурге, кому-то привезли дорогое лекарство, кого-то крестили, соборовали и проводили в последний путь… Работа ведётся большая.

Замечательно, когда работа приносит радость

Расскажите, пожалуйста, о преподавателях Миссионерского института.

У нас работают замечательные преподаватели. Все они верующие православные люди, в большинстве своём — учёные. О каждом, конечно, рассказать не смогу, потому что у нас на трёх кафедрах — теологии, истории и социально-гуманитарных дисциплин — трудятся 28 человек. И каждый из них — своего рода самоцвет. Например, кафедрой теологии заведует Константин Владиленович Корепанов. Представлять его православной общественности, думаю, не надо: все слушают радио «Воскресение», смотрят телеканал «Союз», читают «Православную газету», где Константин Владиленович — постоянный гость и автор. В нашем институте выпускник ПСТГУ и магистр педагогики К. В. Корепанов читает библеистику, основное богословие, апологетику.

Скажу также несколько слов о нашем враче-богослове. Андрей Анатольевич Зайнуров, старший преподаватель кафедры теологии, окончил Свердловский медицинский институт, но, придя к вере, решил получить богословское образование. Он поступил в Белгородскую духовную семинарию, окончил её. И теперь он — и практикующий врач-стоматолог, и преподаватель сектоведения, истории западного христианства, истории Церкви.

Кафедрой истории заведует Алексей Геннадьевич Мосин, доктор исторических наук, специалист по отечественной истории, исторической антропонимии. Алексей Геннадьевич — выпускник УрГУ, можно сказать, что вся его жизнь связана с этим университетом. Он и сейчас преподаёт на историческом факультете УрФУ, но штатным профессором является у нас. В Миссионерском институте Алексей Геннадьевич преподает историю России, историю Урала, историю старообрядчества, русскую генеалогию, историческую антропонимию. Стаж научно-исследовательской и педагогической работы у него 30 лет!

Алексей Геннадьевич — автор монографий, научных статей. За книгу «Род Демидовых» в 2012 году он получил литературную премию им. П. П. Бажова, а совсем недавно, в апреле 2015 года, — медаль имени Акинфия Демидова за большой вклад в демидоведение.

Алексей Геннадьевич — не только большой учёный, но и чрезвычайно интересный человек. Знаете ли вы, например, что Мосин с детства коллекционирует старинные монеты? Их у него уже не то 5, не то 6 тысяч единиц! О каждой монете Алексей Геннадьевич может рассказывать часами. Кто изображён, при каком римском императоре была отчеканена, свидетелем каких исторических событий была… В его коллекции есть монеты времён земной жизни Иисуса Христа и апостолов, а есть и ещё более древние монеты. В студенческие годы и в молодости Алексей Геннадьевич был постоянным участником археографических экспедиций. Когда он приносит из лаборатории какую-нибудь старинную книгу, например рукописное Евангелие XVI века с автографом митрополита Московского и всея Руси Макария, датированным 1540-ым годом, или книгу «Апостол» Ивана Фёдорова, которая была напечатана ещё до реформы патриарха Никона, более 400 лет назад, мы все — и студенты, и преподаватели — сбегаемся, чтобы посмотреть на эти памятники и послушать Алексея Геннадьевича.

На кафедре социально-гуманитарных дисциплин тоже преподают интересные учёные. Например, Олег Васильевич Зырянов — профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы УрФУ. Известный литературовед, специалист по русской литературе, Олег Васильевич в нашем институте читает курс «Отечественная словесность классического периода». Студенты признаются, что никогда в жизни не слышали таких интересных и воодушевляющих лекций!

У нас все преподаватели на вес золота. Каждый — уникальная личность! Богословы, историки, культурологи, искусствоведы, филологи. Жаль, что я не могу рассказать о каждом!

Сергей Александрович Азаренко — доктор философских наук; профессор кафедры социальной философии УрФУ, известный учёный — преподает у нас русскую религиозную философию и историю философии. Тот, кто думал, что философия — это скучная наука, меняет своё мнение после лекций Сергея Александровича.

Наталия Александровна, давайте поговорим о вас. Каково ваше личное призвание?

О призвании не знаю... С детства люблю русский язык и литературу. Никем другим не хотела быть — только филологом. Может быть, это оно и есть? Но вот сейчас я работаю здесь, и мне это нравится. Мы в коллективе мечтаем о том, чтобы кроме бакалавриата у нас появилась и магистратура, мечтаем, что будем издавать свой журнал, что когда-нибудь у нас появятся, кроме теологического, другие факультеты — например факультет журналистики, где мы будем готовить православных журналистов. Но и сейчас дел очень много. Нужно готовиться к аккредитации института.

Что вы любите делать в свободное время?

Я люблю гулять по лесу, сажать цветы на даче, вязать, смотреть хорошее кино и, конечно, люблю читать.

Если была бы у вас возможность изменить в мире что-то одно — что бы вы изменили?

Я бы хотела, чтобы как можно больше людей обратилось к Церкви, ко Христу. Мы видим, что секулярный мир страдает, и люди даже не понимают причину многих бед и несчастий. Если бы я могла повлиять на это, я бы всем говорила, что наше спасение только во Христе, только в Церкви.

Сегодня я по-хорошему завидую молодым воцерковленным родителям. Насколько им легче воспитывать детей: двери храмов открыты, они могут приводить детей в церковь и причащать каждое воскресенье. Они могут воспитывать детей в православной вере. Когда ловлю себя на мысли «эх, в наше время такого не было» — сразу одёргиваю себя. Православные христиане не должны оглядываться назад, но должны жить сегодняшним днем. Сейчас Господь нам дал возможность ходить в храм, приступать к таинствам — и это огромное счастье, слава Богу за всё!

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Екатеринбург – город, который

Светлана Ладина

Когда и как случилось это с городом, вопрос сложный. Тогда ли, когда убили здесь Помазанника Божия и его семью… Тогда ли, когда город отказался от покровительства святой Екатерины и принял кровавое имя Свердлова… Тогда ли, когда взрывали храмы и уничтожали духовенство… Но…

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Актуальный разговор

Самое высокое звание — юнга

Светлана Ладина

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Актуальный разговор

Градо-Екатерининский Собор: за и против

Светлана Ладина

То, что развернулось вокруг идеи восстановления на его законном месте взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора, нельзя назвать полемикой. Это, скорее

 
Люди и время

Три дороги бабушек из Бураново

Светлана Ладина

 
Семья

«Голубь мира» или история о многодетном исполнительном директоре международного телеканала

Материал подготовили Светлана Кислова и Ксения Кабанова

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс