Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (78) → Богоявленный святитель Феофан, Затворник Вышенский

Богоявленный святитель Феофан, Затворник Вышенский

№1 (78) / 12 •января• ‘09

Алексей и Галина Коршун Угодники Божии

День памяти – 10 января.

В жизни человеческой есть два по-настоящему важных события, с которыми не сравнятся никакие другие. Первое событие — рождение. Второе — смерть.

Первое событие никоим образом от самого человека не зависит, подготовиться к нему невозможно. Второе событие — точнее то, как мы его встретим — почти полностью зависит от нас самих. Физическая смерть — вершина земного существования, то, к чему человек плохо ли, хорошо ли готовится всю свою жизнь. По сути, всё то, чем занимался человек в своей жизни, о чём думал, чему посвятил душевные усилия, — всё это отражается в последнем мгновении его земного бытия, когда душа покидает тело.

«В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение соответственно представляющимся делам»,— одно из тех метких замечаний святителя Феофана Затворника, которое он мог бы сделать, исходя из собственного опыта. В час смерти его лицо озаряла блаженная улыбка, глаза были закрыты, левая рука лежала на груди, правая же — застыла в благословляющем жесте. Всё свидетельствовало о том, что Феофан отошёл ко Господу как истинный праведник, мирно и безболезненно, завершив славный путь, отмеченный многими богоугодными деяниями. Своей жизнью он явил образец светильника в мире. Светильника, прогоняющего тьму неверия и бездуховности.

Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай.

Духовное возрождение общества, обращение людей к покаянию и спасению души — главное, что заботило святителя. Этому он отдавал все свои силы и знания. Чтобы щедро раздавать это богатство, первую половину жизни он потратил на то, чтобы его накопить. У сына священника, Георгия Васильевича Говорова, родившегося 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии, к тому были все предпосылки. И он, будучи воспитан в благочестивом церковном духе, не преминул воспользоваться ими. Уже в детстве проявились его пытливый, ясный ум и сообразительность, а образование и дисциплина выкристаллизовали в нём самобытность, стремление идти дальше изученного и понятого. Окончив сначала Ливенское духовное училище, а затем (в1837 г.) Орловскую Духовную Семинарию, Георгий поступает в Киевскую Духовную Академию. Юность — пора волнений, тревог и метаний, и вряд ли всё это могло пройти мимо будущего затворника. Но крепкая защита от мирских соблазнов — соблюдение заповедей Божиих — не только позволила ему преодолеть искушения молодости, но и привела туда, где у него и созрела мысль об отречении от мира — в пещеры Киево-Печерской Лавры. Именно там, молясь у мощей святых праведников, Георгий Говоров ощутил, что душа его ищет такого места, такого уединения, где она сможет всецело отдать себя на служение во славу Божию. Академию он закончил уже постриженным в монахи с именем Феофан, что по-гречески означает «богоявленный».

Вышенский Крестовоздвиженский монастырь. Келья, в которой подвизался в затворе святитель Феофан Затворник.

Но до затвора ещё далеко. Последовали долгие годы упорного труда на ниве духовного просвещения и собственного образования. Сначала иеромонах Феофан назначается ректором КиевоСофийских училищ, где, кроме того, преподаёт латинский язык. Затем служит бакалавром нравственного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

1847 год. Русская миссия отправляется в Иерусалим. В её составе о. Феофан. Пребывание на Святой Земле дало святителю неоценимый духовный опыт. Сама природа Палестины, дышащая библейской атмосферой, её древние обители, уединённая жизнь подвижников не могли не оказать влияния на его душу. О. Феофан ещё более укрепился в решении уйти в затвор после того, как в 1855 году стал настоятелем посольской церкви в Константинополе, где многое узнал о святой горе Афон.

Бог все делает, чтобы вразумить человека. Если после всех попечений о нем видит его не хотящим исправиться, то оставляет его.

До поры до времени Божий Промысел удерживает его от подвига затворничества. Но он не теряет времени даром: изучает труды отцов Церкви, беседует с Афонскими старцами, учит греческий и французский языки, знакомится с еврейским и арабским. В1859 году архимандрит Феофан посвящается в епископский сан. До 1863 года возглавляет Тамбовскую кафедру, после — Владимирскую. И здесь уже начинает воплощать в жизнь идею воцерковления современной ему культуры. Он открывает женское епархиальное училище, начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости».

Как архипастырь он ведёт богослужения, проповедует, путешествует, лично знакомится с паствой, помогает духовно-учебным заведениям, открывает церковно приходские школы, возобновляет храмы, при этом его не покидает мысль о затворе.

Знамением для владыки стало то, что Господь сподобил его присутствовать при открытии мощей святого Тихона Задонского, весьма почитаемого Феофаном. Теперь у него не оставалось сомнений: он, как и святитель Тихон, должен посвятить себя служению Церкви в качестве аскета-затворника. В 1866 г. преосвященный Феофан по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь, затерявшуюся в лесах Тамбовской губернии. Там, между богослужениями и молитвами, он начинает то, к чему так долго стремился — усердную литературно-богословскую работу. К 1872 году он совершенно удаляется от мира.

В какой-то мере владыка Феофан пошёл по стопам Симеона Столпника: в качестве столпа он, правда, построил обыкновенный двухэтажный дом, где организовал маленькую церковь и где никого, кроме келейника, духовника и настоятеля обители, не принимал. Жил он на втором этаже и лишь иногда выходил подышать воздухом в сад, а в последние годы — только на балкон. В своей церковке он ежедневно совершает Божественную Литургию в «служении ангелов».

Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.

Не нарушая затвора, святитель наставляет на путь истинный тех, кто обращается к нему за советом. Он пишет в день по 40 писем (многие из которых самые настоящие религиозные трактаты), вразумляя и помогая найти правильные ответы на духовные вопросы. Он следит за современной ему жизнью, особенно церковной. Святитель Феофан вообще представляет собой тот тип затворника, который не совсем привычен с точки зрения строгого исихазма, подразумевающего безмолвие и отрешенность в затворе, освобождение души от всего мирского. Епископ Феофан, напротив, берёт с собой в затвор всю свою библиотеку, выписывает журналы, книги, а также оставляет при себе токарный станок, слесарные инструменты, мольберт для иконописи, фисгармонию и, при этом, учится играть на скрипке. С одной стороны — он должен быть в курсе происходящего в мире, с другой — между трудами требуется отдых для восстановления умственной деятельности. «Нельзя всё духовным заниматься — писал он, — надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена, и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна», — писал он духовному чаду.

Ограничив себя во всём, что отвлекает от богомыслия, то есть, прежде всего, от суеты, которая свойственна любому представителю рода человеческого, святитель наконец-то может полностью использовать свой талант мыслителя и писателя. Для него «писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Он пишет духовные труды, истолковывает Святое Писание, переводит святоотеческую литературу. Он хоро- шо осознаёт угрозу Православию, идущую с Запада. Пле- велы обожествления разума и иллюзорной свободы, атеизма, нигилизма, сектанства уже тогда проникли в русское общество. С этим злом начал бо- роться Паисий Величковский. Оптинские старцы и Феофан Затворник продолжили его дело. Есть что-то мистическое в том, что после ухода из жизни святителя Феофана в 1894 году, постепенно начался распад Российской империи как православного государства. Поистине, «не стоит село без праведника».

Прощение грехов подается не по нашим заслугам, а по милости Человеколюбивого Бога, всегда готового прощать, как только кто обратиться к Нему с раскаянием.

Почти весь период затвора он работал над переводом «Добротолюбия», поскольку не без основания считал это произведение важнейшим для русского народа, начавшего забывать древние устои православной веры. Одновременно он создаёт «Толкование апостольских посланий» и пишет множество статей и трудов по христианской этике, главной темой которых становится спасение души (один из его трудов так и называется — «Путь к спасению»). Отчего мы грешим? Оттого, что вместо возвеличивания духа живём страстями, фантазиями, в чувственно-животном состоянии. Подвижник призывает человека к одухотворению, призывает отказаться от ложных мирских начал и обратиться к спасительному руководству Церкви. Только там благодать Божия вселяется в человека через таинства, возвращая повреждённую грехом душу человека к замыслу Создателя.

Творения святителя Феофана несут в себе ключ к пониманию всего святоотеческого наследия. Сила их в том, что они способны в каждом пробудить решимость «соделовать своё спасение». Это свойство писаний святителя становится особенно важным в наше время, когда богоборческой власти уже нет, а возвращение русского народа в лоно Православной Церкви ещё только началось. Живший в XIX веке Феофан Затворник, словно предугадав всё то, что случится с Россией, показал нам, живущим в XXI веке, путь к Свету Истины. Единственно возможный путь через одухотворение, преображение собственной души и мира вокруг себя.

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

Крещение Господне (Богоявление)

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа…» Тропарь праздника Крещения Господня

 
Милосердие

Материнство - счастье или труд?

Полина Митрофанова

День матери, который в этом году мы отмечали 30 ноября, стал еще одним поводом для размышлений о том, что же такое — материнство.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс