Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (90) → Жизнь за проповедь

Жизнь за проповедь

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Ксения Кириллова Крик души

В смерти священника Даниила Сысоева подозревают сектантов. «Не бывает христианской жизни — бывает христианская смерть» — так принято говорить в православии.

Даниил СысоевНаверное, доля правды в этом есть. При жизни мы видим в ком-то другом просто человека — с его недостатками, ошибками, заблуждениями, изъянами характера. И часто, к сожалению, только смерть открывает нам подлинный образ человека, который был рядом... Сегодня нас уже трудно удивить убийством человека. Убийство священника — явление более редкое и еще способное вызвать у обывателя и ужас, и возмущение. Но какие чувства может вызвать хладнокровный расстрел священника в храме, произведенный в качестве мести за проповедь христианства?

Как стало известно, 19 ноября в Москве был убит известный православный священник и миссионер, настоятель церкви Святого Фомы Даниил Сысоев. Неизвестные стреляли в настоятеля храма и его помощника примерно в 23.00—23.20 прямо в церкви, когда отец Даниил исповедовал прихожан. Войдя в храм, убийца в марлевой повязке громко окликнул свою жертву по имени. Отец Даниил сам вышел навстречу преступнику, который немедленно произвел четыре выстрела, два из которых достигли цели. От полученных ранений священник скончался в машине «скорой помощи».

В том, что убийство связано с миссионерской деятельностью жертвы, сейчас почти уверены как органы следствия, так и те, кто близко знал убитого. В течение долгого времени отец Даниил проводил диспуты с мусульманами, в том числе и экстремистски настроенными, а также с представителями разных религиозных течений и сект. Особенно успешной была его проповедь в среде московских гастарбайтеров.

— За последние два года в нашем храме мы покрестили более 80 мусульман. Среди них есть татары, узбеки, чеченцы и дагестанцы, — заявил отец Даниил в своем ставшем предсмертным интервью «Комсомольской правде».

Первые угрозы начали поступать в адрес священника четыре года назад, после того как он провел публичный диспут с Вячеславом Полосиным, бывшим православным священником, принявшим ислам. — Знаете, мне ведь регулярно угрожают: и по телефону, и по электронной почте. Четырнадцать раз обещали отрезать голову. Год назад со мной на связь вышла ФСБ. Сказали, что раскрыли какой-то заговор, мол, на меня готовилось покушение. А я даже не знал... Но Бог милостив! — признавался тогда отец Даниил.

Во многом поэтому сегодня в смерти священника подозревают представителей ваххабитских или неоязыческих сект. Отдать жизнь за миссию в христианстве считается мученичеством — высшим подвигом, на который оказывается способным далеко не всякий верующий. Подобная смерть является редкой наградой за по-настоящему достойную жизнь. И отец Даниил смог к своим 35 годам явить пример такой жизни.

Наверное, не каждый священник будет принимать людей на исповедь до глубокой ночи, тем более когда дома его ждет жена и трое детей. Не каждый может практически своими силами организовать миссионерскую школу в Москве и уже приступить к созданию таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске.

И уж тем более мало кто решится вступить в богословскую дискуссию с религиозными фанатиками. А спорил отец Даниил категорично, бескомпромиссно защищая свою веру. Многие упрекали его в излишней прямоте, забывая, что формат богословской полемики не предполагает политкорректности. Здесь, в отличие от светской или церковной дипломатии, не имеет значения то, насколько традиционна для России вера оппонента и к какой национальности принадлежит собеседник. Отец Даниил не претендовал на роль светского общественного деятеля — он проповедовал истинность своей веры и был убежден, что никакие политические балансы между самыми уважаемыми религиями не могут исказить ее истинности. Как для беспристрастного ученого-религиоведа недопустимо назвать «ложным» исламского пророка Мухаммеда, так недопустимо признать истинность этого пророка для представителя другой веры — православного священника. К сожалению, сегодня слишком многие начинают путать соображения целесообразности с доводами совести — многие, но не отец Даниил.

Я видела этого священника «вживую» только один раз — на одной из московских конференций. Больше всего поразило меня в его выступлении — удивительное горение, пламенность, жажда донести огонь своей веры до других — и искренняя забота о каждом человеке. — Посмотрите, сколько вокруг людей ничего не знают о Христе? Почему каждый из нас не идет к ним? — спрашивал в тот день у собравшихся отец Даниил. И находились те, кто откликался на его призыв, кто поступал в его Миссионерский центр имени пророка Даниила и затем вслед за своим пастырем шел «в народ».

— Он запомнился очень добрым, мудрым, отзывчивым и милосердным человеком. Отец Даниил очень многим помогал, его храм спасал и бывших наркоманов, и людей с психическими отклонениями. Батюшка всегда материально помогал тем, кто нуждался. Я видела, с какой любовью к нему относились люди, — вспоминает прихожанка храма Святого Фомы Елизавета Гончарова.

— Миссионер до мозга костей: беседы, встречи, и все за Христа, ради христианства. Тысячи подобных встреч и поездок, лекций, эфиров и диспутов — и так в течение всей своей священнической жизни, — рассказывает другой прихожанин его храма, Ринат Калимулин.

Это цитаты из социальных сетей, где созданы уже десятки групп, в которых сотни людей, как лично знавших, так и не знакомых с отцом Даниилом, искренне оплакивают эту поистине огромную утрату. Он был неповторим в своей принципиальности и всегда стремился поступать по христианской совести.

Лично у меня смерть этого священника вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, мученическая смерть — это особая радость, радость в первую очередь за самого отца Даниила — ведь он, по словам его друзей, сам мечтал именно о такой смерти. С другой стороны, это нестерпимая боль, притом не только от утраты выдающегося человека. Глядя на пример погибшего священника, невольно ощущаешь горечь за себя, осознание своей неспособности повторить путь отца Даниила.

И дело здесь, конечно, вовсе не в проповеди среди иноверцев. Дело в его мужестве, бесстрашии, принципиальности в отстаивании своей позиции, которой нам порой так недостает. Сколько раз под предлогом целесообразности или чрезмерной политкорректности мы впадаем в откровенное лицемерие, сколько раз боимся сказать то, что думаем, подстраиваясь под мнение других? Отец Даниил показал пример подлинной веры, которая невозможна без верности, и смог быть верным до самой смерти.

 

•В других номерах:•

№3 (80) / 12 •марта• ‘09

Крик души

Святыни в пламени пожарищ

Светлана Ладина

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин, 16,33)

 
Устами младенца

«Я так люблю лошадей!»

У нас в гостях Петр Петрович и Любовь Романовна. Сидим, пьем чай. Сима обнимает батюшку и восклицает: — Ой, Петро Петрович, понюхай, как у папы волосы смешно пахнут!

 
Новости епархии

Екатеринбург отметил день своей небесной покровительницы

7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины к часовне, воздвигнутой на месте взорванного в 1930 году Екатерининского собора, прошел традиционный Крестный ход. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс