Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №2 (105) → Елена Макарова: «Просто хочу спастись»

Елена Макарова: «Просто хочу спастись»

№2 (105) / 13 •апреля• ‘12

Елена Макеева, психологЖизнь прихода

•В этой теме:•

Жизнь прихода
Служить у алтаря
Олег Васюнин, инженер-программистЖизнь прихода
Пал Палыч
Евгений и Наталия Алабушевы

Так сложилось, что в работе над этой статьей встретились две Елены: одна Макарова, другая Макеева, одна – терапевт, другая – психолог. Елена Макеева – корреспондент ПВ, Елена Михайловна Макарова – старший врач-терапевт медико-санитарной части МВД России по Свердловской области, прихожанка храма во имя Всех Святых. После общения наша Лена так отозвалась о своей собеседнице: «Есть люди, которые живут просто. Просто работают, просто любят своих близких, просто честно выполняют свой долг, просто ходят в храм, просто хотят спастись… И сохраняют эту простоту даже в наше сложное время».

– Елена Михайловна, давайте поговорим о Вашей работе. Судя по названию учреждения, Вы лечите сотрудников полиции?

– Фактически, да. Но у нас также лечатся члены их семей, пенсионеры МВД и еще несколько групп прикрепленного контингента.

– Вы изначально стремились работать именно в этом учреждении?

– Скорее, так сложилось. Еще во время учебы в ординатуре по рекомендации моей знакомой я пришла в эту медико-санитарную часть. И, поскольку я консерватор, человек не особо активный в поиске нового, то и остаюсь на одном месте уже 20 лет. Раньше работала здесь в стационаре, а, когда открылся дневной стационар, возглавила его.

– Ваше мировоззрение, Ваш православный взгляд на мир проявляется в общении с пациентами?

– Я иногда позволяю себе ненавязчиво поговорить с человеком о его жизненной ситуации. Ведь каждая болезнь чем-то провоцируется. Например, гипертония, как правило, связана с эмоциональной нагрузкой, стрессом. Неразрешенные внутренние конфликты реализуются в гастритах, в язвенной болезни. Кто-то переживает непростую ситуацию и не может с ней смириться, отвлечься, и возникает так называемое психосоматическое заболевание. Собственно, мирской образ жизни, суета и провоцируют эти недуги.

У нас закрытое учреждение, и мы хорошо знаем наших пациентов. А, зная человека и его семейную ситуацию, я иногда могу себе позволить побеседовать о том, что надо принимать все как есть, это для чего-то нужно. В каких-то случаях, не навязывая своего мнения, порой говорю о том, что надо идти в Церковь, но не просто там стоять и свечки ставить, а просить Божией помощи, участвовать в Таинствах.

– Как Вы справляетесь с эмоциональным выгоранием?

– Сказать, чтобы это сильно меня тревожило, я не могу. Все-таки, у меня щадящая специальность, нет таких эмоциональных нагрузок, как, например, у врача-реаниматолога или кардиолога в палате интенсивной терапии. Но, с другой стороны, при любой работе, связанной с постоянным общением с людьми, высока вероятность выгорания.

Я стараюсь, во-первых, отдохнуть в выходной день. Мы ездим в сад, чтобы отключиться от этого городского темпа, шумов, звуков. Еще стараюсь читать – есть много хорошей религиозной литературы. Помимо того, что есть хобби и увлечения, однозначно помогает Господь. И призывание помощи Божией в течение дня, и исповедь, на которой каешься в том, что не достает любви, терпения в общении с людьми, особенно с теми, кто чем-то тебя раздражает. Конечно, не человеческая помощь, а именно Божия. Свой день я начинаю с молитвы «Царю Небесный…», обращаюсь за помощью к святому целителю Пантелеимону. Это очень поддерживает и дает силы в течение дня.

– Елена Михайловна, Вас как врача с большим стажем какие проблемы волнуют в современной медицине?

– К сожалению, я вижу, насколько примитивной становится медицина. Все реформы, все преобразования, начиная с революции 1917-го года, под разными красивыми вывесками приводят и к формализации, и к искажению, и даже к погублению человека и врача как врача. Ведь врач – это особая специальность. А в силу социальных изменений врач становится исполнителем и формалистом.

Врач, который в первую очередь должен лечить людей, поставлен в такие рамки, что вынужден больше заниматься какими-то записями, которые вообще не имеют места в жизни. А на бумаге они должны быть, потому что этого требуют инструкции. Угнетает и примитивность, бедность, раздробленность медицинских учреждений: на это обследование езжай туда, а чтобы сдать анализ, езжай в другую сторону. Мне настолько жалко моих пациентов, которые сталкиваются с подобными ситуациями. У человека возникает серьезное заболевание – и начинается: тут сделай платно одно, там сделай платно другое, бесконечно жди в очереди. Я просто им сочувствую.

В новостях нам сообщают, что открываются новые центры с супертехнологиями. Это хорошо, но эти супертехнологии имеют индивидуальное применение, строгие показания. А наша обычная жизнь связана с поликлиникой по месту жительства. Пациенты иногда рассказывают о таких случаях, что… Например, у человека аритмия, его привезли в приемный покой, а врач говорит: «Мы не можем вас госпитализировать, так как по инструкции это не показано». И человек с аритмией, с отдышкой, с обострением заболевания возвращается домой. А что его ждет дома, неизвестно: или он умрет, или найдет какой-то выход. Мы становимся очень формализованными, и многое решает бумага, потому что по бумаге воспринимают нашу работу.

Зарплата у медиков небольшая, а семью надо обеспечивать, поэтому врачи работают на полторы ставки, да еще стараются брать дежурства.

– А еще участковым терапевтам выделяют 15 минут на прием одного пациента…

– В этом отношении мне проще. Я не на участковой службе, поэтому позволяю себе потратить на человека столько времени, сколько считаю нужным. Если даже в очереди люди ждут, и кто-то, не дождавшись, уходит. Ну, что делать? Человек ведь сам ко мне придет в следующий раз, и получит такое же внимательное отношение, как и тот пациент, на которого я сегодня много времени потратила. Мне нравится, что можно уделить человеку достаточное количество времени и внимания и просто выполнить все, чему меня обучали в институте. Ведь в результате я понимаю, откуда у человека проблемы, что ему посоветовать, как эффективнее лечить.

А еще благодаря своей работе я вижу, чем и как живут люди, о чем у них болит голова, сердце, душа.

– Получается, что врач больше лечит словом, сочувствием, добрым отношением?

– Тут нужно подходить с рассуждением. Если это какая-то экстренная ситуация, например, у человека болевой синдром, то нужны конкретные действия и фактические знания.

– Бытует мнение, что молодое поколение врачей значительно отличается от старшего. Приходят люди с другими интересами, другой мотивацией. Врачи «мельчают», если так можно выразиться. Не наблюдаете такого явления?

– Я не могу сделать такого вывода, потому что у меня нет перед глазами примера. А вот моя подруга, которая работает в медицинской академии и преподает на выпускных курсах, действительно, говорит, что отношение студентов к профессии стало потребительским. Главное – высокая зарплата, поэтому многие молодые врачи уходят представителями в фармфирмы, где и оклад хороший, и машины дают. На экзаменах студенты настолько примитивно отвечают, что, вроде бы, надо двойку поставить, но в свете новых требований лучше поставить тройку и отпустить. В результате получается врач «на троечку».

Каждый пациент сейчас для врачей – это фактически источник дохода. Медицинская карта или история болезни оплачивается, потому и начинаются всякие приписки, чтобы был готовый продукт, который отвечал бы требованиям свыше. Насколько то, что написано в документах, соответствует действительности, это еще большой вопрос. Если фирма, которой делегировали проверять и оценивать качество историй болезни и оплачивать их, будет недовольна их ведением, врач пострадает в финансовом плане. В нашей больнице такое присутствует только частично, поэтому в чем-то мы «вольные казаки». А в муниципальных больницах уже все жестко.

– Можно задать частный вопрос? Как Вы относитесь к прививкам? Одно время шли острые дискуссии на эту тему…

– Здесь принципиально что? Нужна определённая компетенция. Личное мнение – это не значит профессиональное. Я не врач по профилактике. Но могу сказать твердо, что у мамы должно быть законное право выбирать, поставить или не поставить прививку ребенку. Если ребенок ослаблен, почему бы ему не пропустить какую-то вакцинацию?

Я скептически отношусь к тому, что девочек прививают от папилломы шейки матки. По крайней мере, свою дочь я отказалась прививать. А так всех детей (у меня их трое) прививала по календарю в свое время.

Прививки нужны, чтобы создать инертный слой. Иначе у нас будет вспышка или эпидемия какого-нибудь заболевания. Если не привить, появится поколение людей, восприимчивых к данной инфекции. Как произошло с туберкулезом. В результате реформ сейчас нет такой крепкой службы по профилактике и лечению туберкулеза, какая была раньше. Теперь пожинаем последствия этого.

У родителей должно быть право выбора и спокойная, не «оголтелая» информация о прививках. Потому что у многих людей рождается страх: все пришло с Запада, происки американцев, ничего хорошего от этого не жди и т.п. Но ведь везде существует разумное начало. Что касается прививок от гриппа, то я считаю, что тут тоже должен быть выбор. Потому что тот вид вируса, от которого человек прививается, может не совпасть с тем вирусом, который придет к нам. Профилактику вирусной инфекции можно проводить и другими способами, не обязательно вакцинировать.

– Елена Михайловна, позвольте от вопросов о работе перейти к теме веры. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в Церковь вообще и в этот храм в частности.

– Мне сложно назвать конкретную ситуацию, которая стала бы переломным моментом на пути в храм. Я помню, что у моей бабушки были иконы, и перед одной из них всегда лежало пасхальное яичко. Какие-то внешние моменты отложились у меня в памяти. Вот и все, не более.

Никто не говорил со мной о Боге. В храм в детстве не ходила, молитв не читала. Проходила атеистические науки, была любителем общественной работы. Жила, как обычный, среднестатистический человек. И даже не знаю, как и почему в 38 лет, будучи беременной, незадолго до родов я спонтанно пришла в храм и приняла крещение.

Потом прошло время. Я занималась семьей, маленькой дочкой – обыкновенные материнские заботы. И постепенно стала замечать, что мне неинтересно стало смотреть телевизор, что мне это даже претит. И от газеты, которую раньше мы выписывали на протяжении 20-ти лет, испытала разочарование: какой-то нездоровый настрой там появился, я бы не хотела, чтобы мои дети воспитывались в таком духе. Я увидела, что это негатив и поняла, что надо оградить детей от такого влияния. Хотя сыновья-то уже прошли этот этап, а Нина была еще маленькая. Тогда и пришло решение отдать дочь в воскресную школу.

Ближайший к нашему дому храм – во имя Всех Святых на Михайловском кладбище. Так потихонечку – во-первых, пытаясь разобраться в себе, во-вторых, желая оградить ребенка от зла и привить ей что-то настоящее, вечное – я начала ходить в храм. Было положено ходить каждое воскресенье – стала ходить каждое воскресенье. Стала молиться, читать утреннее и вечернее правило. Стала делать самые элементарные вещи, пока просто потому, что так надо.

Я поняла, что, собственно говоря, надо спасаться. И если я хочу спасаться, то речь идет не только обо мне: надо спасать тех, кто рядом со мной, а это, прежде всего, дети. Вот такой мотив у меня был: спасать себя и детей.

С Ниной мы ходили в воскресную школу. Я слушала на уроках то, что рассказывали детям и вместе с ними училась. Так что все просто. Пришла мысль: «Надо спасаться», – а вслед за этим я узнала, где это можно сделать.

– А мужа тоже удалось привести в храм?

– Специально для этого я ничего не делала. Просто, когда узнала, какие таинства в Церкви есть, то решила, что надо все это осуществить, и в том числе – повенчаться. Муж дал согласие, мотивируя тем, что он меня любит и поэтому готов. И постепенно тоже стал ходить в храм. Сейчас мы стараемся бывать и на вечерней службе в субботу, раньше только на воскресную Литургию ходили.

– Елена Михайловна, о чем я Вас не спросила, а Вам бы хотелось об этом сказать?

– Честно говоря, мне кажется, я и так слишком много наговорила. Когда меня попросили дать интервью, я сначала согласилась, а потом подумала: «Ну, что я интересного могу сказать?» И вообще мне не полезно, что где-то будет фигурировать мое особое мнение. Какое мое особое мнение? Хочу спастись – и все!

 

•В других номерах:•

№5 (117) / 27 •марта• ‘15

Жизнь прихода

Нельзя оскорбить Бога отказом

В подготовке материала принимали участие Олег Васюнин, Ольга Морозова, Ксения Кабанова

№1 (113) / 11 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Беседовала Ксения Кабанова

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Жизнь прихода

Богородице-Казанская

Авторы: Олег Васюнин, Ольга Морозова

 
Жизнь прихода

Мозаичный крест

Ирина Пономарева

Наша встреча с Ириной Владимировной состоялась в новом здании певческо-регентского отделения семинарии, что возле Свято-Троицкого кафедрального собора. Было восемь часов вечера, но еще вовсю шли занятия. А завтра – рабочий день с восьми утра. У нашей собеседницы очень плотный…

 
Жизнь прихода

Марина Горонович: «Помогая другим, спасаешься сам»

Беседовала Надежда Золотарева

Социальная деятельность получила поддержку и новое направление на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в феврале 2011 года. В своих решениях Собор указал на необходимость введения

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс