Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №8 (97) → История храма. История креста. История знамения с неба.

История храма. История креста. История знамения с неба.

№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

По материалам сайта www.petrovsk.ru Праздник

•В этой теме:•

Праздник
Воздвижение Креста Господня
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Праздник
Заступница усердная
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

1423 год - эта дата появилась в летописи, повествуя о животворящем Кресте (11 июня н.ст.). Никольский погост - так называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Пасли и пасли, дело привычное... Только вдруг увидели они большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Звал к себе вопреки житейской логике. Перекрестились и пошли. По топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте - к Свету.

 

И увидели Крест и на нем распятого Спасителя, а рядом - стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божиим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут...»

Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и чудотворца Николая, а придел - в честь Животворящего Креста Господня.

Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Храм решили строить не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли Божией, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий... Построили. Дубовую, ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный Крест.

Но проходит время - случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, - конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону святителя Николая - по левую.

«Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста...» - услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божиих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви. Да только сгорела та книга.

А в новом храме, по нерадению церковного причта, добрая традиция записывать чудеса исцелений не прижилась, пока не приехал помолиться перед Крестом благочестивый боярин из Москвы Петр Лукич. Стал расспрашивать о чудных явлениях от Креста, а в храме только плечами пожимают. Да, исцеляются многие, но конкретно никто ничего припомнить не мог. «Забвением и небрежением великая благодать Божия оставляется», - укорил Лукич нерадивых православных.

Устыдились да и восстановили в храме летопись чудес. Писалась она быстро и радостно, странички перелистывались одна за другой. Среди многочисленных чудес, записанных в ту летопись, - исцеления бесноватых, прозрение слепой девицы Евдокии, возвращение сил расслабленному отроку Никите. Много чудес, о всех не расскажешь.

Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божиих милостей и вразумлений. Но...

Это «но» как высокий бугорок на пути почти всех Божиих храмов и православных святынь. Через него не перескочить с разбега, а только усилием устыженной памяти перебраться с трудом и виной за неправедный труд и озлобленность наших потомков. ...

Пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за ненадобностью, ведь с Богом жить одно беспокойство. Чудотворная икона святителя Николая исчезла. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Ну и что с того, что бабушка шла сюда долгими верстами, сбивая в кровь ноги, дабы вымолить тебе, родившемуся заморышу и, по мнению врачей, «нежильцу», телесное здравие и силы? Вот он ты. Крепкий, розовощекий, кровь с молоком, стоишь перед Крестом Животворящим и ухмыляешься. За воротом рубашки пусто, нательный крест ты снял. Несподручно с крестом-то идти тягаться с Крестом. Давай-ка его вынесем! А Крест ни с места.

- Неси пилу! На куски распилим!

А пила, уж на что въедливы ее зубы, об Крест их сломала.

- Топор давай! На щепки его! Все равно одолеем!

А топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно, они испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных детей Небесного Отца. Остановитесь! Но они испугались не явного знамения, а своего страха. И, загнав страх в глубины неправедного сердца, в заполошной злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию -все, чего добились.

Рассказывают страшную историю. Один любопытный атеист решил исследовать породу дерева(!) Животворящего Креста. И надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось... Вскоре у несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных муках он скончался.

Рассказывали, что одна местная жительница решила унести Крест из храма, понимая, что богоборцы в покое его не оставят. И она на своих плечах несет огромный тяжелый Крест именно сюда, в Годеново, где он, по милости Божьей, сейчас находится.

Все было не так просто и здесь. Староста храма убегала в лес и пряталась там, узнав, что завтра придут «разбираться» с церковью. Приходили. Несколько раз. Постоят перед массивными церковными вратами, подергают дверную ручку - и уходят.

Сейчас в Годеново подворье Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме святителя Иоанна Златоустого и находится ныне Животворящий Господний Крест.

 

•В других номерах:•

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Праздник

Пасха – путь из ада

Андрей Кураев

4 апреля – Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа…

№2-3 (91-92) / 21 •февраля• ‘10

Праздник

Чудо встречи

Протодиакон Андрей Кураев

15 февраля – Сретение Господа Нашего Иисуса Христа…

№12 (89) / 8 •декабря• ‘09

Праздник

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иеромонах Адриан (Пашин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ангелы вхождение Пречистыя зряще удивишася, — поется на всенощном бдении сегодняшнего праздника.

 
Праздник

Воздвижение Креста Господня

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

27 сентября — праздник Воздвижения Креста Господня…

 
Праздник

Заступница усердная

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии…

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс