Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Образование. Воспитание. Просвещение.

Образование. Воспитание. Просвещение.

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 

Именно эти направления в приходской жизни храма в честь Владимирской иконы Божией Матери отмечает его настоятель, протоиерей Андрей Канев. Почему именно так? Об этом и многом другом батюшка рассказал нашему корреспонденту.

Протоиерей Андрей Канев


Родился в 1975 г. в п. Казым Белоярского р-на Тюменской области (ХМАО). В 1997 г. окончил исторический факультет УрГУ.


В 1998 г. рукоположен в сан пресвитера. С 2000 г. настоятель храма во имя Владимирской иконы Божией Матери при пансионате «Семь ключей» г. Екатеринбурга.


С 1999 по 2005 г. являлся руководителем Отдела культуры Екатеринбургской епархии.


В 2008 году удостоен сана протоиерея.


В 2009 г. окончил аспирантуру при кафедре философии и культурологии РГППУ.


Кандидат философских наук, доцент РГППУ.


Обучается на заочном секторе Екатеринбургской духовной семинарии.

– Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашей истории прихода к вере.

– Я родился в обыкновенной советской семье, без каких-либо христианских традиций. В Церковь пришел студентом в начале 90-х годов. Тогда мы с будущим отцом Алексием Яковлевым учились на историческом факультете Уральского госуниверситета, жили в общежитии, в соседних комнатах. Отец Алексий – это старинный друг, мы вместе с первых дней учебы. У нас были на тот момент важные вопросы о себе и о Православии, которым мы начали интересоваться. Наш однокурсник Антон, который в ту пору носил длинные волосы и чем-то был похож на аскета, показался человеком, который сможет что-то подсказать в этом отношении – к нему и обратились. А Антоша поступил очень мудро: он направил нас к отцу Димитрию Байбакову в Пантелеимоновский храм. И мы с будущим отцом Алексием поехали туда. Нашли Сибирский тракт (для нас это был край географии), отстояли службу (это было еще в стареньком храме, и отец Димитрий не был еще монахом). Нас тогда все в храме поразило и «приклеило» навсегда!

«Приклеило», потому что мы этого искали. Начали взрослеть, а почвы-то нет. Тем более, университет – это же вольница, разные взгляды, мнения. Чтобы все это как-то анализировать, надо найти твердую позицию. А когда мы в храм приехали, то, не сговариваясь, поняли, что почва здесь, правда и истина – здесь. Это сердцем чувствовалось.

После службы отец Димитрий принял нас в исповедальне, решил наши вопросы. И после этого мы с отцом Алексием стали ходить в церковь, и до сегодняшнего дня ходим неотступно…

– …только уже в качестве священников.

– Да, так получается.

– А почему Вы решили стать священником?

– Я с детства не мечтал стать священником, не думал о вере, о служении Церкви. И потом меня никто не уговаривал и не заставлял. Просто после прихода в храм все внешние обстоятельства сложились таким образом. Перед глазами был пример нашего приходского духовенства. Так получилось, что этот путь стал виден, возникла перспектива церковного служения в священническом сане. Это не было совсем наивным взглядом. Мы с моими друзьями видели тяжесть священнического пути, видели, как мир реагирует на Церковь и на ее служителей.

Мне вдруг стало понятно, что другого пути нет. Возникло понимание, что этому нужно посвятить свою жизнь, поскольку в этом нуждается Церковь, нуждаются люди. Этот как ощущение момента мобилизации. Наверное, так бывает в войну, когда убивает лейтенанта, и сержанту или ефрейтору приходится взять на себя командование взводом. Так же и я осознавал, что недостоин, не готов, но чувствовал, что служить надо.

– Помимо служения настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Вы долгое время исполняли послушание руководителя Отдела культуры епархии.

– Тогда ушел из этой жизни предыдущий руководитель отдела, очень хороший человек, очень хороший священник – отец Владимир Братенков. Так получилось, что на епархиальном собрании, где выбирали ему замену, меня и назначили: у меня на тот момент не было какого-то большого послушания.

– Что особенно запомнилось за время руководства Отделом культуры, что было важного?

– Время руководства Отделом культуры совпало со временем становления прихода. Приходилось разрываться между приходом и отделом. С одной стороны, нужно было поднимать приход, работать с людьми. С другой стороны, заниматься организацией различных мероприятий, концертов, что внутренне мне не нравилось, я не публичный человек. Но, поскольку послушание нужно выполнять, шесть лет я проработал в этой должности.

Больше всего запомнились интересные, замечательные люди, которых узнал за время работы. Кроме того, в Отделе культуры получил опыт общения, опыт наблюдения, административный опыт. Поэтому я не жалею, что занимался этим, но каких-то восторженных воспоминаний по этому поводу у меня нет. Это была работа, которую нужно было выполнять.

Наиболее важным событием стало начало празднования Царских дней. Первый фестиваль православной культуры «Царские дни» прошел в то время, когда я был при этой должности. На моих глазах зарождалась эта новая традиция празднования памяти Царственных Страстотерпцев, что действительно явилось знаковым событием. Сейчас этот фестиваль живет, развивается – и слава Богу!

– Отец Андрей, хотелось бы перейти к разговору о Владимирском приходе. Расскажите, пожалуйста, о его истории, об основных вехах его существования.

– В двенадцатилетней истории нашего прихода есть два этапа: десять лет существования в доме-интернате, в пансионате для престарелых и инвалидов «Семь ключей», и вот уже третий год в статусе самостоятельного городского прихода.

В 1999 году в приспособленном помещении при доме престарелых открылся наш храм, начались первые службы. Тогда приход Владимирской иконы Божией Матери на Семи ключах был приписным к храму целителя Пантелеимона. Его настоятель, отец Димитрий Байбаков, открывал Богородице-Владимирский храм, вел переговоры с дирекцией пансионата, обустраивал алтарь, проводил первые богослужения. 1 октября 1999 года отец Евгений Попиченко совершил там первый молебен, освятил помещение. В конце октября с благословения владыки Викентия я был послан отцом Димитрием окормлять этот приход. С того времени я служу здесь.

– Храм в приспособленном помещении. В тесноте, да не в обиде, или…

– Не в обиде, конечно, но нам с самого начала было тесно; мы переживали трудности, с которыми, может быть, не сталкивается обычный городской приход, и выкручивались, как могли (с разрешения дирекции даже стены передвигали). Нас это только закалило – меня, сотрудников, прихожан. Особенно сложно было летом, потому что все окна в храме – на западную сторону, потолок низкий, жара, а за очень тонкой перегородкой располагались несколько десятков человек из «слабого» отделения. И, будучи людьми слабыми, они иногда «ходили» под себя. Находясь в храме, мы слышали стоны и чувствовали тяжелый запах, который сопровождает это отделение. И не могли уйти из этого храма в какой-нибудь другой храм, где светло, просторно, благодатно. Думаю, что это показывает верность наших прихожан. Главным нашим сокровищем, нашей святыней, являются люди, – говорю это не для красного словца. Эти люди сохранили приход, благодаря им приход умножился.

В 2003 году был заложен новый храм, началось его строительство. Строительство шло с помощью прихожан в буквальном смысле этого слова. Они жертвовали и финансы, и силы, и время. У нас есть фотографии, как мужчины и женщины обтесывают бревна, таскают, укладывают. Это было действительно общим делом. Поэтому храм у нас, с одной стороны, скромный, с другой стороны – богатый, богатый людьми. Людьми, которые реально считают его своим. Таких людей становится все больше и больше, и сейчас у нас в воскресенье на Антипасху было зафиксировано самое большое количество причастников – 280 человек. Причем, детей из них меньшая часть. В основном – взрослые люди, которые полюбили этот храм.

– 280 причастников – это серьезно.

– Знаете, это целая наука – как причастить за богослужением 280 человек, особенно если учесть, что храм рассчитан на 250 человек. Если священник один, то Причастие идет целый час, если два – то около получаса. Не все желающие вмещаются в храм, поэтому с помощью динамиков мы транслируем службу и на улицу, и в нижние подсобные помещения храма, в библиотеку, книжную лавку, часовню. Многие люди молятся либо на улице, если тепло, либо в этих подсобных помещениях. Потом уже к Причастию переходят в храм. Поэтому у нас остро стоит сейчас вопрос с храмовыми помещениями. Не хватает всего (наверное, как и у всякого развивающегося прихода). Не хватает места для занятий, не хватает места для воскресной школы. Пытаемся выйти из ситуации – строим небольшие помещения из железнодорожных контейнеров. Для этого утепляем их и отделываем.

Следующий этап нашего развития – строительство более просторного Благовещенского храма вместимостью до 1000 человек, о котором мы с прихожанами мечтаем уже давно.

– Получается, что после освящения нового храма число прихожан еще увеличилось?

– Еще во время его строительства стало ясно, что места будет мало. Уже в пансионате у нас было такое количество прихожан, которое соответствует вместимости нового храма. К тому же, когда храм стоит отдельно, он привлекает внимание. Здесь и к транспорту близко, и к городу близко, пешком можно пройти. Когда мы находились в пансионате, туда специально нужно было ехать, храм был «не проходной». Ситуация, когда человек куда-то шел, увидел храм, и ему захотелось зайти, была просто невозможна: храма не было видно. А тем, кто о храме знал, нужна была очень серьезная решимость чтобы, например, остаться на вечернюю службу, потому что в 8 часов вечера перестают ходить автобусы, а у нас много исповедующихся людей. То есть, прихожане должны были преодолевать немалые неудобства.

Сейчас стало проще. Район развивается, дома строятся, люди переезжают, из других приходов приходят в гости. Поэтому, конечно, места мало.

– Какие особенности приходской жизни Вы бы отметили?

– Поскольку приход – живой организм, состоящий из людей, а не из стен, то его особенности легко обнаруживаются. Они зависят от людей, от руководства прихода. У кого-то получается работа с молодежью, у кого-то социальная работа. Я свою задачу священника увидел в том, что нужно просвещать людей. Поэтому особенностью нашего храма является наличие «Школы покаяния» – приходских курсов, направленных на то, чтобы современного человека в доступной форме научить вере, научить христианской жизни. Это очень глубокий, серьезный, трудный процесс.

Приходит человек, желающий изучить веру, не пугающийся сложностей этого процесса, и с ним начинается индивидуальная работа. Мы изучаем с ним основы веры и начинаем изучать вопросы христианской жизни. Что такое грехи? Что такое добродетели? Как бороться с грехами, как приобретать добродетели? Как научиться молиться, поститься, как ходить на службы, готовиться к Причастию?

Это и есть наша особенность. Человека, который приходит к нам креститься, приготовиться к другим Таинствам, мы вначале приглашаем на занятия. Современный человек отличается от наших далеких благочестивых предков тем, что у него в голове каша, в которой и оккультизм, и магизм, и все, что угодно – и эту кашу надо разгребать. Нужно посвятить этому человеку время, дать ему возможность сформировать христианское мировоззрение. Нужно, чтобы у него появилось стремление к христианскому поведению.

Потому что ситуация, когда человек приходит на исповедь и не знает, в чем каяться или оправдывает свои грехи, как раз основана на том, что человек не понимает, что есть добро, а что зло. Что является грехом, а что нет. А чтобы он понял, исповеди недостаточно. Это не тот формат общения с человеком, который бы позволял уделить ему много времени. Поэтому отдельно проводятся доверительные разговоры, беседы, а на Таинство человек приходит уже готовый. Пришел, разговоров о том, о сем уже нет. Есть только раскаяние, есть только Исповедь. Это очень важно при том большом количестве людей, которое есть у нас в приходе. Собственно, благодаря «Школе покаяния» у нас и растет приход.

Два года назад я был единственным священником прихода. Приходилось исповедовать с 10 часов утра до вечерней службы. Потом служба, потом снова исповедь, пока не пройдут все, кто пришел исповедоваться. Бывало, заканчивалось это и в десять, и в одиннадцать часов вечера.

Сейчас нас двое, поэтому стало легче. Исповедь начинается с часу дня. Во время службы один служит, второй исповедует, после службы оба исповедуют. Людям, не знакомым с большой приходской жизнью, такие особенности, возможно, покажутся из ряда вон выходящими. Хотя это все обосновано и оправдано свято-отеческим пониманием церковных Таинств, которое может быть забыто или не понято современным человеком. А когда много прихожан, то проблемы, связанные с подготовкой к Таинствам, обостряются. Допустим, причащается 200 человек, пусть 50 из них – дети, но 150 – это взрослые. Если я буду с каждым беседовать по 40 минут на исповеди, то сколько нужно времени?

– Батюшка, Ваш приход был одним из первых, который ввел у себя подготовку ко крещению, отменил обязательный сбор за крещение. Два года назад решением епархиального собрания такой порядок стал обязательным для всех приходов. Вы почувствовали изменения?

– Я на уровне епархии не анализирую, не вижу этой ситуации и не ставлю себе такую задачу. У меня нет и интереса это делать, на самом деле. Но знаю, что прежняя ситуация сохранилась до сих пор. Когда человек приходит к нам в храм, мы ему говорим: «Мы будем готовиться с тобой ко крещению, прикрепим к тебе человека, который будет с тобой заниматься». Не всех такой порядок устраивает, кому-то к экстрасенсу завтра нужно идти. И человек легко найдет у нас в городе храм, в котором он покрестится без серьезной подготовки.

Так что состояние раздвоения существует. Это вопрос, который на самом деле еще не решен и в среде духовенства.

Существуют определенные устои, основанные на некой традиции, родившейся в 90-х годах. Есть мнение, что крестить надо без подготовки. Но на практике видно, что такое человек крещенный, но не просвещенный. Человек, как жил не по-христиански, так и живет после крещения. Такое встречается очень часто.

А мы не передовые в деле оглашения и просвещения. Не считаю, что мы сделали нечто сверхновое и революционное. Просвещать людей, учить их покаянию – это наиглавнейшая задача Церкви. У меня стояла задача дать воможность людям, которые приходят креститься, стать христианами.

– Когда готовился к встрече с Вами, в интернете, на сайте общения молодых мам, нашел заметку 2006 года, где был дан обзор условий крещения в храмах города. Ваш храм единственный, где было указано «свободное пожертвование».

– Да, у нас это сделано давно. Надо понимать, что если с человеком позанимался полгода, а чаще год, то он становится уже родным. И что, с родного брать? Какие-то таксы устанавливать? Он сам пожертвует. За время обучения он сам увидит и поймет, сколько в него Церковь вложила сил. И сам посильно, тихо и незаметно, пожертвует в кружечку. И, решив так, я почувствовал огромное облегчение.

– Помимо серьезной катехизации, что еще замечательного в жизни прихода?

– У нас очень живая приходская жизнь. В храме много молодежи. Есть детская воскресная школа, продленка. Поскольку ориентация в деятельности нашего прихода идет на образование и воспитание, у нас очень большая публичная библиотека, которая насчитывает около 10 тысяч единиц хранения. Это много для такого небогатого прихода. В храме большая церковная лавка c хорошим выбором духовной литературы. У нас проводится акция – преподаватели и студенты вузов имеют право на скидку 10% при покупке книг. Надеемся поддержать их, хотим, чтобы качественная литература была более доступна.

В приходе активно идет социальная работа. У нас на попечении есть прихожане, которые не могут прийти в храм. Их навещают наши сотрудники, раз в 2-3 недели их навещает и причащает духовенство. Есть такие люди, которые у нас питаются, получают одежду – в общем, как в большинстве храмов. Все эти признаки активной приходской жизни у нас тоже есть. Но основную активность надо смотреть в воскресенье во время Литургии. По-моему, это самый главный показатель активности православных христиан.

– Дом инвалидов и тубдиспансер по-прежнему окормляете?

– Мы не бросили Дом престарелых. Нам выделена комната, где снова организован небольшой храм. Также у нас есть храм при 9-й детской больнице, где сестра милосердия принимает людей, при необходимости вызывает духовенство. В тубдиспансер, который находится совсем рядом – в квартале от храма – регулярно приезжаем крестить, исповедовать, соборовать.

– Раньше приход был приписным, а теперь у него самого есть приписной приход. Как это получилось?

– Храм во имя св. Георгия Победоносца строится при 5-м авторемонтном центральном заводе. Это бывший военный завод, он находится в нескольких кварталах от нас. Руководство завода в 2006 году на собрании трудового коллектива приняло решение о строительстве на территории часовни. С этой идеей директор завода Владимир Яковлевич Фольмер обратился к Владыке Викентию. Владыка благословил строить храм. Заводчане отреагировали положительно, им эта идея понравилась. В этот же момент заводчане попросили, чтобы стройку курировал я – наверное, просто слышали, что рядом есть приход, и я его настоятель.

С тех времен храм строился заводом. Строился до момента ухода Владимира Яковлевича, который скоропостижно скончался по болезни, Господь его призвал. После этого начался кризис. Смена руководства и экономический кризис, вывод завода из состава Министерства обороны – произошла целая цепь событий, которая привела к тому, что завод оказался в очень тяжелом финансовом положении. Все ждали, что вот-вот завод оживет, и строительство продолжится. Но ситуация становилась все хуже и хуже. И здание храма стало разрушаться. Поэтому Владыка Викентий принял такое решение – благословил меня активизировать там работу.

Это совпадает и с нашими приходскими потребностями. Мы не сможем быстро построить Благовещенский храм, а народу все больше и больше. Если мы запустим Георгиевский храм (пусть не в идеальном состоянии, главное, чтобы он функционировал), то сможем часть прихожан, которые живут неподалеку, пригласить перейти туда. Сделать такую закваску для нового храма – с нашими традициями, с нашим пониманием участия в Таинствах, порядка на богослужении. Если в общину сразу же придет 30-50 знающих друг друга прихожан – это уже готовая семья, это закваска нового прихода. Тогда вновь пришедшие люди будут вливаться в эту духовную семью.

Сейчас у нас идет очень важный этап сбора средств. Благодетелей как не было, так и нет, поэтому пытаемся строить своими силами. В июле 2011 г. Владыка Викентий освятил купола и кресты, которые на сегодняшний день уже смонтированы.

Я хотел бы обратиться к читателям «Православного вестника». Если у них есть желание принять участие в строительстве храма Георгия Победоносца, если почитают память этого святого, мы бы c благодарностью приняли помощь, мы в ней действительно нуждаемся. За лето хотим доделать кровлю, начать внутреннюю работу. Ну, а затем мы всех вас пригласим на освящение.

Беседовал Олег Васюнин


Информация для тех, кто хочет помочь:

Приход в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах Екатеринбургской епархии
Адрес: 620050 г. Екатеринбург, ул. Шувакишская, 3
Телефон: (343) 336-28-55


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

•14 •октября• 2011•

2010

2011

2012

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс