Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Русские православные приходы Европы: Будапешт и Вена

Русские православные приходы Европы: Будапешт и Вена

С сентября 2008 года по июнь 2009 года я находилась на стажировке в столице Венгрии Будапеште. Незадолго до того, как туда отправиться, я впервые пришла к пониманию серьезности изучения православной веры. В екатеринбургский храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона меня привел страх перед предстоявшей медицинской операцией.

Отец Евгений Попиченко, к которому я пришла на исповедь, объяснил мне необходимость переосмысления своей жизни, усвоения начал православного вероучения, чтобы начать по-настоящему духовную жизнь, стать христианкой не по названию, а своей жизнью. К сожалению, занятия с батюшкой были прерваны моим длительным отъездом, но я уезжала из Екатеринбурга, пообещав о. Евгению разыскать в Будапеште православный храм, чтобы каждое воскресенье обязательно посещать божественную Литургию и не забывать о своем намерении изучать веру и готовиться к тому, чтобы стать настоящей христианкой.

Будапешт - город многих религий и множества храмов

По официальным данным, основную массу населения Венгрии составляют католики - 67%, лютеране и кальвинисты - 25%, и иудеи. В средние века, когда молодое венгерское государство язычников оказалось в окружении христианских государств, первый венгерский король Иштван (или Стефан I в латинизированном варианте) в 1000 -1001 гг. принял решение об обращении венгров в христианство с помощью латинских и греческих священников. Сам король впоследствии был канонизирован и получил наименование Святой.

История христианизации Венгрии очень напоминает крещение Руси Владимиром I Святым, с той, однако, большой разницей, что Венгрия затем подпала под влияние Римско-католической кафедры. Поэтому большинство знаменитых древних святынь и храмов в Венгрии - католические. Самыми известными достопримечательностями Будапешта являются базилика св. Иштвана - самый большой католический собор в столице и второй по величине в Венгрии, где хранится кисть главного святого покровителя страны; церковь святого Матьяша, окруженная живописным Рыбацким бастионом; гора Геллерта, нависающая прямо над Дунаем, с белой колоннадой на вершине - памятником св. Геллерту. Св. Геллерт - первый в Венгрии христианский мученик, которого в 1046 году именно с этого места, заколотив в бочку утыканную гвоздями, сбросили язычники-венгры, демонстрируя категорическое нежелание принимать христианство.

В течение следующих столетий большинство венгров оставались католиками вплоть до Реформации, которая добилась в Венгрии большого успеха. Сначала лютеранство, а затем кальвинизм широко распространились среди венгров, и в середине XVI века страна стала по преимуществу протестантской. Борьба между католиками и протестантами проходила на фоне турецкого нашествия, к началу XVII века турки захватили почти всю страну, разрушили или обратили в мечети часть католических церквей, часть населения перешла в ислам. После освобождения от турок Венгрия вновь стала преимущественно католической, за исключением восточных регионов, в особенности города Дебрецен, т.н. «кальвинистского Рима», где остались многочисленные протестантские общины.

В Будапеште проживает около 80% всех венгерских евреев. На улице Дохань находится самая большая в Европе и вторая по величине в мире (после нью-йоркской) синагога, построенная в 60-е годы XIX века в византийском стиле. Во время войны немцы устроили здесь концлагерь, и в память о тех скорбных днях во дворе синагоги установлено Древо жизни, на стальных листочках которого указаны имена.

В Венгрии, в отличие от западноевропейских стран, никогда не прекращалось присутствие православной веры благодаря православным сербам, грекам, румынам, украинцам и русинам (русины - восточнославянская этническая группа, проживающая, в основном, в Восточной Европе). Ярким примером этому служит один из пригородов Будапешта - деревушка Сентендре («Святой Андрей»). В XVII веке здесь основали город сербы, которые спасались от смуты в своей стране, вызванной турецким нашествием. Сейчас при населении всего около 24 тысяч человек в Сентэндре действует восемь православных церквей - такого количества нет ни в одном другом городе Венгрии.

В Венгрии, входившей в XVII-XIX вв. состав Австрийской империи и Австро-Венгрии, православные составляли хоть и меньшинство, но довольно значительное по численности и весьма влиятельное. В 1918 году после распада Австро-Венгрии, Венгрия стала полностью независимым государством. Большую часть православного населения страны в период между двумя мировыми войнами составляли сербы, оформленные в Будимскую епархию Сербской Православной Церкви. Помимо сербских, действовали приходы греко-венгерского и румынского происхождения. Кроме того, в Венгрии были открыты русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся Русской Зарубежной Церкви или Западноевропейскому экзархату Константинопольского Патриархата.

В 1947 году Будапешт заявил о желательности создания Венгерской Православной Церкви, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата. В 1949 -1957 гг. в состав Венгерского благочиния вошли восемь венгероязычных приходов и три русских. Некоторые утверждают, что это присоединение происходило чуть ли не на штыках Советской армии, однако растянувшийся на восемь лет процесс (тогда как коммунисты могли бы присоединить все приходы за несколько недель) свидетельствует о том, что общины определялись сами, с кем им быть и кого поминать на богослужениях.

Православие в Венгрии: наши дни

В 2000 году Венгерское благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию, которую возглавил архиепископ Венский и Австрийский. С марта 2009 года епархией в качестве «временного управляющего» руководит архиепископ Марк (Головков), секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

В настоящее время Православие в Венгрии представлено общинами пяти юрисдикций: Константинопольского Патриархата, Московского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви.

Кафедральный собор Венгерской епархии Московского Патриархата - Собор Успения Пресвятой Богородицы - самый большой в Будапеште православный храм. Его величественное здание конца XVIII века расположено на площади Петёфи - это в центре города, в нескольких сотнях метров от моста Эржебет. В 1949 году по прошению прихожан община Успенского собора была принята в юрисдикцию Московского Патриархата. Это позволило сохранить в богослужении венгерский язык, который используется только в приходах Московского и Константинопольского Патриархатов.

Венгерский сегодня остается основным языком ежедневных богослужений в Успенском соборе, как и в прошлые десятилетия. Правда, с учетом национально-языковых перемен двух последних десятилетий на службах стали слышны песнопения и ектении на церковнославянском и греческом. Приход живет по новоюлианскому календарю, а богослужения совершаются согласно греческой традиции: вечером служится вечерня, на следующий день - утреня в соединении с Литургией. Службы на церковнославянском языке по старому стилю совершаются в двунадесятые и великие праздники, а также в праздники, особо значимые для православных русских, такие как дни памяти преподобного Серафима Саровского, Казанской иконы Божией Матери и другие.

Такой подход сглаживает трения между приверженцами разных языков и календарей, единство православных различных национальностей как членов единой Церкви Христовой проявляется через общность веры, участие в таинствах, иконы и святыни Успенского собора, большая часть которых дошла до наших дней из XIX века. Очень почитаема верующими всех национальностей Бездинская икона Божией Матери, частица мощей преподобного Моисея Угрина, который, по преданию, был венгром, но подвизался в Киево-Печерской лавре, икона с частицей мощей святого короля Стефана, сыгравшего ключевую роль в становлении христианства в Венгрии.

Священнослужитель Успенского собора и секретарь Венгерской епархии иерей Кирилл Татарка говорит: «Наш храм открыт для людей всех национальностей. Русские, греки, сербы, румыны, посещающие Успенский собор, не чувствуют себя чужими. Для них наша церковь - как родной дом. Не думаю, что национальность принципиально влияет на духовные нужды человека и его проблемы. Грех остается грехом вне зависимости от того, совершает ли его венгр, русский, украинец, румын или серб».

Однако, далеко не все русские, приезжающие в Будапешт, легко принимают такое сочетание венгеро-славянско-греческих традиций. Меня, например, это пугало. Тогда я еще не вполне понимала учение о Единой Святой Соборной и Апостольской церкви, и мне казалось, что сербские или румынские приходы - нечто чуждое, куда русские православные христиане ходить не должны. Так же, как и когда-то заходя в греческие православные церкви на Кипре, я по своему невежеству считала, что молиться и обращаться к Богу в таком храме было бы отступлением от своей «русской веры», то же самое, что помолиться в какой-нибудь буддистской пагоде.

Да что там, мне и во Владимирском соборе в Херсонесе, возведенном в память о крещении в 988 г. святого равноапостольного князя Владимира и в ознаменование начала крещения Руси, казалось все не таким «как надо бы» из-за того, что это были украинские священнослужители и прихожане. Только спустя год, вернувшись в Россию и продолжив занятия в храме св. вмч. и цел. Пантелеимона, я поняла, что сильно заблуждалась и православный человек может ходить на богослужения и принимать таинства Христовы в приходах любой из четырнадцати автокефальных православных церквей: Русской, Константинопольской, Сербской, Румынской, Болгарской и других.

Венгерский храм преподобного Сергия Радонежского

К счастью для меня, в Будапеште оказался православный приход, в котором все богослужения совершаются полностью на церковнославянском - это русская церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Приход занимает помещение на первом этаже жилого дома, построенного в конце XIX века. Сразу же мое внимание привлекла картина в нише справа от двери, ведущей в притвор храма. Как я потом узнала, это работа Яноша Корени «Торжество Православия», отражающая идею синергии: нетварный божественный свет и ангельское воинство нисходят свыше и встречаются с процессией иноков, восходящих навстречу иному, горнему миру. В руках монаха - икона Одигитрии Путеводительницы, свидетельствующей о Боговоплощении и пути к Свету истинному.

История создания храма восходит к 1917 году, когда из России в Европу хлынул поток русских эмигрантов, и часть из них основалась в Будапеште. Ими и была построена православная церковь. Ее настоятелем был о. Сергий Мусин-Пушкин, принадлежавший к Русской Православной Зарубежной Церкви. В годы Отечественной войны в ходе боев за освобождение города церковь была уничтожена. Война повлияла и на прихожан: одни вернулись в СССР, вторые остались в Венгрии, третьи эмигрировали в другие страны.

После войны в Будапеште снова возникла потребность в новом храме, когда в связи с политическим противостоянием СССР и Социалистической Федеративной Республикой Югославией, многие русские переехали из Югославии в Венгрию. Среди них был священник о. Михаил Толмачев, основавший на площади Алмаши приход русских, принадлежащий Московской Патриархии. В 1951 году государство передало русскому приходу новое помещение, куда был перевезен иконостас. Пока длился переезд, о. Михаил и русские прихожане молились в Успенском соборе на площади Петёфи.

С 1989 года настоятелем храма преп. Сергия Радонежского является протоиерей Иоанн Кадар. Когда я переписывала расписание богослужений, висящее перед входом в храм, он открыл двери и протянул мне копию расписания, ласково по-русски пригласив на ближайшую службу. О. Иоанн одинаково хорошо говорит по-русски и по-венгерски, родился он в Закарпатье, образование, в том числе и богословское, получил в Санкт-Петербурге, где и был рукоположен в иереи и служил в Александро-Невской лавре, а затем был направлен в Будапешт. Вторым священником Свято-Сергиевского прихода в Будапеште с 2000 года является протоиерей (с 2007 года) Николай Ким, уроженец Санкт-Петербурга, кандидат богословских наук, автор книг «Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса» и «Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата».

Так я стала ходить на воскресные Литургии в Свято-Сергиевский приход, и за год моего пребывания в Будапеште он сделался мне почти родным. Правда, поначалу кое-что смущало - например, многие женщины были в брюках и с непокрытой головой. Литургия была значительно короче, после вынесения Чаши все еще некоторое время оставались на коленях, пока читалась молитва Богородице. Кроме о. Иоанна и о. Николая служил еще один батюшка (имени его, к сожалению, я так и не узнала), говоривший только по-венгерски, и привычный ход Литургии время от времени прерывался его зычным голосом, произносившим какую-то краткую молитву на венгерском языке - я не сумела разобрать ничего, кроме первого слова «Ур» - Господь.

Прихожане в большинстве своем были русскоязычные эмигранты, было и несколько венгров. О. Иоанн строго следит за тем, чтобы храм не превращался в русский клуб, куда люди приходят просто пообщаться на своем родном языке, обменяться новостями с родины. Это он постоянно подчеркивает в своих проповедях, об этом говорит и в интервью Сергею Мудрову, одному из авторов сайта pravoslavie.ru: «Храм - это не место поиска работы и не место, где можно посидеть, выпить и закусить. Я не против бесед, общения и совместных трапез. Но - за пределами храма. Человек должен видеть отличие между горней духовной жизнью и простым общением. Тем более что в Европе нет того уважения к личности священника, что существует в России. Здесь человек может прийти, панибратски поздороваться, чуть ли не по спине похлопать: мол, расскажи что-нибудь про чудеса, про исцеления, про обстановку в России. Священник не должен опускаться до такого уровня, не должно быть десакрализации его личности».

О прихожанах своего храма о. Иоанн рассказывает: «В Венгрии нет того количества людей, готовых слушать, которое вы найдете в России, Украине или Белоруссии. Здесь такое положение, что даже если вы будете огонь с неба низводить, к вам особенно никто не пойдет... Да и жизнь берет свое. На первом месте - заботы о выживании, о хлебе насущном. В Венгрии тот тип духовничества, что распространен в России, в полной мере не работает».

Многие прихожанки храма - русские женщины, вышедшие замуж за венгров. Как объясняет о. Иоанн, в «смешанных» семьях неправославный супруг редко «давит» на свою православную «половинку», поскольку для многих из них принадлежность к католицизму или протестантизму не более чем дань традиции. Сложнее, когда речь идет о соблюдении постов. Для венгров православный пост - это нечто из ряда вон выходящее. Поэтому батюшка призывает прихожан «не проявлять ревность не по разуму» и не накладывать на своих неправославных близких «неудобоносимых бремен». Ведь человека можно привлечь к Православию не только (и даже не столько) интеллектуальными изысками, сколько душевной открытостью и теплотой, питаемой светом Христовым.

Несмотря на все различия, общая атмосфера в Свято-Сергиевском приходе и настрой молящихся были те же, что и в екатеринбургском храме св. великомученика и целителя Пантелеимона. В своих проповедях о. Иоанн так же призывал быть более внимательными к своей духовной жизни, оставаться христианами и вне стен церкви, строить свою жизнь согласно Христовым заповедям.

В Свято-Сергиевском храме частыми гостями бывают русские православные священнослужители из разных стран Европы, Америки и России. Так, возвращаясь из поездки в Москву в связи с работой комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Московского Патриархата, Свято-Сергиевский приход в Будапеште посетил протоиерей Андрей Пап-ков, ключарь кафедрального собора Чикагско-Детройтской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В одно из воскресений он служил Литургию и после читал проповедь, в которой акцентировал внимание на особенно сложном положении русских православных людей, живущих за пределами России. О. Андрей так проникновенно говорил о том, как счастливы россияне, потому что живут в стране, где много православных храмов и основная масса людей - их единоверцы, что я действительно почувствовала, как мне повезло.

Как и в России, многие православные храмы заграницей находятся в трудном экономическом положении. Свято-Сергиевский приход в Будапеште очень мал; и хотя еще несколько лет назад были серьезные планы по строительству русского храма, теперь их пришлось отменить из-за судебных тяжб с Константинополем.

Православные храмы Вены

Несколько лучше в этом отношении положение храмов Венско-Австрийской епархии, епископы которой - Илларион, а с марта 2009 года Марк - стали временно управляющими Венгерской епархией (для меня первое время было очень непривычным и то, что в том месте Литургии, где мы молитвенно поминаем Владыку Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, в Будапештском храме поминали архиепископа Венского и Австрийского). В самой Вене, куда я неоднократно ездила для сбора материала для своей диссертации, есть два каменных русских православных собора: Свято-Николаевский Русский православный кафедральный собор и храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. История Русской Православной Церкви в Вене намного древнее, чем в Будапеште: годом ее учреждения официально признается 1762 год, хотя уже в 1725 году по ходатайству посланника при австрийском императорском дворе Ланчинского Петербург решил пересылать по сто рублей в год в Вену на священника.

В 1895 году на деньги, собранные как пожертвование, была сооружена существующая до сих пор церковь во имя св. праведного Лазаря в той части Центрального Кладбища в Вене, которая была отведена для погребения русских. Сбор средств был начат на строительство большого каменного храма, но смерть настоятеля не позволила осуществить этот замысел. Собранных им средств хватило лишь на небольшой кладбищенский храм, который содержался добровольными пожертвованиями. Основное участие в обеспечении церкви принимало Александро-Невское церковное попечительство, основанное при венском храме в 1902 г., которое также заботилось об устройстве «убежища для больных русских» и оказывало помощь нуждающимся.

Однако, уже в 1899 году в Вене, служившей местом стечения многих православных, был построен и большой каменный собор. Посол России князь А.Б. Лобанов-Ростовский поддержал идею строительства храма на территории, приобретенной в 1892 году у герцога Нассау, где уже стояло здание дворцового типа, построенного в стиле венского неоренессанса. В этом здании располагалось и располагается сейчас российское посольство. Император Александр III по представлению посла одобрил инициативу и к тому же лично пожертвовал двести тысяч рублей на строительство, другую половину в двести тысяч министр финансов И.А. Вышнеградский изыскал из правительственных средств. На внутреннее украшение храма принимались частные пожертвования. В октябре 1893 года по повелению императора Александра III и по благословению первенствующего члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви митрополита Палладия (Раева-Писарева) состоялась закладка православного кафедрального собора во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского. Храм был закончен всего через шесть лет и освящен в апреле 1899 года.

Сегодня Свято-Николаевский кафедральный собор выглядит словно картинка из красочного мультипликационного фильма. Его внешний облик выполнен в стиле русско-византийского зодчества XVI - XVII вв.: пятиглавие, шатровое завершение центрального объема, шестой купол над звонницей, горки кокошников в основании глав, галерея, опоясывающая здание, общее изобилие наружной декорации, многоцветие кирпичных стен, ковровых орнаментов черепицы, шатра и кровли. Собор имеет два престола: на верхнем этаже находится храм во имя свт. Николая, на нижнем - во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского. Внутреннее пространство верхнего храма имеет форму креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на четыре колонны из цветного мрамора, с богато орнаментированными капителями и напоминает византийские храмы. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас включает местный и праздничный ряды, все семнадцать икон на бронзовых досках написаны русскими художниками Н.А. Бруни и Н.Н. Харламовым в византийском стиле. Помимо традиционной иконы собор свт. Николая украшен витражами - образ свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время Второй мировой войны, а также образы в трех верхних окнах алтарной апсиды - Господь Вседержитель, Божия Матерь и св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, меньших размеров, освящена в память императора Александра III во имя его небесного покровителя св. блгв. вел. князя Александра Невского. Люстры храма, расписанные ажурным старославянским шрифтом, были подарены императором Николаем II.

Свято-Николаевский собор в Вене пережил две мировые войны, смену государственной власти, сложности в отношениях с Россией. Сегодня этот великолепный храм в центре столицы Австрии - большая христианская община, место молитвы многих сотен верующих, с регулярными богослужениями в субботу вечером и в воскресенье утром, а также в праздничные дни. При соборе действует воскресная школа для учащихся в возрасте от 4-х до 17-ти лет, регулярно проводятся и беседы со взрослыми, работает библиотека, есть большой хороший хор, издается приходской журнал «Правило веры». Один из священников собора свт. Николая середины XX в. архимандрит Арсений (Шиловский) писал: «Много трудностей, вытекающих из специфических особенностей окружающей нас жизни, стоят перед нами, но мы твердо верим, что все препятствия, стоящие на нашем пути, с Божией милостью нами будут преодолены. Залогом успеха является та моральная и материальная поддержка, которую мы получаем от Московской Патриархии... а также сознание того, что люди, посещающие наш храм, начинают постепенно сознавать, что в Православной Церкви имеется глубокая духовно-созидательная сила».

...С огромной радостью через год моего отсутствия я вернулась в наш храм во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. Стоя на Литургии, я снова и снова вспоминаю слова о. Андрея о том, что нам повезло жить в стране, где повсюду множество православных храмов и большая часть окружающих нас людей - православные христиане.

Использованы материалы интернет-сайтов:

• www.pravoslavie.ru
• Венгерской православной епархии http://www. orthodoxia.org/hungary
• Храма преподобного Сергия Радонежского (Будапешт) http://www. dudapest.orthodoxia.ru
• Кафедрального собора свт. Николая в Вене http://www.nikolsodor.org
• Храма во имя св. Лазаря Четверодневного (Вена) http://lasar4.at

Юлия Комлева, кандидат исторических наук

 

•27 •сентября• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс