Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

 
Главная → Номера → №4 (81) → О заповедях блаженства

О заповедях блаженства

№4 (81) / 10 •апреля• ‘09

Ксения ВозгривцеваМилосердие

•В этой теме:•

Милосердие
Легко ли быть милосердным?
Светлана Ладина

Заповедь — одно из наиболее употребляемых понятий в жизни христианина. Заповедям посвящаются занятия в воскресных школах, к жизни по заповедям призывают людей в своих проповедях священники, о заповедях вспоминают и нецерковные люди, когда хотят поговорить на тему: «Внерелигиозная нравственность». 

Статья, которую вы держите в руках, посвящена всего лишь трем заповедям блаженства, которые были даны людям Христом в Нагорной проповеди. Отчего только трем, если в Священном Писании содержатся более семисот заповедей? Наверное, от того, что ценности, о которых говорится в этих заповедях, на сегодняшний день являются важнейшими основаниями для исполнения главной заповеди, данной нам Господом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 36-40).

Моисей в своем предсмертном прощании с народом просил его в точности исполнять волю Божию, объявленную ему в заповедях. За точное исполнение этих заповедей он обещал все земные блага, долголетие, богатство, счастье, успех во всех делах и господство над всеми народами: «Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня» (Вротоз. 28, 2, 13).

За неисполнение заповедей Моисей предсказал им, что они будут за это рассеяны по всей земле и будут «ужасом и посмешищем у всех на- родов» (Второзак. 28, 37). Ко времени Христа евреи уже начали забывать о последних предсказаниях Моисея и помнили только о наградах. Они мечтали о политической самостоятельности, так как оказались подвластными язычникам. От грядущего Спасителя и Избавителя они ожидали избавления от языческой власти, от политического рабства и восстановления царства Израиля. Они ждали Христа, как могучего царя, который не только освободит евреев, но и поработит весь мир.

Ходили легенды о том, что Мессия встанет на морском берегу и повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища к Своим ногам, что он оденет народ в богатые одежды, украшенные драгоценными камнями и будет питать его манною. Словом, они по-своему мечтали о предстоящем блаженстве, о счастье в Царстве Мессии. Вопрос о счастье всегда был актуален, все народы, все люди стараются по-своему устроить свое счастье. Причем как можно скорее, и счастье должно быть очень реальным, счастьем здесь и сейчас, а еще лучше, если его можно пощупать, ощутить! По учению Христа, высшее, безусловное счастье, блаженство людей не здесь, а в вечной жизни, в Царстве Небесном. Счастье же здесь, на земле, возможно лишь настолько, насколько эта жизнь служит приготовлением к той вечной жизни.

Здесь счастливы только те люди, которые ревностно стремятся к достижению постоянного блаженства. Здесь счастливы только те, которые считают себя соработниками Бога и во всем творят волю Его, для которых высший закон — жить по правде, по воле Божией.

Почему это так? Потому что человек создан для этого, таково его предназначение. Чтобы стать таким человеком, соработником Бога, нужно духовно переродиться, так как мы бы сейчас очень хотели «работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом», но либо не умеем, либо не получается, либо хотим только на словах... Чаще всего у нас не получается радоваться воле Божией, так как она не совпадает с нашей волей. А иногда мы совсем не можем понять, в чем же эта воля Божия проявляется... Итак, нужно духовно переродиться, возрасти настолько, чтобы моя воля и воля Бога совпадали, только тогда я могу достигнуть счастья уже здесь и потом в вечной жизни.

Как же нужно жить? Ответ прост и сложен одновременно — так, как жил Христос. Об этом Он не раз говорил, указывая на Себя, как на Образец доступного нам совершенства: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11, 28-30). Авва Дорофей не раз указывает на то, что отвержение от своей воли как раз приводит к блаженному состоянию покоя. Но может показаться, что это на словах хорошо, а достигнуть такого могут только святые. Возможно ли жить так, как жил Христос? Может быть, Ему легко было исполнять все Свои заповеди потому, что Он был не только Человек, но и Сын Божий, равный Отцу? Для многих людей Христос — только недостижимый Образец совершенства. Так думают многие верующие. И они были бы правы, если бы Христос-Человек хотя бы один раз воспользовался Своей божественной властью, чтобы облегчить Свои человеческие немощи или избавить Себя от страданий. Но ведь мы знаем из Евангелия, что Он никогда не пользовался Своей божественной властью лично для Себя.

Мы знаем, что Он, как Человек, испытывал усталость, нуждался в подкреплении Своих сил пищей и сном, томился от жажды, переносил голод, радовался и скорбел, страдал на кресте, подвергался искушениям, боролся с соблазнами. Христос-Человек исполнял Сам в точности все Свои заповеди, Его слово никогда не расходилось с делом, и божественной властью Своей Он никогда не облегчал Себе несение ига Своих заповедей. Следовательно, и мы так можем с Его помощью!

Христос дает человеку программу самоисправления, перевоспитания самого себя, и затем уже излагает все Свои заповеди как бы перевоспитанному по этой программе человеку, наглядно показывая, что такому обновленному человеку эти заповеди не могут показаться трудными.

Вчитываясь и вдумываясь в заповеди блаженства, мы обнаруживаем там идеал человека: этот человек плачет о своих прежних грехах, он стремится стяжать дух кротости, он всю свою жизнь соотносит с правдой Божией. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивый человек строг к себе и снисходителен к другим. Только в этом случае он дерзновенно просит у Господа в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим». Да, в этих словах именно дерзновение и суд над собой, ведь если я не прощаю другому человеку его грехи, то и для себя прошу у Бога: «Не прощай и Ты меня!»

Современный человек часто думает, что «простить» — значит «забыть». Больше не болит, не мучит меня — забуду... Это не прощение. Простить — значит «сделать отношения простыми», понятными, мирными, какими они были до ссоры или обиды. Прощение начинается в тот момент, когда я еще чувствую рану и могу сказать: «Я принимаю этого человека таким, какой он есть, сколько бы он мне боли ни причинил; приму его, как Христос меня принимает. Даже если ради этого мне придется жертвовать. Потому что жертва всегда получает божественную власть отпустить грехи, простить своего мучителя» (митрополит Антоний Сурожский «Человек перед Богом»).

Слово «жертва» сегодня также получило другой смысловой и интонационный оттенок. У К. Льюиса в книге «Письма Баламута» бес-дядюшка учит бесаплемянника: «Одно из наших достижений заключается в том, что нам удалось заменить слово „милосердие“ на слово „самопожертвование“». Понятно, почему это оценивается как достижение, ведь когда свой поступок человек оценивает как «самопожертвование», он провоцирует и выражает свои тщеславие или гордыню или требует ответной жертвы. Милосердие же ничего не требует взамен!

Милость по отношению к другим людям вызвана представлением о том, что все люди близки друг другу, что всех их объединяет Господь, образ Божий в каждом человеке. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 12). Он завещает нам любовь и милосердие: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). «Придите, благословенные Отца Моего. Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира! Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34-36). Не все дела милосердия делают человека блаженным, а только сделанные во славу Божию, без гордыни, с усердием и радостью, с пониманием, что ты не даешь что-то кому-то, а лишь получаешь, что это дело делаешь для себя из любви к ближнему.

Даже дядюшка Баламут отмечает важность тщеславия на пути погибели. Тщеславие ловит человека в добрых делах и отравляет их тем самым. Поэтому следующая ступень на пути совершенствования — заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Видение Бога — это осознание своей близости к Богу, честность перед ним в помыслах и чувствах, и самое главное — доверие Богу в следовании Его воле.

Что же мешает человеку осознать эту близость, доверится Богу и следовать Его воле? Господь говорит: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяние, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство; все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Марк. 7, 21-23).

А также в этой же проповеди Господь указывает на то, что происходящее в сердце и не находящее продолжения в поступках — уже может стать грехом, поэтому важно не только не делать греха, но и не помышлять о нем.

Человеку при сотворении Богом даны разум и свобода воли; ему же учением Христа указаны и средства к очищению сердца: покаяние, ежедневное самоиспытание, молитва, слезы и скорби, любовь к ближним, дела милосердия и постоянное призывание Бога на помощь в этой действительно трудной борьбе. Чистые сердцем уже здесь, на земле, испытывают душевное спокойствие, которое составляет истинное блаженство. А почему спокойствие так важно в духовной жизни? Потому что только в состоянии душевного покоя разум не подавляется страхом, желаниями, воспоминаниями. У человека появляется возможность сосредоточиться, обрести целостность внутреннего мира и трезво оценить свое сегодняшнее состояние. Только в состоянии покоя человек может услышать себя, услышать Бога. Только в состоянии душевного покоя, который является результатом очищения сердца, мы можем кому-то помочь.

Любовь к другим людям — чувство, врожденное человеку. Но по жизни человек теряет способность любить другого. Ребенок готов сделать все, что только сможет, если мама его попросит: он с радостью моет посуду, что-то приносит, комуто помогает — любой нормальный ребенок действует, исходя из убеждения, что весь окружающий мир доброжелателен к нему. Но проходит совсем немного времени и этот же ребенок начинает ставить себя превыше всех и делать что-то для других ему трудно и безрадостно. Весь мир разделяется для него на свой и чужой, люди на своих и чужих, интересы и дела на свои и чужие.

Для меня актуально только то, что входит в понятие «своего», все остальное — это лишь посягательство на «мое» время, на «мои» интересы! Так все, что попало в разряд «чужих», постепенно начинает восприниматься с ненавистью, враждой. А тот, кто «посягает на мое» (мое время, мои интересы, мое пространство) попадает в разряд врагов. Особенно заметно это в современной культуре, где свое и чужое строго разграничивается, а сама граница «укрепляется» фразами типа: «Это не мои проблемы!». Помня заповедь о любви к ближним и чувствуя в себе всю полноту этой любви, мы, естественно, захотим, чтобы наши ближние также пошли по пути Мира, Блага, Истины — то есть мы захотим человека привести из состояния вражды и ненависти (пусть даже явно не выраженной) в состояние мира и любви. Блаженны миротворцы, ибо те сынами Божиими нарекутся.

Св. Григорий Нисский: «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, друзья, пусть будут прекрасные сады, места для веселых пиршеств... пусть все это будет, но не будет мира — что пользы в том? Ты сам рассуди, что за жизнь тех, которые враждуют между собой и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо, и один в другом всего гнушаются; уста их безмолвны, взоры отвращены и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного, ненавистно для другого».

Миротворцы являются как бы соработниками Бога в сотворении мира. Так что «Мир» — такое устроение жизни, когда все люди милы друг другу, близки, знакомы, где царит естественный порядок и радость. По сути это состояние было до грехопадения. Разве не о таком блаженном, счастливом состоянии мечтает человек, ищет его и стремится к нему? Так будем же, братья и сестры, очищать наши сердца молитвой, покаянием, доброделанием, причащением Святых Христовых Таин, будем милостивыми друг к другу и в словах, и в делах, и в мыслях наших, и тогда на приветственный возглас «Мир всем!» мы сможем откликнуться от всей души!

Используемая литература:

  1. Митрополит Антоний Сурожский «Человек перед Богом»
  2. Борис Гладков «Толкование Евангелия».
 

•В других номерах:•

№11 (88) / 12 •ноября• ‘09

Милосердие

Бомж... Сам виноват?

Полина Митрофанова

«Тот, кто берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет Божественную радость. Мы приемлем Божественную радость даянием». Старец Паисий Святогорец

№5 (82) / 15 •мая• ‘09

Милосердие

Мы боимся слова «милосердие»

Олег Васюнин

Сегодня мы беседуем с Ларисой Николаевной Худяковой, учителем средней школы №165 Кировского района, руководителем волонтерского отряда «Истоки».

 
Простые вопросы

О милосердии и волонтерстве

Полина Митрофанова

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным.Старец Паисий Святогорец

 
Милосердие

Легко ли быть милосердным?

Светлана Ладина

Наверняка, вы это вспомните. В 2004 году на традиционный Рождественский праздник в храм Целителя Пантелеимона пришли необычные гости. 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс