Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (99) → Форрест Гамп

Форрест Гамп

№1 (99) / 3 •февраля• ‘11

Записала Елена Макеева Навигатор

Сегодня рубрику «Навигатор» ведет преподаватель и кинолектор Наталья Викторовна Зыкова. С помощью нашей гостьи мы с вами вспомним известный и любимый многими художественный фильм «Форрест Гамп»* и попытаемся осмыслить его с точки зрения христианской веры.

Наталья Викторовна Зыкова


Наталья Викторовна ЗыковаРодилась в 1950 году в военном городке на острове Сахалин. Окончила филологический факультет Кызылского педагогического института и отделение мировой художественной культуры Уральского педагогического института. Почти 40 лет преподавала в школе русский язык и литературу, мировую художественную культуру, также вела кинолектории в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников. Занятия проходили с огромным успехом: дети вместе с преподавателем разбирали документальные, исторические фильмы, последние новинки кино.


Сейчас матушка (Наталья Викторовна – супруга священника Георгия Зыкова екатеринбургского храма Божией Матери «Всех Скорбящих Радость») помогает батюшке в храме: проводит огласительные беседы, рассказывает о православной вере солдатам санэпидемиологического отряда при военном госпитале, ведет занятия в воскресной школе.

Фильм американского режиссера Роберта Земекиса «Форрест Гамп», снятый по роману писателя Уинстона Грума, – несомненное явление в мировом кинематографе. Получив несколько наград в крупнейших номинациях, эта картина действительно стала событием; событием, казалось бы, уже ушедшего от нас времени, но на самом деле фильм и сейчас, спустя 10 с лишним лет, по-прежнему очень современен. Его можно отнести к жанру драмы. Но в то же время он эклектичен – в нем есть элементы мелодрамы, военной драмы, исторической драмы, политического документального кино и, несомненно, это еще и философская притча. Притча с христианским содержанием.

В фильме показана история Америки со сменой ее политических руководителей, молодежными субкультурами (например, хиппи), но все это является лишь фоном, на котором крупным планом высвечено одно лицо – лицо, как выражается один из жителей штата Алабама, местного дурачка – Форреста Гампа. Именно он, дурак для окружающих, – истинный герой великодержавной Америки. Он с его любовью и преданностью к ближним, он, умеющий защитить слабого, свою любимую, всякого, кто терпит беду, вселить надежду в тех, кто когда-то казался сильным. Он и есть истинный герой. На его фоне мелкими и подчас карикатурными кажутся те, кто носит громкие имена – имена, которые знает вся страна, а подчас и весь мир.

Показать драму человеческого общества через драму одного человека всегда нелегко, без символических художественных образов здесь не обойтись. И они несут в себе, несомненно, духовное, христианское значение. Именно этим особенно интересен и значим фильм «Форрест Гамп». Белое перышко, дорога, дерево, птицы, небо – вот эти символы-образы. Поэтому, конечно, сам фильм может рассматриваться только с одной точки зрения – с точки зрения его христианского осмысления.

Движение вперед

Начало фильма: скамейка в сквере, на ней, словно застыв, сидит молодой человек – Форрест Гамп. К его ногам, проделав очень длинный путь, плавно опускается белое перышко. Он бережно поднимает его и кладет между страницами книги. Все, что произойдет далее, будет рассказом Форреста Гампа о себе и своих близких. Этот рассказ адресован тем, кто, сменяя друг друга, садится на эту скамейку рядом с Форрестом. Он поверяет им, чужим людям, свою жизнь, самое сокровенное, потому что таков уж этот местный дурачок: все для него родные и все ближние. В этом рассказе он оживит свою маму, которую он горячо любил и которая горячо любила его; свою любимую, Дженни; друзей, с которыми свела его жизнь.

В этом рассказе зритель, несомненно, отметит два знаковых слова, несущих в себе глубокий символический смысл, – это слово «дорога» и слово «бег». Может быть даже, фильм «Форрест Гамп» можно было бы назвать «Бегущий Форрест Гамп», потому что именно движение для героя – это жизнь. Не пассивное созерцание со стороны, а бег, движение вперед.

Изначально это бег от кого-то – правильнее сказать, побег. Дело в том, что Форрест Гамп рожден с физическим недостатком и вынужден носить специальные металлические растяжки на ногах. И из-за этого все обращают на него внимание, не всегда доброе. Но любящая мама упорно твердит: «Запомни, ты такой же, как все» – приучая сына к мысли о том, что он вовсе не ущербен. Но окружающие так не думают: он отличается, он иной. А Форрест действительно живет в ином мире, с иным подходом к человеку. В его мире царит только любовь, и нет места ненависти.

Итак, первый бег – «бег от». За Форрестом, улюлюкая, гонятся на велосипедах его ровесники. И он, скованный, неуклюжий, пытается спастись. «Беги, Форрест, беги!» – кричит ему маленькая Дженни, единственный верный друг детства. И вот металлические конструкции разлетаются, и освобожденный, словно он был до этого в оковах (а так оно и есть), Форрест Гамп вырывается и оставляет преследователей позади себя. Проходит время, а преследование продолжается – ведь он иной. И Форрест Гамп опять бежит «от». И опять это побег. А преследователи все те же – только они повзрослели, и теперь гонятся за ним на автомобиле. «Беги, Форрест, беги!» – кричит ему уже взрослая Дженни.

И Форрест обгоняет машины, спасая себя. Затем он обгонит игроков в регби, станет лучшим игроком в пинг-понг и героем национальной сборной, окончит университет. И… наступит война. «Война» – это самое страшное слово. Война всегда испытание, и тем более она является испытанием для Гампа, который вырос в атмосфере, маминой любви, нежности, ласки и заботы. Надо сказать, что авторы не стремятся показать здесь войну (речь идет об американской военной кампании против Вьетнама) как противостояние двух миров: маленького Вьетнама, который защищает свою независимость, и огромной сильной державы, вторгшейся на эту землю. В фильме все узнаваемо. Американские солдаты и офицеры, которые посланы теми, для кого это лишь политическая игра и выгода, являются жертвами. И показать это через, опять-таки, образ главного героя и его однополчан для создателей фильма становится главной задачей.

Спасая чужую жизнь

Кадры военных действий во Вьетнаме показаны глазами рядовых: Форреста Гампа и его друга, негра Баббы. Дождь, грязь, джунгли, трассирующие следы от пуль, а рядом тот, кого нужно слушаться, потому что он знает свое дело, потому что он спасет, потому что он заботится о них – это их командир, лейтенант Дэн. И вот Форрест Гамп снова бежит, но не «от», а «к», он бежит к людям. К тем своим близким, которые попали в беду. Вопреки здравому смыслу он не спасает свою жизнь, а спасает жизнь чужую. Но разве чужие сейчас для него те, кто лежал под пулями рядом с ним в грязи? И разве сейчас не к нему, Форресту Гампу, можно отнести слова «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)? И он выносит всех, кто остался жив после обстрела, спасает своего командира, умирающего друга Баббу, который все время мечтал, что, вернувшись домой, купит суденышко, чтобы ловить креветок, и будет счастлив. Но вот не случилось. Последние слова друга Форрест Гамп запомнит навсегда: «Я хочу домой». Отчий дом, откуда вышел Бабба, уже не встретит его. Но отчий дом Отца Небесного примет и утешит и его, и всех, кого послали на гибель политики и генералы, чьи лица не сходят с экранов телевизоров. Они сотрясают воздух громкими, пафосными речами. А здесь – смерть. И Форрест Гамп – герой.

Он вернулся с войны целым и невредимым. Немножко, правда, ранен, и ранение-то смешное. Надо сказать, что в фильме, как в подлинном произведении искусства, никогда не будет показана драма на все сто процентов, всегда будет место юмору, потому что жизнь такова: она состоит из горя и радости, плача и смеха, слез и улыбок. Итак, с орденом на ленте Форрест Гамп оказывается среди тех, кого награждает президент. Вот только героем он себя не считает. И он не гордится своим статусом национального героя.

Да и чем гордиться, когда бравый лейтенант, который, казалось, знает все о войне, – теперь озлобленный калека в инвалидной коляске? Кстати, в фильме параллельно с линией главного героя довольно серьезно и подробно прослеживается судьба лейтенанта Дэна. «Никогда мне не избавиться от того, что я калека, а ты, Форрест, никогда не перестанешь в глазах окружающих быть дураком», – говорит лейтенант Дэн. Но это не так. Калекой можно быть внешне, а вот в душе оставаться цельным. И этого добивается от лейтенанта Дэна Форрест Гамп, который когда-то его спас. Дэн не верит в Бога, он не чувствует Его присутствия в своей жизни, он всегда полагался на самого себя. И Форрест старается привести его к Богу. Он ведет его в церковь. Молча стоит у входа лейтенант, Форрест молится за друга.

А, кроме того, Форрест исполняет мечту своего друга Баббы: он покупает суденышко и ловит креветок (не ему это надо – это в память о друге), и берет на свое судно лейтенанта Дэна. И однажды Бог становится видим для неверующего лейтенанта. Сколько раз забрасывают они сети – и вытаскивают лишь по две-три креветки. «Ну, где же твой Бог?!» – восклицает лейтенант. Ответ приходит немедленно. Разыгрывается буря, которая сметает все рыболовецкие судна, разбивает их, и судну Форреста Гампа тоже приходится нелегко – но только оно остается целым. И огромный улов становится с тех пор ежедневным. Та прибыль, огромная прибыль, которую получает теперь Форрест Гамп, не делает его человеком гордым и жадным: он много жертвует на церковь, помогает нуждающимся; но самую большую часть прибыли он отдает матери своего погибшего друга. И, если вернуться к встрече Бога и человека во время рыбной ловли – это, несомненно, аллюзия на известные евангельские события.

А испытания продолжаются: любимая мама Форреста при смерти. И он бежит к ней, он старается успеть застать ее живой. Последние слова мамы – все те же, что и в детстве. Она говорит о том, что жизнь – это коробка конфет, и неизвестно, что в серединке, что смерть – это продолжение жизни, но лучше бы смерти не было. «Она всегда говорила так, – вспоминает Форрест – чтобы мне было понятно».

Я просто бегу

После смерти мамы единственным близким человеком остается она – родная, любимая Дженни, которая параллельно с главным героем тоже бежит. Но у нее свой бег. Она ищет себя в этой жизни, но, как правило, все время попадает в тупик. Детство героини связано с психотравмой, которую наносит отец-изверг. За детством следует юность, где метания и искания часто оборачиваются нравственными падениями. Попытки Форреста спасти ее вызывают только сожаление: «Ну, кто тебя просит?». На что Форрест отвечает: «Я тебя люблю». «Да разве ты знаешь, что такое любовь?» – возражает ему Дженни. «Знаю», – убежденно произносит Форрест Гамп, и он прав.

Два человека дорожат друг другом, беспокоятся друг о друге. Только один любит, а другая все еще ищет любовь, не зная, что она рядом. То, что еще соединяет их, – это детство, в котором они встретились, и самые счастливые моменты, когда они, мальчик и девочка, сидели на ветке огромного дерева, прообразе древа жизни, и поверяли свои мечты друг другу. Древо жизни, он и она – через сколько препятствий придется им пройти, сколько пережить страданий…

Вот еще один кадр из воспоминаний детства: кукурузное поле и дети, трясущиеся от страха, убегают от пьяного отца Дженни. «Давай молиться, – шепчет Дженни, – чтобы превратиться в птиц и улететь». Стайка птиц взмывает в небо, испуганная грозными криками взрослого человека.

…Однажды, измучившись и в очередной раз познав, что такое предательство, Дженни вернется к своему настоящему и единственному другу, и долгожданное счастье осветит дом Форреста Гампа. Но вскоре Дженни опять исчезнет. Казалось бы, драма должна разразиться в сердце Форреста и сломать его. Но нет. На экране крупным планом – аккуратно заправленная белоснежная постель, та постель, где умерла его мама, на столике – орден на ленте и ракетка для игры в пинг-понг – это все, что было в прошлом. Теперь ему надо бежать дальше. Но уже не от кого-то и не к кому-то, и даже не от себя, а просто бежать, бежать, чтобы остаться наедине с тем, что видишь, в гармонии с собой и с красотой созданного Богом мира, лесом, горами, реками, водопадами, небом, ночью и днем.

Впоследствии, когда Форрест будет описывать красоту увиденного им мира, Дженни скажет: «Жаль, меня там не было». «Ты была», – ответит он. А пока он бежит – просто бежит, ни от кого не убегая, – и встречные люди спрашивают его: «С какой целью вы бежите? За что вы боретесь? Против чего протестуете?». «Я просто бегу», – отвечает Форрест Гамп. И постепенно к нему начинают присоединяться люди. Кто-то бежит, пытаясь похудеть, кто-то бежит, спасаясь от нелюбимого мужа. Все пытаются убежать от чего-то, не понимая, что от себя не убежишь. И однажды Форрест Гамп останавливается и произносит: «Все. Я устал. Хочу домой», – как когда-то сказал и его друг Бабба.

Мечты сбываются

И все-таки наступит тот день, когда Дженни позовет к себе Форреста. И этот день будет настоящим подарком, потому что он узнает, что у них, у него и у Дженни, есть общий ребенок. И имя-то у мальчика – Форрест. Так сбываются мечты Форреста-старшего. Самый счастливый момент фильма: осень, дорога и три фигурки, которые держатся за руки: Дженни, Форрест Гамп и маленький Форрест.

Однако, счастье встретится с бедой, и мы станем свидетелями еще одной трагедии в жизни нашего героя. Уже став мужем своей возлюбленной, он вскоре теряет ее окончательно: Дженни умирает. «Я позабочусь о маленьком Форресте. Не беспокойся, родная», – говорит он. Под тем же самым деревом, на ветке которого когда-то они сидели детьми, он хоронит свою любимую. И приносит ей от маленького Форреста письмо, которое мальчик написал маме.

Том Хенкс, актер, исполнивший главную роль в этом фильме, показывает «непохожесть» своего героя на других людей через мимику – его лицо, как правило, неподвижно. Он скован, эмоции редко посещают его. Но на могиле любимой Форрест рыдает, и эмоциональные оковы словно спадают и раскрывают полностью его любящую душу. И письмо мальчика ложится на холмик. Эта сцена, безусловно, – одна из самых волнующих и сильных в фильме.

Интересна кольцевая композиция фильма: то самое перышко, полетом которого начинается рассказ о Форресте Гампе, в конце плавно опускается в руки маленького Форреста, который садится в школьный автобус. Мальчик бережно поднимает его и кладет в книжку, ту самую, которую когда-то читала его бабушка его отцу. Перышко белое, легкое, невесомое. «У всех ли есть судьба? – рассуждает Форрест Гамп – или мы летим по жизни, как перышко на ветру? Мне кажется, и то, и другое происходит одновременно».

Перышко белое, легкое, невесомое. Главное, чтобы оно было белым. Так, наверное, надо понимать этот образ. Перышко – человеческая душа. Дорога – человеческая жизнь, которая должна всегда иметь продолжение, как продолжается жизнь в сыне Дженни и Форреста Гампа. Дорога, которая не должна сворачивать налево или направо, она должна идти вперед – по крайней мере, нужно к этому стремиться, как это делает главный герой. И конечная цель этой дороги одна – Отчий дом.

Белое легкое перышко в финале фильма, медленно кружась, становится все ближе к нам, закрывая собой весь экран: люди, любите друг друга, внимательно присмотритесь к тем, кто кажется вам иным чем все! Может, они и есть те, кто умеет любить как дети…


*Не рекомендуется для просмотра детям и подросткам младше 14 лет.

 

•В других номерах:•

№4 (112) / 31 •декабря• ‘13

Навигатор

Антология русской поэзии «Круг лета Господня»

Автор Елена Сетник

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они навесь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле». Так писал Иван Алексеевич Бунин о поэзии Александра Сергеевича…

№4 (116) / 25 •декабря• ‘14

Навигатор

Экскурсия между небом и землей

Автор матушка Наталья Зайцева

№5 (108) / 16 •января• ‘13

Навигатор

...своя Зеленая Миля...

Ольга Братенши

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь Ветхий Завет, «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова», 7:39 «Пол в широком коридоре по центру блока «Г» был застелен линолеумом цвета зеленых лимонов, и то, что в других тюрьмах называли Последней Милей

 
Паломничество

Куда ведет тропа святого Симеона?

О паломничестве по Симеоновой тропе рассказала Елена Рысева

«У каждого человека свой путь» – в это устойчивое образное выражение каждый из нас вкладывает что-то личное. Путь – дорога, временной отрезок земной человеческой жизни, отпущенный нам Господом.

 
С днем защитника Отечества

Воспитание настоящих мужчин

Опрос подготовили Евгений Алабушев, Олег Васюнин, Светлана Кислова, Ксения Кабанова

23 февраля – День защитника Отечества. Когда-то называвшийся днем Советской Армии, теперь этот праздник приобрел и вовсе величественное звучание. В него стоит вдуматься.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс