Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Сохранение веры. Сохранение верой. Интервью с Джоном Степанчуком

Сохранение веры. Сохранение верой. Интервью с Джоном Степанчуком

Эта беседа состоялась летом 2008 года. Генеральный консул США в Екатеринбурге г-н Джон Степанчук любезно согласился дать интервью журналу «Православный вестник». Мы беседовали незадолго до отъезда г-на Степанчука из Екатеринбурга: получив новое назначение, он покидал наш город. Общение получилось теплым и интересным, без тени официоза и натянутости.

Какова же была моя радость, когда, рассматривая фотоальбом православной Общины глухих (см. предыдущий материал), я увидела на нескольких фотографиях г-на Степанчука и узнала о том, что с ним Общину уже давно связывают добрые отношения: «В марте 2007 года состоялась встреча духовенства Екатеринбургской духовной семинарии с генеральным консулом США в Екатеринбурге г-ном Джоном Степанчуком. Целью визита дипломата было знакомство с деятельностью общины глухих и слабослышащих во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Консул, от имени протоиерея Константина Уайта, настоятеля Свято-Николаевского собора Вашингтона, предложил священникам Общины глухих Екатеринбурга сотрудничество с единомышленниками из приходов Православной Церкви в Америке. Генеральный консул также посещал Литургию для глухих, после которой общался с прихожанами общины. Плодом этих встреч стала переписка с глухими студентами Галлодетского университета (США) православного вероисповедания и клиром Свято-Николаевского собора Вашингтона». (Из Отчета о деятельности общины).

Это и стало поводом к публикации в этом номере журнала записи беседы с г-ном Джоном Степанчуком. Впервые статья вышла в свет в «Православном вестнике», когда он был еще приходским изданием («ПВ», август 2008 г.), а потому можно с уверенностью сказать, что наши читатели в большинстве своем с ней не знакомы. И теперь у нас есть возможность это исправить.

В гостях у Общины глухих генеральный консул США в Екатеринбурге Джон Степанчук (в центре)– Господин консул! Семьи, где православные традиции непрерывно передавались из поколения в поколение, сейчас, к сожалению, редкость. И, насколько я поняла из тех Ваших интервью, которые удалось прочитать или услышать, Ваша семья была именно такой.

Какие традиции Вашей семьи позволили Вам пронести веру в Бога через всю жизнь?

– Это, действительно, интересный вопрос. Дедушка с бабушкой с обеих сторон – они приехали с Украины и из Греции – сохранили традиции. И, хотя не было поблизости православного храма, мы, все-таки, ходили в церковь в ближайшие города по большим праздникам – пасхальным и рождественским. Дедушка с бабушкой всегда хранили пасхальные традиции, они были глубоко верующими людьми, до самого конца. И наши родители хотели, чтобы мы, дети, знали хорошо Священное Писание. Даже несмотря на то, что не было церкви поблизости, мы посещали воскресную школу, когда время позволяло, и изучали Священное Писание. Я стал ближе к вере, когда начал изучать русский язык в средней школе и в Университете, и стал более регулярно посещать храмы в больших городах, где я учился. В частности, в Вашингтоне я ходил в Свято-Никольский храм – это кафедральный собор Американской Православной Церкви, который был создан Германом Аляскинским, российским миссионером, в XVIII столетии.

К сожалению, когда-нибудь жизнь приближается к концу, люди умирают. Мои бабушка и мать, когда пришло это время, стали чаще исповедоваться и до самого конца они держали в руках крест. И я думаю, что это что-то значит для детей, когда люди умирают именно в вере. Я думаю, что это тоже вдохновляет детей – может быть, не на подвиги, но, все-таки, на то, чтобы сохранять веру.        

Во время работы в Греции я познакомился со своими дальними родственниками со стороны матери. Они все тоже были глубоко верующими. Один из них – адвокат, он работает безвозмездно для церкви. Тетушка путешествовала по всему православному миру, была во многих странах, на Ближнем Востоке и даже в России. А третий активно поддерживал строительство церкви в родной деревне; и ввиду того, что он был врачом, эту церковь освятили в память святых бессребреников, день которых мы сегодня отмечаем (мы беседовали 14 июля, в день святых Космы и Дамиана – прим. автора).

Так что у семьи есть история. Но я бы не сказал, что это необыкновенно. Я думаю, что у многих русских – у вас, у других прихожан, у многих верующих – подобные истории, когда они каким-то образом наследуют веру от дедушек, бабушек, от родителей, от прадедов. Так что можно проследить линию сохранения веры с давних времен.

– В Вашей семье было много детей?

– Нет. Нас было двое.

– Какое молитвенное правило было у вас, детей?

– Мы читали «Отче наш» хотя бы один раз, перед сном. Это была простая вера. Родители были не очень грамотными в вере, но, все-таки, они сделали все, что смогли.

– Когда Екатеринбург облетела весть о том, что новый Генеральный консул США – православный, что он поет на клиросе в Храме-на-Крови – она вызвала самый живой интерес. Все это никак не вписывается в привычные стереотипы. Вы могли бы рассказать, как впервые пришли в Храм-на-Крови, как появились на клиросе?

– Конечно, это никак не связано с политикой, это просто личное дело. В тех православных странах, где я работал, я старался петь в хоре. В Греции, в Афинах, мне довелось петь в византийском хоре. И, кстати, делегация певчих из этого храма как-то раз попала сюда, в Екатеринбург, они посетили Храм-на-Крови и заметили, что там отлично поют. По возвращении они рассказали об этом мне (я тогда работал в Афинах) и, зная о моем будущем назначении в Екатеринбург, сказали, что, если будет возможность, то надо постараться присоединиться к этому хору и обязательно хотя бы посетить этот храм. Так что в первую субботу, через два дня после приезда, я пришел в Храм-на-Крови, услышал хор и подумал, что, если по Промыслу Божию я попал сюда, то почему бы не стараться и не проситься подпевать? И очень колебался и не решался дерзнуть подойти к регенту.

У нас поют на двух языках, в том числе на английском, но мелодия, музыка, ноты – это все привезено из России. Так что я знал почти все наизусть и мог подпевать, но, конечно, не без разрешения настоятеля храма. И я обратился к Владыке во время нашей первой встречи, сказал, что очень хотел бы петь в храме, у меня есть опыт: разрешите, пожалуйста, благословите. Я объяснил, что уже давно знаю церковные песнопения и пою на славянском. Вот так начиналось мое участие в этом хоре.

– Скажите, пожалуйста, в Америке православный христианин чувствует себя некоей экзотической диковинкой, или его воспринимают нормально?

– У нас в стране живут представители всех вероисповеданий. И у Православия в Америке глубокие корни. Вы знаете из истории, что в конце XVIII столетия российские миссионеры поселились на Аляске, они проповедовали среди индейцев, среди коренного населения, и многие стали православными. Это было также в Калифорнии, в Вашингтоне. Кроме того, в США, особенно на юге страны, поселились греки – они были у нас с самого начала XVIII столетия. Греки приехали в Америку в качестве купцов, может быть, у них были еще какие-то виды деятельности. Греки построили православные храмы – в Новом Орлеане, во Флориде, в штате Джорджия – в основном, на юге, потом – в Нью-Йорке. Так что уже в начале нашей истории в Америке были представители православной веры. Потом, во времена Патриарха Тихона, до революции бывшего главой Русской Митрополии, все поместные Церкви – греческая, арабская и русская – объединились под эгидой Священного Синода, под руководством Русской Митрополии. Это объединение тоже усилило нашу веру в Америке.

После революции все распалось, разрушилось. Но, в то же самое время, стало приезжать в Америку все больше и больше греков, арабов, эмигрантов из Сирии, Ливана. Они создали свои епархии, которые принадлежат либо Константинополю – Царьграду, либо Антиохийскому Патриархату. Были и представители сербской и румынской православных Церквей. Так что мы построили свои поместные Церкви. Не было объединения, но все знали о них, их было много.

Но, конечно, в Америке они представляют меньшинство. Сегодня я бы сказал, что их не более трех миллионов всего, по всей Северной Америке. Полтора-два миллиона – это греки, а все остальные – русские, украинцы, белорусы, сербы. Сейчас ввиду того, что даже для эмигрантов службы проводятся на английском языке, все больше и больше коренных американцев обращаются к нам и становятся православными или хотя бы посещают наши храмы. Особенно среди католиков и англикан высок интерес к Православию. У них давние отношения с Православной Церковью в Америке. Многие из них стали православными, многие даже стали священниками.

– Господин консул, Вы – человек, подолгу живший в разных странах. Скажите, пожалуйста: американское православие, греческое православие, русское православие – есть ли какая-то разница между ними, есть ли некое своеобразие, или это все одно большое Православие?

– В принципе, это одно большое Православие, оно не подвергается изменениям. Православные каноны и обряды одинаковы для всех, только отличаются языки и стиль музыки. И, конечно, есть славянские традиции, антиохийские традиции, греческие традиции. У греков есть такая особенность: утреня служится именно утром, она начинается в 7 часов утра, а затем Литургия. А в Русской Православной Церкви и в Американской Православной Церкви принято совершать утреннюю службу накануне вечером.

Вот такие отличия. И еще – разница стилей. Русские и сербы в Америке до сих пор придерживаются старого стиля. Но греки – как в Греции, так и в Греческой Православной Церкви в Америке – отмечают Рождество по новому стилю, 25 декабря по григорианскому календарю; румыны, и болгары – тоже. Конечно, это разница, но она незначительна. Типикон есть типикон для всех. Пост есть пост для всех. Великий пост – в одно время для всех, и Пасха тоже. Так что это одно Православие.

– Россия сейчас очень тяжело, очень постепенно возвращается к тем ценностям, которые являются основой нормального, здорового общества: крепкая семья, большая семья, целомудрие. Каким образом строится политика в отношении воспитания молодежи именно в этом духе в Америке?

– У нас в 60-70-х годах была сексуальная революция. Многие социальные изменения произошли в то время, это был конец войны во Вьетнаме. Я это помню очень хорошо. В результате в нашей стране выросли преступность, наркомания, число абортов и нежелательных беременностей среди подростков и молодых людей, учеников средних школ. Я думаю, что это была инициатива родителей – они решили что-то сделать, организовать школьные программы для обучения сексуальным отношениям. Некоторые придерживались программ воздержания, а другие считали, что нужно рассказывать детям о контрацепции.

Споры на эту тему до сих пор идут. Но на федеральном уровне поддерживают только те программы, которые обучают воздержанию, целомудрию. Гранты получают не только школы, но и негосударственные организации, которые показывают молодым людям, что есть альтернатива, дают информацию о том, что добрачные сексуальные отношения часто приводят к нежелательным беременностям, к абортам, к тому, что возрастает количество семей с одним только родителем. А это тяжело, особенно бедным, несостоятельным людям. Тяжело матерям, которые воспитывают детей одни, без помощи мужчин; отцы просто исчезают. Так что здесь нужно что-то делать, нужно нормализовать эту ситуацию. Трудно сказать сейчас, сработали все эти программы или нет, но они существуют и получают поддержку федерального правительства, это очень важно.

Последняя волна эмиграции происходит, в основном, из Латинской Америки, из мусульманских стран. Может быть, этим и объясняется ежегодный прирост населения нашей страны – за счет миграции из этих стран. У них, как и у российских мусульман, в традиции большие семьи. А из Латинской Америки приезжают, в основном, консервативные католики – это не либеральные католики, не реформаторы, они придерживаются старых традиций. У них также большие семьи, много детей. Я думаю, что это не вопрос о материальном благосостоянии. Потому что у нас представители среднего класса имеют достаточно средств, но при этом у них рождается мало детей, и есть даже бездетные семьи. Эмигранты, которые приезжают из других стран – трудно сказать, как они могут свести концы с концами, и, все-таки, они воспитывают своих многочисленных детей нормально, и со временем преуспевают и процветают. Так что, я думаю, ключ к решению этой проблемы – вера, сильная вера.

– Господин консул, с каким чувством Вы покидаете Екатеринбург? Что бы Вы хотели сказать своим друзьям?

– Здесь я чувствую себя как дома, особенно ввиду того, что у меня была возможность посещать храм, и мне разрешили петь в хоре. У вас очень сильно растет и развивается Православие по сравнению с другими городами России, не говоря уже об Америке. Это для меня большой урок своей веры. А что сказать моим друзьям? Продолжайте вашу хорошую работу, не теряйте вашего ориентира – вашей веры. И разрешите мне время от времени посещать ваш замечательный город.

Мы желаем Вам Божией помощи во всех Ваших благих делах. Я думаю, что Екатеринбург всегда будет Вас вспоминать – и просто добрым словом и, конечно, в молитвах.

Беседовала Светлана Ладина

 

•10 •февраля• 2011•

2010

2011

2012

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс