Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Игуменья Питирима (Лисицына): «Если соединился с Богом, разводиться никак нельзя»

Игуменья Питирима (Лисицына): «Если соединился с Богом, разводиться никак нельзя»

О своём пути в монастырь рассказала матушка Питирима (Лисицына) — игуменья Боголюбского женского монастыря в посёлке Сарсы II Красноуфимского района (Екатеринбургская митрополия).

Центр притяжения

Я часто задумываюсь, каким чудом я оказалась в монастыре. Мама у меня глубоко верующая, папа — наоборот, из семьи атеистов, да и два старших брата вопросами веры долго не интересовались. Лет до десяти я была настоящая «сорвиголова»: всё время проводила с братьями, играла в их мальчишеские игры, общалась с их друзьями. Но потом вдруг всё изменилось. Однажды мы с братом смотрели фильм, в котором один из героев после смерти попал на Страшный Суд, и Господь спросил его: «В чём смысл твоей жизни?» Меня это поразило! Помню, я долго допытывалась у брата: зачем мы живём, в чём же смысл нашей жизни?

В девяностые годы храмы только начали открываться, и мама впервые привела меня в церковь — мне тогда лет 12 было. Мне запомнился запах старого храма, потрескивание горящих свечей и… покой. Мне, неугомонной, этот покой пришёлся по душе. А вскоре там открылась воскресная школа, которую я стала посещать сначала только в воскресные дни, а потом и в будни. Я проводила в храме почти всё свободное время: изучала Закон Божий, молитвы, церковное пение. Всю свою отроческую энергию хотела вложить в то, что меня тогда захватило больше всего на свете. Надо бы картошку полоть, все на огороде, мама хватится: «А где Наташа?» — «Известно где, — отвечали братья, — в храме!» Мама никогда не ругалась, она, как евангельская Мария, знала, что «…едино же есть на потребу» (Лк.10:42). Она оставляла огород, собирала еду, приносила мне в храм, и я, подкрепившись, могла продолжать занятия.

Когда мне исполнилось 14 лет, мы посетили Дивеево, где тогда только начиналось возрождение обители. И там пришло понимание: вот моя жизнь! Это было необыкновенно радостное чувство, будто я нашла то, что давно искала.

Мирское образование меня тогда интересовало не так, как духовное, и я после одиннадцатого класса поступила в регентскую школу при Свято-Введенском Толгском женском монастыре. Это было в 1998 году, когда обитель только восстанавливалась. Полуразрушенные корпуса вернули монастырю, а до этого в них долгие годы размещалась колония для малолетних преступников. Я стала учиться на регента, а потом так и осталась в обители.

Первая обитель

Отважиться на монашество было непросто. Я боялась разочароваться в выбранном пути, ведь бывает, что люди уходят из монастырей. Но если ты соединился с Богом, то разводиться никак нельзя! Поэтому матушка, игуменья Варвара (Третьяк), посоветовала съездить за благословением к духовнику Троице-Сергиевой Лавры отцу Кириллу (Павлову). Он внимательно выслушал меня и сказал: «Монашество — это твой путь, даже не сомневайся!» — трижды похлопал меня по плечу и с улыбкой благословил. Как только батюшка это сказал, все мои сомнения разом испарились. Я очень благодарна Господу, что Он преподал мне благословение через такого духовного человека.

В 2000 году 8 августа мне исполнилось 20 лет, а 9 августа, в канун празднования иконы Божией Матери «Одигитрия», состоялся мой иноческий постриг с наречением нового имени Неофита, в ознаменование новой жизни.

Родители моё решение поддержали. Мама была рада, а папа рассудил, что, если я избрала этот путь, значит, он будет мне на пользу. Они благословили меня на монашество иконой Царицы Небесной «Скоропослушница». Промыслом Божиим спустя годы именно в этот день митрополит Кирилл возвёл меня на игуменство. И сегодня я живу ради Бога и несу послушание в восстанавливаемой Боголюбской обители.

Я вспоминаю, как непросто было в Толгском монастыре, который тоже тогда восстанавливался. Мы с сёстрами много трудились: золочение, резьба, роспись храмов — во всём этом принимали участие. Летом на сенокосы вставали в четыре утра. Молитва, исповедь, Причастие — мы, молодые монахини, выросшие в советское время, учились настоящему монашескому житию.

Когда мне исполнилось 25 лет, матушка игуменья благословила меня на монашеский постриг. И я опять засомневалась — готова ли я к этому шагу? Стала молиться, просить Господа открыть мне Свою волю. Вскоре к нам в монастырь приехал игумен из Троице-Сергиевой Лавры. Поделилась я с ним своей печалью, а он мне говорит: «Даже не сомневайтесь, это вас Господь зовёт. Вовремя услышьте Его глас». Моя уверенность в правильности выбора монашеского пути окрепла. А вскоре матушка отправила меня на Святую Землю помолиться. По возвращении я была уверена в том, что монашество — это моё, и Правящий архиерей Ярославской епархии, владыка Кирилл (с 2002 по 2011 гг. возглавлял Ярославскую епархию), совершил мой постриг в малую схиму в честь святителя и чудотворца Питирима Тамбовского. Так я стала монахиней Питиримой.

13 лет я прожила в Толгском монастыре в послушании у Царицы Небесной. Очень люблю эту обитель и святыни, которые в ней пребывают: небоявленную икону Божией Матери «Толгская», которая много лет находилась в музее и только в 2007 году её передали монастырю, и мощи святителя Игнатия (Брянчанинова). Наш Толгский монастырь открылся самым первым после десятилетий богоборчества в России — в начале перестройки в 1987 году. Он сразу стал привлекать к себе много людей, поэтому мощи святителя сюда и передали. Потом их хотели перенести в Николо-Бабаевский монастырь, в котором святитель Игнатий (Брянчанинов) подвизался в последние годы жизни, но Патриарх Алексий II сказал: «Были мощи в Толгском, там пусть и останутся».

Послушалась я и церковницей, и помощницей благочинной, и только сейчас понимаю, что всё это Господь мне посылал для моего воспитания. В монастырь я пришла девочкой, в 19 лет меня одели в подрясник послушницы. Многому я научилась у нашей матушки Варвары. Первые семь лет монашества она провела в Покровском монастыре в Иерусалиме, приобрела там немалый духовный опыт, на протяжении всей жизни общалась со старцами. Она очень любила устав — чтобы в храме всё было чинно, службы совершались правильно, певчие пели как положено, словом, во всём добивалась идеального порядка. Нередко в современных монастырях бывает так: пришла сестра из мира, только начала приобщаться монастырской жизни, а её сразу ставят на игуменство. У неё за плечами ещё нет никакого опыта, она сама не посмирялась, а ей нужно сёстрами руководить. Ответы приходится искать в книгах древних отцов, но такой подход ломает души насельниц. Немаловажно, чтобы игуменья имела свой значительный духовный опыт, духовный запас, своего духовника.

Ближе к Родине

В 2011 году владыку Кирилла перевели из Ярославской епархии в Екатеринбургскую. Перед отъездом он попросил нашу матушку игуменью выделить ему помощницу, и они обоюдно решили, что на Урал на короткое время отправят меня. Матушка не хотела, чтобы я забирала все вещи — всё равно ненадолго, а я вспомнила слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что время в монастыре сливается с вечностью. Для меня период жизни в Екатеринбурге, до игуменства, стал этапом взросления: другой край, далёкий от родного Подмосковья, другие люди...

Первые впечатления были неоднозначные. Живя в монастыре, ты находишься как бы в уютном коконе, а на Урале я сразу поступила на экономический факультет светского вуза, здесь мне впервые пришлось столкнуться с реальным миром и, конечно, поскорбеть. Я поняла, что в любом обществе есть люди и плохие, и хорошие. Главное при этом — расположение нашей души, можем ли мы принимать всех как орудие Божие. Кто-то должен нас ругать, а кто-то — любить, потому что в данный момент так хочет Господь, и значит — Он воспитывает нас, врачует наши страстные души. Но попутно в епархии я встречала и добрейших людей, которые были большим утешением.

Наш владыка Кирилл любит монашествующих, очень трепетно к ним относится, поэтому он переживал из-за того, что на Урале мало монастырей, стремился за городом присмотреть подходящее место для создания новой женской обители. И вот 1 июля 2014 года, в день Боголюбской иконы Божией Матери, владыка поехал служить на место бывшего Боголюбского женского монастыря в посёлок Сарсы Вторые Красноуфимского района. Когда мы приехали сюда с тремя сёстрами, в новом храме были только стены, крыша и окна. Тогда же, 1 июля 2014 года, владыка заложил камень и благословил возрождение обители. Началось строительство, и уже к новому году, с Божией помощью, храм был готов к регулярным богослужениям.

С работниками нам повезло, все усердно, добросовестно взялись за дело. Например, каменщик Александр Григорьевич нам во всём очень помогает: ступеньки в часовню оформил, купальню на два метра в глубину камнями выложил. На горе в 2015 году мы временный, отдельно стоящий алтарь поставили (для престольного праздника), а хотелось бы сделать уличный каменный алтарь в греческом стиле. Конечно, нужно выстроить и помещение для сестёр, и многое другое… Словом, мы стараемся, трудимся и верим, что Господь и Царица Небесная наши труды принимают. Благодать, Их заступничество мы очень чувствуем, нам здесь хорошо, по душе, и мы готовы принять всех, кто захочет побывать в этом святом месте и потрудиться на восстановлении монастыря. Вместе спасаться будем!

Советы матушки Питиримы

Однажды архимандрит Алексий из Ксенофонтова монастыря рассказал мне, как много лет назад его в составе группы из 15 монахов благословили переехать из греческих Метеоров в Ксенофонтов монастырь на Афон. Когда прибыли туда, застали в монастыре несколько старцев, самому молодому из которых было 70 с лишним лет. То есть, Господь послал их позаботиться о старых монахах, что они и сделали. Те в своё время отошли ко Господу, а братия их молитвами получила благословение. Так и мы, если служим Богу и людям, можем быть уверены: Бог нас никогда не оставит.

Я думаю, если стремишься жить по Богу, то счастье всегда будет в твоей душе. Праведный Иов лежал в гноище, все близкие от него отвернулись, а жена советовала: «Возропщи на Бога и умри». На что он ей отвечал: «Если благое от Бога принял, неужели плохое не приму?». И нам бы стремиться жить с благодарением Богу и не роптать, принимать всё, что случается в жизни, как самое лучшее, что нам даёт Господь. Тогда всегда радость в душе будет.

В Боголюбском женском монастыре молятся о мире в нашей стране и во всём мире
В Сарсинском Боголюбском женском монастыре началась подготовка к чтению двенадцати акафистов. Эта благочестивая традиция сложилась в начале ХХ века, когда после прочтения 12 акафистов Казанской иконе Божией Матери Горненская обитель Иерусалима была избавлена от эпидемии холеры в 1916 году. Некоторые православные монастыри хранят эту традицию и сегодня. Акафист Господу, Царице Небесной или святому читается в храме в течение одного дня. В таком богослужении присутствуют и молитвенные прошения о людях, которые заранее вписали свои имена или имена своих родных и близких в монастырский синодик.

Игумения Сарсинского Боголюбского женского монастыря Питирима (Лисицына):
— Боголюбская обитель ещё юная, молитва при создании монашеской общины – самое главное. К тому же в мире сегодня много зла, и события последних месяцев это наглядно показали. Сейчас вся Православная Церковь во главе с Предстоятелем и наша епархия во главе с Владыкой Кириллом молится о мире в нашей стране и во всём мире. Мы, монашествующие, хотим и можем поддержать это молитвенное прошение. Традиция чтения 12 акафистов спасала многих верующих от самых разных бед и напастей и в период Великой Отечественной войны, и в блокадном Ленинграде, и везде, где требовалось сугубое обращение ко Господу, Божией Матери или святым. В своё время моя духовная наставница матушка-игумения Варвара рассказывала нам, молодым монахиням Толгского монастыря, случаи чудесной Божией помощи после чтения 12 акафистов.

Все желающие обратиться к этим Божиим угодникам, но не имеющие возможности присутствовать на службах, могут заказать требы за себя и своих близких на сайте Боголюбского женского монастыря сарсы.рф.

В подготовке материала
принимали участие
Ольга Морозова, Анна Кардашина


Историческая справка
В селе Сарсы Красноуфимского района в 1896 году по благословению святителя Феофана Затворника старцем Зосимой (Рашиным) была основана женская миссионерская обитель. В 1900 году в монастыре жили 90 насельниц, в 1914-м — уже около 200.

В советские годы монастырским имуществом завладела сельскохозяйственная коммуна, и сёстры начали покидать разорённую обитель. В 1940-е годы здания монастырского комплекса были полностью уничтожены.

1 июля 2014 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в разрушенной обители, в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», возобновилась монашеская жизнь.

22 октября 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Боголюбский женский монастырь в посёлке Сарсы II Красноуфимского района Свердловской области и назначить на должность игуменьи монахиню Питириму (Лисицину). В настоящее время в Боголюбском женском монастыре подвизаются восемь сестёр.

•Фоторепортаж•

 

•10 •февраля• 2016•

2015

2016

2017

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс