Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (99) → «Братья, вставайте, шторм!»

«Братья, вставайте, шторм!»

№1 (99) / 3 •февраля• ‘11

Записала Ирина Пономарева Семинария

•В этой теме:•

Семинария
О сочетании науки и религии, духовном образовании и священническом служении
Беседовал Олег Васюнин Семинария
Начало пути к служению Церкви
Беседовал Олег Васюнин

Печерин Андрей Владимирович


Родился в 1985 г. Выпускник ЕПДС (2009), студент заочного отделения исторического факультета УрГУ. Научный сотрудник кафедры Церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС. Член комиссии по канонизации Курганской епархии.


Певчий прихода Успения Божией Матери в поселке Ново-Уткинск Екатеринбургской епархии. Соорганизатор Уральского Церковно-исторического общества. Автор и соавтор статей и книг по церковной истории (тема – новомученики и исповедники российские),  среди них: «Сысертская Симеоно-Аннинская церковь в документах и исторических исследованиях»; «Житие священномученика Аркадия Гаряева»; «Житие священномученика Вячеслава  Невьянского»; статьи о новомучениках Ека-теринбургской епархии в Православной энциклопедии: Иоанн Будрин, Иоанн Шишов, Иоанн Плотников, Иоанн Вишневский, Иосиф Сиков; «История Екатеринбургской Духовной Семинарии»; «История Екатеринбургской Епархии»; «Екатеринбургские Епархиальные ведомости». 1886-1917. Электронное факсимильное издание.

Печерин Андрей ВладимировичСеминария: учебные будни

Несмотря на притягательность семинарского образования, не для каждого духовная семинария является призванием. Необходима духовная стойкость, крепкая вера, и, конечно же, искренняя личная молитва, ведь в ходе обучения семинариста ждет много искушений. Трудности и испытания случаются самого разного рода: много сложных и объемных предметов, времени на подготовку которых очень мало, так как помимо учебы каждый день нужно выполнять какое-нибудь послушание; не все гладко может складываться и с новыми духовными наставниками. Так, когда я только пришел в семинарию, то встретился с человеком, который весьма пренебрежительно относился к Царской Семье, в то время как я ее искренне почитаю. Я не смог его принять, и во время обучения в семинарии тайком от начальства ездил к своему духовному отцу в родной приход.

Кроме того, когда ты каждый день встречаешься со святынями, видишь во множестве иконки, книги и календари с изображениями святых, не всегда достаточно благоговейно хранимые, то возникает опасность духовного охлаждения, разочарования.

Еще одно из заблуждений, в которое можно уклониться, учась в семинарии – впасть в высокоумие и мудрование. Полученные знания могут стать причиной гордыни, сложных и высоких рассуждений, в то время как простота бывает полезнее. Поэтому нужно обязательно советоваться со своим духовным отцом, дабы держаться золотого пути. Сегодня в Церкви есть много внутренних проблем, и, чтобы выстоять при встрече с ними, не повредиться в вере, очень полезно иметь опытного духовника.

Обучение в духовной семинарии включает в себя  множество предметов, особенно выделяются история (проходят около шести различных исторических дисциплин) и языки (английский или немецкий, церковнославянский, факультативно – иврит, греческий, латинский, а также русский, т.к. среди учащихся можно встретить и якута, и ханта). День семинариста начинается подъемом в 7.30, общей молитвой в трапезной в 8.20 и  завтраком. Затем 4-5 пар занятий, обед, послушания, свободное время, ужин, молитва, и в 23 часа отбой.

На практике послушания занимают очень много времени. Это и внутрисеминарские дела (дежурство в трапезной, мытье полов за провинности, помощь дворнику и прочее), и общеепархиальные мероприятия. Конечно, когда мы были студентами, то считали это тяжким грузом и всячески избегали послушаний, но сегодня с уверенностью можно сказать, что они имели плодотворное влияние.

Хорошая школа была пройдена и в плане режима дня: многие выпускники и после окончания учебы придерживаются семинарских часов подъема и отбоя, утренней и вечерней молитвы. В общежитии все было строго: если в 11 вечера, когда дежурный помощник* обходит комнаты, а у тебя включен свет или ты разговариваешь с друзьями, то мытье пола для тебя неизбежно. Или, если при вечернем обходе вместо тебя (по благовидной причине отсутствующего) дежурный под одеялом вдруг обнаружит воздушные шарики… Конечно, нам не долго удавалось так увиливать от инспекции, ведь за такие серьезные провинности могли и отчислить!

Или, если останется на столе неубранной посуда, то во время вечернего обхода может случиться и «шторм»: вдруг после отбоя включается свет и под веселый голос: «Шторм на корабле! Братья, вставайте, шторм!» – посуда аккуратно сметается заботливой рукой дежурного помощника на пол. В общем, много было веселого и интересного. Но что самое главное, при таких, казалось бы, армейских порядках, в семинарии никогда не было «дедовщины» – наоборот, все ребята, и старшие, и младшие, жили дружно, и было настоящее братство.

На учебу, подготовку к экзаменам времени всегда остро не хватало, но Господь, как это ни удивительно, все покрывал. Бывало, только и успеешь, что прочитать страниц 20 вечером, да утром, после клиросного послушания, еще несколько страниц, а уже пора на экзамен. А предметы все сложные, вроде догматики, литургики, истории…

Мне, например, неоднократно попадался первый билет, и случалось, что только он и был выучен. Положишься на Божий промысел и пойдешь, ведь сам уже сделал все, что мог. Однажды я даже лихо заявил: «Мне всегда попадаются вопросы из начального блока, вот, смотри…» – и на глазах у товарища вытянул первый билет. Господь в разных нуждах помогает, и у меня много чудес было связано с учебой.

При напряженном графике у нас все-таки бывало время на разные дискуссии. Часто в разговорах, спорах и беседах проводили мы с братьями по полночи.

Как-то раз мы философствовали почти до утра, а тема была связана с празднованием нового года. Мы рассуждали, нужно ли участвовать в молебне на новый год, ведь это совсем не православный праздник, им, наверное, лучше пренебречь…

Выстроили систему доводов. А потом я спросил насчет этого у своего духовника, и он сказал, что это мудрование, а нужно в простоте держаться: «Важно, в каком духе совершается богослужение. Можно устроить службу благодарственную, признавая новый год за праздник, а можно рассматривать ее как противопоставление этому светскому празднику, связывать ее с покаянием».

*Дежурный помощник инспектора по воспитательной работе. На сленге семинаристов - «дежпом»; сотрудник чаще всего из числа выпускников семинарии, отвечающий за внеучебную жизнь воспитанника. В его компетенцию входят назначения на послушания, вечерний и утренний обход комнат в общежитии и др.

Служение: церковная история

Еще будучи студентом, я полюбил архивное дело, изучение церковной истории, и это часто становилось моим послушанием. Все идут снег убирать, а я – в архив. Это вызывало насмешки, все считали, что я просто «откашиваю» от работы, бумажки перебираю. На самом деле, это отнюдь не такое легкое занятие, оно требует сосредоточенности, внимательности, умения выстроить нить событий по отрывочным данным. Тем более, высока степень ответственности: я занимаюсь историей новомучеников, пострадавших в 1918 году.

После окончания учебы я был принят сотрудником на кафедру церковной истории ЕПДС и одновременно по благословению нашего проректора, протоиерея Петра Мангилёва, поступил в УрГУ на заочное отделение исторического факультета. Сейчас я на втором курсе, и, когда придет время заниматься научной работой, то, скорее всего, это тоже будет связано с историей новомучеников. Вообще отец Петр часто направляет после окончания семинарии получать образование в светских вузах. Сам он совмещает проректорство в семинарии с преподавательской деятельностью на историческом факультете УрГУ. Благословение на поступление туда я принял с радостью, мне и самому хотелось там поучиться.

С начала 2010 года по благословению архиепископа Константина я был принят в члены Комиссии по канонизации Курганской епархии. Возглавляет Курганскую комиссию настоятель Далматовского монастыря игумен Варнава (Аверьянов). Весь прошедший год кроме основной работы в архиве семинарии я собирал материал по священнослужителям, репрессированным и расстрелянным в пределах нынешней Курганской епархии, работал в библиотеках, музеях, совершал поездки в архивы Урала. Работа эта очень серьезна и важна, она налагает большую ответственность.

В настоящее время продолжаю заниматься церковно-исторической работой, священный сан я пока принимать не спешу. Ведь моя работа – тоже своего рода служение. Вспоминается один разговор с ученым протоиереем из Перми – он, теперь уже доктор исторических наук и кандидат богословия, говорил мне два года назад о том, что мой жизненный выбор вполне оправдан и своевременен. В настоящее время многие пытаются заниматься церковной историей, но практически нет тех людей, кто занимается ей профессионально. Для светского человека область церковная остается во многом непонятной, а внутри церковной ограды церковной историей занимаются по преимуществу члены клира, священники и дьяконы, которые по роду своего служения не могут полностью отдаться исследовательской работе. Им просто не хватает времени заниматься сбором информации, работой в архивах, совершать научно-исследовательские поездки. Вообще каждая работа есть служение: в первую очередь – Богу, затем – людям.

Недавно мы основали Уральское Церковно-историческое общество. Церковной историей занимаются, как я уже сказал, люди не только воцерковленные. Очень радостно видеть людей светских – энтузиастов, для которых изучение церковной истории, истории их родного храма или села становится путем к Богу. Обмениваясь опытом работы, мы знакомимся, общаемся, делимся нужной и интересной информацией, помогаем друг другу в церковно-исторических вопросах, знакомим людей с Православием, получается своего рода и миссионерская деятельность.  

Собственно собранию Церковно-исторического общества послужило такое явление как нескоординированность исследований историков Церкви. Есть отдельные исследователи разных уровней, от любителей до профессионалов, но многие не знают друг о друге, в результате чего работа движется медленно и разрозненно, и даже случаются казусы. Так, например, недавно два исследователя жития одного и того же святого параллельно написали свои книги, ничего не зная друг о друге и по праву считая себя первыми в этом деле. Чтобы таких явлений не было, мы и решили собираться и обмениваться достижениями.

Особое место в моей работе занимает священномученик Аркадий Гаряев, пострадавший в селе Боровском, откуда я и сам родом. Я занимался сбором информации для его жития с первого курса семинарии; вместе с моим научным руководителем Галиной Александровной Кротовой, которая и учила меня ведению архивных исследований, написали о нем небольшую книжицу.

В 2007 году нами было установлено место захоронения священномученика и возбуждено ходатайство перед Преосвященным Михаилом, епископом Курганским и Шадринским, о поднятии мощей священномученника. Летом того же года мы были включены в комиссию и присутствовали при раскопках его святых мощей и перенесении их с крестным ходом в храм. Также мы нашли родственников священномученика Аркадия и беседовали с ними. С изучением поэтического творчества отца Аркадия была связана моя дипломная работа в семинарии. Составляя житие, я придерживаюсь историчности, всегда даю точные ссылки на источники. Например, в житии сщмч. Аркадия использовано 55 источников.

2007 год. Работы по поднятию мощей священномученика Аркадия ГаряеваОсобая история Промысла Божиего связана с почитанием священномученика Вячеслава Невьянского (Луканина). В поисках его жития нами были сделаны большие розыскные работы, подготовлена к печати и выпущена небольшим тиражом книжка с жизнеописанием, найдены некоторые фотографии и написана икона, но никак не оставляло сомнение, что что-то здесь не то. Так, мы нашли одну странную фотографию, где запечатлена какая-то сцена гуляния с гармошкой… Странно было видеть там священномученика.

А, между тем, оставалось всего два дня до празднования его памяти, и я решил обратиться к одной прозорливой старице – матушке Ксении из п. Исеть. Я очень уважал ее, впервые услышал о ней, как ни странно, в соборном доме от одного почтенного игумена (сейчас уже архимандрита), которому матушка предсказала о некоторых строительных неполадках в алтарной части строящегося под его руководством храма, и который в разговоре с начальником стройки услышал от него те же слова, что и говорила ему месяцем ранее матушка… Отец игумен был несказанно удивлен, сказал, что об этом его предупреждала матушка Ксения, а он тогда не обратил внимания!..

Когда я приехал к старице впервые, она спросила меня про человека, накануне заходившего ко мне занять денег, и сама рассказала, как все было, и какую сумму я ему дал. А потом сказала: «Ты этому человеку денег не давай, потому что он наркоман, и деньги твои на наркотики спустит. Видел, наверное, когда он просил, как у него глаза бегали?». Этим она расположила меня к себе. Это было не просто бессмысленное пророчество, каких полно у разных фокусников и кудесников, или,  например, у буддистов, когда они говорят, что Будда языком мог дотянуться до мочки уха. Матушка Ксения явила тогда в своей прозорливости истинное чудо. И вот сейчас она мне сказала, что перед написанной иконой сщмч. Вячеслава Невьянского нельзя молиться, так как источником послужили ложные фотографии, на которых запечатлен другой человек.

Что же делать, если у нас через два дня состоится в Невьянске торжественное прославление священномученика Вячеслава, приедет архиерей? Матушка ответила, что Господь попустил это, чтобы мы и дальше продолжали поиски, и что настоящая фотография святого будет найдена. Торжество состоялось, и для него по «счастливому стечению обстоятельств» была использована другая икона, написанная на основе известных черт священнического рода Луканиных (часто, если нет фотографии или портрета, иконы пишут на основе семейных черт – так, к примеру, был написан образ сщмч. Константина Меркушинского, или даже просто по воспоминаниям – так писали икону Симеона Верхотурского). Эта первая икона и участвовала в богослужении, она и была положена на аналой, ей владыка благословлял народ.

И вот, когда Галина Александровна Кротова поехала спустя несколько месяцев на родину священномученика, там нашлось множество фотографий – они оказались один в один с тем изображением, которое мы имеем написанным по характерным чертам рода. У неверной же иконы лик впоследствии был переписан иконописцами. Так Господь покрывает ошибки людей, такие являет чудеса. Слава Богу за все!

 
Семинария

Хранилище духовных знаний

Записала Наталия Евстюгина

Глазкова Галина Васильевна Окончила Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской по специальности «Библиотековедение». Девятнадцать лет проработала в Областной библиотеке им. В.Г. Белинского.

 
Семинария

Духовное образование – необходимая база для будущего пастыря

Беседовала Елена Макеева

Никулин Иван Александрович Родился в 1985 г. в поселке Висим Свердловской области. В 2007 г. окончил ЕПДС, в 2010 г. – Московскую духовную академию и защитил диссертацию на соискание степени кандидата богословия.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс