Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №3 (106) → Сердце духовной жизни села

Сердце духовной жизни села

№3 (106) / 27 •июля• ‘12

Елена Артемова Письмо в номер

Моя дорога к храму села Манчаж началась с печального события, происшедшего в нашей семье. Тогда мама и дала мне наказ обучаться в воскресной школе и ходить в храм. Это помогло пережить горе. В школу меня привела старшая сестра. Первое занятие показалось интересным , и я с нетерпением ждала следующего. Это было в 2002 году…

Историю нашего храма я впервые узнала от старосты православной общины Елены Ивановны Лукьяновой и журналиста из села Манчаж Татьяны Костыревой.

Сведения, дошедшие до нас о храме во имя апостола Иоанна Богослова, скудны. Начал он свою историю с 1849 года. В 1860-м священник Евгений Коровин основал церковно-приходскую школу по обучению детей Закону Божию и грамоте, в которой преподавал 14 лет. Эта школа считалась лучшей в Манчажском уезде.

Позже в храме служил отец Иоанн. В выходные дни в церкви собиралось много людей. Звонившие колокола были слышны в соседней деревне Кадочниково. Купол был высокий, круглый, голубого цвета, а на нем звезды.

Не обошли храм и страшные гонения. В 1937 году увезли на черном «воронке» отца Иоанна. Его последователя отца Александра расстреляли в 1938 году, а храм уничтожили, расположив в нем школу. Кощунственно порушили церковную утварь, из икон сколотили крышки для парт. Началась эпоха безбожества. После школы в здании устроили клуб, на месте алтаря оборудовали кинобудку. Позднее храм перестроили в четырехквартирный дом.

В страшные времена гонений веру хранили, как у нас говорят, святочи – люди, молившиеся тайком, соблюдавшие посты, правила, праздники, сохранившие для нас церковные устои. В Манчаже ими были Зоя Григорьевна Волкова, София Михайловна Мангилева, Анна Михайловна Сахарова, Нина Михайловна Пономарева, Татьяна Федоровна Просвирнина.

Благодаря их трудам и по благословению настоятеля Симинчинского храма отца Сергия в 1992 году в Манчаже была образована православная община. По решению сельского совета церкви передали две квартиры, прилегающие к алтарю (третью квартиру выкупали позже). К этому времени храм был уже давно лишен церковного вида: алтарь полностью разрушен, на его месте образовалась выбоина до земли, купол сняли еще во времена Хрущева.

Старостой общины стала Елена Ивановна Лукьянова. Это глубоко верующий человек, положивший много труда по возрождению прихода и воссоздавший воскресную школу при храме. Просто удивительно, как у этой женщины хватает сил и терпения уделять внимание всем, кто к ней обращается. Для каждого найдет теплое, успокоительное слово и истину Христа.

* * *

Воскресная школа – дело нужное, но непростое. Сколько энергии нужно потратить, чтоб донести до детей, еще маленьких и несмышленых, всю ту любовь, которая принадлежит Богу! Наталья Валерьевна Чукреева преподает Закон Божий, Калерия Леонидовна Катырева – учитель декоративно-прикладного искусства, Татьяна Алексеевна Рогожкина и Татьяна Владимировна Кулакова – преподаватели церковного пения. Под руководством Татьяны Владимировны детский хор получил диплом на конкурсе хоровых коллективов церковно-приходских школ в Екатеринбурге.

Дети приходят разные, у каждого свой характер и воспитание. Ко всем нужен особый подход. Те, кто учится в воскресной школе, понимают, что живут для Вечности. Здесь маленькие прихожане познают Истину. Если раньше детей приучали к вере в семье, то сейчас учащиеся воскресной школы приводят в храм своих родителей.

Воскресная школа теперь уже традиционно проводит Рождественские фестивали в Культурно-оздоровительном центре села Манчаж. Сначала гостями были бабушки и родители, а потом стали приглашать и другие воскресные школы – учащиеся каждой школы показывают представление. В рождественские праздники, когда все воскресные школы собираются в селе Манчаж, отец Игорь из поселка Арти играет с ребятами в футбол. Детям это очень нравится, и не было случая, чтобы батюшка гол не забил. Гол забит – праздник удался.

В нашей воскресной школе было 7 выпусков (сама я выпускалась в 2006 году). Сдав экзамены, ребята получают свидетельства об окончании воскресно-приходской школы. Далее у каждого свой путь, но есть и такие, кто продолжает служение Богу.

Выпускник Манчажской воскресной школы Игорь Константинов окончил пастырское отделение Екатеринбургской православной духовной семинарии, сейчас служит диаконом. Еще один наш выпускник Никита Катырев учится на пастырско-богословском факультете семинарии.

«Я крестился в 2000 году, и крестила меня мама, – рассказывает он. – Тогда у нас были проблемы, и крещением мама хотела сплотить семью. Я время от времени ходил в храм, учился в церковно-приходской школе, мне нравилось общаться с преподавателями. Хотелось уйти от суеты мирской.

Впоследствии решил углубить свои богословские знания. О своем выборе не пожалел. Учиться интересно. В числе предметов – аскетика (основы правильной жизни), догматика (изучение основ православной веры), литургика (богослужение во всех его подробностях). На занятиях церковно-славянского языка изучаем основные принципы чтения и церковную грамматику. Есть чтение, катехизис, английский язык, русский язык, стилистика, риторика, латинский язык. Они могут пригодиться в любой сфере деятельности, ведь священник должен уметь общаться с разными людьми. Все знания, которые я приобретаю в семинарии, мне пригодятся, каким бы ни был мой жизненный путь, и куда бы ни привел меня Бог».

Вспоминая своих выпускников, Елена Ивановна Лукьянова говорит, что очень хотелось бы организовать вечер встречи питомцев воскресной школы всех выпусков.

* * *

Мой рассказ был бы неполным без биографии Елены Ивановны, составленной на основе ее воспоминаний о детстве и пути к Богу:

«Я выросла в семье, в которой мама была верующей, а отец, хоть и тоже верил в Бога, но запрещал приучать детей к вере. Говорил, когда вырастут, решат сами. У мамы была большая Библия неимоверной толщины на церковно-славянском языке, которую она все время читала. Таких книг тогда не было, Библия досталась маме от ее отца.

Каждый год мама ходила на Пасхальную службу. До сих пор у меня перед глазами ее сияющее лицо после возвращения из храма. Этот свет, преображение человека невозможно передать словами. Для меня это самые сильные воспоминания детства.

К вере я пришла позже, скорбями, когда сильно заболел мой сын. Мама подсказала мне сходить на исповедь и Причастие, посоветовала, как правильно все сделать и дала старинный молитвослов, который был отпечатан еще до революции. Читая каноны, я была поражена словами – насколько они были правдивы. Записала на бумажке 6 грехов – как тогда понимала их толкование. На следующий день поехала в Красноуфимск. Во время проповеди слезы сами лились у меня из глаз.

Когда стояла на остановке после службы и ждала автобус, со мной произошло что-то необыкновенное. Я перестала чувствовать свое тело, было такое ощущение, что я в воздухе повисла и земли не касаюсь. Постою немного, и снова это ощущение возникает.

Но больше всего меня поразило то, что весь мир кругом преобразился. Ведь мы смотрим на него через пелену греха, и все вокруг видим в преломленном свете. А тут я взглянула на мир по-другому. На деревьях не стало пыли, увидела настоящую их краску. И тут я поняла фразу: «Всякое дыхание да хвалит Господа», – то есть, природа не просто так существует, смысл ее существования – славить своего Творца. Деревья листьями рукоплещут своему Творцу. Птицы не просто так щебечут; их песни – это гимны, которые они посвящают Богу. Позже я прочитала о том, что со мной произошло – это называется призывающей благодатью.

Я прочла в книге диакона Андрея Кураева о том, как к нему после крещения пришла благодать. Сравнивала его и свои ощущения и поняла, что это одно и то же, только другими словами. Так благодать входит в душу обратившегося к Богу человека и преображает его. Как первую любовь, я это не смогла и не смогу забыть. И у каждого, кого ни спрашиваю, рассказ об опыте прихода к вере является интересной историей.

Со временем я оставила мирскую жизнь и посвятила себя работе в храме. На это была воля Божия. Часто оглядывалась назад и думала, что придет кто-то более достойный, задавала вопрос: «Почему я?», но так до сих пор никто и не пришел. В храме я уже 17 лет».

* * *

А это рассказ мамы Елены Ивановны – Анны Михайловны Сахаровой, ей сейчас 92 года:

«Наша семья была верующей и очень большой: пятеро детей, я – младшая. Жили в деревне Кадочниково, недалеко от Манчажа. Жили дружно, все работы делали вместе. Никогда не слышала, чтобы кто-то на кого-то поднял голос. Сеяли рожь, пшеницу, овес, гречиху, репу, ячмень, лен, коноплю, из которой потом делали конопляное масло. При советской власти платили большие налоги. Отец был мастером на все руки. Как работал он, сейчас никто не сможет. Вставал в 4 часа утра, кормил лошадей. Когда в 6 часов все просыпались, ехали в поле. Отец не знал никакого отдыха.

Нравилось то, что пряли, а потом ткали холсты. Работали с радостью. Отец научил меня прясть, вязать на спицах и крючком. Помню, как ехали однажды с ним на лошади, и он дал мне вожжи. Мне тогда лет 5 было. Я так радовалась, что лошади слушаются, но потом зацепилась за столб колесом. Отец помог справиться с этой ситуацией и сказал: «Поезжай дальше». Я завернула и опять зацепилась за столб. Отец даже не ругался, а наоборот, с любовью сказал, как надо правильно, чтобы колесо не зацеплялось.

Помню, как помогала гнать лошадей, чтобы они шли равномерно – лет 8 мне было. Я чувствовала себя настолько взрослой, помогая родителям – очень радовалась, что помогаю им. До 1930 года у нас было 2 лошади и 2 коровы.

Каждое воскресенье мы ездили в Манчажский храм на лошади. Единственный день, когда можно было побегать и поиграть – воскресенье. Из церкви приедем, пообедаем. Родители говорят, что надо отдыхать, а нам не хотелось.

У всех всегда было желание ехать в храм. Но все мы не помещались в кузовок, поэтому меня обычно не брали. Но однажды, когда я болела, родители взяли меня на Причастие. Помню, как отец меня на руках к Причастию подносил. Все хорошо помню. Сейчас что происходит, забываю, а вот детство помню хорошо.

В храм из Кадочниково ездили на лошадях. Из деревни было очень много верующих. Мне в церкви стоять не хотелось, пойду, во дворе побегаю. А потом думаю: «Скоро Причастие, пойду, с мамой постою». Когда стала постарше, то уже во время службы не выбегала во двор, а всегда стояла в храме. Было 2 отделения в храме: в одном стояли мужчины, а в другом женщины. Первыми ко Кресту всегда подходили мужчины. Однажды поехали в Саровский монастырь, и там я услышала точно такой же колокольный звон, как в Манчажском храме. У меня сразу слезы покатились из глаз.

Уже ближе к закрытию храма во время засухи батюшка ходил по полям, проводил службы. Потом начались партийные маевки, когда агитировали против Церкви, и во время службы на полях кто-то даже посмеивался. Ставили спектакли, в которых высмеивали священников. Делали это для того, чтобы подготовить людей к закрытию церкви. Мой отец ходил в храм читать Псалтырь, за что позже был арестован. Но через 3 дня его отпустили. На вопрос: «Почему?», он ответил, что все три дня читал 90 псалом «Живый в помощи». Больше в храм ходить не стал, так как испугался за семью.

Когда раскулачивали, то забрали у нас все: подушки, матрасы, одеяла, чашки, ложки, комод, два самовара и другое. Мама только говорила нам: «Не ревите, надо им – пусть берут». Когда спали, нечем было укрыться и даже не на что было лечь. Я спала на кулаке. Огород стал казенным, нам запрещали туда ходить. Раскулачили потому, что власти стал нужен наш дом.

Когда мне исполнилось 16 лет, отец выходил для меня паспорт, и я уехала в Екатеринбург (тогда Свердловск) к тете. Стала работать в больнице санитаркой. Работали 12 через 12 часов без выходных. Еще учили нас на медсестер. Ночью отработаешь – идешь на практику. Но мой паспорт был сделан на год, через год его надо было переделывать, и я ушла с этой работы.

Начала работать кондуктором. Когда устроилась работать на железную дорогу, стала ходить в баню. Там смотрю на себя в зеркало – кожа да кости, ребра торчат, а кости, как палки. Голод же был. По карточкам давали лишь полбулки хлеба, а он черный да сырой. 500 граммов хлеба – и все. Постоянно хотелось есть. Когда карточки отменили, я стала пить чай с маслом и стала поправляться.

Однажды мне приснился сон. Идут два юноши, очень похожие на ангелов. Несут венок из красивых роз. А за ними гроб, потом еще два, три, и вот уже машина с гробами. Потом уже не цветы – кости, и чувствовался запах покойников. Когда проснулась, была очень удивлена, никак не могла понять, почему мне приснился такой сон. Встала, начала подметать в избе, мету – песни пою. Приходит соседка и говорит: «Анька, ты что распелась? Война же началась!». Все думали, что война будет недолго. А немцы шли стеной напролом. Людей посадили на голодный паек. Все заставляли делать из-под палки.

Когда война закончилась, а мы в это время работали, начальство приказало идти на митинг. Пришли на митинг, и на минуте молчания у всех полились слезы. Столько родных и близких погибло! Одна моя сестра с двумя детьми осталась, другая – с четырьмя. И у меня жених погиб.

После войны многие стали употреблять вино. Некоторые из-за этого даже не доживали до пенсии – умирали».

* * *

Нина Михайловна Пономарева – алтарница в храме. Это человек, которому хоть днем, хоть ночью позвони, обязательно поможет. Настоящий воин Христов. Она и детей, и внуков приучила к вере. Сейчас поет на клиросе, печет просфоры. Нина Михайловна рассказала о себе и своей семье:

«Моя мама была верующая. Она выросла сиротой, много претерпела – нужду, холод и голод. Воспитывала ее старшая сестра. Мама рассказывала, что в 20-е голодные годы, когда была разруха, они шли с семьей в село Симинчи (ходили по миру), и однажды она на небе увидела Пресвятую Богородицу. Всю жизнь вспоминала это видение. Ей тогда было лет 7-8.

Мы росли без отца. Он ушел на войну. Мама на Бога не роптала, в любых случаях благодарила Его за все, хоть и жили бедно. Часто ездила в церковь в Красноуфимск. Всю жизнь веровала и детям привила любовь к Богу. Она хотела, чтобы ее дети во что бы то ни стало получили хорошее образование. Я после 8 класса поступила в педагогическое училище, а брат Борис – в техникум. Он своим трудом, настойчивостью и терпением добился звания профессора сельскохозяйственных наук. Защитил диссертацию, кандидатскую, докторскую. Был участником первых Рождественских чтений. Его направили туда, так как чувствовали, что он верующий человек.

В советские годы было тяжело в том плане, что не было веры, но очень помогла Зоя Григорьевна Волкова. Она дала мне лампаду, свечу, акафист и сказала: «Читай, и все устроится, все будет хорошо». В селе Манчаж она была, как апостол, помогала многим людям, приводила к вере».

* * *

Человек необычайной доброты и мудрости – Наталья Валерьевна Чукреева. Порой кажется, что у нее есть ответы на все жизненные вопросы. Сейчас преподает в храме Закон Божий. Она и своих детей приучила к вере – старший сын Коля окончил воскресную школу, а младший Саша еще учится:

«Я всегда мечтала работать при храме. Людей, работающих там, считала счастливыми. С маленького возраста, сколько себя помню, меня мучили вопросы: «Почему люди несчастны бывают? Почему они плачут? Почему порой кому-то бывает тяжело?». Все время всех было жалко, за всех плакала, а к Кому обращаться надо было – не знала. Не знала, где найти это счастье, чтобы люди не плакали, не ссорились. Всю жизнь в семье всех мирить старалась.

Так жизнь, может быть, и шла, если бы не начались болезни, которые чуть не привели к смерти, но зато привели к Богу. Было большое счастье, когда после операции одна женщина принесла мне Библию. Сказала, что дает книгу только на неделю, так как она принадлежит ее дочери, которая учится в воскресной школе. Я читала, и для меня это было что-то живительное. Выписывала заповеди. Это было мое первое знакомство с Библией. Я тогда еще была не крещеная.

После второй операции наблюдала людей, которые практически жили в больнице – так им было тяжело. А когда назначили третью операцию, я решила непременно креститься и всю семью на это уговорила.

Когда училась в институте, поставила перед собой выбор: если до окончания учебы не выйду замуж, пойду работать в детский дом и посвящу свою жизнь детям. Но Бог устроил иначе, определил путь приехать в Манчаж. Институтская подруга пригласила меня свидетельницей на свадьбу, а ее жених свидетелем позвал своего друга. Так мы и познакомились с ним, а потом и поженились. Я настояла на том, чтобы и кольцами обменяться в храме.

Водила в храм детей на Причастие. Через некоторое время начала работать в воскресной школе. Поначалу нам выделили для занятий помещение в интернате при школе. А когда ключи нам не давали, то занимались на улице, на бугорочке. Теперь занятия проходят в храме.

Сбылась моя детская мечта – жить в деревне. Другая мечта была найти истину, как людям больше счастья дать. И она сбылась. Третья мечта – иметь большую, дружную семью, чтобы всегда быть вместе, никогда не разбегаться. Надеюсь, что и до третьей мечты мы дойдем. И четвертая мечта – о том, чтобы работать в храме – тоже сбылась. Вот так Господь исполняет наши мечты. Все хорошее, о чем мечтаем, сбывается».

* * *

Сейчас Манчажский храм окормляет отец Владимир Сулеменев, настоятель Введенского Храма поселка Пристань Артинского района. Человек мудрый, с большим жизненным опытом, отец Владимир с каждым приездом в наш храм приносит радость. Являясь глубоко верующим человеком, он и своих детей и внуков воспитал в вере.

Ну, а я, повзрослев, понимаю, как права была мама, когда отправила меня в храм. Благодарна Елене Ивановне Лукьяновой, Наталье Валерьевне Чукреевой, Калерии Леонидовне Катыревой и другим преподавателям. И не только за знания, которые я получила в воскресной школе, но и за жизненный опыт. Благодаря этим людям я всей душой полюбила наш Манчажский храм. Он для всех, но он мой.

 

•В других номерах:•

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Письмо в номер

Владимир Высоцкий – человек, у которого украли Бога

Наталья Иванина

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Письмо в номер

Дети для семьи или семья для детей?

Автор письма Наталья Иванина

№2 (105) / 13 •апреля• ‘12

Письмо в номер

Приход Святителя Луки продолжает сбор средств

Дорогие друзья! В прошлом выпуске ПВ мы рассказывали о жизни прихода во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Был также опубликован номер банковской карты для перечисления пожертвований на строительство храма. К сожалению, в номере были допущены неточности.

 
Литературная страница

Инфузория

Станислав Брейэр (Германия)

Облака жили-были в небе, а Федя на земле, и он их не замечал. Не по причине зрения, но малого ума, с которым родился. Однако, что было не дано уму, далось мускулам, кулакам и росту. А, если учесть Федин взгляд из-под узенького лба в морщинках, – то вот вам и разбойник с большой дороги…

 
Говорилки

Где же плавает плавленый сыр?

Маше 11 лет. Она родилась и прожила первые 7 лет своей жизни в Екатеринбурге. А сейчас она живет и учится в школе в городе Самаре, куда переехала ее семья. Родилась Машенька 7 ноября 2000 года. В тот день папа и мама завели специальную «красную тетрадь», куда записывали все, что происходило…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс