Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №10 (87) → О счастье

О счастье

№10 (87) / 9 •октября• ‘09

Ксения Возгривцева Простые вопросы

Почти во всех поздравлениях, тостах и просто пожеланиях звучит слово «счастье». Оно очень важно для людей, хотя каждый определяет его по-своему. 

А в Евангелии, книге, которая говорит в самом важном для человека, слово «счастье» не употребляется ни разу. Сегодня мы беседуем с о. Евгением Попиченко о том, стоит ли верующему человеку думать о счастье.

О. Евгений, что такое счастье? Очень хочется понять и достигнуть...

В одном институте благородных девиц было дано задание написать сочинение о счастье, и одна девушка написала:

«В чем счастье? В жизненном пути,
Куда велит твой долг идти.
Врагов не знать, преград не мерить.
Любить, надеяться и верить».

Это сочинение получило отличную оценку, а затем было вывешено на видное место. Когда архиерей, бывший с визитом в институте, увидел это сочинение, то он поставил еще одну пятерку. Это стихотворение Аполлона Майкова, и оно совершенно четко определяет состояние счастья. Во-первых, счастье — найти свой жизненный путь, ведь каждому человеку Господь дает талант, определяющий призвание человека. Господь вызывает личность из небытия своим дыханием, создавая уникальную, неповторимую душу с вложенным в нее смыслом. Каждый человек рождается с определенным замыслом о нем Бога: кто-то должен стать хорошим отцом, кто-то воином, кто-то врачом. А кому-то Господь дает сразу несколько талантов. И одно из самых важных событий в жизни человека — понять замысел Бога о нем, к чему призывает Бог человека.

В стихотворении сказано «куда велит твой долг идти», но мы можем сказать «куда велит Господь идти».

«Врагов не знать» — это очень важное качество или достижение личности. И речь здесь не только об умении прощать другим или жить с людьми в мире и согласии. Хотя нам трудно научиться жить, как советовал св. Амвросий Оптинский: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». То есть жить в мире, жить кротко и смиренно, не наживая врагов, но еще труднее достигнуть внутреннего мира с самим собой. Ведь самый главный враг для человека — он сам. Столько зла, сколько мы делаем себе, никакой недоброжелатель нам не делает. «Преград не мерить» — уповая на промысел Божий, доверяя Богу, спокойно встречать все испытания и трудности. Не печалиться: «Это выше моих сил, я так не могу!», но смиренно рассуждать: «Господь не посылает испытаний сверх меры. Эти трудности мне на пользу. Слава Богу за скорбь и за радость». Наверное, многие наши читатели знают совершенно потрясающий акафист, написанный в середине 20 века священником, пострадавшим за веру «Слава Богу за все».

Короткий, понятный и доступный, он был написан в невероятно сложных условиях концентрационного лагеря. Оказывается, что счастье не зависит от положения человека, от состояния его здоровья или кошелька. Оказывается, что человек может не только быть счастливым в концлагере, но и другим людям дарить тепло, поддерживая и спасая их в скорбях.

«Любить, надеяться и верить» — три христианские добродетели, без которых не только счастье невозможно, но и просто нормальная жизнь.

Мир изменился со времен институтов благородных девиц. Изменилось ли представление о счастье?

В современном мире понятия о счастье очень приземлены. Люди, которые говорят о том, что такое счастье, часто занимаются демагогией. Они говорят правильные вещи, но лукавят, так как на самом деле всей душой стремятся совсем к другому. Человек может провозглашать, что для него счастье заключается в его семье и детях, а жизнь его не выстраивается так, чтобы его семья действительно принесла ему счастье.

Например, недавно мне пришло письмо, в котором женщина жалуется на своего мужа, что он плохо себя ведет, ругается и оскорбляет ее при детях. При этом она отмечает, что когда они только собирались пожениться, он был хорошим, а хамом был его отец. И возникает вопрос, почему же она не задумалась о том, что яблоко от яблони не далеко падает? Если ты хочешь узнать, каким будет твой муж через двадцать лет, посмотри на его отца. И если ты хочешь создать нормальную крепкую семью, то почему ты не думаешь о будущем, и почему на твое решение влияют страсти, желания и даже страх одиночества.

Чаще всего человек, воспитанный в ценностях общества потребления, хочет совсем уж маленького счастья. Его интересует только то, что позволит ему больше потребить. Здоровье — чтобы больше усладить свое тело (выпить и съесть, куда-нибудь съездить, получить дозу адреналина), семья — чтобы удовлетворить свои социальные амбиции (семья как критерий успешности), вещи, необходимые для комфорта, и так далее.

Падшее человечество живет плотской жизнью, ставя материальные ценности выше духовных, и снижая уровень духовных ценностей. Помните описанный в Евангелии случай исцеления бесноватого в Гадаринской стране, стоившей местным жителям огромного стада свиней в две тысячи голов. Вот они пришли к Иисусу и увидели, что бесноватый, которого они боялись, который причинял им столько хлопот, что пытались даже посадить его на цепь, который был несчастен и болен, теперь исцеленный сидит у ног Христа. Изгнать бесов мог только Сам Господь, поэтому местные жители, понимая, что они стоят перед Богом, все взвесили и рассудили, попросив Христа покинуть их страну. Богу они предпочли маленькое «свиное счастье»! Тут слово «счастье» можно легко заменить на «удовольствия». Причем это удовольствия самые примитивные и низменные, удовольствия от греха. Но если мы задумаемся об истинном счастье и обратимся к словам Христа, то мы услышим о блаженствах: блаженны нищие духом, плачущие, алчущие, блаженны гонимые за Христа — люди, которые находятся в каком-то некомфортном состоянии с точки зрения мира. Мы сталкиваемся с парадоксом — дружба с миром и стремление к «комфортному счастью» является враждой против Бога.

Человек, который действительно хочет в этом мире «душу свою сберечь» (поуютнее обустроить жизнь своего тела, поработать на исполнение своих неиссякаемых желаний), в вечности потеряет ее. Потому что слово Божие непреложно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

В духовных наставлениях подвижники постоянно говорят о том, что не следует желать земных благ, так как они изменчивы, и нельзя привязываться к ним, так как они закрывают для сердца Бога. Неужели в земной жизни совсем нельзя найти счастья?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».(1 Ин. 2, 15-16) Все это мираж...

Семья, дети, работа — все это миражи? Ведь это тоже земные блага!

Это земные блага, которые Богом заповеданы людям. Есть заповедь «плодитесь и размножайтесь», есть заповедь «хранить и возделывать рай». И труд поставлен Богом как условие достижения вечной жизни. Мы же не об этих благах говорим, а о грехе, который сегодня миром возведен в ранг наиглавнейших ценностей, который, к сожалению, подменил у людей представление об истинном счастье. Вокруг человека очень много хорошего и настоящего, но его почему-то тянет к плохому, греховному, которое и выдается за норму.

Когда общаешься со светской молодежью, то часто слышишь недоуменный вопрос: «А как Вы смогли от всего отказаться?». Интересно, что они понимают под «всем»? Когда человек становится священником, он ведь не отказывается от всего, у него есть семья, есть друзья, у него есть возможность ходить в кино, на концерты, гулять, общаться и так далее. Под «всем» понимаются грехи, причем грехи плотские. Есть такая комическая история о том, как на прощеное воскресение батюшка вышел на амвон и перед всем приходом произнес: «Простите меня, согрешил я перед вами». А через неделю стал замечать, что как-то на него прихожане косо смотрят, сторонятся. Стал выяснять причину такого поведения и оказалось, что «грех» был понят прихожанами как грех блудный (батюшка «сходил налево»). Так что представления о грехе такие же узкие, как и о счастье.

Когда дьявол искушал Христа, то он также прельщал Его маленьким земным счастьем. Он предлагал Христу превратить камни в хлеб и насытиться (похоть плоти). Он предлагал власть над миром, прибегая к оружию тщеславия (похоть очей, видение себя над остальными людьми в ореоле славы). И третье искушение — искушение гордостью, когда он убеждал Христа броситься со стены храма, чтобы ангелы подхватили Его и понесли. Так же и сегодня человек под счастьем понимает сытость тела, положение в обществе и, к сожалению, он на этом не останавливается и хочет быть богом и делать все, что ему захочется.

Как же дать людям правильное представление о счастье? Как объяснить, что если все постараются добиться именно такого счастья, то никакого счастья не будет, а будет война за кусок, глоток, квадратный метр и так далее. И при этом все будут чувствовать себя обделенными.

На самом деле для счастья нужно совсем немногого. Господь ведь так и говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6, 28-29).

Все усложняют наши прихоти: человеку нужна вода, а ему хочется пивка, нужна крыша над головой, он стремится купить третью квартиру, нужна одежда, а шкаф его ломится от сотен вещей, которые он никогда и не оденет. Лукавство дьявола, который соблазняет человека потакать этим желаниям, состоит в том, что прихоти невозможно удовлетворить, невозможно этим насытиться. Элементарный закон развития страсти гласит: чем больше ее удовлетворяешь, тем ненасытнее она становится. Чем больше денег копишь, тем больше «не хватает для счастья». Если человек принимает наркотик, то с каждым разом доза должна быть больше, чтобы доставить наркоману удовольствие. Чревоугодник желает испробовать все редкие блюда в ресторанном меню, а сребролюбец ходит по магазинам в поисках возможной покупки.

В результате жизнь проходит в беспрерывной гонке: «вот еще немного — и я продвинусь на такую-то должность, получу еще одну научную степень, отложу на банковский счет такую-то сумму денег... А в результате жизнь заканчивается, и человеку так и не удается испытать «счастья», потому что он умудрился пройти мимо самого главного — любви к Богу и любви к ближнему. Потому что невозможно любить ближнего, если весь твой мир выстраивается вокруг твоего эго.

Почти каждый день к священникам подходят родители, которые жалуются на избивающих, колющихся, хамящих, блудящих детей. От священника они ждут средства, при помощи которого они смогли бы быстро и эффективно изменить своего ребенка. «Как произошло, что ваш сын стал таким? Ведь хамами, драчунами, наркоманами не рождаются, а становятся, эти состояния — результат воспитания». Отвечают: «Когда же мне было его воспитывать, если мы постоянно работали?!». И хочется спросить: «Кому нужна была эта работа? Ты стремился получше одеть, посытнее накормить, почаще вывезти на отдых свое чадо, забывая о ценности общения, о необходимости воспитания. Счастлив ли ты сейчас?». Да лучше вместе с ребенком переносить жизненные трудности, чем уйти в работу и сейчас, потеряв своего ребенка, пожинать горькие плоды своей деятельности. А плоды — это побои, воровство, постоянное физическое и духовное насилие.

Человек, находящийся в плену какой-то страсти, воспринимает других людей либо как оружие, либо как помеху для ее удовлетворения. Поэтому для карьериста подлость при продвижении по службе — необходимость, привносящая в его жизнь радость и азарт. Поэтому для наркомана вынести телевизор из родительского дома — мелочь, которая не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит внутри него самого. А ведь Господь заповедовал почитать отца и мать, и только тогда жизнь твоя будет долгой и счастливой.

Мы же сегодня удивляемся короткой продолжительности жизнь людей в России и кавказским или японским долгожителям. На что только не списывают короткую жизнь: и на плохую экологическую обстановку, и на городской образ жизни. И будто бы на Кавказе чистый воздух и козье молоко, поэтому они живут подолгу. Дело не в козьем молоке, просто они учат своих детей почитать родителей. И, естественно, Господь вознаграждает их долголетием. Другого пути нет. Если же человек хамит своим родителям или находится в рабстве другой страсти, то какое бы у него ни было «бычье» здоровье, его жизнь будет короткой и несчастной. Мы все больны, у каждого своя страсть-мучитель, отдающая нас в рабство миражей. Достигая такого миража, мы оказываемся перед пустышкой, потому что шли без Бога, и Бог не был целью нашего пути.

Счастье без Бога совсем невозможно?

На мой взгляд, счастье — это соучастие Бога в моей жизни, и мое соработничество Богу, синергия, соединение воли Божией и воли человека. Бог есть любовь, благо, жизнь и свет. Поэтому несчастлив человек, который не ставит Бога в центр своей жизни.

Одна из версий происхождения слова «счастье» — от греч. Eudaimonia — хороший удел, божественное покровительство (eu — добро, daimon — божество). «Счастье» близко и к «Причастию». «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Мф. 6, 33) — вот совершенно четкая программа достижения реального счастья. Достаточно посмотреть фотографии людей, которые искали Царствия Божия несмотря на тяжелейшие условия жизни, чтобы увидеть, как светятся их глаза. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). И действительно, к святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и многим другим, уходившим в пустынные места, не имевшим ничего материального, приезжали богатые и сильные мира сего, чтобы хоть немножко согреть, напитать и напоить свою душу из чистейшего источника, и уходили облагодатствованные. Состояние неземного счастья вырвалось в восклицании апостола Петра во время Преображения Господня: «Равви! Хорошо нам здесь быть!» (Мк. 9, 5). Многие, ощутив такое блаженство, хоть чуть-чуть прикоснувшись к настоящему счастью, бросали свою любимую работу, продавали имение, предпочитая Истинное просто хорошему.

Переживание блаженного состояния святыми или ощущение счастья у мирских людей очень похожи (освобождение от рабства, полет, легкость, необыкновенная полнота, радость и так далее). Стремление к такому состоянию заложено во всех людях?

Конечно, ведь человек создан для вечного блаженства. Господь, создавая человека, видит в нем наследника Царства Небесного, поэтому в нас заложен призыв «быть сыновьями и дочерьми Божьими». Кроме того от Адама до современного человека сохраняется генетическая память об Эдемском блаженстве. Поэтому человек никогда не успокаивается в своих поисках счастья. Часто ищет не там, но ищет упорно. Человек создан от полноты любви и для любви. Вообще любовь, когда человек любит или его любят — это наиглавнейшее условие счастья. Хотя у современного человека выявляются большие проблемы и в правильном понимании любви. Например, приходит ко мне молодая пара с просьбой венчать их. И на мой вопрос: «Зачем?» девушка отвечает: «Я хочу быть счастливой». Практически ни разу я не слышал ответ: «Хочу так прожить жизнь, чтобы сделать счастливым любимого человека». Беда в том, что люди ориентированы на то, чтобы получать.

Но Господь же сказал, что блаженнее отдавать, нежели получать. Возвращаясь к заповедям блаженства, нужно отметить их парадоксальность: блаженны не те, кто приобретают, руководят и круглосуточно веселятся, но блаженны нищие, плачущие и отдающие. Понятно, что здесь невозможно мирское понимание, например, плача как плача от обиды, неудовлетворенной злобы или недовольства жизнью, или от нищеты, от низкой заработной платы. Вообще для мирских людей «блаженство» кажется сумасшествием, безумием. Но именно через стремление к блаженству, через отдачу человек взращивает в своем сердце необходимые для блаженной жизни качества.

Любовь?

«Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22) — вот составляющие счастья, поэтому этот отрывок читается в дни памяти преподобных, тех, которые уподобились Богу, воспитавшие в себе эти качества, плоды Духа Святого.

По слову св. Иоанна Златоуста, Господь призывает человека: «Человек, Я дал тебе прекрасное тело, но Я даю тебе власть создать себе нечто большее. Создай себе прекрасную душу». Нам все дано, но что мы из этого вырастим? Преподобные как раз могут и должны быть для нас учителями и ориентирами. А ведь люди, воспитанные телевидением даже и не знают о таких ориентирах, думая, что Березовский, Киркоров и Обама являются самыми счастливыми людьми. Мир позиционирует этих людей как представителей счастливого общества. Они всегда улыбаются, вокруг них все сверкает и переливается всеми цветами радуги, они находятся «у кормушки». Человек, судящий о мире поверхностно, увлекается этими примитивными мифами и подражает своим кумирам. Если кумир разводится (а они обычно хронически разводятся), то и мне можно сменить вторую половинку на более «свежую», если кумир выпивает, то и мне без этого невозможно... Иллюзион, затмевающий разум и заставляющий человека отталкивать то самое лучшее, что дает нам Господь.

Сегодня чаще можно услышать, что счастье — это избавление от несчастья, жизнь без бед и скорбей. Православные же напротив огорчаются, если в их жизни нет скорбей. Человек без скорбей забыт Богом. Бог совершенствует и спасает человека через страдания.

Да, понимающие Евангелие православные люди, конечно, переживают об отсутствии испытаний: «Бог меня забыл, потому что я в этом году не болел». В Ветхом Завете есть уникальный пример того, как человек через терпение несчастья достигает большего совершенства — Иов. Страдая, будучи праведником, он является прообразом Христа. Через него посрамляется диавол, который утверждает, что вся праведность Иова основана на том, что Бог все ему дал. Но когда у Иова отнимается все (дети, имущество, здоровье), он не предает Бога и сподобляется большей славы.

В фильме «Доживем до понедельника» мальчик пишет «Счастье — это когда тебя понимают». То есть счастье заключается в общении с людьми, в соучастии в жизнях друг друга. Может ли человек быть счастлив без людей?

Наверное, не может. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2, 18). Будучи один, Адам не был счастлив. Посмотрев по сторонам, он не нашел среди животных существа близкого ему по духу. И Господь творит Адаму жену.

Кстати, отшельничество часто не приветствуется монашествующими. Считается, что в затвор может уходить только тот человек, который уже долго прожил в общежитии, среди братии, который укрепился в духовной борьбе. Потому что одинокого человека диавол искушает еще сильнее, чем человека, живущего с монашеской братией. Жизнь с людьми помогает человеку выявлять и видеть свои страсти. Невозможно человеку «тихо сам с собою» быть счастливым, даже если человек пребывает в общении с Богом. Ведь любовь к Богу выражается в любви к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) и «если ты не любишь ближнего, которого видишь, то как ты будешь любить Бога, Который невидимый». (1 Ин. 4, 20).

О. Евгений, что Вы пожелаете нашим читателям в конце разговора о счастье?

Ищите прежде всего Царствия Небесного! Если вы будете искать Божьего, то Господь будет Сам заботиться обо все остальном, и о здоровье, и о работе, и о жилье, и о хлебе насущном. Все наши «проблемы со счастьем» заключаются в одном — в нашем недоверии Богу. Мы не верим, что Господь о нас позаботится лучше, чем мы сами. Мы не верим в возможность настоящего счастья, поэтому ничего не делаем в этом направлении и счастья не достигаем. Давайте уже поверим!

P. S.: Мы поговорили о счастье с о. Евгением, но в душе осталось ощущение недоговоренности, неразрешенности некоторых вопросов. Вот есть счастье (мирское, маленькое и так далее), а есть блаженство. Между ними не то что большой зазор, но целая пропасть. Действительно, блаженство — это истинное счастье, а мирское счастье чаще всего сводится к примитивным удовольствиям...Чаще всего, но не всегда! Ведь в людях есть образ Божий, а значит и жажда Бога. И если люди не верующие, то жажда Бога превращается в стремление к «высоким идеалам» и «вечным ценностям». Отправляясь на первую лекцию в университет, я решила воспользоваться служебным положением и узнать, что же думает среднестатистический студент-технарь о счастье и смысле жизни. В разгар пары я попросила вырвать из тетрадки лист бумаги и задала свои вопросы... Многие написали что-то очень распространенное, о том, что «смысл жизни в любви». Но что они вкладывали в это слово? Кто-то в скобочках уточнял, что «важно найти свою вторую половинку». А кто-то расплывчато утверждал «любовь вообще, а не только к мужу и детям».

Две работы из полусотни других провозглашали традиционные семейные отношения: «Для меня счастье — когда у тебя есть родители, которые живут вместе. Мы с рождения в долгу перед ними и нужно не забывать о них никогда»; «Счастье — это когда вся семья собирается вместе за трапезой у бабушки; когда никто не болеет, когда в учебе и на работе дела идут отлично, когда рядом с тобой верные друзья» — написал целостный человечек, от широты души включивший в «свой» мир и друзей и работу и однокурсников.

Были среди прочих и просто жизнерадостные работы: «Счастье — это когда ты живешь и радуешься этому, когда ты начинаешь каждый твой день с улыбки и тебе хочется выйти из дома на улицу и улыбаться прохожим, как дурак, потому что тебя ждет что-то новое и интересное».

В этих простых словах есть ожидание того, чего еще нет, такая своеобразная вера в мир и в окружающих людей, которые, с точки зрения автора, еще не раскрыли все свое богатство. Мир интересен и удивителен, а человек готов к открытиям, исполнен надежды и решимости чтото делать для других: «Счастье — это состояние душевного покоя и благополучия, при котором ты уверен в себе, своих близких, и доволен жизнью в своей стране»; «Счастье — это награда за труд».

Вот таких неравнодушных, неокамнелых людей можно найти среди молодежи, сознание которой во многом затуманено современной мирской культурой. Но все же они, — мечтающие, горящие, думающие — часто оказываются в плену у привитых им стереотипов мировосприятия, за пределы которых им выйти очень трудно. Хорошо, если стереотипы (пусть даже самые неглубокие и распространенные) привносят в душу молодого человека что-то положительное...но ведь бывает и наоборот, когда человек начинает позитивно утверждать что-то совсем низменное и пугающее: «Смысл жизни в удовольствии, поэтому счастье — это много шоколада и хороших людей вокруг» — пишет девушка, легкомысленное «счастье» которой и достигается легко — достаточно только устроится на конфетную фабрику и вокруг будет много шоколада и людей.

«Счастье — это общение с друзьями и нескончаемая еда (особенно, если деньги на еду зарабатывают родители)!» — пишет молодой человек и прибавляет. — «Для меня смысл жизни в том, чтобы она пролетела».

Как же она может пролететь? Может быть, в делах, может в поисках... Нет, все гораздо страшнее: «Смысл жизни — прожить жизнь так, чтобы было стыдно рассказывать, но приятно вспоминать».

Трудно выстроить нормальную жизнь на такой смысловой основе, трудно делать выбор и, тем более, трудно догадаться, что за выбор, за свои поступки человек обязательно будет отвечать. Когда же выбор между удовольствиями опротивеет человеку, то и этот фальшивый «смысл» и ложное «счастье» будут окончательно утеряны: «Смысла жизни, в общем-то, нет!!! Может быть, мы его ищем, а находим очень поздно, в момент смерти, и уже не можем им воспользоваться или передать его кому-нибудь». В этих строчках запечатлена правда, которую семнадцатилетний автор, наверное, до конца не осознал. И если придерживаться подобных принципов жизни, то человек всей своей жизнью докажет эту правду.

Задала студентам сложные вопросы, а теперь сама задаюсь еще более сложными: какая незамеченная никем беда случилась с этими детьми, которые больны такими взрослыми заболеваниями? Что вкладывали в них взрослые, что сейчас только некоторые могут радоваться простым вещам? А ведь этим простым вещам — солнцу, небу синему, друзьям, родным, листопаду, вкусному арбузу — тоже нужно уметь радоваться...и благодарить Господа за то, что Он щедрыми дарами поддерживает и ободряет нас. Ведь как бы мы страдали и отчаивались, если бы Господь лишил нас этих утешений. Поэтому нужно радоваться и благодарить, ведь Он одаривает нас не за наши заслуги, а по Своей Любви!

 

•В других номерах:•

№4 (93) / 15 •апреля• ‘10

Простые вопросы

Смех может быть утешением

Ксения Возгривцева

Он бывает заразительным и гомерическим, радостным и непосредственным, злым и «сквозь слезы», нервным и издевательским. Он передается, как зевота, стоит только поймать его «бациллу». Он может поссорить, а может и подружить. Некоторые считают, что он порожден бесами, а другие…

№1 (90) / 12 •января• ‘10

Простые вопросы

Что такое катехизация?

Светлана Ладина

И снова — о катехизации — предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Простые вопросы

Встреча с Богом

Ксения Возгривцева

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет….

 
Угодники Божии

Мудрость сердца – дар Духа Святого

Алексей и Галина Коршун

8 октября — память преподобного Сергия Радонежского.  11 октября — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

 
Милосердие

Не бойтесь открыть свое сердце

Полина Митрофанова

Современное общество (особенно в мегаполисах) устроено так, что люди словно ходят в панцире психологической защиты. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс