Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №9 (98) → Шерстяная история и пушистая современность или рассказ о том, как домашнее животное стало учителем человечества

Шерстяная история и пушистая современность или рассказ о том, как домашнее животное стало учителем человечества

№9 (98) / 1 •декабря• ‘10

Ксения Кабанова Культурограф

Шерстяная история и пушистая современность или рассказ о том, как домашнее животное стало учителем человечестваМилые пушистые друзья! Дорогие Васьки, Муськи и Джульки, а также многоуважаемые Греи и Альбы! Спешу выразить вам искреннюю благодарность за то, что вы служите земными радостями и утешениями. За то, что вы учите деятельной любви и терпению, позволяете о себе заботиться, дарите свою преданность и оставляете шерсть на одежде и царапины на руках. По статистике вы живете в каждой третьей семье, а значит, вы нужны людям для чего-то, значит, вас любят, как членов семьи... А некоторые любят вас даже сильнее, чем своих родных. Поэтому данный опус посвящается вам, хоть прочитаете его не вы, а любящие вас человеки.

Господи, благослови Барсика!

В народном сознании прочно закрепилось: тот, кто животных не любит, вряд ли может искренне любить людей. В притчах Соломоновых сказано: «Блажен, иже скоты милует» (Притчи, 12, 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном Суде Бог спросит с человека и за его отношение к животным. Вот мы и предлагаем вам совершить небольшое культурологическое путешествие в разные эпохи и страны, чтобы увидеть, как осознавалась роль животных в жизни человека.

Из житийной литературы известно, что многие святые с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский часто изображаются на иконах с дикими животными, которых они кормят из своих рук. Святого Герасима Иорданского изображают со львом, сидящим у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному, как домашнее животное, в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва. Животные, словно чувствуя духовное состояние человека, своим поведением показывают, какими были их отношения с людьми до грехопадения. После грехопадения часть животных продолжила служить человеку в качестве «домашних», часть оказалась в лагере «диких».

В течение столетий в народной культуре постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определенному святому, когда случались проблемы в тех или иных отраслях животноводства. То есть, возникла «специализация». Так, считается, что святой Власий помогает скотоводам, святые Флор и Лавр - коневодам, святой Василий - свиноводам, святой Никита - тем, кто разводит водоплавающую птицу, а святая мученица Агафья способствует благополучному отелу коров. Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Вплоть до ХХ века, в день священномученика Афиногена (29 июля) крестьяне приводили домашний скот к церкви, где читалось особое последование для его умножения и здравия: священник, надев епитрахиль, совершал молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи для скота.

В современной России преобладает уже не сельскохозяйственная, но городская культура, поэтому вышеописанные традиции забыты. А вот в Испании они существуют до сих пор, хотя и очень отличаются от русских. Многие верующие в день святого Антония (покровителя домашнего скота) несут в храм для благословения своих питомцев, но не козочек и овечек, а собак, кошек, попугаев, кроликов и даже черепах. Хотя бывает, что благословляют и быков, но не на полевые работы, а на участие в боях. Ранее такие праздники устраивались только в сам день святого - 17 января. Сейчас они растягиваются на месяц - с 10 января по 10 февраля, так как в Испании на все храмы не хватает священников, и они попеременно благословляют домашних животных в разных приходах. По всей Испании проходят праздничные процессии, на которых хозяева в сопровождении своих собак, кошек, лошадей, ослов, красочно украшенных лентами и колокольчиками, идут вокруг храма, после чего священник с паперти благословляет их, окропив святой водой. Во главе таких процессий обычно шествует всадник со скульптурной фигурой святого Антония в руках. За ним следуют одетые в национальные костюмы музыканты и танцоры. Вечером на улицах города ставятся мангалы, и все радостно угощаются. Заканчиваются праздники фейерверками. Церемония благословения животных ежегодно проводится и в католическом храме Святого Духа города Фарго (США, штат Северная Дакота). Специальное богослужение проходит в день памяти Франциска Ассизского - покровителя братьев наших меньших.

Дальше-больше. Дальше - в смысле географии, а больше - в смысле усиления абсурдности. В одной из церквей на острове Монреаль раз в месяц на литургии под названием «Лапы и молитва» четвероногих «прихожан» станут «причащать» водой в мисках и разного рода угощениями. Настоятель церкви Майкл Джонсон говорит, что ему всегда очень нравилось благословлять домашних питомцев раз в год, поэтому он с радостью поддержал инициативу представителей организаций за права животных, чтобы на литургии присутствовали собаки. Хотя с точки зрения христианской догматики причащение животных (пусть даже не Телом и Кровью Христа, но собачьими вкусностями) бесполезно и кощунственно. Христос совершил искупительный подвиг для спасения бессмертных душ людей, а не смертных душ животных. Причем, Он не навязывается и не принуждает, но спасает человека при условии его желания. Человека, находящегося без сознания, даже перед смертью не причащают. Почему же возможно причащение животных, которые не имеют разума и не могут сознательно принимать Христа?

Со II по XVII века в разных странах был популярен «Физиолог», сборник коротких поучительных описаний животных. Умел и любил человек наблюдать природу и учиться у нее добродетелям.

О льве. «Свойство льва - когда львица бежит, то следы свои заметает своим хвостом, и охотник не может отыскать ее следов. Так и ты, человек, когда творишь милостыню, то пусть левая рука не знает, что делает твоя правая. Да не помешает дьявол делам помысла твоего».

Об орле. «Орел живет лет сто. И растет кончик клюва его. И ослепнут глаза его, так что он не видит и не может охотиться. Тогда он взлетает в высоту, бросается на утес, и отломится кончик клюва его; и искупается в золотом озере. А потом садится на солнцепек. Когда же он согреется, с него сходит чешуя, и он опять становится птенцом. Так и ты, человек, если много нагрешишь, возвысься, то есть обратись к вере, и оплакивай проявление греха, и умойся слезами своими. Отогрейся в Церкви и сбрось с себя грехи».

О куропатке. «Куропатка кладет много яиц в гнезде своем. Она весьма чадолюбива. И даже идет к чужим гнездам и таскает оттуда яйца. Только чтобы увеличить число птенцов своих. Так и ты, человек: когда собираешь богатство, не можешь насытиться, и все тебе мало».

О дятле. «Дятел - пестрая птица, живет она в горах, садится на кедры и стучит своим клювом. А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо. Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него».

О пеликане. «Пеликан - чадолюбивая птица. Самка проклевывает ребра птенцам своим. А самец прилетает с кормом, раздирает клювом грудь свою и вытекшей кровью оживляет птенца. Так и Господь наш. Его ребра прокололи копьем. Выступили кровь и вода. И оживил Он вселенную, то есть умерших».

Земля пухом для Пушистика

Шерстяная история и пушистая современность или рассказ о том, как домашнее животное стало учителем человечестваМожно решить, что в Европе и Америке люди «с жиру бесятся», а у нас, мол, такого безобразия не может твориться. Действительно, слава Богу, Барсиков в православных храмах не причащают. Но за оградой храма стихийно сложился целый заупокойный культ животных. В связи с этим хочется рассказать об одной необычной экскурсии.

Летом, гуляя с друзьями по окраине Екатеринбурга, мы забрели на кладбище домашних животных. В прохладной тени берез, прямо под плакатом «Захоронение животных запрещено! Штраф!» расположились несанкционированные могилки Васек и Бимов, ряды холмиков, памятников и оградок. Фотографии любимцев в овалах, венки, душераздирающие надгробные эпитафии типа: «Нонночка, мы тебя любим и помним», «Крыса Анфиса. Умер в 2009 году» или «Васенька, ты всегда жив в наших сердцах»...

Словом, вся кладбищенская атрибутика, присущая человеческим захоронениям. Ухоженность могилок говорит о посещаемости, а обширность кладбища свидетельствует о насущной потребности горожан в подобных местах.

Домашние животные сегодня - сложное культурное явление. Собака или любая другая домашняя животинка сегодня редко воспринимается взрослыми (подчеркиваю - взрослыми, а не детьми) как друг человека. Заводя ее, не рассчитывают на практическую пользу. Ловля мышей, охрана дома и хозяина - об этом счастливые обладатели хорошей родословной и модного статуса могут позабыть. Хотя хозяин может по-разному оценивать своего питомца. Оценка зависит от того, на каком уровне складываются отношения с животным: на уровне общества или на бытовом, семейном уровне.

Когда человек выступает как представитель определенной социальной группы, животное для него - это статусная вещь, то есть такая вещь, которая выражает финансовое и социокультурное положение хозяина.

Помните, как в начале 90-х годов распространились питбули, стаффорды и бультерьеры? Кризисное время, борьба за выживание, стремление сохранить приобретенное, постоянная тревога, что кто-то нападет и отберет «заработанное» заставляли людей заводить этих грозных собак.

Сегодня ситуация изменилась. Несмотря на экономические кризисы, желание скрыть доходы и отпугнуть от них посторонние взгляды страшной собакой вытеснено желанием продемонстрировать успешность. А демонстрировать хочется чаще, поэтому собачки «уменьшились» в размерах, стали более привлекательными, как бы игрушечными. Как статусную вещь такую собаку можно брать с собой, демонстрировать знакомым и прохожим, включать в свой имидж в качестве аксессуара («Той-терьер в шотландском костюмчике прекрасно подойдет к имиджу молодой девушки, собирающейся на фолк-вечеринку»).

Животное-вещь - это способ вложения денег, ведь элитные щенки, котята, нутрии и прочие стоят десятки тысяч рублей. Оно необходимо, как золотые часы с бриллиантами и шиншилловая шубка. То есть, это искусственно сформированная культурная потребность.

Когда же человек действует на бытовом уровне, то чаще всего животное воспринимается как ребенок, или даже заменяет ребенка. Рассудите сами: иметь животное проще, меньше ответственности и забот. Удобно. Однако в сознании владельцев происходит странное смешение: домашний питомец воспринимается одновременно как «самая дорогая Вещь» и как «самый дорогой Ребенок». Казалось бы, в случае смерти животного можно погоревать и завести нового спутника, но тут в сознании появляется образ «Ребенка», и горе от потери мучает человека. Как раз результатом подобных переживаний и являются кладбища домашних животных. Отмечу, что одно дело просто похоронить друга и четвероногого члена семьи, и совсем другое дело - мысленно делать из него человека и создавать для него настоящий заупокойный культ.

Вернувшись с прогулки, я побродила по интернет-форумам: тема похорон домашних животных оказалась очень обсуждаемой. Приведу несколько показательных (с точки зрения содержания и интонаций) высказываний:

«Еле сдерживаюсь, чтобы не разреветься... Чуть больше недели назад похоронили мою девочку... На работе спрашивают, не заболела ли я... Отнекиваюсь... Не многие поймут, что боль такая же, как и от потери родного человека. Похоронили на нашем неофициальном кладбище, которое недалеко от человеческого. Запрещено хоронить, видите ли, там место отдыха... Надо же! Лысые обезьяны жалуются на то, что хоронить других животных это лишнее... Люди - идиоты! Как ужасно, что даже не положить цветок на могилу, чтобы не привлекать к ней внимания... Ставили свечку на 9-й день, чтобы издалека было не видно... А как хочется сделать, как положено все. Если какая-нибудь человеческая тварь осквернит это место своими ручонками, то сама же и будет гнить в канаве или на свалке...»

«Мою любимую крысу Зайку пришлось просто выкинуть - зима, мороз и родители наотрез отказались подержать ее до весны в морозилке... И не страшно, если бы ее тело полежало до весны в морозилке. Курицы бы потеснились».

«Каждый сходит с ума по-своему. Если хозяину легче становится от этого, почему бы и нет? Но мне бы хотелось посмотреть на состояние могил бабушек и дедушек этих «хозяев»! Бьюсь об заклад, что там уже лет дцать никто не бывал!!! Зато Васькам и Чарликам такие почести. Тьфу! Единственное, что понять могу - памятник собаке, спасшей чью-то человеческую жизнь».

Шерстяная история и пушистая современность или рассказ о том, как домашнее животное стало учителем человечестваФото с сайта http://tigrenok.com

Спасутся ли хомячки?

Заметили в первом высказывании упоминание о свечке, поставленной на родную могилку на 9-й день? Это не единичный случай. На кладбищах животных особо обращает на себя внимание то, что многие могилки «увенчаны» православными крестами! Неужели Барсики при жизни были крещены и умудрились стать благочестивыми христианами? Может быть, они «православны» по вере хозяев? Это вряд ли, ведь православные знают, что образ Божий запечатлен только в человеке, хоть и являются «живой душой» все прочие существа, населяющие планету.

Животные созданы для службы человеку, для его пользы. Сразу же после грехопадения люди начинают приносить их в жертву Богу, а после всемирного потопа человек начинает употреблять их в пищу. Порой животные служат человеку, возвещая Божию волю, вразумляя его. Помните, как однажды ослица вразумила пророка Валаама? И в Евангелии есть упоминания о животных. Они сопровождают людей, как, например, молодой ослик, который удостоился ввезти Господа в Иерусалим. Они, не совершая личных преступлений, страдают от людских грехов: вспомнить хотя бы гадаринских свиней, которые сбросились с обрыва, когда легион бесов вышел из человека и вселился в них.

Но к ним Господь не обращается с проповедью, не обещает им вечной жизни и Царствия Небесного. Только человеки, прожив земную жизнь, умерев, воскреснут и пойдут на Страшный Суд, только они войдут в Царствие Божие. Все остальные твари (если Господу будет угодно их создать для Царствия) будут новыми и нежившими на земле. Поэтому то, что животные умирают - не катастрофа и не несправедливость. Только человеческой душе уготована Вечность, мир же и все, что в нем есть, конечны. Животные - только компаньоны в земном пути. Это - православный взгляд на животных.

В мирском же сознании, где смешано и разнообразное язычество, и модные современные мифы, и вырванные из других культур традиции, границы между человеком и животным почти стерты. С начала 90-х годов мы привыкли поэтизировать, мифологизировать это животное начало. Иногда можно услышать высказывание в стиле: «В прошлой жизни я был тем-то.». Ответ на это дает святой Василий Великий: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорят о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя и не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали сие, были бессмысленнее рыб».

Умнее или глупее рыбы человек, высказывающий такие предположения о своем происхождении, но положение его трагично. Да, к тому же, из подобных убеждений естественно рождается утверждение: «Мы все - животные, и всем нам нужны достойные похороны - и людям, и собакам! Мы, как люди верующие, имеем право поставить крест на родную Барсикову могилку». Отсюда же рождается и странная привычка называть друг друга и самих себя крысами, скорпионами, тиграми, тельцами, змеями, раками - в зависимости от того, в каком году и под каким знаком зодиака родился человек, так легко меняющий высокое звание любимого творения Божиего на что попало.

Во что же веруют люди, объявляющие себя всевозможными тварями? Ясно, что вера эта не имеет никакого отношения к Православию, сколько бы крестов ни поставил хозяин на могилу Барсику, да и себе в том числе. Хотя было бы лучше отрезвиться и поучиться у Барсика, который честно исполняет свои кошачьи обязанности. Так почему же человек не выполняет свое человеческое предназначение, но, отождествляя себя с животными, как бы оправдывает свои страсти «животностью», говоря: «Ну что с него взять? Он же - типичный лев» или «Надо думать, что телец пойдет по головам к своей цели!»

Муравей - человеку пример!

Итак, животные - не те, которые из гороскопов, а настоящие - могут служить для человека примером утраченного им благочестия и порядочности. Ведь не случайно в трудах многих святых отцов можно встретить описание некоторых «естественных добродетелей» животных. Святой Василий Великий пишет в сочинении «Шестоднев»: «Рассказывают о горлице, что она, будучи разлучена с супругом, не терпит уже обращения с другим, но проводит безбрачную жизнь, в память прежнего супруга отказываясь от нового союза. Слышите, жены, как честно вдовство и у бессловесных предпочитается неприличию многобрачия».

Святитель Василий также сокрушается о том, что человек плохо заботится о спасении души, в то время как бессловесные животные постоянно заботятся о сохранении своей жизни, залечивая свои раны. Человек не думает о жизни будущего века, а животное заготавливает корм на будущее время зимы: «Не потрудишься ли сам о себе, человек? Еще в настоящем веке не заготовишь ли нужного к успокоению в будущем, взирая на пример муравья?»

Вместо заключения

Итак, есть человек, есть животное и есть какие-то отношения между ними. Они могут быть правильными и неправильными. Описанные в данной статье выстроенные неверно отношения с животными провоцируют возникновение целого ряда явлений современной культуры. Большинство людей в животном ищут друга и помощника. Но есть и другие. Их взгляды ничего общего с Православием не имеют, хотя они и ставят кресты на могилах (человеческих и животных).

«Не нужны надписи для камня моего, Скажите просто здесь: он был и нет его!» Для кого сочинил эту эпитафию поэт К.Н. Батюшков, нам не известно. Но она лучше всего подходит для памятника на могилке Барсика. Итак, Барсика больше нет. Он прожил свою жизнь, оставил какой-то след в наших душах, на наших одеждах и, как выясняется, в нашей культуре. Может быть, при жизни он не поймал ни одной мыши, но после смерти он явно может сослужить последнюю службу человеку - вразумить его!

Фото автора

От редакции: Мы долго думали, имеем ли мы моральное право размещать на наших страницах фотографии могил, сделанные автором статьи на уже упомянутом кладбище животных. Не вызывает сомнения, что все эти кресты и памятники ставились в состоянии искреннего горя. А правильно горюет человек или неправильно - судить не нам. НО. Это «НО» очень серьезное, его стоит услышать, над ним стоит подумать. В своем горе владельцы умерших животных зашли слишком далеко, дойдя до кощунства (скорее всего, неосознанного) - потому что как иначе можно назвать размещение на православных крестах и рядом с ними портретов кошек и собак - любимых, дорогих, но, все же, не наделенных образом Божиим? Мы не хотим задеть ничьих чувств, но приглашаем трезво поразмыслить над всем, сказанным выше. Если кого-то обидели - простите.

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Культурограф

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы

Ксения Возгривцева

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы…

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Культурограф

Друг мой, дальновидец

Ксения Возгривцева

Здравствуй, друг. Давно мы не виделись, так давно, что и говорить-то не знаю о чем. 

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Культурограф

Чего ищем, товарищи?

Наталия Евстюгина, Ксения Возгривцева

Путешествие на многое открывает глаза, многое подчеркивает в окружающем мире. Есть разные путешествия, но все их можно разделить на внешние (перемещения в пространстве, имеющие или не имеющие цель) и внутренние (духовные путешествия в поисках идей, смыслов…

 
Паломничество

Литургия в Византии

Протоиерей Евгений Попиченко

Пещера семи ефесских отроков…

 
Читаем вместе с детьми

Не смотри на меня так, Ежик

Сергей Козлов

– Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, – сказал Медвежонок. Ежик кивнул.– Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.– Ну что ты молчишь?– Я верю, – сказал Ежик.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс