Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №11 (88) → Исцеляющий дар любви

Исцеляющий дар любви

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Алексей и Галина Коршун Угодники Божии

14 ноября — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии.

Немощен человек, слаб духом. Еще слабее телом. Во все времена человечество страдало от самых различных недугов. Во все времена люди искали способы избавиться от боли и страданий. Наука двигается вперед, свершаются величайшие открытия, но число болезней не уменьшается. Каждый раз, когда, казалось бы, найдена панацея от того или иного смертельного заболевания, появляются новые вирусы, неизвестные бактерии, и борьба с невидимыми врагами рода человеческого вступает в следующую фазу. Не все ладно в этом мире. Что-то не то делает человек, стремясь к комфортному безболезненному гедонистическому существованию. Очевидно, нельзя обрести здоровье телесное, минуя здоровье духовное.

Лишь с приходом в мир Спасителя больное во всех отношениях человечество обрело надежду на избавление от страданий. Чудеса исцелений, сотворенные Христом, стали первейшими доказательствами истинности Благой Вести. Одним из даров Духа Святого апостолам был дар исцелять. Евангелист Лука, будучи прекрасным врачом, для всех последующих поколений подвижников веры Христовой явил пример того, как можно и должно совмещать служение Богу и служение людям. Облегчающий муки, устраняющий недуг, принимающий чужую боль на себя, врач, ведомый верой во Христа, по сути, исполняет священнический долг. Исцеляющий душу, исцеляет тело. И наоборот.

Яркий пример такого служения Господу в ХХ веке — жизненный подвиг архиепископа и хирурга Луки Войно-Ясенецкого.

Жившие на рубеже III и IV веков в Асии, одном из районов Малой Азии, врачи Косма и Дамиан вряд ли задумывались над проблемой совмещения служения Господу и служения людям. Они просто лечили всех, кто в этом нуждался. Вылечив одного больного, шли к другому, не дожидаясь криков и стенаний о помощи. Шли из города в город, без раздумий отдавая свои целительские таланты всем страждущим и немощным, через помощь ближним угождая Богу. Их главным врагом была боль. И не важно, кого она терзала — человека или животного. Они приходили и уничтожали боль. Излеченные Космой и Дамианом зачастую попадали в тупик, поскольку не знали, как отблагодарить бессребреников. Бессловесные твари поступали проще: они просто не покидали своих благодетелей, тем самым выражая им признательность. По преданию, целые отары и табуны излеченных Космой и Дамианом божьих тварей шли за ними по пустыне, пока святые переходили от одного населенного пункта к другому.

Способность лечить — не только призвание, но и особая благодать. Косма и Дамиан это прекрасно сознавали и, следуя наставлению Спасителя, полученную от Бога благодать раздавали даром. «Туне приясте, туне дадите» (Мф. 10, 8) — это было для них свято, этому братья следовали неукоснительно. Поддерживая бренное тело промыслом Божьим, святые целители никогда ничего не брали за свой труд. Они строго соблюдали обет нестяжания ради того, чтобы самим не заболеть. Нет, не чумой, водянкой или косоглазием. Страсть сребролюбия — вот то, чего они страшились более всего. Страсть, которая разъедает душу, как проказа разъедает тело. Ни тот, ни другой не желали впустить в свою душу даже самую невзрачную, самую маленькую бациллу алчности. Вряд ли братья догадывались о том, как размножаются микробы, но то, что лишь здоровый — и душевно, и физически — способен лечить больных, это они усвоили твердо.

В те далекие времена врачебные науки, знание целебных растений, рецепты снадобий относились к сакральным знаниям, на причастность к которым претендовали разного рода волхвы, ведуны и колдуны. Впрочем, как тогда, так и сейчас без веры, без помощи Божьей любое врачевание превращается в профанацию. Не потому ли так часто в медицинской практике приходится сталкиваться с тем, что лечится не болезнь, а лишь ее последствия. Это в лучшем случае. В худшем — источник недуга загоняется вглубь, превращаясь в неподдающееся никакому воздействию хроническое заболевание.

Но Косме и Дамиану повезло с учителями. Мудрые наставники, прежде всего, учили их Слову Божьему, а уж затем врачебным наукам. И главным из учителей была их мать, святая преподобная Феодотия, которую христиане почитают наравне с ее сыновьямичудотворцами. Благочестивая вдова, полностью отринувшая от себя собственное «я» и посвятившая себя детям, она, тем не менее, не «сдувала с них пылинок», не искала в собственных чадах утешения, как того можно ожидать от одинокой женщины. Все свои силы она направила на то, чтобы воспитать в детях любовь к Создателю, а, значит, и к его творениям. Любовь стала для сыновей Феодотии важнее пищи, важнее наград, славы, уважения. Собственно, любовь ко всему живому и была той пищей, которая поддерживала Косму и Дамиана на их многотрудном пути.

Множество чудесных исцелений свершили Косма и Дамиан за долгие годы своего общественного служения. Они в буквальном смысле шли по стопам апостолов, которых Спаситель благословил словами: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10, 8). Но чудеса не прекращались и после их отшествия ко Господу. По молитвам к святым продолжались чудесные исцеления: слабоумным возвращался разум, немым и глухим — речь и слух, подверженным страстям — благоразумие и воздержанность. Любовь, которую святые братья несли ближним при жизни, словно неиссякаемый источник не угасала и после их кончины, защищая тех, чья жизнь и здоровье находились под угрозой.

Однажды, явившись в ангельских образах, они спасли от поругания и бесславной гибели женщину, отогнав от нее насильника, в которого вселился бес. Когда спасенная захотела узнать имена своих неведомых защитников, они ответили: «Мы — рабы Христовы Косма и Дамиан». С тех пор святые братья почитаются еще и как покровители христианского брака.

Поистине — тот, кто талантлив, талантлив во всем. Косма и Дамиан, обладавшие даром исцеления, имели и множество других даров. Недаром в лике святых они прославлены не только как врачи, как бессребреники, как устроители супружеской жизни, но еще и как покровители учащихся! И нет в этом ничего удивительного. Во время упорной учебы мозг испытывает значительную нагрузку и нуждается в разного рода витаминах. И хотя врачебный надзор, особенно таких чудотворных целителей, как Косма и Дамиан, весьма благотворен, важнее все же бывает мудрое и благочестивое вразумление. Такое вразумление, которое всегда сопровождало лечебный процесс святых врачей. Излечивая тело, они никогда не забывали о душе пациента.

Насколько важен для христианского мира пример абсолютного самоотречения и смирения, явленный Космой и Дамианом, говорит уже то, что в церковном календаре святых врачей-бессребнеников не одна пара, а целых три. Точно такие же Косма и Дамиан по своей сути, по отношению к Богу и людям, разнящиеся лишь житиями и страданиями, выпавшими на их долю во имя Господне, жили и творили чудеса в разное время в Риме и на Аравийском полуострове. Так же, как асийские их братья — не по крови, но по духу, — эти целители, врачуя недуги, не уставали повторять, что исцеляют они не травами и снадобьями, а благодатной силой Христовой, которая передается через их руки.

В наше время, когда любой малограмотный знахарь делает из врачевания неплохой бизнес, трудно найти врачейбессребреников. Хорошо, что еще не везде и не всегда больные воспринимаются лишь как объекты для выкачивания денег. Есть еще в российской медицине по-настоящему благородные люди в белых халатах, честно выполняющие свой долг. Для них положительный результат лечения важнее платы за услуги. И в этом видится проявление той же душевной красоты и Божией благодати, которыми были одарены Косма и Дамиан. В отягощенный злом, а потому пропитанный болью мир людей Спаситель принес Любовь. Частицы божественной любви истинные целители душ и телес дарят страждущим, как это делали Косма и Дамиан. Оттого любовь и не прекращается, не престает. А значит, есть надежда, что когда-нибудь человечество всетаки избавится от боли, излечится от болезней, забудет о страданиях.

Пока же будем молиться братьям-бессребреникам:

«Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам».

 

•В других номерах:•

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Угодники Божии

Русские дети-святые

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук

№3 (115) / 15 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

 
Праздник

21 ноября — Собор Архистратига Михаила

Митрополит Антоний Сурожский

Каждому человеку дано имя; это имя для него — знак, что он под особым покровительством того или иного святого, и еще — это призыв уподобиться тому, кому он поручен. Но имена человеческие, которые мы носим от крещения, не выражают нашу конечную сущность…

 
Милосердие

Бомж... Сам виноват?

Полина Митрофанова

«Тот, кто берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет Божественную радость. Мы приемлем Божественную радость даянием».  Старец Паисий Святогорец

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс