Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №10 (87) → Чего ищем, товарищи?

Чего ищем, товарищи?

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Наталия Евстюгина, Ксения Возгривцева Культурограф

Путешествие на многое открывает глаза, многое подчеркивает в окружающем мире. Есть разные путешествия, но все их можно разделить на внешние (перемещения в пространстве, имеющие или не имеющие цель) и внутренние (духовные путешествия в поисках идей, смыслов, впечатлений, ценностей). Вот о таких путешествиях мы и хотим вам рассказать.

«Ярмарка летит, аж в глазах рябит» или рассказ о путешествии в СЕГОДНЯ. Направляясь в этом году на фестиваль колокольного звона в Елабугу, мы уже примерно представляли, с чем встретимся. Возобновленная к тысячелетию Елабуги Спасская ярмарка гуляет уже третий год. Съезжаются туда разного рода ремесленники со своим товаром, фольклорные коллективы и в том числе звонари. Хорошее дело, привлекающее туристов в небольшой красивый городок на р. Кама.

Только вот есть несколько моментов, остающиеся незамеченными простыми обывателями, но кардинально меняющих смысл происходящего. Ярмарка — это культурный и коммерческий проект. Но если с точки зрения коммерции, все достаточно просто (предложение разных товаров плюс реклама родят таки спрос даже на самый ненужный товар, и торговля сложится хорошо). То культурная основа проекта выглядит на первый взгляд поразительно странной и нелогичной. Видимо, главной идеей ярмарки стала идея «всего побольше!». В непрестанной концертной программе сменяют друг друга русские народные и казачьи коллективы, татарские, казахские, удмуртские песни и танцы, развеселый армянский ВИА, странные диджеи с незамысловатыми конкурсами для подвыпивших «гостей ярмарки», корейские канатаходцы и так далее. Все «объединяют» карнавальные шествия, в которых принимают участие фальшивые цыгане, дамы и кавалеры эпохи Возрождения и 19 века, девицы-красавицы с привязанными косами, русалки, козы и лошади...

Странное зрелище! Никто не удивляется, что в столь «разношерстное шоу» вставлены выступления звонарей (не удивляются даже некоторые звонари, привыкшие к ярмарочным выступлениям). В условиях такой чехарды, посетителям успевают рассказывать о том, что на Руси есть три праздника Спаса (яблочный, медовый и ореховый), но при этом ни слова не говорится о Том, Кто зовется Спасом...то есть православная основа ярмарки окончательно забывается. Да и не выгодно ее вспоминать, так как это помешает праздновать день города, выпадающий, как и в Екатеринбурге, на время поста. Спасская ярмарка, ранее не имевшая отношения ко дню города и традиционно проходившая по окончании Успенского поста и приуроченная к так называемому «ореховому Спасу», теперь начинается почти сразу после Преображения Господня. Постные дни «сметаются» круглосуточными ярмарочными гульбищами, игрищами и пиршествами.

«Куда ж нам плыть...?» или рассказ о том, как мы не попали в четвертое измерение. Ярмарка — прекрасный повод напомнить людям о народных промыслах. И вот мы видим, как раскинули свои палатки разные мастера: берестянщики, вышивальщики, кожемяки, резчики. И тут же «мастера духовности», разложившие обереги и амулеты, веники для призывания добрых и отпугивания злых домовых (разницы между которыми на самом деле нет). Палатка псевдо индийской культуры зазывает обывателя необычной музыкой, производимой девушками в ярких сари. Люди с загадочными лицами обращаются к остановившимся с призывами разбудить свою «силу кундалини». На псевдо научных плакатах через запятую цитируются «бог Будда», Мухаммед, Моисей и Иисус (причем за цитаты из Библии выдается полный бред: «Моисей поднял спираль в пустыне, и энергия вознеслась в Космос» и так далее).

Возникает вопрос, который часто задают современные православные миссионеры: если ты хочешь поклоняться «богу Будде», то зачем тебе приплетать Христа? Для большей убедительности своего «учения», для поднятия его авторитета в глазах потенциального русского потребителя, у которого, несмотря на то, что он абсолютно религиозно безграмотен, сложилось уважительное отношение к Православию? Из палатки к нам вышел человек, явивший собой яркий пример духовной неразборчивости. Молодой человек радостно называл себя христианином, отвергая при этом и Христа, и Его Богочеловеческую природу, и Евангелие, и Церковь, и таинства, и бесов. Человек, для которого нет догматов, нет опыта Церкви, на которые бы он мог опереться, полностью дезориентируется в понятиях, ценностях. И, как следствие, для него нет ничего определенного, все ориентиры размываются:

— А кто вам сказал, что ваша Церковь права и знает Истину?
— Сам Господь установил Церковь и присутствует в ней и сейчас и до скончания веков. А что же для вас критерий Истины?
— Личные ощущения. Я чувствую в себе Бога и узнаю Его в окружающих. А вы разве не чувствуете в себе Бога?

— Скорее мы чувствуем свою греховную оторванность от Бога и стремление к Нему. В человеке не может жить Христос, если он живет, предавая Христа и нарушая Его заповеди. «А я не грешу! Я живу с одной женой и всех люблю!» С такой позицией в храм не пойдешь (даже если будешь всех убеждать, что Христос и Будда — одно и то же), ведь там тебя быстро разубедят в твоей святости. Да к тому же придется на службах стоять и сосредоточенно молиться, а это гораздо труднее, чем распевать мантры в палатке. К разговору присоединяется активная женщина предпенсионного возраста: «Девочки, это все не важно! Скоро вся Россия выйдет в четвертое измерение. И вы жестоко ошибаетесь, забивая себе голову не тем, что нужно. Вам мешает ваш разум! Его нужно отключить! Тогда вы все почувствуете и сможете все принять».

Что ж...прекрасно, теперь мы точно знаем что бывает, когда люди отключают свой разум, теряют трезвение (которое называется святыми отцами основой духовной жизни), считают себя безгрешными и доверяют своим ощущениям, основанным на их же ожиданиях. На прощание мы пожелали молодому человеку (раз уж он крещеный) быть осторожнее, разборчивее и осознать ответственность за свою жизнь. И наши знакомцы напутствовали нас совсем похристиански, пожелав найти Христа. Поэтому, отзвонив на ярмарке свои звоны, мы направились в Спасский собор на вечернее богослужение. Вообще в этом году у звонарей сложились совершенно особенные, теплые отношения.

Один из звонарей даже удивился, говоря, что чаще бывают какие-то споры из-за порядка звонов, или из-за «авторских прав на прием звона». Мы же молились вместе на утреннем и вечернем правиле, ездили купаться еще до рассвета на источник св. Пантелеимона, пели вместе всенощную и литургию в Спасском соборе, находя друг в друге поддержку и понимание. Когда мы молились в храме, он действительно казался Ноевым ковчегом, за пределами которого бушует море (в данном случае за пределами храма гуляли волны ярмарки), внутри же в спокойной благоговейной тишине текла служба, ставящая все на свои места... Мы лишь внешне были в путешествии, а внутренне оставались Дома, в храме, у Господа. Тогда как те несчастные (разжигающие у себя силу кундалини и выходящие в четвертое измерение) как раз были бесприютными в своем духовном путешествии.

«История, застывшая в камнях» или неботанический рассказ о поисках корней. Рассказ о Елабуге и о путешествиях по просторам современной духовной культуры можно продолжить историей об экскурсии на Городище. С этого красивейшего места началась когдато Елабуга, была построена крепость, мечеть и раскинуты татарские купеческие стоянки. Во времена Иоанна IV Грозного началась христианизация этих мест, и на месте полуразрушенной крепости вырос православный монастырь, который также со временем разрушился. Осталась только одна башня над Камой, сверкающей, словно расплавленное серебро. На такой высоте земля видится круглой, и ты, как птица, скользишь взглядом по рекам, зеленым полям и озерцам.

Как же прекрасно устроена Земля! Яблони кидают на землю с ветвей зеленые и красные яблоки. Козы знают сюда дорогу и приходят пожевать свежий урожай яблок вперемешку с травой, а заодно и пободаться с товарками, или полежать на каменных ступенях. Сюда же привозят туристов и не оставляют их без «пищи духовной». Экскурсоводы, именуя Городище «чертовым», обучают около башни своих подопечных интереснейшим вещам: «Нужно подойти к ней, приложиться двумя руками к ее камням и мысленно загадать самоепресамое заветное желание и отправить закодированное послание-молитву в космос».

И с каким же воодушевлением эта языческая каша принимается! Те самые люди, которые привезли на ярмарку свои обереги и амулеты, массово хватаются за башню и напряженно шлют в космос свои желания. Как же сильно в наших людях стремление к духовности! Но в какие странные суррогаты оно воплощается. Ни за что не хотят они разделять язычество и Православие, веру и оккультный атеизм. А ведь в этом случае все «духовное» (то, что они ощущают в подобных местах) приходит сверху, от бога («из Космоса», «от Земли»). Они не желеют ощущать опасности такой неразборчивой духовности, считая весь свой опыт положительным и очень полезным. Становится очень обидно за экскурсантов, усердно зажмуривающихся при загадывании желаний, и экскурсоводов, обходящих храмы стороной и называющих все, что связанно с церковной историей, легендами.

Когда мы уходим из городища, мужской голос озабоченно взывает:
— Девочки! Обязательно, проходя под воротами, перекреститесь и загадайте желание!
— Зачем?
— Здесь ИСТОРИЯ! — выдыхает он со священным трепетом.

Эпизод показателен с точки зрения иллюстрации совершенно особенного восприятия некоторых исторических памятников. Понятно, что в людях с нарушенным чувством истории сильно стремление обрести «корни». Но неожиданно эти «корни» начинают уходить не в чистую историю, а в мифологизированную историю с примесью магизма. Происходит это от того, что «просто история» кажется слишком банальной, привычной и неинтересной. А обывателю хочется мистики, без которой находиться в месте даже с тысячелетней историей как-то скучновато.

Кроме того, у человека, попавшего в историческое место, возникает желание установить какую-то связь его жизни и этого места. Это возможно, когда он находится дома (где жили его предки, где все проникнуто его присутствием) или в тех местах, которые связаны с его маленькой историей, историей его семьи и даже страны (например, такие значимые места, как Красная площадь и Кремль).

Но в таком месте, как елабужское Городище, человек задается вопросом: «Ну, хорошо, есть здесь История. Но какое к ней отношение имею я?». И тут человек, который слабо знает историю и жаждет мистики, которому мало просто полюбоваться местностью, находит выход из создавшейся ситуации — он устанавливает магический контакт с историческим местом и оказывается сопричастен Истории. «А нам все равно» или рассказ о привередливом путешественнике. Древнейший способ духовного освоения пространства — магия — оказывается актуальнейшим и в начале 21 века. И причиной тому культурная всеядность и неразборчивость. Сознание, сформированное массовой культурой, приучено к тому, что есть разнообразие и есть выбор, что можно и нужно все попробовать.

Потребитель переключает каналы (или блуждает по магазинам) и потребляет все подряд, «без разбора». Нет абсолютно никаких критериев «хорошего продукта» культуры и плохого, все относительно, и поэтому все может сосуществовать со всем одновременно! Вот еще одна показательная встреча с носителями подобного типа мышления. В Ярославле около восстанавливаемого Успенского собора установлен памятник «Троица». Очень иконописная скульптура (если можно так выразиться): в центре, как и должно быть, стол с Чашей, на которую указывает один из Ангелов. Все экскурсионные группы обязательно приходят к «Троице», им напоминают о ветхозаветной истории, указывают на иконописность композиции, линий и форм...но некоторые экскурсоводы неожиданно добавляют от себя очередную «легенду»: если попасть монеткой в Чашу, то сбудется желание.

И тут-то начинается аттракцион с азартным киданием монеток. За русскими к этой забаве подключаются иностранцы. И выглядит это все очень привычно: большинство людей либо сами кидали монетки в фонтаны или в море, либо слышали о таких традициях. Подходим к «Троице» и видим, как несколько русских метят в Чашу. У одной женщины замечаем крест на шее и обращаемся:

— Простите, вы православная?
— Конечно! А как же?!
— А зачем вы кидаете деньги в Чашу? Ведь Чаша символизирует Христа и Его жертву за людей. Вы в Бога деньгами кидаете.
— И что тут такого? Все кидают...Вон и французы кидали...
— Но ведь вы крещеная, вы из этой Чаши причащаетесь...

Компания разочарованно и неуверенно мнется у скульптуры: мы нарушили их радостные и непринужденные забавы. Кто-то нервничает, недовольно бурчит себе под нос, но деньги убирают. Женщина же продолжает упорствовать:

— Мы же благотворительность совершаем! — неожиданно заявляет она.
— Эти деньги нищие подберут.
— Если вы хотите совершить дело милосердия, то отдайте деньги самим нищим или положите их в церковную кружку.
— Мы в Питере были и катались там по каналам. И там был памятник «ЧижикПыжик», так в него тоже все кидали!

Людей вполне устраивает аргумент «все всегда так делают». Еще бы, ведь он оправдывает любое их поведение, их неразборчивость, нежелание думать, невнимательность к себе. Если так мыслить, то действительно между ЧижикомПыжиком и Троицей не будет никакой разницы. Очевидно, что люди просто не соотносят изображение Троицы с Богом-Троицей, образ с первообразом. Для них Бог отдельно, Он где-то далеко, хотя они и зовут Его в нужные моменты (в дни трудностей или для решения своих задач). Бог не присутствует в их жизни постоянно, незримо, но реально. Потребительское отношение к Богу усугубляется смесью разных религий, суеверий, современных мифов, вырастающих на почве культурной безграмотности и неразборчивости.

Коротенький постскриптум о том, как важно путешественнику иметь Дом. Запутался, засуетился современный человек, желающий все ухватить, все попробовать. Сначала так он ищет для себя счастья. Потом, не находя оного, ищет комфорта, покоя и решения проблем. А затем, когда и это ему не удается, он хочет хотя бы «разнообразить» свою жизнь, становясь объектом манипуляций в руках производителей новой «духовности».

А ведь все просто! В путешествиях (какими бы они ни были) нужно быть трезвым и рассудительным, не нужно употреблять все подряд, нужно стать грамотным и в хорошем смысле привередливым потребителем современной культуры, иначе она сама начнет потреблять тебя. А еще нужно точно знать, где твой Дом, чтобы хорошо попутешествовать и вернуться.

 

•В других номерах:•

№5 (94) / 19 •мая• ‘10

Культурограф

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы

Ксения Возгривцева

Попы на мерседесах или как рождаются современные мифы…

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Культурограф

Друг мой, дальновидец

Ксения Возгривцева

Здравствуй, друг. Давно мы не виделись, так давно, что и говорить-то не знаю о чем. 

№3 (101) / 28 •июня• ‘11

Культурограф

«Сотворим человека…» или мы живем во время антиутопий

Ксения Кабанова

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь;  мужайтесь: Я победил мир»…

 
Путь к Богу

Найти опору в Боге

Светлана Ладина

О таких людях, как Ксения Возгривцева, народная поговорка гласит «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Судите сами: в жизни Ксении работа преподавателя двух вузов — УГТУ-УПИ и УРГУ совмещается с послушанием звонаря храма целителя Пантелеимона и пением…

 
Эксклюзив

О царях, митрополитах и русской истории

Ксения Кириллова

Алексей Иванов называет себя «российским писателем, живущим в Перми», и это не случайно. Этого автора действительно знают далеко за пределами родного Урала, а его произведение «Сердце Пармы» выдержало уже два столичных издания. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс