Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (113) → Остров-град Свияжск: сказка и быль

Остров-град Свияжск: сказка и быль

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Елена Сетник Паломничество

Там, где река Свияга сливается с Волгой, стоит, словно ожившая сказка, остров Свияжск. Одна из многочисленных легенд, окутывающих этот древний край, гласит, что Свияжск так поразил путешествовавшего по Поволжью Пушкина, что поэт запечатлел его в своей «Сказке о царе Салтане». Поистине много сказочного и загадочного таит в себе этот остров-град Свияжск.

История Свияжска

...Зима 1550 года. Русское воинство под предводительством Ивана Грозного возвращается в родные края после безуспешной попытки взять Казань. Внимание Ивана Васильевича привлекает поросший лесом остров Круглая гора: он возвышался над округой и с трех сторон окружен водами рек Волги, Свияги и Щуки. Дерзкий план задумывает Иван Грозный, смелый настолько, что, когда европейские дипломаты рассказывают о нем своим монархам, те просто отказываются верить… Царь решает выстроить здесь, в 26 верстах от Казани, на расстоянии суточного перехода, город-крепость – с целью захватить-таки столицу Казанского ханства.

Летописец называет строителей будущей крепости хитрецами. Для успеха предприятия им прежде всего пришлось дать ответ на вопрос, как построить под носом у противника целый город, не вызвав при этом подозрений. Тогда-то и пришло остроумное решение рубить крепость совсем в другом месте – в лесах Углича, а потом разобрать ее и по весне на судах сплавить по Волге почти за тысячу километров – к той самой горе, что так приглянулась Ивану Грозному. Уже в апреле 1551 года, после ледохода, деревянный город поплыл по реке. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен город был «хитро сотворен» на новом месте. Датой его основания принято считать 24 мая 1551 года. Первоначально в честь царя Ивана Грозного город был назван Иван-городом, но название не прижилось, и вскоре его переименовали в Новый город Свияжский, а впоследствии просто стали называть град Свияжск.

План царя создать на острове мощную цитадель оказался исключительно удачным: татары никак не ожидали увидеть под стенами своей столицы огромные полчища русских захватчиков, и вскоре Казань пала и была присоединена к Москве.

Сразу после победы русских в 1552 году Свияжск из военной крепости постепенно превращается в мирный город. Строятся храмы, монастыри, селятся новые жители.

«Свияжск уникален в масштабах российской истории тем, что это город, который был построен по заранее созданному плану, – рассказывает игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря Казанской епархии. – Здесь подразумевалось и гражданское население, и военное, и, конечно же, монастыри и церкви. И с первого дня существования Свияжска здесь было подворье Троице-Сергиевой Лавры – Троицкий монастырь, который просуществовал до конца XVIII века».

Святой остров

Остров Свияжск стал святым местом еще задолго до того, как в 1551 году сюда пришли русские и основали город. По преданию, на Круглой горе, как назывался тогда остров, неоднократно являлся преподобный Сергий Радонежский. Жители окрестных лесов, язычники-марийцы, не раз слышали на этом месте необыкновенное пение, звон колоколов и видели сияющего старца, обходившего гору с кадилом в руках, а по другим рассказам – окроплявшего местность святой водой. Стрелы, пущенные в старца, возвращались обратно.

Позже, когда пришли русские войска, местные старейшины без труда узнали виденного ими старца на иконе преподобного Сергия, принесенной из Троице-Сергиевой лавры.

Среди населения Свияжск всегда воспринимался как город двух великих святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Германа Казанского. В далеком 1555 году архимандрит Герман основал Успенский Богородицкий мужской монастырь. «Остров Сергия и Германа» – неофициально называют его иногда даже сейчас, по аналогии с Валаамом, только имея ввиду двух других святых – не тех, что на Валааме. Чудотворная местночтимая икона преподобного Сергия, наряду с мощами святителя Германа, издревле привлекала паломников из ближайших уездов. Очень символично и то, что память этих великих святых празднуется в один день – 8 октября по новому стилю.

От мощей святителя Германа Казанского происходили многочисленные исцеления. Среди исцелившихся в XVII веке был и сам казанский митрополит Лаврентий. Позже он составил службу святителю, в которой есть примечательные слова: «Мы бо и сами чудодействующа тя видехом и от болезни в часе времянне пременихомся» (то есть «за час выздоровел»).

Большой поток паломников хлынул в монастырь. В числе богомольцев была и Екатерина II – Императрица посетила обитель во время своего плавания на галере «Тверь» в 1767 году. Проплыть мимо Свияжска и не поклониться мощам святителя Германа было немыслимо для православного человека.

Успенский Богородицкий монастырь

Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска – древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли. Остальные были сильно искажены в XIX веке. Еще меньше осталось таких, чей облик сложился в XVI веке и раньше. И, наконец, еще меньше тех монастырей, древнейшие ансамбли которых пережили революцию и дошли до наших дней. Свияжский монастырь – один из тех, который был основан в XVI веке, сохранил облик XVI века, и таким мы видим его сегодня.

Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно. Церковь в камне обозначала, что Православие пришло в эти края не просто всерьез и надолго, а раз и навсегда. Такие внушительные соборы столичных пропорций ставят как знамение победы и знак уверенности в будущем.

Вспоминая историю основания обители, наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили) рассказывает: «Традиционно монастырь начинается с некоего подвижника, вокруг которого собираются ученики, и лишь с течением времени начинается строительство храмов. Здесь наоборот: сначала приходит братия, и все начинается со строительства храмов. Еще при жизни первого настоятеля, святителя Германа, были построены два больших храма, которые стали первыми каменными строениями в Свияжске».

Святитель Герман не только был строителем Успенского собора, но и его первым настоятелем. Вскоре статус главного миссионерского монастыря новой земли был закреплен присвоением его настоятелю сана архимандрита – весьма редкого в то время в России. Это было явление почти исключительное: настоятель только что основанного монастыря сразу получил столь высокий сан!

Необычный ковер XVI века

Раньше в народном языке большой белокаменный собор именовали царём. Так вот, «царь» пришел в Среднее Поволжье, в сердце бывшего Казанского ханства! Строился храм псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также авторами проектов Благовещенского собора Казани и храма Василия Блаженного в Москве.

Нарядный и таинственный вид придает церкви открытая галерея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена.

Но еще уникальнее – фрески внутри Успенского собора. Это один из двух сохранившихся в России полных ансамблей фресок XVI века. Вообще, XVI век настолько мало представлен в церковной живописи, что не только сейчас остается в тени для искусствоведов, но и в XIX столетии пугал кажущейся «неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли». Пугал даже некоторых архиереев, привыкших к европеизированной живописи. Один из настоятелей Успенского монастыря XIX века даже предлагал переписать соборные фрески и по этому поводу обратился с прошением к Синоду. Но в ответе Синода впервые в истории было отмечено особое значение этих древних фресок, а владыке было запрещено их искажать.

Ковер фресок покрывал весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей – более тысячи квадратных метров. Самые интересные из них в алтаре. Предположительно, там есть и изображение Ивана Грозного. Если предположение верно, то это – единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого царя Иоанна.

Много необычного и таинственного открывает нам мир священных фресок. Но самым раритетным является изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно больше всего обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно – тот единственный, ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и уж точно не забывает никто из увидевших.

Одна из версий странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности – песьей) головы святого: он якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все такие. Как известно, еще со времен Геродота, то есть с V века до Р.Х., повелось про дальние, неизвестные земли писать небылицы. Так было в античности, но народная молва сохранила подобные сказания еще дольше. Другая версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему скотскую внешность, чтобы постоянные взгляды женщин на его необычную красоту не мешали сосредоточенной молитве и аскетичной жизни. Церковь усиленно боролась с обеими версиями: все подобные изображения святого мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому, вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода.

Возрождение Успенского монастыря

В самые страшные годы Октябрьской революции и начала гражданской войны настоятелем Свияжского Успенского монастыря был епископ Амвросий. Он оказался одной из первых жертв красного террора в Казанской епархии. Большевистские комиссары без суда приговорили владыку к смерти. Перед убийством мученика подвергли истязанию, привязав к хвосту бешеной лошади. В наше время священномученик Амвросий Свияжский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей и «разоблачению поповских обманов» вскрытию подверглись мощи святителя Германа. До этого из уст в уста в народе передавалось предсказание, что, когда вскроют мощи святого Германа, Свияжск ждет большое бедствие. Так и случилось. Будто душа отлетела от города, ангел-хранитель отвернулся от него. В запустение пришел древнейший русский город Среднего Поволжья, разъехались люди, опустели дома и церкви. Концлагерь, а затем и психиатрическая больница – вот чем на долгие годы стал великий Успенский монастырь.

Возрождение его как действующей мужской обители началось лишь в 1997 году. Мощи святителя Германа вернулись — та их часть, которая уцелела. Может быть, пророчество исполнится и в обратном смысле: Свияжск пришел в запустение, когда Святой покинул его… Свияжск возродится после того, как Святой в него вернулся?

Храмы острова Свияжска

В разное время в Свияжске насчитывалось разное количество храмов. Но если посчитать все церкви, то получится 16 храмов и 3 монастыря. И это на 62 гектарах земли!

Сегодня из всех многочисленных храмов сохранились всего 6 – остальные были снесены и разрушены в начале 30-х годов XX века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – в честь него названа была и улица, и главная площадь города. Места, на которых высились храмы, определить нетрудно: завалы взорванных храмов никто не разбирал, и со временем они поросли бурьяном, образуя на пустырях небольшие горки… Благовещенская церковь, построенная в 1755 году в модном тогда барочном стиле; Софийская церковь; Никольская приходская церковь, где самой почитаемой иконой был святой образ Николая Чудотворца, привезенный стрельцами из Москвы.

Среди уцелевших святынь Свияжска – древнейший православный храм Казанской епархии, деревянная Троицкая церковь XVI века, в которой стоял на молебне царь Иван Грозный перед штурмом Казани в октябре 1551 года. Подумать только, именно эти бревна были срублены под Угличем зимой 1551 года, именно их везли на кораблях по Волге! Как же храму удалось уцелеть? Бог помог да искусство строителей. В те времена не пользовались пилой, знали, что она треплет дерево, и туда проникают вредители. Для всех операций использовали только топор. К тому же, церковь сделана без единого гвоздя, и это не от бедности: просто строители хорошо знали, что железо в дереве корродирует и портит материал.

Второй храм, также дошедший от эпохи Троице-Сергиева монастыря, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Когда-то все главные святыни обители находились именно в Сергиевской церкви. Сюда стекались по праздникам богомольцы к храмовой чудотворной иконе преподобного Сергия, привезенной в свое время из Лавры как благословение богоспасаемому граду Свияжску и всей новоприсоединенной земле Казанской. Это была одна из двух великих святынь Свияжска – наравне с мощами святителя Германа. Сейчас образ хранится в церкви Ярославских Чудотворцев в Казани.

В Сергиевском же храме пребывал и вершковый образ святителя Николая, вырезанный из черного камня. Его нашла в начале XIX века... монастырская корова: принесла его откуда-то с окрестных лугов вместе с комком грязи на копыте. Образ, по исследованиям историков той эпохи, оказался гораздо древнее, чем сам град Свияжск. Его отнесли предположительно к XII веку – ко времени до монгольского нашествия.

Во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был сооружен третий храм монастыря: огромный собор новой эпохи 1898–1906 годов. Это самое масштабное сооружение Свияжска. Это настоящее «пасхальное яйцо» – подобное тем, что выпускала тогда фирма «Фаберже», но только увеличенное архитектором Малиновским до размеров самых значительных его храмов. Ярко-красный цвет кирпичных стен и мягкие округлости византийских куполов усиливают сходство. Что-то пасхальное и одновременно жертвенное, «скорбященское», чувствуется в облике этой церкви – последнего свияжского храма, построенного перед кровавой революцией...

В послевоенные годы Свияжск долго стоял разрушенным и забытым. Тем, кто проплывал мимо, казалось, что здесь прошла чума: купола церквей сквозили прорехами, полуразрушенные колокольни – город словно вымер… Но Бог не попускает искушений сверх меры.

По молитвам святых монастырь возродился, а вместе с ним ожил и весь город:

Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

 

•В других номерах:•

№8 (120) / 10 •февраля• ‘16

Паломничество

Ворота Старого города

Беседовала Светлана Ладина

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Паломничество

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Материал подготовила Марина Буханова, прихожанка и добровольный помощник монастыря во имя святого Георгия в Помории (Болгария)

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Паломничество

Пешком до Верхотурья

Рамиль Белалов, доброволец Православной Службы Милосердия

 
Актуальный разговор

Что в отчестве тебе моем?

Беседовала Ксения Кабанова

 
Матушкина страничка

Три хозяйки у одной плиты

Беседовала Ксения Кабанова

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс