Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №1 (90) → Друг мой, дальновидец

Друг мой, дальновидец

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Ксения Возгривцева Культурограф

Здравствуй, друг. Давно мы не виделись, так давно, что и говорить-то не знаю о чем. 

В таких случаях спрашивают: «Как дела?» или «Что нового?», но я не буду спрашивать, а то ты вывалишь на меня кучу нужной и ненужной информации.

Знаю, что все мировые события, о которых ты любишь рассказывать, обычно тебя не волнуют. Ты просто собираешь информацию и потом делишься ей с теми, кто хочет. Прости, но мне кажется это бессмысленным. Ну, вот например, ты рассказываешь о какой-то встрече двух политиков, посвященной экономике. И какое отношение это имеет ко мне? Никакого, равно как и то, что где-то повысился курс доллара, а в другом месте прорвало водопровод.

Ни на мою жизнь эти события не влияют, ни я не могу повлиять на них. Но при этом моя жизнь, мое реальное время на это тратится. Ты скажешь, что в мире происходит просто много интереснейших событий: звездопады, фестивали воздушных шаров, концерты под открытым небом или рождение в какой-нибудь семье двадцатого ребенка. Да, эти новости интересны, так как они рассказывают о том, как прекрасен может быть мир, когда в нем действует прекрасный человек. На такие новости и времени, вроде как, не жалко... Только и это проходит через сознание, волнует сердце и уходит из памяти, словно легкую дымку унесло тихим ветром. Прости за поэзию, просто я хочу сказать, что даже эти «положительные» новости — всего лишь временная суета, развлекающая меня.

Раз ты пока молчишь, то, пожалуй, предъявлю тебе еще несколько претензий. Во-первых, ты бываешь поразительно занудным, когда с патологической кропотливостью бесконечно долго рассказываешь о жизни какой-нибудь «сериально-мыльной» влюбленной пары или цыганском таборе, или судебных прениях мужа-инженера и жены-продавца. В эти моменты ты теряешь свое лицо! Да, и заставляешь меня также его терять. Ты делаешь из меня болвана, дегенеративного индивида.

Когда я возмущаюсь примитивностью твоих рассказов, ты отвечаешь: «А народ с удовольствием это потребляет». Почему ты решил, что народ туп и его духовные запросы не поднимаются выше «мыльных», «милицейских» и «петросяновых» тем? Скажу больше, ты знаешь, что народ другой, но ты намеренно пичкаешь его этими низкопробными продуктами, чтобы он, в конце концов, отравился и действительно стал легко управляемым «быдлом». Это просто несправедливо.

Во-вторых, с тобой просто невозможно общаться, когда по поводу каждого товара ты радостно восклицаешь: «Ты должен это попробовать!», «Ты этого достоин!», «Это нельзя пропустить!». Ты сам-то пробовал все, что мне рекомендуешь? С уверенностью могу сказать, что нет. Тебе просто платят деньги за рекламу и пользуются тем, что ты вхож в мой дом и в дом других своих приятелей. Но ты ни за что не признаешься, что продался и быстро сменишь тему, вернувшись к «мыльным» страстям.

Редко, но все же такое бывает, что у тебя вдруг появляется авторское лицо. Таких авторов (не продажных, талантливых, честных) сегодня очень мало, поэтому и появление их — всегда событие. Когда я встречаюсь с их историями, то мне становится страшно за их жизнь.

Да, к сожалению, за честность, профессионализм и талант у нас и убить могут. Помнишь Влада Листьева, который хотел сделать тебя честным, талантливым и не продажным? Вот и сегодня есть такие люди. Каждая их история или срывает застарелые коросты с совести общества, или заставляет сострадать (да, именно принуждает, так как сострадать сегодня не модно и накладно), или дарит настоящую радость (которая сверкает, как звезда, среди предложенных тобой тупых удовольствий). Эти авторы и их истории еще могут прорваться к сердцам людей, утонувшим в «море развлечений».

Реакция будет разной: меньшинство одумается и из жующего и ржущего быдла вернется в человеческое состояние, а другие обозлятся и «с чистой совестью» будут существовать дальше.

Ты скажешь, что можешь сменить тему в любой момент, стоит только мне захотеть. Что правда, то правда. Вообще ты удивительный: каждому своему другу ты можешь рассказать то, что волнует его. Ты разбираешься в культуре и находишь общий язык с интеллектуалом и эстетом. Заядлому болельщику с тобой не соскучиться, так как ты во всех подробностях описываешь матчи, таймы, сеты и заезды. Домохозяйки могут переделать с тобой все дела и по ходу дела ты еще вмешаешься в процесс приготовления обеда и надаешь кучу полезных советов. Натуралисты с твоей помощью окажутся в дебрях джунглей и затаив дыхание будут следить за жизнью тигровых крокодилов (уж не знаю, есть ли такие).

Вот только детям с тобой, наверное, не повезло. Да, ты знаешь кучу сказок и песенок, ты вводишь в мир исторических загадок или задаешь сложные вопросы и ищешь ответ вместе с ребенком. Но проходит несколько лет и ребенок уже не хочет с тобой об этом разговаривать, и ты заполняешь его ум стрелялками, погонями, шпионами, ты развлекаешь его историями о киборгах и миллионах долларов. Но это еще не самое страшное. Самое страшное — то, что у всех (у интеллектуала и эстета, у болельщика и домохозяйки, у ребенка и старика) от тебя страшная зависимость! Мы начинаем слишком тебя любить. И иногда уже не важно, что ты говоришь, лишь бы говорил... И я, подобно остальным жертвам, бегу на свидание с тобой, потому что «мне интересно», потому что «нужно же как-то отдохнуть от работы» или потому что знакомство с тобой «дает мне много нового».

Мы с детства с тобой знакомы и я даже привыкла ужинать с тобой. Чтобы понять эту зависимость, достаточно было попробовать не встречаться с тобой. Долгое время это просто не получалось, ноги сами к тебе несли, была «ломка». А потом встречи все реже и реже... И вот теперь у меня есть возможность обдумать эту странную зависимость.

Знаешь, недавно слушала одного проповедника, который говорил, что ты — убийца покаяния. Стало страшно. У него были железные аргументы: ты отвлекаешь и развлекаешь, беседы с тобой опасны, так как ты неожиданно можешь «ляпнуть» или показать что-то настолько пошлое и грязное, что потом ни о какой молитве или покаянии и речи быть не может.

Ты крадешь время, которое можно было бы потратить на добрые дела или чтение духовной литературы. Все это горькая правда. Но ведь не ты виноват, виновата я, которая болтает о чем-то суетно-интересном, а не о покаянии. А ты — молодец, ты уже и в Православии разбираешься: рассказываешь о святых, читаешь лекции, произносишь проповеди и поешь духовные песнопения. Правда такие темы доступны тем твоим друзьям, у которых есть «особые технические возможности». У меня их нет, поэтому на время поста я с тобой решила не встречаться.

Когда мы перестали видеться, вся однодневная информационная шелуха и вся нехудожественная ерунда, которую ты годами мне поставлял, как-то позабылась. Помнится только хорошее.

Помнишь, как мы смотрели вместе замечательные еще черно-белые фильмы, в которых играли прекрасные актеры? Их герои говорили нужные нам слова, утешали, радовали, вдохновляли. Они формировали нашу систему ценностей, говорили о служении идеалам, учили творить добро и противостоять злу. Мы смотрели о войне и больше любили свою страну. Мы даже научились помнить о солдатах, подвиг которых стал понятнее и значимее для нас, отделенных от войны несколькими поколениями. Мы вместе сопереживали работягам, решающим свои производственные задачи, какими бы смешными они теперь кому-то ни казались.

Мы гуляли по черно-белой Москве с веселыми парнями из 60-х, а потом отправлялись вместе на лесозаготовку в Сибирь с молодой поварихой Тосей. Смешно, но даже грузины, поющие свои красивые песни, становились нам почти родными. Мы так хотели стать Золушками или пажами, которые уверены, что «дружба позволяет делать настоящие чудеса»!

Друг мой, у нас даже сложились свои традиции. Каждый новый год, 31 декабря, мы с тобой... да-да... мы смотрим «Иронию судьбы». Многие не смотрят, а я так смотрю до сих пор. Почему? Потому что все эти актеры, все любимые фильмы, наша музыка, наши улицы, дома... все это снова возвращает то, что забрало время. «Иронию судьбы» и «Золушку» мы смотрели с нашими любимыми близкими, которых уже нет... а ведь их так не хватает.

Да и сами актеры старой закалки, интересные глубокие личности, люди с большой буквы уходят и уходят почти каждый день. Ты даешь ощущение их присутствия. Говорю с тобой, а как будто чудесным образом общаюсь с ними. Душа трепещет и радуется от этого. Поэтому я благодарна тебе, что ты бережно хранишь мои воспоминания и, несмотря на свою теперешнюю продажность, суетность и нелепость, вдруг можешь вновь стать прежним: ты скромно не показываешь поцелуи, ты смело бежишь в атаку на фашистов, ты деликатен, честен и талантлив! Таким я тебя люблю!

Прости. Сама смутилась из-за такого проявления чувств. Сегодня без тебя сложно представить быт. Ты служишь и науке, и искусству, отдаешь дань индустрии развлечений. Ты стал деталью интерьера и специально для тебя люди заказывают мебель, чтобы удобнее тебя расположить в своих квартирах. Тебя берут с собой на дачу и на пикник. Тебя обсуждают и осуждают. С тобой радуются и плачут, любят и ненавидят, становятся умнее или день ото дня тупеют.

Ты — инструмент, а наши души — поле твоей деятельности. Поэтому нужно быть очень осторожным, чтобы ты не занял красный угол в доме и не начал диктовать какую-нибудь «ересь» в качестве системы ценностей. Проблема не в тебе, а в человеке, то есть во мне. Будем надеяться, что со временем я стану умнее и наша «дружба» не будет мне вредить.

Так что ты пока помолчи, постой в стороне. И может быть, потом, когда пост закончится, я снова подойду к тебе, включу тебя в розетку и найду в тебе что-то для души. Твое имя — «Телевизор» — в переводе с новолатинского означает «дальновидный». Но в первую очередь мне нужно стать дальновиднее.

А теперь прощай.

ВЫКЛ.

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Культурограф

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы

Ксения Возгривцева

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы…

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Культурограф

Чего ищем, товарищи?

Наталия Евстюгина, Ксения Возгривцева

Путешествие на многое открывает глаза, многое подчеркивает в окружающем мире. Есть разные путешествия, но все их можно разделить на внешние (перемещения в пространстве, имеющие или не имеющие цель) и внутренние (духовные путешествия в поисках идей, смыслов…

№3 (101) / 28 •июня• ‘11

Культурограф

«Сотворим человека…» или мы живем во время антиутопий

Ксения Кабанова

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь;  мужайтесь: Я победил мир»…

 
ТК «Союз» – 5 лет

Поздравляем с юбилеем!

Православная телекомпания «Союз» была создана по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на базе епархиальной телестудии и Первоуральской телекомпании «Союз».

 
Семейная педагогика

Телевизор – друг или враг?

В современном мире телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни. После 60-х годов ХХ века телевизоры появились практически в каждой семье. Сегодня телевизор из технического средства превратился в члена семьи.

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс