Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Обратная связь

Обратная связь

30 сентября — память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

«Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования (и надежды) на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх — от веры в Господа».
Св. Максим Исповедник

Все, чем живет христианин, чем полна его душа, что наполняет его пульс и заставляет сжиматься сердечную мышцу, дышать и встречать с благодарной радостью каждый новый день, заключается в трех главных свойствах, присущих изначально человеческому естеству, - в вере, надежде и любви. Вере в Бога, надежде на Бога, любви к Богу.

Все эти важнейшие добродетели берут свое начало в премудрости Божией, Софии. В апостольских посланиях Божией Премудростью именуется Христос, Сын Божий. Что же может связывать нас с Богом как ни вера, надежда и любовь, через которые, говоря научным языком, осуществляется обратная связь между Творцом и его творениями. К сожалению, по гордыне своей люди не склонны всецело доверять этой связи и в обычном равновесном, спокойном состоянии связь работает в одном направлении - с Небес на землю. Но всё меняется, когда гремит гром, подступают к горлу невидимые цунами грехов, когда человек вдруг вспоминает о качествах собственной души, которые дороже золота, - о вере, надежде и любви.

Удивительным образом понятия христианских добродетелей, невесомые и не имеющие формы в своей абстракции, обрели видимое воплощение через страдания и смерть трех невинных девочек-христианок и их благочестивой матери, живших во втором веке в языческой Римской империи. В этой ужасной и бессмысленной, как может показаться неверующему человеку, но восхитительно прекрасной, с точки зрения христианина, жертве отчётливо виден промысел Божий.

Три девочки, ещё даже не познавшие соблазнов мира, его искушений и страстей, воспитанные премудрой матерью в строгом следовании заповедям Божиим и, словно в предвидении их подвига, названные ей в честь высших христианских добродетелей, по-гречески звучащих как Пистис, Эльпис, Агапэ, остались в памяти людской как воплощение Веры, Надежды и Любви. Их отроческая чистота, детская открытость миру и Богу передались этим понятиям, сделав их живыми и трепетными.

Их мученическая смерть стала тем самым горнилом, пройдя через которое они, обретшие вечную жизнь с Богом, придали окончательную финальную закалку абстрактным понятиям, заключённым в их именах. После их подвига вера, надежда и любовь обрели поистине вселенское значение, осознаваемое любым мало-мальски мыслящим человеком, не только верующим.

Но вот только с течением времени, по мере всё большего отдаления в веках подвигов первых христиан, исконные значения этих слов, осенённых собственными именами святых мучениц, несколько потускнели и даже потерялись среди мишурного блеска цивилизации, увлекаемой научно-техническим прогрессом. Современное массовое сознание погрузилось в пучину пошлости, лучше всего отраженную в эстрадных песенках, в которых слово «любовь» почти утратило первоначальный смысл.

Великая сила Божественной Любви пронзает весь мир, каждую тварь, каждый атом и молекулу, солнце и светила, - и все движется ей, все одухотворяется. Отчего-то лишь венец творения Создателя - человек - редко в полной мере осознает грандиозность этой силы, признавая ее прерогативу во взаимной привязанности родителей и детей, но прежде наделяя ей отношения между мужчиной и женщиной, которые, зачастую, не имеют с любовью ничего общего.

Вот и поют в шлягерах: «Любовь - огромная страна». Или о непонятном заболевании, которое «не бывает без грусти», но которое «приятней, чем грусть без» него. В стародавние времена православный люд, по крайней мере, четко разграничивал любовь и игру гормонов, потому и грустные частушки на столь животрепещущую тему назывались не как-нибудь, а «страдания». Какая же это любовь, если она сплошь томление и желание обладания объектом вожделения. Если коротко: «О любви не говори, о ней все сказано. Сердце, полное любви, молчать обязано».

В человеке живёт память об истинной любви, луч которой освещает душу каждого. Только память эта по мере взросления и погружения в греховный круговорот соблазнов становится всё слабее, но всё же не исчезает вовсе. Иначе не появлялись бы строчки, подобные незабвенным «С любовью встретиться - проблема трудная». Всё правильно. В мире, в котором смертный грех кощунственно именуется великим словом, встретить, а тем более взрастить и взлелеять Божественную любовь, ох, как не просто!

В современной внехристианской культуре понятию любви повезло меньше всего: и кино, и театр, и литература в едином порыве, за очень редким исключением, несут в массовое сознание извращённое понимание высочайшей человеческой добродетели. Человеку, далекому от Церкви, зачастую просто невдомек, о какой любви толкуют христиане в контексте подвига 9-летней девчушки, по имени Любовь, чье слабое, еще несформировавшееся тело терзали сталь и огонь лишь за то, что она не пожелала отречься от Христа!

Впрочем, ничуть не проще понять ему реальность символики мучений и смерти за имя Господне двух ее старших сестёр - Веры (12 лет) и Надежды (10 лет). Особенно неподвластно немощному разуму, лишенному живительной силы Благой Вести, поведение их матери Софии, отдавшей своих детей в руки палачей. Не подозревающему о вечной жизни и считающему смерть последним пределом, за которым ничего, кроме мрака и пустоты, невозможно понять, что мудрая София заботилась о девочках гораздо больше, чем любой современный родитель, пекущийся только о телесном и социальном самочувствии своего отпрыска.

София заботилась, прежде всего, о духовном здоровье детей, а самое главное - о спасении их душ. Она понимала, что одним своим возгласом могла их спасти от мучений. Но этим же уничтожить их бессмертные души навсегда. И ей было легче смириться с картиной ужасных мучений и физической смерти девочек, чем присутствовать при их отречении от Бога, что равносильно смерти духовной.

Её упование на Господа - явление высшего порядка материнской веры, надежды и любви. И милость Божия была явлена Софии в скорой кончине - через три дня после смерти детей - во избавление от душевных мук. Она почила у могил дочерей. Их души воссоединились в Царствии Небесном и обрели вечный покой.

...Не все потеряно для современной цивилизации, если при всей профанации величайших истин в массовой культуре нет-нет, да вдруг прозвучат ни к чему, на первый взгляд, не обязывающие строчки: «И сильнее, чем прежде доверяйте надежде. Сердце не зря дано, верить оно должно». Всё верно. Именно так. Мы верим в Бога. Мы надеемся на Спасение. Мы учимся любви. Сказано апостолом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». И в этих добродетелях тремя невинными девочками нам завещана по-детски искренняя открытость. Открытость Премудрости Божией.

Алексей и Галина Коршун

 

•27 •сентября• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс